Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнила: Корпейко Арина ученица 7 класса руководитель: Вахрушева Т.И. учитель технологии Алейск-2019

  • Приложения Введение

  • Проблемная ситуация: такую одежду нельзя купить ни в одном магазине, её шьют только по специальному заказу.Итак, моя цель

  • Основная часть 1.1. История и современность

  • 1.4. Выбор материалов для отделки Праздничный сарафан

  • 1.6. Техника безопасности при шитье Опасности в работе: Повреждение пальцев иглой. Попадание волос или краев одежды во вращающиес

  • Что нельзя делать во время работы

  • Что нужно сделать по окончании работы: Выключить машину. Убрать рабочее место. 1.7. Технология изготовления сарафана

  • Пошив сарафана Подготовка к первой примерке

  • Обработка горловины: обработать вырез горловины косой бейкой, настрочив по лицевой стороне на 1 – 2 мм от сгиба, проутюжить. Обработка проймы

  • Проведение второй примерки: определить окончательную длину изделия. Обработка нижнего среза

  • Выполнение ВТО: отутюжить готовое изделие.1.8. Экономическое обоснование

  • Название материалов Количество Цена Сумма

  • Итого: 735

  • 1.9. Экологическое обоснование

  • 4. Список литературы

  • Работа. что за чудосарафан


    Скачать 0.63 Mb.
    Названиечто за чудосарафан
    АнкорРабота
    Дата25.03.2022
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла0009c814-f25bbc25.doc
    ТипРеферат
    #416214

    Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    «Алейская общеобразовательная школа-интернат»

    Творческий проект

    «ЧТО ЗА ЧУДО-САРАФАН»




    Выполнила: Корпейко Арина

    ученица 7 класса

    руководитель:

    Вахрушева Т.И.

    учитель технологии

    Алейск-2019

    Содержание

    Введение 3

    1. Основная часть 4

    1.1. История появления первых сарафанов 4

    1.2. Выбор модели 5

    1.3. Выбор ткани 5

    1.4. Выбор отделки 6

    1.5. Выбор оборудования 6

    1.6. Техника безопасности при шитье 6

    1.7. Технология изготовления сарафана 6

    1.8. Экономическое обоснование 7

    1.9. Экологическое обоснование 8

    2. Реклама изделия 8

    3. Заключение 8

    4. Список литературы 9

    Приложения

    Введение
    С 5 класса я работаю над проектами, которые отражают мои творческие способности, «полёт» фантазии. Тема проекта выбирается такая, чтобы была польза и для окружающих, и чтобы проявить свои умения, приобретенные на уроках технологии. Этот год не стал исключением.

    На уроках по швейному делу мы знакомились с русским сарафаном. В нашей школе часто проходят различные мероприятия, праздники «Осени», «Масленицы», «Пасхи», «Ярмарки». Чтобы они были яркими, артистам, действующим лицам, необходимы соответствующие красивые и современные костюмы, отражающие их характер, подчеркивающие сценический образ. И у меня возникла идея изготовить на уроках технологии своими силами изделие для выступлений, которое получилось бы красивым и интересным. Тематика народного костюма была всегда интересна, ведь в нем заложена сама мудрость нашего народа. Костюм и его элементы могут рассказать, чем и как жили наши предки, что ценили, какие тайны, и традиции у них были. Это очень увлекательно! Оказывается, праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери.

    Мой проект поможет окунуться в мир плечевых изделий в народном костюме.

    Работая над этим проектом, я глубже познакомлюсь с историей русского народного костюма, узнаю, какие существуют разновидности сарафанов, их значение и символику, традиции, связанные с сарафаном, постараюсь проявить свои творческие способности и умения в рамках уроков технологии.

    Проблемная ситуация:

    такую одежду нельзя купить ни в одном магазине, её шьют только по специальному заказу.

    Итак, моя цель – разработать и сшить своими руками сценический костюм в русском стиле, в котором будет вдвойне приятно выступать на концертах и праздниках.

    В процессе выполнения проектной работы я ставлю перед собой следующие задачи:

    • узнать, когда появились первые сарафаны;

    • выявить композиционно-конструктивные особенности для использования первоисточника в творческой деятельности при создании сценического костюма;

    • исследовать ткани для пошива сарафана;

    • подобрать отделку, сочетающуюся по фактуре и цвету;

    • описать процесс изготовления сарафана;

    • совершенствовать умения при работе с тканью.

    Результат проекта – русский народный сарафан (сценический костюм).

    Определила для себя, в какой последовательности буду выполнять проект.


    Итак, имея проблему изготовить русский народный сарафан, я заинтересовалась историей его происхождения.


    1. Основная часть


    1.1. История и современность

    Каждый человек может совершать путешествия во времени. Достаточно выбрать какой-нибудь обычный предмет и задуматься. Откуда он к нам пришёл и как он выглядел сто или двести лет назад.

