Главная страница
Навигация по странице:

  • Дайте характеристику структуре и функциям институтов государственной власти.

  • Раскройте основные положения источников права древних франков. Дайте характеристику преступлениям и наказаниям по Салической правде.

  • Дайте характеристику преступлениям и наказаниям по Салической правде

  • Опишите основные этапы истории феодального государства во Франции и их содержание. Определите статус основных органов государственной власти

  • Ор. ФОС+ИГПЗС+Бакалавриат.. Дайте характеристику праву Византийской империи. Сформулируйте характерные черты источников права и причины их появления


    Скачать 37.56 Kb.
    НазваниеДайте характеристику праву Византийской империи. Сформулируйте характерные черты источников права и причины их появления
    Дата17.09.2022
    Размер37.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФОС+ИГПЗС+Бакалавриат..docx
    ТипДокументы
    #681597

    Дайте характеристику праву Византийской империи. Сформулируйте характерные черты источников права и причины их появления.

    Византия усваивала римское правовое наследие, а также многие политические учреждения и идеи в тот период, когда там действовало так называемое постклассическое римское право. Византийское право составило од-ну из сильных сторон византийской культуры, и по силе воздействия на куль-туры других народов средневекового мира оно может сравниваться с византийской архитектурой и искусством.

    Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права. Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попытки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом. Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 г. Кодекс византийского императора Феодосия, в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 г.). Тем самым в Византии практически утратило силу более раннее римское законодательство, не включенное в этот сборник.

    В IV – VI вв. в Византии складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные – в Бейруте и Константинополе), высокого уровня развития достигла правовая мысль, что создала базу для проведения крупных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии в сере-дине VI в. Под руководством известного юриста Трибониана был создан Свод законов Юстиниана. Значимость его состоит в том, что, во-первых, в нем дается наиболее систематическое изложение римского классического права и римской юриспруденции вообще; во-вторых, в том, что он послужил основным источником рецепции римского права в средние века.

    В этом своде в полной мере проявились тенденции, свойственные постклассическому периоду и получившие дальнейшее развитие на последующих этапах истории византийского права. Указанные тенденции нашли свое выражение прежде всего в известном упрощении и «вульгаризации» римского права под влиянием позднеэллинистического (так называемого грековосточного) права.

    Под влиянием восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного процесса. Основные направления переработки классического римского права, нашедшие свое отображение в кодификации Юстиниана, получили более полное развитие в последующей истории византийского права.

    Эклога. В послеюстиниановский период наибольший подъем законодательной активности приходится на правление Македонской династии, но первой дополняющей кодификацией стал сборник под названием «Эклога» (избранные законы), подготовленный и изданный в 726 году.

    Свод законов под названием «Эклога» был задуман как сокращенная выборка из законодательства времен Юстиниана. Ее составители сохранили из кодификации Юстиниана лишь небольшую часть правового материала. Она состояла из 18 небольших титулов. Некоторые из них включали только по одной статье. Эклога не изменила классовой сущности византийского права, а лишь несколько усилила в нем феодальный элемент. Характерно, что в ней имелся специальный титул (VIII), посвященный рабам. Предусматривались некоторые случаи превращения в рабов свободных людей. Но основной упор был сделан на новые способы и формы освобождения рабов (например, их отпуск на свободу в церкви и др.), что отражало развитие феодальных отношений.

    В Эклоге уже в полной мере проявилось влияние христианской религии и морали, и ссылки на Евангелие использовались для обоснования ряда правовых положений. Особенно глубоко христианские идеи проникли в брачно-семейное право. Эклога ввела неизвестное ранее византийскому праву обручение (с 7 лет), которое требовало формального согласия самих брачующихся, а фактически в связи с их малолетством – родителей. Брачный возраст был установлен 15 лет для мужчин и 13 – для женщин. Под воздействием христианской церкви было сокращено число законных поводов к разводу. Женщина занимала подчиненное место в семье. Но приданое и брачный дар, полученные женой, уже рассматривались не как собственность мужа, а как имущество, данное ему в управление. При наследовании по завещанию устанавливалась обязательная доля детей (не менее 1/3 наследства). Определялись 7 рядов наследников, которым последовательно переходило имущество умершего при отсутствии завещания.

