Главная страница
Навигация по странице:

  • Декоративно-прикладное искусство

  • Развитие художественных промыслов и ремесел

  • Народные промыслы Беларуси.

  • Художественные традиции белорусской вышивки

  • Искусстворучного ковроделия

  • Ткачество

  • Виды керамических изделий .

  • Декоративная обработка бересты

  • Декоративная обработка соломки

  • Декоративно-прикладное искусство Беларуси. Декоративноприкладное исскуство беларуси


    Скачать 79.05 Kb.
    НазваниеДекоративноприкладное исскуство беларуси
    АнкорДекоративно-прикладное искусство Беларуси
    Дата20.11.2021
    Размер79.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДекоративно-прикладное искусство Беларуси.docx
    ТипДокументы
    #277105



    ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИССКУСТВО БЕЛАРУСИ



    Общая характеристика

    Прикладное творчество— это деятельность по разработке и созданию предметов утилитарного характера.

    Народное искусство — неотъемлемая часть материальной культуры народа. Оно тесно связано с бытом, созданием и оформлением предметов для повседневного пользования, поэтому носит декоративно-прикладной характер.

    Декоративно-прикладное искусство— это процесс создания материальных предметов, обладающих не только утилитарной значимостью, но и художественной ценностью. Это специфическая форма художественного творчества в сфере создания предметов быта, которая основана на ручном художественном труде. Декоративно-прикладное искусство — это искусство, связанное с бытом, с формированием среды обитания, отражающее художественные вкусы и эстетические представления широких народных масс.

    Веками народное прикладное искусство совершенствовалось, приобретало законченность форм и стилей, отражая обычаи и вкусы народа. Развивалось оно в основном в двух формах:

    • как домашнее ремесло;

    • в виде художественных промыслов, связанных с рынком.

    Эти формы возникли в древние времена, развивались параллельно, тесно переплетаясь и взаимно влияя друг на друга. Белорусское народное прикладное творчество развивалось преимущественно в первой форме. Промыслами были лишь гончарство, набойка, плетение.

    Белорусское декоративно-прикладное искусство имеет две характерные, исторически обусловленные особенности:

    • с одной стороны, в белорусском искусстве нашла отражение тенденция к обособлению и единству страны, которая проявилась в утверждении единого идейно-композиционного решения, разработке общих тем, распространении общих приемов, единстве стиля белорусского искусства.;

    • с другой стороны, существует тесная связь белорусского искусства с декоративно-прикладным искусством соседних стран и народов, особенно украинским и русским, что объясняется наличием единых исторических корней — искусства Киевской Руси.. Тот факт, что Беларусь в разные исторические эпохи входила в состав разных государств, объясняет родство белорусского декоративно-прикладного искусства с искусством Литвы и Польши.


    Развитие художественных промыслов и ремесел

    Ручные ремесла и художественные промыслы — самостоятельная отрасль декоративно-прикладного искусства

    Первым этапом развития ручных ремесел на территории Беларуси было искусство каменного века, то есть того периода, когда человечество пользовалось каменными орудиями труда. Искусство палеолита в верховьях Днепра и его притоков представлено главным образом поделками из костей мамонта и мягких пород камня (изображения людей, животных, различные украшения). Эти экспонаты были найдены при раскопках на стоянках Елисеевичи, Мезин, Пушкари. Изучение памятников искусства палеолита дает основание сделать вывод о зарождении в период палеолита трех основных видов изобразительного искусства — скульптуры, графики, живописи, а также простейших ручных ремесел. Базой возникновения, существования и развития ремесел явилось домашнее производство, удовлетворявшее в условиях натурального хозяйства нужды населения. Художественные промыслы возникли с развитием товарно-денежных отношений, преимущественно там, где малоземелье и расслоение крестьянства приводили к поискам дополнительных заработков. Сельские и городские ремесленники занимались изготовлением художественных изделий, которые сбывались через скупщиков или посредников. Народное искусство того времени носило прикладной характер. Оно не знало таких изделий, которые служили бы только эстетическим целям.

    Зарождение классового феодального общества во второй половине 1 века н.э. характеризовалось тем, что единое народное искусство расщепилось на искусство, бытовавшее среди крестьян и ремесленников, и искусство, призванное удовлетворять запросы господствующих классов.

    В 11-13 веках наметилось деление искусства на профессиональное и народное. Поскольку усложнялись ремесла для того, чтобы заниматься архитектурой, живописью, художественной отделкой материалов необходимо было овладеть мастерством, освоить ту систему знаний, тот опыт, которые накопились за тысячелетия развития этих видов искусства.

    В 14-16 веках ремесленное художественное производство развивалось на основе достижений искусства Киевской Руси. — это проявлялось в том, что существовали одни и те же виды ремесел, приемы и техника работы (скульптурная резьба по камню, художественная обработка дерева, кости, ювелирное искусство).

