Главная страница
Навигация по странице:

  • Общая характеристика

  • Земельные отношения.

  • Торговля.

  • Средневековье

  • 2.

  • 3.

  • 4.

  • Разделение труда

  • 6.

  • Экономические идеи Ник

  • Курсовая по программированию. Экономика_презентация. Кодекс законов, созданный около 1755 года до н е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий


    Скачать 33.17 Kb.
    НазваниеКодекс законов, созданный около 1755 года до н е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий
    АнкорКурсовая по программированию
    Дата05.10.2022
    Размер33.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭкономика_презентация.docx
    ТипКодекс
    #714345

    Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий.

    Общая характеристика


    Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

    В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии.

    Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

    • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.

    • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.

    • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (семейный кодекс).

    • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (криминальный кодекс).

    • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

    Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.
    Законы Хаммурапи представляют собой вершину развития клинописного права древней Месопотамии и первый в истории человечества чисто светский законодательный памятник, то есть начало писаного права в точном смысле этого слова. В отличие от большинства других древних памятников права для Законов характерны практически полное отсутствие сакрально-религиозной мотивировки отдельных законодательных положений и чёткое отделение правовых моментов от религиозно-этических. Культовые и обрядовые моменты затрагиваются только в неюридических частях сборника — прологе и эпилоге, хотя в собственно законодательной части содержится правовое регулирование многих аспектов культовой жизни, включая личные и имущественные права жриц, охрану имущества вавилонских храмов, клятвы и т. д.

    Целью составления Законов Хаммурапи являлась крупная реформа существовавшего правопорядка. Построенные на использовании предшествующей правовой традиции древнего Двуречья, включая как обычное право, так и царское законодательство, Законы Хаммурапи являются первой значительной попыткой унификации права по своеобразным принципам, стоящим на высоте требований своей эпохи и последовательно проведённым по целому ряду институтов. Законы в целом представляют собой чрезвычайно продуманную и оригинальную систему права, являвшуюся передовой для своего времени. Введение Законов преследовало не столько создание нового права, сколько сохранение имевшейся правовой системы с внесением в неё уточнений в соответствии с изменившимися социально-экономическими условиями; этим объясняется то обстоятельство, что регулирование ряда устоявшихся отношений (водное орошение, налоги и повинности, ряд вопросов собственности) было предоставлено обычаю и поэтому не нашло своего отражения в тексте свода.
    Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.
    Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.
    Земельные отношения.

    В «Законах» рассматривается государственное хозяйство, которое состояло во времена Хаммурапи из дворцовых и храмовых земель ― и те, и другие включали земельные наделы. В этом документе появляются юридические лица ― «дворец» и «храм». В «Законах» упоминается государственная земля ― другой земли, кроме выделенной в такие наделы, в этом документе не упоминается. Следует также отметить, что движимое имущество и рабы дворца отличаются в документе от рабов частных лиц. Вероятно, дворцовая земля сводилась к учреждениям с людьми (в том числе рабами) и движимостью, а остальные государственные земли раздавались в держание. В действительности земля продавалась крайне редко ― это следует из того незначительного внимания, которое в этом документе уделяется юридическим аспектам продажи земли. Таким образом, «Законы» уделяют пристальное внимание аренде земли как наиболее распространенной практике экономических отношений с земельными угодьями.

    Торговля.

    Хаммурапи в своих Законах отметил факт ликвидации крупной частной торговли — по Законам Хаммурапи купцы были обязаны или расстаться со своим занятием, или стать государственными служащими — поступить со своим капиталом и товарами на государственную службу. Такой купец, (состоящий на торговой службе), должен был сбывать государственный товар и отдавать государству прибыль, за что такие купцы получали привилегию осуществлять самостоятельную, частную торговлю. На практике государственная и частная торговля могли совмещаться, и продав доверенные ему государством товары, купец должен был соответствующую часть прибыли передать государству, а остаток присвоить себе. Более того, именно эти люди собирали налоги. Их называли «тамкар», в «Законах» используется в контексте «человек, вкладывающий капитал в торговые и ростовщические предприятия». И именно под этим именем купцы-тамкары, как отмечено выше, были обращены государством в государственных агентов.