    Титулы Эклоги, посвященные договорному праву, упоминают лишь куплю-продажу, вклад (хранение), товарищество. В договор купли-продажи, заключенный как в устной, так и в письменной форме, под влиянием греческого права был введен задаток. Весьма кратко говорилось о таком важном институте, как наем, включавшем в аренду земли на срок, не превышающий 29 лет. Очевидно, что сдача в аренду частных земель в Византии не получила распространения. Зато весьма характерно упоминание в Эклоге о сдаче в аренду государственных, императорских и церковных земель с ежегодным взносом арендатором наемной платы.

    Широкую разработку в Эклоге получил и другой типичный для развивающегося феодализма институт – эмфитевзис. Последний устанавливался как вечная или ограниченная аренда «на срок до трех поколений, наследующих друг за другом по завещанию или без завещания». Лицо, получившее эмфитевзис, как правило, землю (эмфитевт), обязано было уплачивать собственнику «без уверток» ежегодный взнос, а также заботиться о «сохранении и улучшении недвижимости». Если эмфитевт в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен предоставленной ему недвижимости.

    Наиболее обширным и детализированным в Эклоге был титул XVII, посвященный преступлениям и наказаниям. В уголовное право было внесено много новых положений, отразивших усиление государственной репрессии. Не случайно именно этот титул Эклоги получил наибольшую известность и неизменно использовался в последующих законодательных сводах Византии.

    В Эклоге предусматривалось преследование государственных преступников: перебежчиков к врагу, фальшивомонетчиков и т.д. Особо была выделена статья, где говорилось о лицах, поднимающих восстание против императора или же участвующих в «заговоре против него или против государства христиан». Такие лица рассматривались как намеревающиеся «все разрушить», а поэтому их в «тот же час должно предать смерти». Много внимания законодатель уделил также преступлениям против христианской религии.

    Эклога предусматривала наказания за убийство и телесные повреждения, нанесенные в драке, причем наказание дифференцировалось в зависимости от того, были ли эти преступления предумышленными или непредумышленными.

    В Эклоге перечисляется также ряд имущественных преступлений: кража, грабеж, уничтожение чужого имущества, поджог, разграбление чужих могил. Но большинство ее статей было посвящено преступлениям, посягающим на установленный государством и освященный церковью строй семейных и правительственных отношений. Среди них выделяются: кровосмешение, изнасилование, прелюбодеяние, вступление в связь с монахиней, крестницей, девушкой, вытравливание плода и т.д.

    Весьма разработанной и более жестокой была система наказаний. Достаточно часто предусматривалась смертная казнь. Но особенно утонченной была система членовредительских и телесных наказаний, которые в классическом римском праве применялись главным образом к рабам, а теперь были рас-пространены и на свободных людей: отрезание носа, вырывание языка, от-сечение руки, ослепление и т.п. Были известны позорящие наказания (острижение бороды и волос), а также конфискация имущества.

    Чрезмерная сжатость Эклоги, отсутствие в ней таких важных вопросов, как способы приобретения и потери права собственности, давность и др., приводили к тому, что, несмотря на ее большую практическую значимость, судом по целому ряду дел в последующем приходилось обращаться непосредственно к кодификации Юстиниана.

    Помимо Эклоги, в VIII – IX вв. действовали следующие законы. Земледельческий закон (принят примерно в то же время, что и Эклога). Морской и Военный законы. Вошедшие в Земледельческий закон правовые нормы бы-ли направлены на урегулирование наиболее типичных конфликтов, возникавших в рамках сельских общин. Большое внимание в нем уделялось соблюдению границ смежных участков, последствиям самовольной распашки земли, обмену земельными участками. Об общинных порядках наиболее убедительно свидетельствует ст. 8., предусматривающая распределение земельных участков по жребию. Важное значение придается аренде земли и виноградников. В земледельческом законе особо оговариваются интересы государственной казны, взимающей с владельцев земельных участков подати, а также экстраординарные налоги (ст. 18, 19).

    В казуистической манере сформированы многочисленные статьи этого закона, устанавливающие ответственность за кражу чужого скота, сельскохозяйственного инвентаря, за порубку чужого леса и т.п. В большинстве случаев кражи или порча чужого имущества влекли за собой только имущественные санкции, которые имели своей целью прежде всего возмещение причиненного вреда. Но в тех случаях, когда ущерб был особо значителен и тем самым угрожал развивающимся феодальным порядкам, применялись членовредительские и телесные наказания (отсечение руки у вора, поджигателя чужого сарая и т.п.) и даже смертная казнь: за сожжение из мести чужого гумна, за большинство краж, совершенных рабами.