    Бурный расцвет ремесел отмечается с 16 века. Растут города, где скапливается много купцов и ремесленников, растущий спрос на изделия активизирует производство и обмен. Относительная самостоятельность городов способствует быстрому росту в них ремесел и торговли. В Минске в то время насчитывалось примерно 36 видов ремесел. При этом улучшалось и качество предметов ремесленного производства, ремесла расщеплялись на более узкие ветви, удалось наладить регулярное производство необходимых изделий не только для местного рынка, но и для вывоза за пределы городов и государства.

    Увеличение числа ремесленников вызвало потребность в специализированных профессиональных объединениях. Уже в 15 веке в Беларуси возникают первые такие объединения — цехи со своими уставами и привилегиями. Развитие цехов способствовало совершенствованию ремесленного производства. В 17 веке в Могилеве цеховые организации насчитывали более 80 ремесел и специальностей. Широко развивалось мануфактурное производство (стекольные мануфактуры в Налибоках и Уречье). Возникает производство гобеленов, поясов, сукна, изделий из фаянса, кожи.

    В 19 веке промыслы переходят на выпуск дешевой продукции, так как рынок был насыщен фабричными товарами. Народное искусство в целом становилось более декоративным. Многие предметы народного быта, утрачивая с течением времени практическое назначение, продолжали жить уже в другом качестве — как произведения декоративного искусства, хранящие национальные традиции своего народа.

    Активизации ремесленного производства, улучшению качества выпускаемых изделий способствовала выставочная деятельность. Лучшие произведения ремесленного прикладного и декоративного искусства демонстрировались на выставках внутри республики и за ее пределами. Так в 1919 году в Бобруйске проходила Государственная выставка ремесленников и художников, на которой были широко представлены изделия народных промыслов и ремесел. На Международной выставке в Париже в 1923 году работы народных мастеров (роспись, ковры, кружева) заняли достойное место и были высоко оценены гостями выставки. В 1925 году прошла Всебелорусская художественная выставка, где широко было представлено творчество народных мастеров по всем направлениям.

    Существенным фактором развития художественных промыслов явился экспорт кустарных изделий за границу, начавшийся с 1920 года. В это время сбыт внутри страны был невелик из-за внутренних войн и разрухи, а экспорт изделий за границу давал работу. обеспечивал заработок, сохранял традиции народных промыслов. Однако работа художников на экспорт имела свою специфику — в изделиях терялись народные традиции, зато ярче проявлялись индивидуальный художественный почерк и особенности личности автора.

    Развитию и охране народного искусства содействовало открытие Домов народного творчества. В 1938 году организован Белхудпромсоюз, который объединил работу всех народных художественных промыслов республики.

    Расширение экспорта, потребность в кадрах привели к широкому развитию профтехобразования. Стали открываться училища народного декоративно-прикладного искусства

    В настоящее время основной целью народных промыслов является сохранение и развитие художественных традиций определенных регионов, создание произведений, соответствующих высоким требований. Сегодня промыслы существуют как Ассоциация фабрик художественных изделий, где практикуют две формы сотрудничества: надомничество и работа в цехах. В рамках художественных промыслов традиционное народное искусство получает дальнейшее развитие.
    Народные промыслы Беларуси.

    Социальный состав белорусского народного искусства первоначально составляли сельские жители, и лишь с конца 19 века к ним присоединилась некоторая часть рабочих. Еще в 17 веке белорусские керамисты, резчики, оружейники славились за пределами Родины. Они удовлетворяли потребности господствующих классов, украшали церкви, дворцы, поместья богатых людей. Но существовали и маленькие гончарные, набоечные мастерские, ориентированные на сельского жителя. Народные мастера использовали легкие в обработке и доступные материалы, обрабатывая их несложными методами:

    • Дерево — из него строили жилье, делали посуду, изготавливали транспортные средства, мебель. Основными способами обработки были точение, долбление, обжиг, окраска, контурная, рельефная, ажурная резьба.

    • Солома — ее использовали для изготовления и украшения посуды, домашней утвари, шкатулок, сувениров, игрушек. Основные методы обработки: инкрустация и плетение.

    • Глина — использовалась для изготовления посуды и игрушек. Ассортимент посуды был велик и разнообразен (збанкі, гаршкі, кубкі, глякі, слоікі, міскі, церлы, спарышы). Белорусская керамика отличается не столько декором, сколько функциональностью и пластикой, простыми логичными формами.

    • Металл использовался лишь для мелких деталей, обрабатывался в основном ковкой. Для изготовления посуды использовалась медь.

    • Лен, шерсть использовали для изготовления тканей для постельного и столового белья, ассортимент которого был достаточно широк (посцілкі, ручнікі, абрусы) и одежды. Основными методами обработки были ткачество, а для изготовления обуви — валяние.

