логика. Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств
Скачать 26.41 Kb.
|
Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств. Различают три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зеленый) и его вкус (кислый или сладкий). Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений (так воспринимаются нами все качества яблока). Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления — образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий (в нашем примере воспоминание об отсутствующем яблоке). Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека. С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полуденной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное) познание. Говоря о значении чувственного познания, коротко можно сформулировать следующие положения: - органы чувств связывают человека с внешним миром; - без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Более того, потеря части органов чувств осложняет познание; Рациональное познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предмета), обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения. Элементарной единицей рационального мышления является понятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятия отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания (так, например, слово студент — это понятие, обозначающее любого человека, обучающегося в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индивидуальных различий: возраста, пола, специальности и т. п.). Следующая ступень рационального познания — суждение. Суждением называют совокупность понятий, отражающую связи и отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений. Например: «Все учащиеся в университете — студенты». Третьей ступенью рационального познания является умозаключение. Умозаключение представляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления. Итак, можно подытожить сказанное: слова «ступень», «уровень» условны, так как у каждого человека есть свое представление об окружающем нас мире, которое основывается на его жизненном опыте. Психологическая интерпретация законов и правил логики преобразует их в законы субъективной, психической деятельности, а сама логика при этом превращается в часть психологии. Но в таком случае законы логики лишаются объективного, или, точнее, интерсубъективного, содержания и оказывается непонятным, на какие общезначимые критерии опираются люди, когда общаются друг с другом. Неясно также, как в таком случае достигается взаимопонимание между ними, как можно вскрывать логические ошибки в рассуждениях и т.п. На все подобные вопросы сторонники психологизма в логике не могут дать убедительные ответы. Социологическое направление в логике пытаются преодолеть субъективный подход к ее законам путем истолкования их как устойчивых привычек и традиций в практике мышления. В ходе совместной общественно-практической деятельности люди приобретают признанные сообществом рациональные способы рассуждений. Их целесообразность и эффективность подтверждаются при практическом применении в различных областях человеческой деятельности. Доля истины в социологическом истолковании законов логики, бесспорно, присутствует, так как способы рассуждений в разных областях познания отличаются своими особенностями. Действительно, некоторые особенности умозаключений, которыми пользуется, например, математик, отличаются от методов рассуждений биолога. Если первый преимущественно занят абстрактными построениями и выводом теорем из аксиом, то второй — анализирует результаты наблюдений, обобщает факты и строит на их основе гипотезы. Все это влияет на формирование привычек и склонностей к соответствующим способам рассуждений. Однако выдвижение на первый план специфических правил рассуждения в отдельных областях науки может привести не только к ослаблению взаимопонимания между учеными, но и к утрате целостности логики как науки, распадению ее на отдельные изолированные теории. Технологический подход считают, что задача логики заключается не в том, чтобы анализировать, как фактически рассуждают и мыслят люди, а в том, чтобы научить их рассуждать аргументированно и правильно. С такой точки зрения логика уподобляется технологии или своеобразному мастерству или ремеслу рассуждений, где инструментами служат понятия, суждения и умозаключения. Поэтому правила и законы логики при таком подходе превращаются в предписания или рекомендации, как целесообразно и разумно использовать эти интеллектуальные инструменты для достижения поставленных целей. Взгляд на логику как технологию мышления также имеет ряд привлекательных черт, хотя бы потому, что мы больше всего интересуемся тем, как умело пользоваться правилами рассуждений, как находить посылки для умозаключений, как строить и проверять гипотезы и т.п. Однако здесь снова возникает вопрос, почему технология логики применима к реальному миру, на чем основывается полезность и эффективность ее предписаний и рекомендаций, если логика лишается объективного характера. Отмеченные недостатки рассмотренных взглядов на логику вызвали негативное отношение к ним, ибо они лишают логику объективного смысла и значения, превращая ее либо в часть психологии мышления или в особую ветвь социологии или интеллектуальной технологии. В действительности же законы и правила логики имеют общезначимый характер и не основываются ни на субъективных психологических характеристиках мыслящих людей, ни на приобретенных привычных способах рассуждения, ни на приемах и полезных рекомендациях, которые могут ведь оказаться и ошибочными. 1. Познавательная функция. Как и всякая наука вообще, логика имеет дело с открытием и исследованием объективных законов — с той лишь существенной разницей, что это законы не внешнего мира, а мышления. В этом смысле, занимая важное место в общей системе познания мира, она выполняет прежде всего общенаучную — познавательную функцию, т. е. описательную, объяснительную и предсказательную. Она дает более или менее точное описание и объяснение определенной группы явлений и процессов мышления, а на этой основе — предсказание, при каких условиях возможно достижение истинных знаний и каковы последствия неправильного хода рассуждения. 