    Из других приложений к Эклоге наибольшее значение имел Морской закон. Он представляло собой записи морских правовых обычаев. В Европе он стал известен как Родосский морской закон, которым многие европейские страны пользовались с VII в. Вплоть до XV в. Он содержал правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию грузов в случае опасности на море, дележу прибылей и убытков между судовладельцем и собственником груза и т.п. Военный закон регулировал наказания для состоявших на военной службе лиц.

    Прохирон. Дальнейшее развитие византийского права связано с законотворческой деятельностью императоров Македонской династии Василия I и Льва VI. Отменив Эклогу, составленную его политическими противниками – иконоборцами, Василий I предписал

    Вновь переработать Свод законов Юстиниана, исключить из него устаревшие положения, разъяснить трудные юридические термины и перевести их на греческий язык.

    Результатом законодательных работ было издание в 879 г. Прохирона, который в последующие века был одним из наиболее авторитетных источ-ников права Византии. Прохирон по сравнению с Экологой представлял собой более полный сборник законов (дополнительно было включено 17 титулов), но по юридической технике, по четкости расположения правового материала, его редакции он уступал последней. Хотя в предисловии к Прохирону Эклога именуется не «избранными», а «извращенными» законами, Василий I позаимствовал из нее ряд положений, особенно относящихся к уголовному праву.

    Изменения, внесенные Прохироном в правовую систему Византии, не были существенными. Прохирон в некоторой степени отразил и новые условия византийского общества IX в. В нем более подробно излагается договорное право, вносятся некоторые изменения в семейное право (вводится предбрачный дар и т.п.).
    Не менее примечательно сложилась судьба краткого руководства, известного в рукописной традиции под названием Эпаналога (переработанное повторение законов) и датируемого 884 – 886 гг. Как было обнаружено исследователями совсем недавно, под этим названием фигурировал сборник, подготовленный в 885 – 886 гг. комиссией под руководством константинопольского патриарха Фотия. Сборник состоял из 40 титулов и имел следующий порядок изложения: учение об императоре, патриархе и высших чинах административной иерархии; о судах, свидетелях и документах; о помолвке и браке; о приданном и дарениях между мужем и женой; о классификации юридических сделок; о завещании; о строениях и соседском праве; о преступлениях и наказаниях. При всей ее компилятивности, Эпаналога более подробно, а в некоторых деталях и по-новому излагала ряд вопросов частного права. Но наиболее существенными были изменения, которые Эпанагога внесла в сферу публичного права. Был сформулирован ряд новых положений, как, например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства. Эти положения определяли взаимоотношения православной церкви и государства и были широко использованы в церковном праве.
    Василики. Краткие своды византийского права не могли в полной мере удовлетворить потребности судебной практики, которая время от времени была вынуждена обращаться ко все более устаревающему Своду законов Юстиниана. При императоре Льве VI Мудром, правление которого отличалось оживлением юридической мысли, были завершены большие кодификационные работы, начатые еще при Василии I, по новой переработке всего законодательства Юстиниана. Составленные таким образом Василики (Базилики), т.е. царские законы, состояли из 60 книг (начаты при Василии I Макидонянине в 886 г. И окончены в 889 г.). Они представляли собой систематизированный и тематический свод законов, построенный путем последовательного изложения выдержек из Дигест, Кодекса и Новелл Юстиниана.
    Четкая структура Василик облегчала пользование этим сводом. Несмотря на большой объем материала, помещенного в них, кодификация Юстиниана была отражена в Василиках неравномерно: имелись значительные пропуски, сокращения и искажения первоначального текста, который воспроизводился в основном через промежуточной источник – греческие схолии. Поэтому Василики не сразу заменили кодификацию Юстиниана, которая применялась в судах в XI в.
    После составления Василик византийское право развивалось посредством законодательных актов императоров – новелл, хрисовул (императорских грамот). Существенные изменения были, например, внесены новеллами Льва VI Мудрого (886 – 912 гг.). Он разрешил государственным чиновникам бесконтрольно приобретать земли в подведомственным им округах, вновь снял запрет на взимание процентов, отменил конкубинат (длительное внебрачное сожительство с незамужней женщиной, допускавшееся древнеримским правом), запретил браки, не получившие одобрения церкви и т.п.