    • Широко распространенным приемом декоративной обработки материалов была роспись: набойка, кистевая роспись, при помощи которых декорировали «куфры», «пісанкі», «дываны».

    Основными чертами белорусского народного декоративно-прикладного искусства можно считать следующие признаки:

    • глубокая традиционность;

    • сдержанность декоративного решения;

    • преобладание древних геометрических мотивов;

    • функциональность;

    • отсутствие яркости колорита.


    Художественные традиции белорусской вышивки

    Белорусская вышивка возникла в глубокой древности, когда красными шерстяными нитями начали орнаментироваться льняные рубашки.

    Вышивание на Беларуси считалось ремеслом исключительно женским, хоть и с определенными возрастным и ограничениями. Вышивание было делом девушки в тот период ее жизни, когда все мысли и желания направлялись на свадебный сундук, на то, чтобы заготовить нужное количество ритуальных предметов, девочка начинала осваивать процесс орнаментации тканей с 12-15 лет (дома, на вечорках)

    Белорусская народная вышивка, достигнув высокого декоративного уровня, тем не менее существовала лишь в форме домашних занятий, удовлетворяющих потребности семьи. Лишь иногда, учитывая способности и быстроту мастерицы, выполнялась вышивка по просьбе сельчан, превращаюсь тем самым, в дополнительный заработок. Иногда вышивку выполняли и коллективно (невеста, если нужно было срочно подготовить приданое, рушники – для защиты своей деревни от бедствий и напастей).

    Белорусская вышивка обладает особенными чертами. Она отличается строгостью орнамента, четкостью геометрического узора, сдержанностью колорита. Вышивка в основном красно-белая с небольшим добавлением черного и серого цветов. Часто встречаются растительные мотивы и сюжетные композиции. В то же время нет ни одного сюжетного узора, который получил бы повсеместное распространение.

    Все виды вышивки выполнялись на белом льняном полотне красным цветом. Данная колористика объяснялась тем, что серебристо белый – естественный цвет льняного полотна. А красный цвет у славян считался символичным как цвет солнца, жизни. Но поскольку жизнь не вечна, в вышивку вводили немного черного цвета.

    Узоры традиционной вышивки обычно геометрические и складываются из разнообразных сочетаний ромбов, крестов, розеток и других несложных фигур, которые обозначали понятия и явления, значимые для крестьянской жизни. Встречаются также стилизованные растительные мотивы, фигурки человека, птиц, животных, решенные в той же символичной стилистике.

    История возникновения и развития белорусского вышивании тесно связана с историей развитии орнаментального искусства.

    Орнамент– украшение, состоящее из ряда ритмически упорядоченных элементов. Традиционный белорусский вышитый орнамент представляет собой сложное переплетение нескольких различных по хронологии и этническим традициям пластов. В нем преобладает геометрический узор, основные элементы которого - прямые и зигзагообразные линии, треугольники, разной формы крестики, многолепестковые розетки, квадраты, прямоугольники.

    Важнейшим элементом вышивок белорусов являлся ромб, его варианты и отдельные части. Ромб, по народной терминологии, почти везде назывался «кругом». Он являлся символом урожая, дождя, Большого Солнца, Земли – Кормилицы.

    Позднее всех появляется в вышивках образ птицы, которой часто присущи черты сказочности. Ее изображения связаны с идеей плодородия. В белорусской земледельческой обрядности прилет птиц был одним из важных событий года. Птицы являются символом света и тепла: по народным поверьям, именно они приносили весну на землю.

    Вышивка изображений женской фигуры на рушниках являлась важным элементом всех обрядов и ритуалов, от рождения до свадеб и похорон. Это был символ Лады, Масленицы, весны-веснянки, Русалки, Купалинки, Матери-Земли, Матери-Родительницы, Аранты-Матери-Богини и др. В эти сюжеты вкладывался определенный смысл: плодородие, продолжение жизни на земле.

    Наши языческие предки посвящали многие праздничные обряды урожаю. Узоры народных вышивок прославляли труд, умелые руки крестьян, землю, природу, Солнце, предков. По ним, как по книгам, мы читаем о далеких временах, обычаях народы, его надеждах и переживаниях.

    Национальная самобытность вышитого орнамента проявлялась и в цветовой гамме: использование красного с незначительным дополнением черного цвета на белом фоне полотна, а также в использовании определенных приемов вышивки (лицевые швы) и разработке мотивов орнаментов.

    Во всех регионах Беларуси в качестве орнаментальных узоров использовались полосы – бордюры, сетчатые композиции с размещением фигур вдоль прямых или наклонных осей, а также единичные или медальонные мотивы.

    В белорусской народной вышивке много общего с вышивкой соседних народов (русских, украинцев, литовцев, поляков). Традиционная вышивка существует в современном народном быту, ею украшают декоративные ткани, в отдельных регионах отделывают обрядовые и сценические костюмы.