2. Мировоззренческая функция. Логика, как отмечалось выше, — особая наука. Если в естественных и общественных науках мышление служит лишь средством познания действительности, то в логике — непосредственной целью познания. Поэтому, раскрывая закономерности мышления как одной из важнейших сфер исследования наряду с природой и обществом, эта наука тем самым вносит свой, и притом весомый, вклад в то или иное решение фундаментальной философской проблемы — отношения мышления к бытию. Следовательно, она активно участвует в формировании мировоззрения людей — более или менее стройной совокупности их обобщенных взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. 3. Методологическая функция. Как и любая теория вообще, логическая теория, будучи результатом предшествующего познания своего объекта, становится средством, а следовательно, методом его дальнейшего познания. Но как весьма широкая теория, которая исследует процесс мышления, проявляющийся во всех науках без исключения, логика обеспечивает и их определенным методом познания. Это справедливо уже по отношению к традиционной формальной логике, основу которой составляет теория умозаключений и доказательств, обслуживающая науки методами получения выводного знания. Это еще более справедливо в отношении символической логики, разрабатывающей все новые, специальные математические методы решения мыслительных задач. И конечно, это особенно справедливо относительно диалектической логики, требования которой и есть, по существу, требования наиболее общего, диалектического метода, используемого многими науками. 4. Идеологическая функция. Зарождаясь и развиваясь в классовом обществе, логика никогда не была нейтральной в идеологической борьбе. Она служила важным средством обоснования одной идеологии, орудием борьбы с другой. В ней самой всегда развертывалось идейное противоборство важнейших философских направлений — материализма и идеализма, диалектики и метафизики. Отсюда — ее идеологическая функция. С детства в процессе повседневного общения мы усваиваем законы и принципы логического мышления. Но этот процесс идет во многом стихийно. Часто люди мыслят логично, даже не задумываясь над тем, какие законы и правила они при этом используют. Однако значит ли это, что изучение логики как науки не имеет никакого значения? Вряд ли это так. Изучение логики ведет к сознательному применению законов и принципов логического мышления, тем самым повышая логическую культуру мышления. Логика имеет большое значение для формирования культуры мышления, умения эффективно использовать приобретенный человечеством арсенал логических познавательных средств. При этом существенно не только выполнение указанных выше требований логической правильности в собственных рассуждениях, но и наличие способностей тонко чувствовать возможные отступления от логических норм в рассуждениях своих коллег и тем более оппонентов. В этом случае необходимы определенные знания устоявшихся правил тех или иных мыслительных процедур, а также описанных в истории логики типичных ошибок и софизмов. Известный физик своим высказыванием сторонникам узкой специализации студентов хотел сказать, что образованный человек должен иметь не узкую .а широкую специализацию, должен научиться смежным наукам, а также тем, без которых образование человека не может считаться полным, то есть гуманитарным наукам, надо хорошо знать язык, свой и иностранный, знать историю своего края, историю мира, философию и логику, потому что в мире не действуют законы только из изучаемой специальности, а действуют законы из всех существующих наук, история мира развивается по своим законам, экономика по своим, и необходимо хорошо знать все эти законы для того, чтобы действовать разумно и подтверждать своими действиями, что ты действительно образованный человек. Каждый день в нашей жизни нам пригодится больше знания из других наук, а не нашей специальности, потому что все в нашем мире взаимосвязано, и чем больше ты знаешь о разных сторонах окружающего мира, тем лучше для человека. Сам Томсон жил в 1824-1907 годах, работал университете Глазго, был физиком, механиком и инженером, занимался термодинамикой, механикой, электродинамикой. Он развивал чистую и прикладную науку, современники высоко ценили его работу, он получил много наград за свои достижения. Блок 2 общее - учения, ментальная активность - качества человека, положительные, присущие герою - движение, физическая активность различное -право как дисциплина и как антоним обязанности; философия, религия и искусство - символичны; - удаль может быть отрицательной чертой, если выставляется на показ -атака может быть психологическая, полет не присущ человеку самостоятельно, движение присуще любому объекту, бег не присущ предметам не понял бригада морской пехоты – коллектив, военные, сложные задачи, профессионалы; самое большое число – бесконечность; недееспособность – оказание помощи, пособие, льготы, трудности в становлении; причина – атеист – не верующий, отрицает Бога; созвездие «Малая Медведица» - астрономия, карта ночного неба, полярная звезда, восточное полушарие; Совет Европы – организация, политика, Страны Европы; Круглый квадрат – Нынешний царь России – не существует, абсурд; Утюг – объект, горячий, гладкий, множественный; Коллектив УлГТУ – образовательная организация, студенты, преподаватели, дружбы; Коллектив – группа людей, одна цель, общее понятие; Вечный двигатель – КПД 100%, невозможный; Молчание – тишина, свойство, действие; Асимметрия – свойство объекта или предмета, уродство. Самый большой город России – Москва; Прямоугольный ромб – квадрат; Автор романа «Война и мир» - Лев Николаевич Толстой; Папа Римский – глава католической церкви; Мужчина – отец; Конституция – главный закон страны; Первый в мире летчик-космонавт – первый испытатель; Ахиллесова пята - слабое место; Создатель формальной логики – Аристотель. Кража – Имя существительное – Понятие – Книга – Сосна – Университет – Монархия – Война – мир; Вежливость – грубость; Демократия – тирания; Черный – белый; Земля – небо. Военнослужащий – гос.служащий; Дерево – древесина; Студент – учащийся; Таблетка – пилюля; Республика – государственное устройство; Учебное пособие – материальная помощь. |