    Заметное влияние на развитие поздневизантийского права оказали некоторые частные юридические компиляции, среди которых особенно выделялось «Руководство к законам», или «Шестикнижье» Константина Арменопула (около 1345 г.). Это руководство было весьма авторитетным в судах Византии, а после ее падения продалжало дествовать на территории Греции, Валахии и Молдавии. Шестикнижье признавалось действующим правом Бессарабии в XIX в. После ее присоединения к России.

    Составной частью правовой системы Византии было церковное право, которое складывалось в основном из постановлений вселенских соборов и патриархов. На основе норм церковного права, а также частичного и императорского права составлялись сборники – Номоканоны (наибольшую известномть имел Номоканон, разработанный в VI в. Схоластиком), содержание которых периодически обновлялось. Номокононы оказали прямое воздействие на русское право, их переводы включались в «Кормчие книги».

    2) Охарактеризуйте причины образования Франкского государства и покажите содержание этапов его развития. Дайте характеристику структуре и функциям институтов государственной власти.


    Причины возникновения и этапы развития государства и права франков

    В число германских племен входил племенной союз франков, возникший в III в. В низовьях Рейна. В IV в. Франки расселились в Северо-Восточной Галлии (ныне Франция) как союзники Римской империи. Они делились на две группы – салических франков, живших у морского побережья, и рипуарских франков, расселившихся на восток от реки Маас.
    Наиболее сильными из княжеских династий считались Меровинги, правившие у салических франков. Третий представитель Меровингов – Хлодвиг (481–511) распространил свою власть на всех франков. Уничтожив других князей, он начал править как единый «конунг», т.е. король. Собрав большое войско, он подчинил себе алеманов, вестготов и всю Галлию, кроме Бургундии на юго-востоке, стал основателем единого королевства франков. В 496 г. Хлодвиг со своей дружиной и приближенными принял христианство. С этого момента установились дружеские отношения между франкскими королями и папами.
    Государство франков возникло в результате развития имущественного и социального неравенства и разложения франкской общины. Процесс имущественной и классовой дифференциации, проходивший ранее крайне медленно, был ускорен бесконечными военными походами, которые позволяли обогащаться племенной знати (старейшинам), военному вождю и его дружине, становиться крупными землевладельцами и превращаться в политически господствующий класс.
    В своем развитии государство франков прошло два этапа в соответствии с правящими династиями: первый этап – монархия Меровингов (V–VII вв.), второй этап – монархия Каролингов (VIII в. – по 843 г.).
    Франкское государство и право имели ряд отличительных признаков.
    Во-первых, раннефеодальный характер государственных и правовых учреждений. Это было связано с тем, что процессы феодализации общественных отношений (формирование крупной земельной собственности и концентрация ее в руках класса феодалов, а также появление зависимого крестьянства) только начинали развиваться. У франков преобладает общинная собственность на землю, огромную роль играли институты военной демократии – народное собрание и совет старейшин. В системе социального регулирования доминировали обычаи, ритуалы, часто сводившие на нет действие норм права.
    Во-вторых, государство франков было создано из двух разнородных в социально-экономическом развитии частей: развитого галло-римского Юга и отсталого, варварского германского Севера. Юг франкского государства населяли галло-римляне, усвоившие римскую культуру, институты и право, стоявшие на стадии разложения рабовладельческого общества. Образованная галло- римская знать перешла на сторону франкских королей и, получив землю и высокие должности, служила им. Однако правовой статус галло-римлян в новом государстве был ниже статуса свободного франка. Север Галлии населяли франки, здесь господствовало обычное право, существовали военная демократия и примитивная экономика. Эта часть франкского государства вступала в эпоху феодализма в процессе разложения родоплеменного строя.