    Широкое распространение получила узорная вышивка с преобладание геометрического орнамента, идентичного тканому – «набор». Узоры геометрического характера выстилают лицевую и изнаночную стороны изделия, причем изнаночная сторона дает негативное лицевой изображение.

    Более поздней была вышивка крестом, которая давала возможность получать рисунок не только геометрический, но и растительный, даже сюжетно-тематический. быстрому распространению крестика способствовали многочисленные узорники и др. виды печатной продукции, пропагандировавшие его (конец 19-нач.20 века).

    Помимо шитья по целой ткани, существовало также строченое шитье, однако оно не получило широкого распространения, встречалось в основном в восточных районах республики.

    В наиболее чистом виде национальные особенности вышивки проявились в декоре рушников и одежды.

    В традиционной одежде вышивкой украшали рубахи, (верхняя часть рукава, плечевые вставки, воротник, манишку на передней части). Вышивкой украшали и праздничные передники, узор которых соответствовал узорам рубах. На безрукавках (горсетах), части праздничного костюма, богато украшали переднюю часть или всю поверхность изделия гладьевым, тамбурным швами в сочетании с другими техниками вышивки и нашивками из лент или тесьмы, аппликацией. На праздничных мужских сорочках вышитый узор располагали на манишке, воротничке, манжетах, реже — на подоле. Техника выполнения, как правило — «крест» нитками красного или красного и черного цветов. В большом количестве изготавливались свадебные полотенца, украшенные вышивками красного цвета.

    Шелковыми и золотыми нитями вышивали воротники, манжеты, головные уборы богатых людей. Вышивали и обувь, где богато расшивался нос ботинка. Кожаную обувь вышивали в основном шерстяными нитками красного, синего, зеленого и желтого цветов стебельчатым швом. Поверхность геометрических фигур полностью покрывалась вышивкой. Наиболее распространенным мотивом на обуви было изображение клина (знака плодородия). Вышивкой также украшали кошельки, сумочки, ноны, футляры.

    Рушник для белоруса был не только куском ткани, которым вытирают. В быту белорусов ручники издавна выполняли разнообразные обрядовые функции, они сопровождали белоруса от рождения до смерти. На рушник принимали новорожденного, подносили хлеб-соль, им украшали угол с образами, на нем опускали гроб в могилу. Особенно важную роль выполняли рушники в свадебных обрядах. Многие обрядовые, праздничные функции рушников продолжают свою жизнь и в наше время. Такая важная роль в народном быту (практическая, декоративная, обрядовая) не могла не повлиять на художественную сторону этих изделий.

    Не смотря на различие в оформлении рушников различных регионов, они имеют и общие черты.

    Выделяют 1 группу белых рушников с вышитым или вытканным геометрическим узором традиционного красного цвета. Узор обычно размещается на концах рушника, как будто стекает с него. Самые широкие полосы при этом – у концов, те, что ближе к середине, уже и расположены реже

    2 группа – рушники, тканые в бело-серый рисунок по всему полю. Используются суровые и отбеленные нитки. Колористика серебристая. Рисунок мерцающий, мотивы геометрические – квадраты, шашечки, ромбы, восьми угольные розетки. На Случчине бытуют рушники, затканные по всему полую силуэтами голубков, петухов, павлинов, колорит – бело-голубой, бело-зеленый, бело-коричневый.

    В послевоенные годы массовое распространение получила полихромная вышивка гладью. Разноцветные букеты, гирлянды цветов вышивали на накидках, шторах, наволочках и др.

    В 50-60 годах распространилась полихромная вышивка крестиком, которой выполняли переснятые с журналов сюжетные сцены и переводили в нее картины профессиональных художников. В связи с имитацией других видов ДПИ это явление нельзя считать самостоятельным художественным явлением.

    Позже на гроденщине, западе витебщины появились сетчатые скатерти и накидки, при изготовлении которых на раме вяжут сетку из толстых нитей, а затем вышивают по ней шерстяными нитками яркий сочный полихромный узор.

    Искусстворучного ковроделия и вязания

    Ковровое искусство возникло в условиях натурального хозяйства, когда обработка шерсти являлась одним из главных занятий населения.

    Богатые художественные традиции белорусского народного ткачества побудили открытие ткацких мануфактур, которые изготовляли шпалеры, ворсовые ковры, килимы в районах, где широкое развитие имело деревенское ткачество - в Слуцке, Несвиже, Мире, Гродно, Слониме, Ружанах, Дубровно.

    Особенное внимание придавали Раздзивилы развитию художественного ткачества. Первые мануфактуры на Беларуси были открыты Радзивиллами в Альбе под Несвижем, в Кареличах и Мире. Там изготавливали пояса, скатерти, полотно для обивки стен, настенные ковры-гобелены. Особенную склонность имели Радзивиллы к шпалерам.