    Сарафан – собирательный термин, которым называют длинную распашную или глухую горничную одежду на плечиках или пришивных лямках. Предположительно слово „сарафан“ произошло от иранского „sarapa“ – одетый с головы до ног. Первые упоминания об этом типе одежды в русских источниках относятся приблизительно к 1376 году, где о сарафане, сарафанце говорится как о мужской плечевой распашной узкоскроенной одежде с длинными рукавами.

    В качестве женской (девичьей) одежды сарафан стал повсеместно известен в России начиная с XVII в. Тогда он представлял собой цельное глухое платье с рукавами или без рукавов, надевавшееся через голову. Сарафан на лямках стал известен только после XVII в. Эта одежда была наиболее характерной для северных и центральных губерний, со временем она проникла и в Сибирь, а так же в другие губернии России, вытесняя традиционные для них. Уже в конце XVIII века она называлась в России русским национальным костюмом. Сарафан носили не только крестьянки, но и городские мещанки, купчихи и другие группы населения. Девушка на выданье обязана была иметь в составе приданого до десяти будничных сарафанов, включая косоклинные. Их хватало лет на десять. Дети в Древней Руси носили более простую одежду. Как правило, это были простые свободные рубахи.

    Во второй половине XIX века сарафан получил широкое распространение как модный девичий костюм. Формы и стили изготовления сарафанов менялись из века в век, с севера на юг, от крестьянки до дворянки. Сарафаны на каждый день шили из дешевого синего холста. Свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета. С течением времени сарафан изменялся, наряду с сарафанами на лямках стали шить сарафаны с округлой проймой.

    Рукава могли быть съёмной деталью – тогда они временно привязывались, пристёгивались или пришивались к плечевой части. По костюму можно было определить общественное и семейное положение. Отделка сарафана часто служила не только украшением, но и оберегала от зла. Женский костюм вводит нас в особый мир – мир хранительницы семейного очага, обычаев предков. Роль женщины в доме считалась очень важной, её простым хозяйственным делам придавался магический смысл. Праздничные сарафаны создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери.

    Во времена царствования Николая I сарафан вошел в женскую придворную парадную одежду и существовал при дворе до 1917 года.

    За время своего существования национальный русский костюм практически не менялся. Понятия моды было менее переменчивым, чем сейчас, поэтом один и тот же фасон могли носить несколько поколений одной семьи. Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие дизайнеры используют его детали при создании современных нарядов. Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой моднице. Платья в русском стиле должны быть сдержанными, ведь вульгарность, короткие юбки и слишком глубокое декольте тут просто неуместны. Одной из главных ценностей наших предков была целомудренность. Девушки должны были одеваться скромно и сдержанно, не выставляя напоказ свое тело. Современные наряды в русском этническом стиле создаются по тому же принципу.

    Но существует ещё область, неразрывно связанная с народным искусством – это сценический костюм, который украшает танцевальные и вокальные номера фольклорных коллективов, демонстрируя нам всю красоту и колорит русской одежды.
    1.2. Выбор модели

    Передо мной стоял непростой выбор: на какой модели остановиться, чтобы это был настоящий чудо-сарафан! Просмотрела много журналов, искала в интернете и решила, что для проекта я выберу сарафан из следующих моделей: (Приложение1)

    Модель №1. Сарафан на кокетке, с расклешённой юбкой. Для отделки сарафана использована косая бейка, тесьма. Сарафан сшит из гладкокрашеной ткани.

    Модель №2. Сарафан цельнокроеный, расширенный к низу, с заниженной проймой. Длина – до колен. Сарафан изготовлен из гладкокрашеной ткани. Отделка сарафана – лента и тесьма.

    Модель №3. Сарафан отрезной по линии талии. Состоит из лифа и широкой юбки – полусолнце. Изделие удерживается на широких лямках. Сарафан украшен лентами, тесьмой. Он может быть выполнен из ситца, габардина, шелка.

    Мне нравятся все модели, но я должна выбрать одну, отвечающую требованиям, которые станут основными определяющими (критериями) моего выбора.

