Главная страница
Навигация по странице:

  • ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Социальная позиция в профессиональной деятельности: вожатство»

  • ФИО студента Шишкина Екатерина Романовна Направление подготовки

  • Группа ТУР-Б-01-З-2021-1 Москва 2022

  • Реферат. Социальная позиция в профессиональной деятельности вожатство. Что такое милосердие


    Скачать 46.02 Kb.
    НазваниеЧто такое милосердие
    АнкорРеферат
    Дата24.05.2022
    Размер46.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциальная позиция в профессиональной деятельности вожатство.docx
    ТипДокументы
    #547013




    Российский государственный социальный университет




    ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    по дисциплине «Социальная позиция в профессиональной деятельности: вожатство»

    Эссе на тему: «Что такое милосердие?»

    _____________________________________________________

    (тема практического задания)

    ФИО студента

    Шишкина Екатерина Романовна

    Направление подготовки

    Туризм (Комплексное туристское обслуживание и разработка турпродукта)

    Группа

    ТУР-Б-01-З-2021-1


    Москва 2022

    Оглавление


    Введение 2

    1.Понятие термина милосердия 4

    2.Историческое развитие милосердия 8

    3.Милосердие в различных культурных традициях 13

    Заключение 15



    Введение


    В современном российском обществе особую актуальность приобретает проблема нравственного воспитания личности. Страна пережила политические, экономические, социальные изменения, которые несомненно коснулись нравственной сферы. Резкое изменение социальных отношений привела к разрушению жизненных ценностей старшего поколения, и сейчас в стране практически отсутствует целенаправленная работа по формированию у подрастающего поколения нравственных ценностей. Поэтому они часто складываются стихийно, под влиянием различных факторов. При таких условиях нам представляется актуальным сосредоточить исследования на таких категориях как милосердие и доброта, ведь именно они способны усовершенствовать личность и внести гармонию в человеческих взаимоотношениях.

    Милосердие – одно из важнейших качеств человека, оно означает желание помочь тому, кто находится в сложной жизненной ситуации и нуждается в помощи.

    Я считаю, что милосердие в наше время – очень важное проявление человеческой души, потому что только взаимопомощь и поддержка помогают нам выжить в этом мире. Это чудесное качество нужно развивать в себе с раннего возраста. Человека, способного на бескорыстный поступок ради другого, можно назвать милосердным, несмотря на то, что последствия этого поступка могут негативно повлиять на него.

    Подтверждение моей мысли можно найти в тексте В.П. Астафьева. Автор-рассказчик в детстве совершил милосердный поступок, преодолев в себе страх и, несмотря на большой риск для собственной жизни, спас птиц, которым грозила серьезная опасность.

    Философское основание понимания сути понятия милосердия как важнейшей человеческой качества заложены еще в трудах Конфуция, Платона, Сенеки. Необходимость воспитания милосердия, человеколюбия отмечали в своих трудах Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др. Особый интерес представляет творчество мыслителей – Н.А. Бердяева и В.С. Соловьева , которые считали важными духовными проявлениями человека прощения вины, молитву за ближнего, бесконечную любовь к человеку. Сопоставление между собой принципов милосердия, доброжелательности, благотворительности, коллективизма, альтруизма позволило разнообразить ракурс и палитру оттенков анализа нравственных отношений, позволило выявить сферы жизнеспособности данных образований.

    Важным является также тот факт, что милосердие органично связано с различными проявлениями любви. В своей глубокой сущности любовь – это одна из самых высоких ценностей, проявляется в эмоционально насыщенном отношении к кому-то, в гармоничном общении и взаимодействии с ним. Она вполне захватывает индивида, делает его «Я» важным для другого индивида, для первого из них также становится ценностно значимым.

    Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании значения категории «милосердие» как ценности и фактора человеколюбия, показать роль и влияние милосердия на духовное и гуманистическое развитие личности.

    1. Понятие термина милосердия


    Понятие милосердия заключается в готовности и желании протянуть руку помощи. При этом неважно, какому именно человеку она нужна (преступнику, больному, обездоленному, неопрятному). Его краткое определение тесно связано с такими качествами как жертвенность, благость, эмпатия.

    В милосердии присутствует понятие жертвенности. Например, если миллионер дал нищему пару сотен рублей, это не будет считаться милосердным поступком. У миллионера ведь и так много денег. А вот если собственные деньги отдал человек, живущий на небольшую зарплату, это будет настоящим проявлением этого качества.