    Анализ Законов Хаммурапи показывает, что отношения, связанные с частной собственностью в обществе Месопотамии не были главным элементом экономической и общественной системы. Для общества Месопотамии и экономического мышления Законов Хаммурапи было присуще стремление ограничить роль влияния крупного частного капитала и землевладения и поставить тех и других зависимости от централизованного контроля. По отношению к крестьянам, работавшим на государственной земле, именно государство создавало альтернативу частному землевладению и сделкам с землей.

    Законы Хаммурапи относятся к той эпохе, когда в общественной структуре Месопотамии росло имущественное неравенство между мелкими и крупными землевладельцами, а также населением и крупными торговцами. Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений способствовало разложению традиционных патриархально-клановых связей и привело к появлению богатых и бедных, имущих и малоимущих. Бедные общинники лишались имущества переходили в батраки, государственные наемники или продавались в рабство. Однако сформировавшееся государство Междуречья и его административный аппарат видели в разбогатевших частных собственниках земли и капитала социальных паразитов и предпринимали все, что от них зависело, чтобы уменьшить роль крупных частных землевладельцев и торговцев в общественной и экономической жизни Месопотамии и препятствовать их деятельности. Именно в таком контексте следует рассматривать значение Законов Хаммурапи и их вклад в экономическую мысль Древнего Востока.

    Гуань-цзы


    Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат "Гуань-цзы", принадлежащий перу неизвестных авторов. Он относится к IV-III в. до н.э. В нем достаточно глубоко для своего времени разработана целая система государственного регулирования хозяйства.

    Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий ит.д.

    Авторы трактата не стремились лимитировать действие товарно-денежных отношений, а, изучив их, предлагали использовать при создании достаточно интересного механизма стабилизации хозяйства. В трактате остро ставилась проблема о защите народного хозяйства от рыночной стихии выравниванием товарных цен.

    Важнейшим условием стабилизации экономики является усиление роли земледелия, а также создание государством постоянных хлебохранилищ (однако ни ремесло, ни торговля не считались "бесплодными", как полагали легисты).

    Для крестьян во время земледельческих работ, более гибкой должна стать податная система: уровень налогообложения должен исходить из плодородия земли, т.е. речь идёт о создании в условиях Древнего Китая земельного кадастра. "Гуань-цзы" предлагал ввести количественные нормы повинностей и изменять их, исходя из ситуации в стране. В трактате есть и идея построения государственных финансов без прямых налогов. Для этого следует заменить налоговые поступления в казну эксплуатацией природных ресурсов в виде акцизов. "Гуань-цзы" советует "взять в казну горы и моря". Трактат ставил перед государством одно важное условие — регулировать цены одинаково во всей стране и пресечь "возможность перехода контроля над ценами в руки торговцев, спекулянтов и пр.".

    "Гуань-цзы" выдвинул "принцип уравновешивания хозяйства". Для этого в руках правителя должно накапливаться до 1/2 всего хлеба, и он "управляет средствами потребления, регулирует их избыток и концентрирует их недостатки". Государство должно накапливать фонды в период дешевизны продуктов и пускать их в товарооборот в период дороговизны, получая в казну больше прибыли. Для аккумуляции продовольствия и продуктов государство делает товарные закупки на дешёвом рынке.

    Трактат "Гуань-цзы" сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая. Были выдвинуты плодотворные идеи о возможности количественного анализа экономических явлений, выработки нормативов для организации натурального хозяйства. Авторы трактата установили не только противоположное движение цены товаров и денег, но и предлагали применить для стабилизации хозяйства нормируемую эмиссию денежных знаков.

    Столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни: стремление сохранить патриархально-общинные начала, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения— с другой, борьба стоявших за ними классов длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства.

    Древняя Греция

    Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

    Объектом их исследования были такие экономические явления, как обмен, деньги, цена, торговля, прибыль, ссудный процент. Все это отражало характерные черты социально-экономического устройства древнего мира.

    Ксенофонт (430-355 г.г.г до н.э.) Работы «Домострой», «О доходах». «Домострой» подготовлена как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Основные идеи:

    - естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов;

    - любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способом обмениваться на другой товар (меновая стоимость);

    - ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

    Платон (428-347 г.г. до н.э.) – крупный философ и общественный деятель, в то же время в его сочинениях рассматривались и экономические проблемы. Наиболее известна работа – «Государство». Основные положения сводились к следующим:

    - ключевая идея идеального общественного устройства – идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлены;

    - справедливость - цельная добродетель, объединяющая мудрость, мужество и просветленное состояние и представляющая их равноправие;

    - характеристики идеального государства – уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственная регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

    В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3)землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включились ни в одно из этих условий, они приравнивались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества.