    Требования к модели

    Мой сарафан должен отвечать следующим требованиям:


    Удобный

    Современный

    Экологичный




    с арафан


    Красивый

    Выполнен аккуратно

    Экономичный

    Мой выбор

    Оценив все варианты, я выбрала для изготовления модель № 2. Она больше подходит мне по вкусу, такой покрой и отделка для меня более приемлема. Этот сарафан кажется мне наиболее нарядным.
    1.3. Выбор ткани

    Ткань я подбирала долго. Мне нужна была гладкокрашеная ткань, без рисунка. Понравились и хлопчатобумажные ткани, и шелковые. Но всё-таки была выбрана ткань габардин красного цвета. Красный цвет – цвет огня, жизни. Красный – значит красивый. Такая ткань подходит для пошива моего нарядного сарафана. Ткань мне так понравилась, что мне захотелось узнать о ней больше. Технологию изготовления габардина разработали ещё в конце 19 века в Великобритании. Способ плетения нитей необычный: они переплетаются диагонально под углом до 60 градусов. Такое особое плетение делает полотно плотным и водоотталкивающим. Комфортная, не мнущаяся ткань быстро стала популярной. Сегодня габардин очень распространённый материал. Изначально этот материал изготавливался только из шерсти мериносов, а чуть позже – изо льна. Сегодня, кроме натуральных волокон, в состав могут добавляться синтетические. Материал дешёвый. Его рекомендуют для начинающих швей, так как с ним легко работать. Благодаря особому плетению нитей, ткань плотная, но при этом лёгкая и мягкая, хорошо пропускает воздух, плохо пропускает влагу, не мнется, износостойкая, а значит – долговечная, габардин не тянется, очень хорошо держит форму изделия. Выбирая этот материал для пошива изделий, сложно в нём разочароваться. Качественные характеристики, доступная цена подкупают.
    1.4. Выбор материалов для отделки

    Праздничный сарафан украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом и узорными пуговицами, по низу – атласными лентами разных цветов. Считалось, чем богаче украшен сарафан, тем счастливее будет её владелица. Главное, чтобы отделка гармонично сочеталась с тканью, моделью сарафана и соответствовала народному стилю. Для красного сарафана я выбрала отделку жёлтого, синего и оранжевого цвета.
    1.5. Выбор оборудования

    Инструменты, приспособления: иголка, ножницы, швейная машина, оверлок, утюг, гладильная доска, булавки, сантиметровая лента, наперсток.
    1.6. Техника безопасности при шитье

    Опасности в работе:

    1. Повреждение пальцев иглой.

    2. Попадание волос или краев одежды во вращающиеся части швейной машины.

    3. Поражение электрическим током.

    Что нельзя делать во время работы:

    1. Вкалывать иглу в одежду.

    2. Близко наклоняться к швейной машине.

    3. Устанавливать шпульный колпачок, заправлять нитки при работающей машине.

    4. Класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины.

    5. Отвлекаться.

    Что нужно сделать по окончании работы:

    1. Выключить машину.

    2. Убрать рабочее место.

    1.7. Технология изготовления сарафана

    Конструирование и моделирование сарафана

    Мой сарафан имеет детали: перед, спинка и рукава, имитирующие рубаху. На уроках технологии я выполнила чертёж изделия по своим меркам и изготовила выкройку, на её основе выполнила моделирование сарафана. (Приложение 2-4)

    Раскрой сарафана

    Я раскроила сарафан с учётом направления долевой нити, лицевой и изнаночной сторон ткани, припусков на швы и экономного расположения деталей кроя на ткани.

    Пошив сарафана

    1. Подготовка к первой примерке:

    уровнять срезы, сметать все детали изделия сметочным стежком.

    1. Проведение первой примерки:

    определить дефекты и их исправить.

    1. Обработка плечевых и боковых срезов:

    соединить детали стачным швом, обметать срезы швов, разутюжить.

    1. Обработка горловины:

    обработать вырез горловины косой бейкой, настрочив по лицевой стороне на 1 – 2 мм от сгиба, проутюжить.

    1. Обработка проймы:

    обработать рукава, выполнить отделку. Готовый рукав вметать, а затем после примерки, втачать в пройму. Обметать срезы швов.

    1. Проведение второй примерки:

    определить окончательную длину изделия.

    1. Обработка нижнего среза:

    обработать низ сарафана швом в подгибку, приутюжить шов.

    1. Отделка сарафана:

    украсить изделие спереди узорной полосой, тесьмой, а по низу – лентами разных цветов. (Приложение 5)

    1. Выполнение ВТО:

    отутюжить готовое изделие.
    1.8. Экономическое обоснование

    Перед началом работы я выбрала на своё усмотрение модель, ткань и отделку. Перед тем, как приступить к работе, определила себестоимость выполняемого изделия. На пошив сарафана с отделкой требуются следующие материальные затраты:



    Название материалов

    Количество

    Цена

    Сумма

    1

    Ткань габардин красного цвета

    2.4 м

    180

    432

    2

    Ткань габардин белого цвета

    0.50

    180

    90

    3

    Нитки

    2шт.