    Также стоит отметить, что доброта и милосердие – это схожие качества, но означают они немного разные вещи. Добрых людей на свете очень много. Они могут выслушать, словесно поддержать, даже посочувствовать.

    Милосердие же означает реальную помощь. Она выражается в конкретном деле или поступке. Милосердием иногда называют практическое применение человеческой доброты, проявление человечности.

    Если рассматривать схожесть милосердия и любви, то можно сказать, что многие считают любовь самым важным для человека качеством. По мере взросления становится ясно, что любовь не всегда бывает бескорыстной.

    О милосердии такого не скажешь, оно и подразумевает под собой отсутствие корысти или выгоды. Психологи уверены, что любовь и милосердие – совершенно разные чувства.

    Как пример, проблема милосердия отразилась и в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Наташа Ростова, которая вместе со своей семьей уезжала из Москвы, захваченной французами, отдала раненым людям подводы, предназначенные для перевозки вещей всей семьи Ростовых. Человеческие жизни незнакомых девушке людей стали для героини важнее собственных материальных ценностей. Наташа Ростова совершила по-настоящему милосердный поступок.

    В свою очередь милосердные люди обладают следующими качествами:

    - Анализируют чувства людей.

    - Умеют поставить себя на место другого человека.

    - Очень отзывчивы и внимательны.

    - Всегда предложат свою помощь, а не будут искать отговорки и более подходящие моменты.

    - Готовы проявить участие.

    - Часто благодарят людей (например, дворника, который убирает асфальт или кассира в супермаркете).

    - Дают людям выговориться.

    - Умеют слушать и слышать.

    - Не осуждают и не унижают людей, принимают их такими, какие они есть.

    Милосердность в обществе понимается как совершение бескорыстных добрых поступков, помощь каждому нуждающемуся.

    В религии качество обретает несколько иное значение. Для верующего забота о ближнем и есть проявление любви к Всевышнему. Ее проявляют к душе и телу человека.

    Заповедь любви провозглашается Иисусом Христом в ответ на обращенный к нему вопрос о высшем законе человеческой жизни. Она гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

    В христианской же заповеди любовь к богу и любовь к ближнему даны в единстве, и  в качестве «ближнего» указан не только соплеменник и сосед, или единоверец, а каждый человек, даже враг или гонитель. Заповедь любви стала фундаментальной, всеобъемлющей, непосредственно предполагающей и как все Моисеевы заповеди.  Любовь - единственный нравственный принцип, основной закон жизни человека.

      Заповедь любви указывает на то, милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. Милосердное поведение является выражением его совершенствования. Милосердие воплощено в участливом отношении к людям, при котором человек ограничивает себя, жертвует собой ради другого.

    Милосердие существенным образом проявляется в заботе, в прощение причиненного зла, в стремлении к примирению, в любви к врагам. Дж. Локк развивает мысль о согласии, милосердии  и снисхождении друг к другу: нельзя дурно обращаться с другими людьми только из-за того, что они не отказываются от собственного мнения. Милосердие здесь толкуется как терпимость к инакомыслию. На основе данной позиции Локк защищал веротерпимость. (Письма о веротерпимости 89-92 гг.).

    Милосердие предполагает некую способность, усилие воли, дар души. Оно осуществляется в дарении, т.е. в отдавании. Милосердие есть преодоление - себя как самости, своего стремления к покою и себя как обладателя благ, своего стремления к сбережению, своей жадности, - милосердие не просто, оно представляет собой трудную личную задачу.

    В милосердии, по существу, преодолевается обособленность людей, разделенной самим порядком общественной жизни и соединяются интересы индивидов. Милосердная любовь предполагает принятие интереса другого независимо от симпатий или антипатий, т.е. беспристрастно. Это отношение, в котором все уравниваются: я отношусь к данному человеку, так же как я бы относился к любому другому ближнему. Беспристрастность не означает одинаковости отношений – люди ведь различны, милосердие же должно относиться к каждому, но сообразно тому, в чем каждый нуждается.
    1. Историческое развитие милосердия