    Дайте характеристику структуре и функциям институтов государственной власти.
    Важнейшими источниками права во франкской монархии являлись так называемые варварские правды – записи обычного права варварских (германских) племен. Такие записи обычного права в конце V – начале VI в. Появились у многих племен, расселившихся на территории бывшей Римской империи. В конце V в. Была составлена запись обычного права вестготов (Судебник короля Эрика), несколько позднее – запись обычного права бургундов, Бургундская правда. Алеманы имели свою Алеманскую Правду, бавары – Баварскую, саксы – Саксонскую и т.д. При этом господствовал «национальный», а не территориальный принцип действия права, так что в государстве франков помимо своего законодательства применялись и варварские правды. Другими источниками являлись также акты королей, которые именовались эдиктами, декретами, капитуляриями. Они начинают появляться еще при Хлодвиге, но их число значительно увеличивается при Каролингах. Особый интерес среди актов короля представляют капитулярии, которые восполняли пробелы варварских правд, их нормы распространялись на всю территорию страны и на всех ее жителей, не взирая на национальность.
    Важнейшее значение в качестве источника права имела и Салическая правда, принятая во времена короля Хлодвига (от 486 до 510 г.). Она впитала в себя прежде всего обычаи, которые являлись продуктом общинного творчества, и основывалась на таких понятиях, как честь, клятва, коллективная ответственность и т.д. Она является очень интересным памятником права, показывающим процесс перехода франков от раннеклассового общества к феодальному, и несла на себе печать старых родоплеменных отношений. Здесь особый интерес представляет то, что личность еще не была отделена от коллектива, а правоспособность человека определялась принадлежностью к роду, общине. Вне этих коллективов человек не имел никаких прав. Изгнание из общины, семьи было одним из самых тяжелых наказаний.
    Первоначальный текст этой правды до нас не дошел. Наиболее древние рукописи относят ко времени Пипина Короткого и Карла Великого (VIII в.). Этот первоначальный текст дополнялся при королях Хильдеберте I и Хлотаре I (VI в.).
    Салическая правда была написана на латыни и распространяла свое действие в основном на севере страны. На юге действовал кодекс Аллариха, который Хлодвиг приказал применять по делам галло-римлян.
    Гражданское право. В период правления династии Меровингов у франков еще сохранялась общинная собственность на землю. Титул LIX Салической правды определял, что земля (аллод) принадлежит всей родовой общине, в совместном пользовании которой находились леса, пустоши, выгоны, болота, дороги, неподеленные луга. Франки распоряжались этими угодьями на равных правах. В то же время Салическая правда указывает на то, что полем, садом или огородом франки пользовались раздельно. Они огораживали свои земельные участки изгородью, разрушение которой влекло наказание по Салической правде (титул XXXIV).
    Частная собственность на землю возникала в результате дарений, покупок у римлян, захватов не занятой никем земли. Позднее эти земли получили название аллода. Наряду с ними существовали земли, переданные собственниками в пользование и владение за определенные услуги и плату натурой, так называемый прекарий. В смутное время, когда знать вела войны за обладание землей, многие владельцы аллодов сознательно передавали его могущественным магнатам под условием покровительства, т.е. защиты от нападений других магнатов.
    После реформы Карла Мартелла появился новый вид земельной собственности – бенефиций – условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями. В дальнейшем этот вид собственности становится основным.
    Обязательственное право. За исключением земли все другое имущество могло быть предметом купли-продажи, займа, мены, дарения. Переход права собственности от одного лица к другому производился путем традиции, т.е. неформальной передачи вещи, которая следовала за договорами. Признавалась также и приобретательная давность, у франков она была очень короткой – один год.
    Особой защитой по Салической правде обеспечивались займовые обязательства, где в титулах 50 и 52 тщательно регламентируется порядок истребования долга.
    Наследственное право. Женщины первоначально не могли наследовать землю. Это право они получили только в VII в. Наследования по завещанию не было. Однако у франков практиковалась так называемая аффатомия, являвшаяся особым способом передачи имущества после смерти хозяина. Титул 46 довольно подробно определял порядок такой передачи.