    Их семейная коллекция насчитывала большое количество богатых, редких арасов. Арас – французский тканый ковер ручной работы, изготовленный в г.Арасе, который был центром шпалерного ткачества в 14-15 веках.

    Ткали гобелены в сложной французской технике на специальных ручных станках по мотивам картин западноевропейских художников. Вначале рисунки на гобеленах не ткались, а вышивались.

    Ковровые изделия ткались местными белорусскими городскими и деревенскими ремесленниками, которые досконально владели различными ткацкими технологиями. На мануфактурах работали приглашенные французские, бельгийские и другие мастера-ткачи, под руководством которых многие местные талантливые ткачи, преимущественно женщины и девушки, и обучались новым для них технологиям и сами становились мастерами.

    Широко известными были мануфактуры князей Радзивиллов в Слуцке, Несвиже, Мире, Кареличах. Картоны для кореличских шпалер изготавливали придворные художники Юзеф и Рудольф Зерские, им помогали художники Скакийский, Андрей и Константин, фамилии которых до нас не дошли. Сюжеты и композиции они брали с картин художников 17 века. В свое время парадные залы Несвижского дворца украшались шпалерами, описывающими военные подвиги Радзивиллов., но часть их погибла в войну 1812 года, другие разошлись по музеям и коллекция. До нашего времени дошло только несколько работ

    Гродненские королевские мануфактуры, созданные графом А.Тызенгаузом в середине 18 века, были одни из первых капиталистических мануфактур на Беларуси. Руководили мануфактурами квалифицированные мастера, чаще наемные из Франции и Бельгии. Во второй половине 18 века Гродно стало важным центром художественного ткачества Беларуси. В Гродно и его окрестностях изготавливали килимы, шпалеры, ворсовые ковры.

    Во второй половине 18-начале 19 века были известны Слонимские ткацкие мануфактуры, которые принадлежали князям Огинским. Основал из Михаил Клеофас Огинский, который был широко образованным человеком, видным общественным и государственным деятелем своего времени и содействовал экономическому развитию края.

    В 19 веке с развитием фабричного производства художественный уровень западноевропейского ковроделия резко падает. Однако к середине 20 века в ряде стран делаются успешные попытки вывести из тупика эту отрасль художественного ремесла, вернуть ей былое значение. Заметные успехи в этой области достигнуты в Польше, Болгарии, Румынии, Югославии, где возрождается изготовление как ворсовых, так и безворсовых ручных ковров с геометрическим и стилизованным растительным орнаментом.

    Воскрешение интереса к гобелену почти одновременно в разных европейских странах не случайно. Рукотворность, материальность, фактурность, цветовая насыщенность гобелена дают ему значение сильного эмоционального акцента в интерьере. Как в средние века искусство шпалер призвано было мягчить суровый интерьер рыцарских замков, так и в современном интерьере гобелен восполняет недостаток художественной выразительности.

    Ручное вязание — один из наиболее широко распространенных видов ручного ремесла. Ручное вязание возниклоболее 3000 лет назад. Придумали его мужчины.Древнейшие вязаные изделия относятся к IY-Y вв. н.э., а на территории Нового Света (Перу) - к Ш веку н.э. В Беларуси вязание как промысел развивался только с целью вязания дополнений к национальному костюму: с давних времен крестьяне вязали чулки, носки и варежки из овечьей шерсти. Обычно они были одноцветными, иногда использовалось сочетание отбеленной и неотбеленной шерсти, в некоторых регионах изделия украшались народным орнаментом.
    Ткачество

    Ткачество – один из самых распространенных видов белорусского декоративного искусства. Еще недавно умение ткать было обязательным для каждой селянки, основную часть приданого девушки составляли именно тканые предметы, и парню рекомендовали выбирать себе невесту по количеству и качеству тканых изделий. Традиционными материалами на Беларуси для ткачества были лен и шерсть. Их окрашивали натуральными красителями из растительного материала. Ярких цветов они не давали, поэтому традиционными для беларуских тканых изделий были белые, бело-серые оттенки с нежными рисунками, которые образовывались чередованием отбеленных и суровых ниток.

    Ручное ткачество как способ изготовления тканей путем переплетения нитей под углом 90°известно более 3000 лет. На территории Беларуси ткацкий станок существует с 13 века, что подтверждают раскопки в Гродно.

    Характерные черты ручного народного ткачества:

    -строгая геометричность узоров;

    -ритмичность и уравновешенность отдельных частей;

    -геометризация зооморфных и растительных мотивов;

    -преобладание ромбических мотивов (ромб с отростками, с гребенчатыми сторонами, с угловыми крючками, ромбовая сетка);

    -симметричность орнамента;

    -яркость, звучность колорита.