    Само милосердие возникло задолго до того, как люди придумали синтетическое понятие. Особое внимание в античном Риме уделялось благотворительной помощи и призрению осиротевших и покинутых детей, детей бедных родителей, которых много появилось на закате Римской империи. Эта помощь осуществлялась на государственном уровне. Одновременно с государственной благотворительностью существовала муниципальная. Самое старое благотворительное учреждение было основано при императоре Августе (30 год д. н. э. - 14 г. н. э.) Богатые горожане так же старались помочь людям, которые нуждались в пище, одежде. В обычае было устраивать общественные трапезы, раздавать деньги, одежду, пищу только тем согражданам, которые состояли в патриархальном родстве. Для богатых помощь бедным была обязанностью, а не добровольной акцией. Бедняки не просили помощи, они требовали её как своего законного права. Сам строй общества требовал благотворительной деятельности. Благотворительность в Древней Греции и Древнем Риме оформляется в институт вспомоществования бедным, попечения военных инвалидов, больных. Римляне давали военным земельные участки и назначали в их пользу часть добычи, а впоследствии - денежное содержание.

    Особое значение любви к ближнему подчеркивалось в древнеиндийской культуре. Во многих текстах милосердие и сострадание выделяются в ряду человеческих мотивов и противопоставляются  влечению, выгоде, славе и т.д. Однако при чтении о благодеяниях  индийских святых создается впечатление, что сами их нравственные подвиги были замечены и сохранены в людской памяти главным образом как аскеза, как средство восхождения к блаженству.  

    В древнекитайской цивилизации, насчитывающей около трех тысячелетий, любовь к ближнему, взаимоуважение и поддержка были важнейшими нравственными заповедями. Это входило у древних китайцев в понятия «гуманность (Жень), справедливость и долг», разработанных великим китайским мыслителем Конфуцием. Они органически входили в китайскую этическую систему «пяти постоянств», обозначавших гуманные отношения между ближними: «отцовская любовь, сыновняя почтительность, дружественное отношение старшего брата к младшему, почтительное отношение младшего брата к старшему, согласие между супругами».

    У древних египтян существовало представление о милосердии как бескорыстии и вспомоществовании нуждающимся. Письменные источники Древнего Египта донесли до нас слова вельможи Пиопинахта: «Я давал хлеб голодному, одевал нагого», а в «Поучении Птахотепа» говорится - «Не буду алчен по отношению к родичам своим, мольбы кротких могущественнее силы».

    Пророки VII веке до н. э. Амос и Осия, о которых, говорится в соответствующих книгах Ветхого Завета, были основателями этики человечности в иудаизме. Анализ библейских текстов и ветхозаветной традиции показывает, что уже в начале второго тысячелетия до н. э. евреи, как и многие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, имели представление о благотворительности. У них существовали нравственные нормы необходимости сочувствия ближнему, оказания ему нравственной и материальной поддержки. Благотворительность является одним из основных предписаний иудаизма. Ветхий Завет содержит несколько законов, предусматривающих своего рода налогообложение в пользу бедных. В них подчеркивается необходимость не забывать о нуждающихся в праздничные дни, не забывать о бедняках и пришельцах, поскольку сами евреи, исходя из Египта, нуждались в помощи.

    В Древней Руси доброта, добродетель также проявлялась как покровительство более сильного слабому. В семейных отношениях требовалось уважение к родителям и любовь к младшим и ровесникам. Зачатки милосердия на данном этапе развития общества имелись, но они предполагали наличие сильного и слабого.

    С приходом в общественную жизнь христианства взгляд на человека изменился. Считается, что все религии основаны на идее человеколюбия, но христианство единственная, ставящая человека в центр мироздания, тем самым дающая начало гуманистическим традициям.

    Владимир Мономах в своём "Поучении" анализирует подход христианства к человеку. Мотивом милосердия, по его мнению, является "бого боязнь и упование на Его милость", а проявлениями - помощь убогим, почтение духовных служителей и любовь к ровесникам и старшим.

    Другой богослужитель Максим Грек в "Послании о фортуне" глубже раскрывает сущность милосердия, он затрагивает такую сторону как деятельность, отмечает, что сочувствия и пожелания добра человеку недостаточно, необходимо помогать ему, поддерживать в трудную минуту не только словом, но и делом.