    Семейное право. Салическая правда не указывает на порядок заключения брака. Однако анализ ст. 3 ХХV главы позволяет сделать вывод о том, что брак без согласия родителей не заключался. Браки свободных с рабами не одобрялись, в противном случае они теряли свободу. Семейное право франков характеризуется господством мужа над женой, отца над детьми. Однако следует отметить, что власть мужа и отца у них не была такой неограниченной, как в Древнем Риме. Его власть над сыновьями прекращалась с достижением ими совершеннолетия (12 лет). Относительно дочерей он сохранял свою власть до вступления их в брак. Специфическим являлось положение жены, которая находилась под опекой мужа. Развод для нее признавался недопустимым. Если же муж решил развестись с женой, которая не была уличена в прелюбодеянии, а также в совершении преступления, он должен был оставить ей и детям все имущество. При заключении брака жених выделял невесте определенное имущество – в размере ее приданого, обычно в него входило движимое имущество (скот, оружие, деньги). Позднее в качестве приданого передавалась и недвижимость. Поэтому в случае смерти мужа в руках вдов иногда оказывалось значительное имущество. Поэтому было установлено, что лицо, вступившее в брак с вдовой, должно было предварительно уплатить родным первого мужа сумму в размере трех солидов и одного динария. Эта плата вносилась ближайшему родственнику первого мужа. Если его не оказывалось, она поступала в королевскую казну.
    Уголовное право. Большая часть статей Салической правды относится к уголовному праву, нормы которого выражены в казуистичной форме, т.е. налицо отсутствие обобщающих и абстрактных понятий – «вина», «преступление», «умысел», «неосторожность» и т.д. Из анализа этих статей можно сделать вывод, что преступлением по ней является действие, наносящее физический, материальный или моральный ущерб конкретному лицу. В силу этого Салическая правда больше внимания уделяет двум видам преступлений: против личности и против имущества. К первым из них относятся все действия, связанные с нанесением телесных повреждений, убийством, оскорблением и т.д. Ко второму – все посягательства на собственность. Третьему виду – против порядка управления – посвящено лишь несколько статей.
    Субъект преступления. Из текста Салической правды следует, что субъектами права являлись все слои населения. Но это не означает, что все они несли одинаковую ответственность. Наказания для раба определялись более жестокие, например смертная казнь, которая не применялась в отношении свободных франков.
    Даже при рассмотрении дел о краже учитывалась принадлежность субъекта к рабам или свободным (титул 40, § 1, 5). За преступление, совершенное рабом, хозяин отвечал только в том случае, если он отказывался выдать раба на пытку. Причем ответственность для хозяина устанавливалась такая же, как если бы преступление совершил свободный человек (титул 40, § 9).
    В Салической правде есть указания и на групповой субъект. Так, например, в титуле «Об убийстве скопищем» ответственность устанавливалась в зависимости от степени активности его участников. Но вместе с тем Салическая правда еще признавала в некоторых случаях равную ответственность для всех совершивших преступление (титул ХIV, § 6). Все указанное выше подтверждает тезис о том, что в обществе еще не сложилась его классовая структура.
    Объективная сторона. Салическая правда признавала наказуемым только действие, бездействие было ненаказуемо. Франки уже различали такие способы хищения имущества, как кража и грабеж. Более того, принимались во внимание не только сумма похищенного, но и каким способом совершено преступление (взлом, подбор ключа и т.д.) – титул XI, § 2, 5.
    Субъективная сторона. Салическая правда предусматривала ответственность только за умышленные преступления. Других форм вины она еще не знала.
    Объектом преступления являлись, как правило, только те общественные отношения, которые регулировали охрану жизни, здоровья и чести человека, а также его собственности. Но были отдельные статьи, которые регулировали некоторые аспекты общественных отношений в сфере порядка управления (титул 51, § 2).
    Рассмотрение состава правонарушения по Салической правде позволяет сделать вывод, что право было, как само общество и государство, несовершенным, имея признаки как родового, так и государственного строя.