    Платон разработал программу выхода из кризиса рабовладельческого строя и его стабилизации:

    - требовал возврата к натуральному хозяйству;

    - ликвидации полисной демократии;

    - ограничения прав свободного населения.

    Наибольший вклад в развитии экономической мысли Древней Греции внёс Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), он был учеником Платона, воспитателем А.Македонского.

    Заслугой Аристотеля является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, положив начало экономическому анализу.

    Центральное место в экономической концепции Аристотеля занимает проблема рабства, которое он рассматривал как явление естественное и оно всегда должно быть основой производства.

    Основная работа – «Политика», ключевые положения которой следующие:

    - обязательное наличие частной собственности;

    - все виды деятельности разделены на две группы – экономию – изучение естественных явлений, связанных с производством потребительских стоимостей, в том числе и мелкая торговля, необходимая для удовлетворения потребностей людей; и хремастику – изучение противоестественных, с точки зрения Аристотеля, явлений, связанных с накоплением денег, крупная торговля. Им соответствует два вида богатства: как совокупность потребительных стоимостей и как накопление денег или как совокупность меновых стоимостей.

    Первый вид богатства – естественной, так оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями.

    Второй – противоестественный, так как возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются:

    - деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). По Аристотелю, деньги стадии «всеобщим средством обмена» в результате соглашения;

    - человек не может жить вне общества и государства, поэтому государство превыше семьи и личности. Граждане должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

    Отметим, что с течением времени термин хремастика не прижился, а под экономикой стали понимать науку о богатстве, обмене и деньгах.

    Средневековье

    Экономические идеи святого Фомы Аквинского(1225-1274 г.г.):

    1. Справедливая цена:


    Наиболее важным вкладом Фомы Аквинского была «справедливая цена». Эта доктрина была основана на концепции стоимости. Он признавал полезность времени и места. Просто цена была связана с полезностью или полезностью товара. Однако считалось, что точное определение цены невозможно.

    Однако справедливая цена была подвержена колебаниям из-за колебаний рынка. Можно было назначить высокую цену либо потому, что он каким-то образом улучшил товар, либо из-за риска, на который он пошел, перевозя его из одного места в другое. Следовательно, взимание более высокой цены было оправдано, если продавец мог понести убытки.

    Средневековая школа считала, что стоимость должна быть равна затратам, включая затраты на рабочую силу. Продажа бракованной вещи считалась мошенничеством. Короче говоря, ценность была абсолютной и основывалась на стоимости. Установленная таким образом стоимость не была рыночной ценой и не зависела от оценки покупателя или продавца. ‘Справедливая цена" была аналогична нынешней "справедливой стоимости". Таким образом, Фома Аквинский различал "справедливую цену" и "рыночную цену". Справедливая цена была определена законом.

    2. Ростовщичество:


    Одалживание денег для увеличения богатства считалось наихудшей формой зарабатывания денег. Подобно евреям, средневековая церковь отцов также запрещала брать проценты. Высокая процентная ставка рассматривалась как эксплуатация бедных, поскольку отсутствовали возможности для выгодного вложения капитала. Но кредитор имел право на компенсацию, если основная сумма не была возвращена в установленный срок.

    Несколько факторов были ответственны за их веру против ростовщичества. В основном аргумент Аристотеля повлиял на Аквинского, чтобы осудить ростовщичество. Ростовщичество было осуждено Аристотелем, потому что он считал деньги бесплодными. Фома Аквинский использовал доктрину римского права.

    Согласно этому, товары были двух видов: потребляемые и непотребляемые, то есть товары, которые не потреблялись в процессе использования. Он поместил деньги в первую категорию и заявил, что “требовать проценты в дополнение к возврату кредита означало искать неестественную и несправедливую выгоду”. Раннее осуждение ростовщичества основывалось на авторитете Библии и доктрины Аристотеля. В руках Фомы Аквинского возражение против ростовщичества стало гораздо более глубоким.

    3. Собственность:


    Святой Аквинский следовал Аристотелю в отношении частной собственности. Существует два взгляда, во-первых, на силу приобретения, а во-вторых, на способ ее расходования. Сила приобретения собственности дает права на личность. Частная собственность ведет к увеличению производства богатства.