    Первые христиане организовали помощь нуждающимся на дому. Каждая отдельная община являлась единым попечительным органом. В книге Деяний и в 1 послании: к Тимофею есть указание на «вдовиц», посвящающих себя молитвам и христианской благотворительности. Первые христиане раздавали хлеб нуждающимся, принимали спасавшихся бегством изгнанников, не спрашивая, откуда они являлись, и не интересуясь их национальностью, социальным положением и поведением.

    Идеи милосердия, сострадания и помощи неимущим вошло органической частью в вероучение ислама. В Исламе у милосердия имеется более глубокое значение, породившее важную черту в жизни каждого мусульманина, за проявление которой он вознаграждается Богом. В исламе милость и милосердие рассматриваются как важнейшие качества - атрибуты самого бога. Эти качества указаны во фразе, произносимой в начале 113 сур Корана: «Во имя Бога, Милостивого, Милосердного». «Ваш Господь предписал Себе быть Милосердным, и если кто из вас сотворит зло по своему невежеству, а затем раскается и исправит (свое поведение), то ведь Он – Прощающий, Милосердный».

    Главная вероучительная книга ислама - Коран требует от мусульман проявлять милосердие по отношению ко всем слабым, беззащитным, нуждающимся в помощи,- к рабам, старикам, сиротам, путникам, должникам. В Коране  предусмотрена целая система мер, приучающих человека делиться даже самым необходимым с теми, кто оказался в затруднительном положении — начиная от доброхотного подаяния до ежегодного «очистительного налога» на имущество правоверных, сборы от которого идут в фонд поддержки нуждающихся. На протяжении столетий религиозные общины, а в исламских государствах и соответствующие чиновники строго следили за исполнением этих предписаний.

    В средневековый период человек перестал являться общественной и духовной ценностью, несмотря на то, что церковь имела большое влияние на формирование общественных норм.

    Важнейшим требованием к добродетели, по Бернару Клервоскому, было удаление человека от мира, то есть от людей. Также требованиями являлись: презрение к миру, потребностям человека, к телу, к радостям и наслаждениям, к земному, приходящему счастью, к богатству и славе. Общество способствовало пробуждению агрессии: это проявлялось в многочисленных войнах - междоусобицах, в рабовладельчестве. Оказание помощи человеку порождало долг, то есть человек, принявший помощь, должен был помнить о долге помощнику.

    Постепенно общественные ценности менялись, что привело к переходу в эпоху Ренесанса (Возрождения). Отличительной чертой, которой стало признание интересов и прав человека. Возникло такое понятие как гуманизм, центром которого является человек. В отличие от средневековых взглядов, которые определяли человека как существо низкое, нуждающееся в постоянном страдании, дабы повысить свой духовный уровень, эпоха Возрождения провозглашала человека, только что родившегося, уже достойным уважения как личность, но нуждающимся в развитии способностей. Изменились общественные нормы и правила поведения. Духовное совершенствование общества требовало создания определенных правил, которым следовало бы общество и отдельные люди. Таким образом, духовные требования стали правами и обязанностями человека, правилами и нормами поведения, закреплёнными на бумаге.

    В эпоху становления буржуазного строя, после Великой французской революции обострилась борьба против "фальшивого христианского милосердия". Специальным декретом милостыня была объявлена проступком, поэтому всяческая благотворительная деятельность была запрещена.

    На более поздних этапах развития буржуазного строя филантропия снова стала в почёте у буржуазии - благотворительность как облагодетельствование униженных и оскорблённых буржуазией.  Сначала владельцы мануфактур лишают людей работы, а потом пытаются им помочь подаянием.

    Во взаимоотношениях людей в эпоху буржуазного строя большое значение имело положение человека в обществе. Отношения высших классов между собой не носили оттенка гуманности, большую роль во взаимопомощи играли деньги. Альтруизм не был присущ людям того времени. Люди же низших сословий напротив проявляли заботу друг о друге и старались оказывать поддержку.

    1. Милосердие в различных культурных традициях


    Проявлением высокой нравственности и духовности явилось движение общинных сестер милосердия, возникшее в середине XIX века в России.

    Начало ему было положено великой княгиней Александрой Николаевной и принцессой Тирезией Ольденбурской, которые в 1844 г. в Петербурге основали первую в России общину сестер милосердия, названную Свято-Троицкой. В Москве подобная община была организована княгиней С.С. Щербатовой и доктором Ф.П. Гааз в 1848 г.