    15

    30

    4

    Косая бейка

    3.0 м

    10

    30

    5

    Тесьма

    9.0 м

    12

    108

    6

    Вьюнок

    9.0 м

    5

    45




    Итого:







    735


    Себестоимость нарядного сценического сарафана с отделкой тесьмой и лентами составила 735 руб. В себестоимость изделия не входит стоимость пошива, т.к. сарафан был изготовлен самостоятельно. Я выигрываю в денежном отношении, потому что народный русский сарафан в интернет - магазине стоит 1500-2000 рублей. Остатки ткани и тесьмы я использовала для изготовления головного убора. Поэтому проектная работа экономически целесообразна.
    1.9. Экологическое обоснование

    Любовь к природе, умение наслаждаться её дарами, забота о ней и бесконечная благодарность за всё, что она создала – вот главное нравственное качество настоящего человека. Человек – часть природы и может существовать, только охраняя её. А в наше время одной из актуальных проблем является проблема экологии.

    Изготовление русского сарафана – это экологически чистое производство, т.к. изготовлен он из габардина, сырьём, для получения которого служат натуральные волокна, не загрязняется атмосфера, нет выбросов вредных веществ. Практически безотходное производство – чем меньше мы будем выбрасывать мусора, тем меньший вред мы нанесём окружающей среде. Ткань, используемая для изготовления сарафана воздухопроницаема, гигроскопична, неалергенна, не оказывает вредного влияния на организм человека. Поэтому, изготовление и дальнейшее использование сарафана не влечёт за собой изменения и нарушения в жизнедеятельности человека и природы.
    2. Реклама изделия

    Темой своего проекта я выбрала изготовление сценического костюма – нарядного сарафана в народном стиле. У меня большое преимущество перед другими в том, что такого изделия ни у кого не будет. Это мой авторский сарафан.

    Что за чудо – сарафан!

    Скроет он любой изъян.

    В нём худышка – не худа,

    А толстушка – не толста,

    В нём старуха молодеет,

    Молодая хорошеет.

    Сарафан в судьбе народной,

    Слившись с женской красотой,

    Взор пленяет и сегодня

    Яркой прелестью живой.
    3. Заключение

    Русский костюм – неотъемлемая часть народной культуры. Прикоснувшись к его изучению, я была потрясена многообразием видов, форм и способов отделки костюма.

    Моя работа над проектом была успешной и доставила мне удовольствие. Я изучила историю русского народного костюма, научилась отбирать материалы, узнала много ценного и интересного, старалась проявлять творчество, умение и старание. Мне помогли знания и навыки, которые я получила на уроках технологии, а так же рекомендации моего учителя. Результат проекта – чудо-сарафан получился оригинальным, таким, как я его себе и представляла. И в скором времени я буду с радостью участвовать в фольклорном празднике в новом сценическом костюме. Красота и польза переплелись в моей работе.

    Мне нравится шить, потому что это очень интересное занятие. Я не только выражаю и осуществляю свои замыслы и фантазии, но и набираюсь опыта. В будущем, мне хочется сшить ещё более сложную вещь, но для этого мне нужно будет получить необходимые навыки и знания, которые я приобрету в школе на уроках технологии.

    Чтобы понять русский народ, нужно надеть на себя однажды русские народные одежды. Тогда можно ощутить добрые отношения русского человека к миру, его таинственную связь с природой, открыть жизнелюбие и сострадание к ближнему.

    Взгляните на мой сарафан, на его дивное многоцветье. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду.
    4. Список литературы

    1. Андреева А. Ю. Русский народный костюм: путешествие с севера на юг, 2005.

    2. Б.Д. Греков, М. И. Артамонов. История культуры древней Руси, 1951 г.

    3. Буфеева И.Ю. «Традиции народного костюма и современная мода», 2012 г.

    4. Вейс Г. История культуры народов мира. Костюм. Украшения. 2004.

    5. Горожанина С.В., Зайцева Л.М.. Русский народный свадебный костюм, 2003 г.

    6. Захаржевская Р.В. История костюма;

    7. Калмыкова Л. «Народная одежда», Тверь, 2000 г.

    8. Киреева Е.В. История костюма, М., 2015;

    9. Кирсанова Р.М. «Костюм в русской художественной культуре», Москва, 1995 г.

    10. Комиссаржевский Ф.П. «История костюма»;

    11. Л.В. Ефимова - Русский народный костюм (18-20вв.), 1989 г.

    12. Лотман Ю.А. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб., 1994 г.

    13. Маслова Г.С. «Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и образах XIX-XХ веков», Москва, 1984 г.

    14. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. 1993;

    15. Пармон Ф.М. «Русский народный костюм, как художественно-конструктивный источник творчества», Москва, 1994 г.

    16. Сидоренко В.И. «История стилей в искусстве и костюме». 2004;

    17. Web-ресурсы:

    • http://www.mysterya.ru

    • http://www.rospis.net

    • http://www.classicbelt.ru

    • http://www.metmuseum.org

    • http://museodeltraje.mcu.es

    • http://www.costumes.org






    написать администратору сайта