    Способ использования собственности был гораздо важнее, чем право собственности. Согласно Аквинскому, имущество – частная собственность, которая была приобретена законным путем, должна быть распределена среди как можно большего числа людей, а также для поддержки бедных.

    4. Торговля:


    Торговля считалась противоестественной, и для него это означало падение из состояния благодати. Но все же он признавал это необходимым злом и считал его законным. Аквинский утверждал, что сам Бог допустил, что в мире должна быть торговля, поскольку он по-разному распределил ресурсы между разными странами.

    Однако торговля должна вестись только на благо общества. Торговые гильдии разработали правила для борьбы с мошеннической коммерческой практикой. Торговцы не должны превращать средство в цель, продавая вещи, которые он покупает, за ненормальную прибыль. Спекулянты и посредники также были осуждены.
    1. Разделение труда:


    Разделение труда было признано необходимым условием эффективного осуществления экономической деятельности. Эта школа считала любую профессию необходимой и благородной при условии, что она вела к государственной службе.

    6. Экономические функции государства:


    Государство рассматривалось как большая частная экономика, к которой применялась идея независимой внутренней экономики. Основным источником дохода государства были поместья, которые включали в себя зарытые сокровища, возвращение собственности королю в отсутствие ее владельца и т. Д. Налогов в современном смысле в те дни не существовало.

    Государство должно было выполнять следующие функции: “поддержание населения и обеспечение бедных, создание безопасных и бесплатных дорог” . Особое внимание также уделялось системе мер и весов и специальной чеканке монет.

    Аквинат считал, что за деньги король может покупать еду для своих подданных во время войны. Король обладал полным денежно-кредитным контролем, и было принято много законов, предотвращающих подделку и обрезку. Обращение иностранных монет было запрещено.

    Вывод:


    В целом, святой Фома Аквинский произвел большое впечатление на экономическую мысль. Он систематизировал идеи и внес в них определенные улучшения. Его идеи о частной собственности, торговле, заработной плате, разделении труда, ростовщичестве и т. Д. Были Значительно улучшены по сравнению с идеями его предшественников, и его теория "справедливой цены" была определенным вкладом, который он внес в экономическую мысль.

    Экономические идеи Николая Ореме:


    Орем (до 1330 - 1382 г.г.) был выдающимся средневековым мыслителем, и его трактат “О первом изобретении денег” содержал различные элементы современной экономической мысли. Он больше концентрировался на денежных аспектах экономики, и это было связано с доминированием денег в обменных операциях средневекового общества.

    В средние века произошли большие изменения, связанные с заменой бартера денежным обменом. В своей книге он дал подробное описание происхождения денег и перечислил качества хороших денег. Он был сторонником биметаллизма и, следовательно, выступал за использование как серебра, так и золота в качестве денежного материала.

    Он подчеркнул, что ценность денег должна быть получена из стоимости денежного материала или товара. Он признал, что право чеканки монет должно принадлежать королю, действующему от имени общества, и он не имеет права вмешиваться в богатство своих подданных, изменяя пропорцию, вес денег (материала).

    Выгода, полученная от унижения, хуже, чем ростовщичество. Таким образом, обесценивание является скрытым налогом, который приводит к нарушению торговли и обнищанию. Таким образом, Ореме предвосхитил закон Грэшема о плохих деньгах, когда он заявил, что “несмотря на все меры предосторожности, они (золото и серебро) отправляются туда, где их рейтинг выше”.

    Вывод:


    Историки окрестили средневековый период “Темными веками”. Однако этот период имеет большое значение в эволюции экономической мысли. По словам Хейни, это был “период приспособления и слияния” и “период переходов”.

    Именно в этот период индивидуализм и материализм римлян, идеализм христиан, демократический индивидуализм германцев, ограниченный индивидуализм Аристотеля — все это было объединено и сплавлено этой школой людей в “последовательный свод логических правил, касающихся прав и обязанностей классов людей и формы и функции государственного управления”.

    Это был “переходный период”, потому что в этот период домашнее хозяйство было заменено натуральным хозяйством, сельское хозяйство - промышленниками, а торговля и рабство - крепостным правом и свободным трудом. Вся экономическая философия Средневековья может быть сведена к доктрине справедливой цены, которая была направлена на защиту покупателей от эксплуатации.


    написать администратору сайта