    Сестры милосердия, участвовавшие в Крымской войне,  самоотверженным трудом и безупречным поведением заслужили всеобщее уважение и признательность. Н.И. Пирогов дал высокую оценку трудолюбию, самоотверженности и большому нравственному влиянию, которые оказывали сестры милосердия на воинов. Исторический почин  сестер милосердия Никольской  и Крестовоздвиженской общин по оказанию помощи раненным в действующей армии оказал огромное влияние на дальнейшее развитие военно-медицинского дела во всем мире. Уже во время Крымской войны по примеру русских женщин в английских войсках появилась группа сестер милосердия во главе с Флоренс Найтингейл, имя которой стало символом международного милосердия.

    Сестры милосердия работали так же и в тюремной больнице (община под названием «Утоли моя печали»).

    Сестры милосердия, приняв решение  вступить в члены общины, брали на себя тяжелый труд и высокую нравственную ответственность. Это была особая форма подвижничества, выдержать которую могли только сильные духом. Вся жизнь сестер милосердия была в нескончаемом труде и заботах. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения. Однако устав не позволял ни для кого делать никакой скидки, да никто и не стремился к привилегиям, все с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени и лишения и опасности фронтовой жизни.

    Доброта одного человека слаба, помноженная на миллионы, она приобретает огромную силу. Иллюстрацией этой мысли является деятельность Красного Креста. По инициативе Андри Дюнана в 1863 г. была создана международная организация помощи раненным, переименованная в 1876 г. в Международный комитет Красного Креста. В 1864 г. состоявшаяся в Женеве дипломатическая конференция выработала конвенцию об улучшении участи раненых во время войны, положенная в основу деятельности Красного Креста.

    Прообраз Красного Креста был в России  с 1814 г. – Александровский комитет о раненых, существовавший исключительно на благотворительные пожертвования, оказывавший помощь десяткам тысяч раненных воинов и их семьям. 

    В соответствии с рекомендациями международной конвенции в России в 1867 г. было создано Российской общество попечения о раненных и больных войнах, переименованное в 1867 г. в Российское Общество Красного Креста (РОКК). Русский Красный Крест оказывал помощь жертвам войны, пострадавшим от стихийных бедствий: землетрясений, неурожаев, эпидемий.

    После Октябрьской революции гуманные традиции Российского Красного Креста продолжал созданный по инициативе В.И. Ленина Пролетарский Красный Крест, сыгравший большую роль в деле организации медицинской службы в красной Армии и становлении системы здравоохранения.

    Особенно больших масштабов достигла деятельность Красного Креста во время Великой Отечественной войны, которая стала суровым испытанием для советского народа. Тогда с особой силой проявились гуманизм и  милосердие. На полях сражений помогали раненым свыше 800 тыс. медицинских сестер и сандружинниц.

    Заключение


    Подводя итоги, подчеркиваю, что милосердие является общечеловеческой ценностью, имеющими глубокий нравственный и гуманистический смысл, связанный со становлением духовности человека. В милосердии, по существу, преодолевается обособленность людей, соединяются интересы индивидов.  Милосердие должно быть  деятельным и проявляется в заботе, в прощение причиненного зла, в стремлении к примирению, в любви к врагам.

    Милосердная практика возникла задолго до появления организованных религиозных и государственных структур, а с появлением последних стала одним из важнейших направлений их социальной политики, направленной на обеспечение стабильности общественных структур, предотвращение социальных конфликтов. Милосердие закреплено в канонах и заповедях всех религий. Милосердие  всегда была одной из самых важных сфер деятельности религиозных организаций различных направлений. Христианством (православием, католицизмом, протестантизмом), мусульманством, иудаизмом и другими конфессиями накоплен громадный опыт милосердия, исчисляемый многими веками.

    Сегодня милосердие – это помощь нуждающимся, формы этой помощи могут быть очень разнообразными. Это и призрение осиротевших детей, и опека над инвалидами и престарелыми, помощь многодетным семьям и др.

    Отрадно заметить, что в России образуются новые и воссоздаются исторические российские общества милосердия, где молодые люди помогают одиноким старикам и инвалидам, где помощь нуждающимся является не повинностью, а потребностью души. Милосердие имеет огромное воспитательное значение, потому что способствует формированию в людях чувств благородства, душевной щедрости и солидарности, поднимает в них творческую активность, делает их настоящими гражданами отечества.


    написать администратору сайта