    В Беларуси ткачество первоначально служившее лишь для удовлетворения хозяйственных нужд, поднялось до уровня художественного явления. С художественной точки зрения для современного белорусского ткачества характерны строгие геометрические узоры (клетка, полоска, концентрические круги, ромбы, квадраты) и неяркий колорит.

    В жизни крестьянина процесс изготовления ткани длился почти круглый год. Ткачество было занятием женским, передавалось от матери к дочери. К нему приучали девочек с 7-8 лет. Ткали, в основном, полотно (льняную ткань) – «нагавічнае», «сарочачнае», «дзяружнае».

    В конце 19 века в Беларуси производство тканей в домашних условиях резко сократилось, что было связано с развитием промышленности.

    В начале 20 века передовые общественные деятели Беларуси предприняли ряд мер по развитию ремесел. Было создано Общество помощи домашнему ремеслу и народному умельству. Земские комитеты открывали специальные школы и ремесленные классы, учебные мастерские, учебно-показательные ткацкие мастерские в помещичьих усадьбах , что способствовало появлению новых приемов, узоров(стали издаваться альбомы узоров).

    20-30 годы характеризуются оживлением домашнего ткачества, что было связано с разрухой в стране, разладом в промышленности, повышенной потребностью в тканях для перевязочного материала, изготовления военного обмундирования. В это время ткут полотно, сукно в основном ремизным ткачеством, как самым продуктивным, используя шерсть и лен домашнего прядения. Из покупной пряжи выполняют только отделочные узоры. В целях координации деятельности отдельных ремесленников, создаются ткацкие артели.

    40- е годы отмечаются потребностью в одеялах, столовом и постельном белье. В основном при работе мастера использовали ремизное и переборное ткачество, как самые производительные.

    В конце 50-х годов перестали ткать полотно и ткань для одежды, преобладающими становятся декоративные изделия – постилки, скатерти, полотенца. Сегодня эта тенденция сохраняется. Наиболее крупными предприятиями, на которых осуществляется ручное ткачество являются Слуцкая, Пинская, Верхнедвинская ФХИ

    В наиболее чистом виде национальные особенности ткачества проявились в декоре рушников и одежды.

    Рушник для белоруса был не только куском ткани, которым вытирают. В быту белорусов ручники издавна выполняли разнообразные обрядовые функции. На ручник принимали новорожденного, подносили хлеб-соль, им украшали угол с образами, на нем опускали гроб в могилу. Особенно важную роль выполняли рушники в свадебных обрядах. Многие обрядовые, праздничные функции рушников продолжают свою жизнь и в наше время.

    Выделяют 1 группу белых рушников с вышитым или вытканным геометрическим узором традиционного красного цвета. Узор обычно размещается на концах рушника, как будто стекает с него.

    2 группа – рушники, тканые в бело-серый рисунок по всему полю. Используются суровые и отбеленные нитки. Колористика серебристая. Рисунок мерцающий, мотивы геометрические – вквадраты, шашечки, ромбы, восьми угольные розетки.

    Разнообразные декоративные качества тканых изделий проявились в покрывалах и коврах (посцилках и дыванах). Ранее они были скромными по рисунку, сдержанного колорита. Узоры обычно геометрические. Современные – более разнообразны по узорам и колоритам.

    Отдельное явление художественного ткачества – пояс. Как женщине нельзя было показаться с непокрытой головой, так и мужчине – без пояса. Внимание, которое придавалось белорусами поясу в традиционном костюме, объясняется не только функциональной необходимостью, но и также глубоким символичным содержанием.

    Поясом завязывали первый сноп урожая, во время похорон на поясе вели коня, который вез гроб с покойником. Поясом пеленали младенцев, веря в его чудодейственную, охранную силу. С ним связывались разные приметы, поверья, заговоры, гадания. Считалось, что пояс оберегает от несчастий. Выгоняя по весне первый раз скот, на пороге хлева расстилали ручник и пояс (чтобы не разбегались и домой возвращались). Накануне Нового года поясом попарно связывали однородные предметы (чтобы живность в хозяйстве паровалась)

    Особая роль отводилась поясу в свадебных обрядах. Когда девушка была согласна выйти замуж за парня, которого ей сватали, она дарила ему рубаху и пояс. Пояс также получал и сват. Поясами откупались, когда свадебный поезд на своем пути встречал преграду. Пояса дарили музыкантам, родным жениха, гостям. Иногда их получала в подарок все участники свадьбы. Пояс молодая цепляла на ворота, ложила на свадебный стол, развешивала в клети, хлеве, кладовых, чтобы новая семья жила счастливо и в достатке. Входя после венчания в дом жениха, невеста бросала поясок на печь. К столу молодых вели на пояске. В первый день после свадьбы молодая идя по воду, ложила пояс на сруб колодца. Подметая дом, завязывала поясок на веник (иногда за свадьбу раздавала до 100 поясков)

    К концу 19-началу 20 века символика пояса была утрачена, одинаковые носились и в женской, и мужской, и детской одежде.