    3) Раскройте основные положения источников права древних франков. Дайте характеристику преступлениям и наказаниям по Салической правде.
    Источником права в этот период являлся обычай. В период V–IX вв. на территории Франкского государства происходит запись обычаев племен в виде так называемых «варварских правд». Создаются Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманская и другие правды. В 802 г. По приказу Карла Великого были составлены правды племен, входивших в его государство, но не имевших к тому времени записей обычного права.
    С усилением королевской власти монархи начали создавать законодательные постановления – капитулярии, имевшие общеобязательное значение. К источникам раннефеодального права можно отнести также иммунитетные грамоты и формулы. Имму- нигетныс грамоты, выдаваемые королем феодалам, изымали определенную территорию из-под действия судебной, финансовой и полицейской юрисдикции государства, передавая эти полномочия феодалам.
    Формулы представляли собой образцы грамот, договоров и других официальных документов.
    Высшая судебная власть в королевстве франков принадлежала монарху. На местах большинство дел рассматривалось в «судах сотен», но постепенно судебная власть сосредоточилась в руках феодалов
    Дайте характеристику преступлениям и наказаниям по Салической правде

    Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные в Салической правде, отличаются формализмом. Основное содержание Салической правды - нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права занимают второстепенное положение.

    Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

    Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам:

    1. преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие);

    2. преступления против собственности (кража, поджог, грабеж);

    3. преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство);

    4. нарушение предписаний короля (примером может служить титул 45 "О переселенцах").

    В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству.

    Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы. Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

    Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен кровной мести устанавливается выкуп: вергельд за убийство и пеня- за менее тяжкие преступления, размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов.

    Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.

    Опишите основные этапы истории феодального государства во Франции и их содержание. Определите статус основных органов государственной власти.

    1. Сеньориальная монархия (IX—XIII вв.).


    В этот период феодальной раздробленности Франция была поделена на крупные сеньории. Вес и сила феодалов определялись не столько размерами земельных владений, сколько количеством вассалов. Во Франции действовал принцип: «вассал моего вассала — не мой вассал».
    Вассальный договор заключался торжественно между сюзереном и вассалом. Главное в нем составляло официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сюзерену (оммаж). Сюзерен должен был обеспечить защиту вассала и переданной ему земли, вассал нес военную службу на сеньора. Обязанности по вассальному договору передавались по наследству. Таким образом, уже к XI в. Феод, т.е. наследственное родовое земельное владение, утверждается как основная форма поземельной собственности.
    Класс феодалов: король, герцоги и графы (пэры), сеньоры, вассалы, рыцари (шевалье).
    Духовенство.
    Класс феодально зависимых крестьян. Большинство были сервами, т.е. на положении почти рабов. Вторая категория — вилланы, лично свободные держатели земли, принадлежавшей феодалу.
    Горожане
    Король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа.
    Органы государственной власти. Королевский двор возглавлял сенешал. Сенешал командовал армией, подписывал государственные документы. Архивы и казна находились в ведении канцлера
    Королевский двор состоял из знатных феодалов и дворцовых слуг (минестериалов). Курия короля, собрание королевских вассалов решали вопросы войны и мира, крестовых походов, отношений с римским папой и т.д.


    1. Сословно-представительная монархия (XIV—XV вв.).


    Социальная структура. Оформилось три сословия.
    Духовенство. Было признано, что французское духовенство должно жить по законам королевства и рассматриваться как составная часть французской нации.
    Дворянство. Фактически оно в этот период играло ведущую политическую и социальную роль. Титулованное, среднее и низшее дворянство.
    Городское население и крестьяне-цензитарии.
    Гос. Власть. Сеньориальная власть по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Вводится единая королевская монета на территории всей страны. Решения местных феодалов можно было обжаловать в Парижский парламент.
    Это переходный этап к абсолютизму, когда происходит политический компромисс короля и представителей разных сословий.
    Сословно-представительная монархия выразилась прежде всего в создании в 1302г. При короле Филиппе IV общенационального сословнопредставительного учреждения —Генеральных Штатов. Периодичность созыва Генеральных Штатов не была установлена, этот вопрос решал сам король. В этом органе были представлены депутаты от имущих сословий.
    Из прежних государственных должностей сохранила свое значение только должность канцлера, который являлся главой королевской канцелярии, составлял многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в совете в отсутствие короля.
    На базе королевской курии был создан Большой совет (с 1314 по 1497 гг.), в который входили легисты, 24 представителя светской и духовной знати. Совет собирался один раз в год, его полномочия носили исключительно совещательный характер.
    3.Абсолютная монархия (XVI—середина XVIII вв.).
    Социальная структура. Сохранялись те же сословия. Усилилась неоднородность третьего сословия, куда входили представители зарождающейся буржуазии, в самом низу — крестьяне, ремесленники и т.д.
    Становление абсолютизма в XVI в. Имело прогрессивный характер, способствовало завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли.
    Государственные органы. Король обладал верховной политической властью, не делимой ни с какими органами. Уже в XVI в. Генеральные Штаты перестают созываться. При монархе действуют Государственный совет, Совет департаментов, Совет приемов. Сохраняет свою роль канцлер. Появляются новые должности — четыре государственных секретаря по военным, морским, иностранным и делам двора. Большую роль в экономической жизни играет Генеральный контроль финансов, по сути, руководит ею. Большой совет делится на Верхний совет (в него входили госсекретари по иностранным и военным делам) для решения внешнеполитических вопросов, Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации, Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику. В провинции король направляет интендантов, своего рода администраторов. С XIV в. Учреждается должность прокурора. Судебная система сохранялась прежняя. Появляются специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские и др.


    написать администратору сайта