    В каждой местности оформление поясов выдерживалось в стилевом единстве с орнаментом традиционного костюма. Разнообразны были способы повязывания пояса: женщины – на талии поверх фартука, мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая вокруг стана не менее двух раз, мальчики – только под грудью. Завязывали пояс узлом впереди или сбоку, концы. украшенные кутасами, мохрами, бисером, металлическими пластинками свешивались на 20-4о см Поэтому длина пояса составляла 1,5 -3,5 м, иногда до 5 метров. ширина – 1,5 – 20 см.

    Основным сырьем была овечья шерсть, окрашенная в яркие цвета, отбеленный лен. Разнообразна была техника тканья: пояса вили, плели на пальцах, на колодке, на вилочке, на стене, ткали на дощечках, на бердечку, на ниту, на кроснах. Наиболее распространенные – тканые. Композиционно: удлиненные, поперечные, косые полоски, черточки, крестики, ромбы, гребешки, многолепестковые розетки.

    В настоящее время пояса на ниту ткут в Ганцевичском районе Бресткой области. В западных районах Гомельской области – ткут на ниту из синтетической пряжи пояски для хозяйственных корзин. На Слуцкой фабрике – декоративные ленты, закладки, сувенирные панно. На Витебской фабрике «Купава», в центре традиционных ремесел «Скарбница» в Минске.
    Народная керамика

    Керамика – изделия из глины, обожжённые для прочности и водостойкости. В белорусском народном быту это были, главным образом, предметы посуды, изготовление которых называли гончарством, а мастеров – гончарами.

    Гончарство – одно из наиболее древних ремёсел, возникшее более 30 тыс.лет тому назад, развивавшееся и формировавшееся на протяжении всей истории развития цивилизации.

    В довоенное время в Беларуси действовали многие десятки гончарных центров, где насчитывалось до 200-300 гончаров. В Гомельской области наиболее крупными гончарными центрами были Брагин, Стрешин (Жлобинский район), Юровичи (Калинковичский район), Комарин (Брагинский район). Сегодня масштабы гончарного ремесла по разным причинам заметно уменьшились. Большинство гончарных центров пришло в упадок, только в некоторых (Городок (Витебская обл.), Гародная (Столинский район), Дорасино (Любанский район)) ещё работают мастера, обычно преклонного возраста.

    Виды керамических изделий.

    Хозяйственная посуда – основной вид продукции мастеров-гончаров. В ней хранили продукты, готовили еду, подавали её на стол, носили обеды в поле.

    Основные виды гончарных изделий и их практическое использование:

    Горшки для приготовления еды в печи имели наибольшее распространение в быту. Форма их была почти шарообразная, чуть суженая ко дну – чтобы легче нагревались на огне. Бытуют они и сегодня, т.к. приготовленная в горшке еда более вкусна, чем в металлической посуде.

    Збанок (жбан) – известная посуда в виде кувшина с носиком и ручкой, в которой хранили молоко: оно долго не скисало, а в жару оставалось холодное.

    Похож на жбан гладыш (гарлач), но в отличие от жбана, он не имел ручки и носика для слива (был гладкий)

    Миска – распространенный вид посуды, предназначенный для еды, невысокий, с широко раскрытыми бортиками.

    Макотер (макотра, макитра) – посудина для растирания мака. Напоминает высокую миску, но с шероховатыми стенками внутри.

    Слоик (слой) – цилиндрический или слегка выпуклый предмет посуды для мёда, варенья, солений. Объём его достигал иногда нескольких десятков литров, высота – до полуметра. Слоики имели крышку, иногда – и ручки.

    Для масла, кваса, воды предназначался предмет посуды шарообразной формы с узкой горловиной и одной ручкой – гляк.

    Существовали и другие виды посуды – еду жарили на сковородах, булки, картофельную бабку выпекали в бабочниках, пили из кубков, масло и сахар хранили в масленках и сахарницах в виде низкой чаши на поддоне.

    В настоящее время многие виды бытовой посуды из глины исчезли из нашего быта, а те, что ещё используются, уменьшились в размерах, т.к. семьи сейчас значительно меньше.

    Обычные хозяйственные предметы могут выполнять и чисто художественные функции.

    Утилитарно-художественные изделия специально предназначались для декоративных целей в быту. Это мог быть и обычный предмет посуды, но с более богатым декором. В праздничные дни его подавали на стол, в будние дни он мог стоять как украшение. Чаще всего днища тарелок или боковые стенки разрисовывали стилизованными цветами и геометрическими мотивами. Иногда по боковым краям тарелок шли надписи с пожеланиями добра , здоровья и т.д.

    Мастера изготавливали оригинальные вазы, букетники. , пепельницы с фигурками животных, фигурные сосуды (в виде баранов, медведей). Как правило, они лишены излишнего натурализма, туловища крупные, будто раздутые, где-нибудь на загривке – отверстие, куда можно налить жидкость, а через пасть – вылить. Для большей декоративности лепные детали дополнялись шликером выжатым через редкую мешковину глиной, имитирующей шерсть животного..
    Народная игрушка

    Искусство изготовления глиняной игрушки – одно из древнейших. Среди археологических находок игрушки попадаются, начиная с с последнего периода каменного века – неолита – того времени, когда в употребление первобытных племён вошла керамика. .

    В эпоху языческой культуры глиняные игрушки представляли собой символ имитационно-театрализованного действия, трудовой и обрядовой деятельности человека, выполняли роль идолов. Фантастично-сказочные персонажи мелкой глиняной пластики являются продолжением фольклорных истоков, исходящих ещё со времен первобытной культуры.

    Разнообразные и богатые находки сделаны при раскопках городищ времён железного века: фигурки коней, собак, погремушки в виде шарика, цилиндра. Как считают исследователи, свистульки и погремушки употреблялись не только как детские забавы, но имели и ритуальное назначение: отгоняли злых духов свистом, фигурки людей обозначали предков, домашних животных лепили с надеждой повлиять на благосостояние. Скорее всего, игрушки играли двоякую роль: их давали играть детям, и они в свою очередь охраняли их от нечистой силы, помогали вырасти здоровыми и сильными.

    Фрагменты глиняных игрушек 10-13 в.в. найдены при раскопках древних Пинска, Волковыска, Гродно, Минска и др. В то время приобретает распространение гончарный круг, что привело к значительному расширению гончарного промысла, а вместе с ним – изготовлению глиняной игрушки. Среди игрушек 15-17 в.в. встречаются экземпляры, глазурованные зелёной, коричневой, жёлтой поливой.

    Наибольшего развития и распространения производство глиняной игрушки достигло в конце 19- начале 20 веков. Практически на каждом рынке в выходные дни или на ярмарках рядом с посудой можно было видеть россыпь ярких разноцветных глиняных свистулек.

    В Беларуси производство глиняной игрушки не приобрело характера самостоятельного промысла, а носило сопутствующий характер.

    В то время, когда хозяин крутил гончарный круг, хозяйка и дети лепили игрушки. Сопутствующий характер объясняет её внешнюю особенность. На Беларуси игрушки не расписывали, как в России (дымковская, каргопольская. гжельская), а глазуровали, как и посуду, однотонной поливой. В центрах чёрноглянцевой керамики чёрный цвет имели и игрушки.

    С художественной стороны глиняная игрушка – одно из самых интересных явлений в народном быту. Своеобразная природа этого вида искусства, специфика производства, выработанная ещё в древности, видимо, являлись причиной того, что давние образы и приёмы лепки глиняной игрушки практически не менялись до нашего времени. Небольшие, компактные, лишенные различных подробностей, они передают только самое главное, характерное для определённой группы персонажей черты: загнутые рога – у барана, плоский клюв – у утки, а куклу лепили в виде конуса-юбки, переходящей в руки, грудь, голову.

    Глиняную игрушку, при всём её разнообразии можно условно разделить на две группы – первая, наиболее древняя, традиционная и распространённая, выявляет архаичное направление в творчестве мастеров-игрушечников. Игрушки этого направления – максимально упрощённые образы. Это не портрет, а только символ персонажа, что даёт зрителю простор для фантазии и собственного прочтения. (хоросицкая, ружанская игрушки).

    Вторую группу глиняной игрушки представляют произведения наивно-реалистичного направления, приобретающего расширение в начале 20 века. Игрушки приобретают детальную разработку, увеличиваются в размерах, часто превращаются в декоративную скульптуру(раковская игрушка). Но в последние годы проявилась тенденция к реалистичному отражению действительности. Иногда показываются целые сюжетные сценки, с конкретной характеристикой персонажей, нередко с юмористическим оттенком.

    Особую группу составляет игрушечная посуда. Маленькие горшочки, жбаночки, мисочки повторяли свои большие прототипы, выделялись теми же особенностями, что и хозяйственная посуда каждого гончарного центра.

    Белорусская глиняная игрушка имеет особенные формальные, стилистические и художественные особенности: точность и выразительность форм, пластичность, лаконизм, компактность, ярко выявленные национальные особенности.

    Простые по форме, поэтичные по содержанию, они представляют собой наглядный материал в познании духовной культуры народа, его традиций, обычаев. Народная глиняная игрушка – не только интересная страница в истории нашей культуры, но и основа для развития современного художественного творчества, в т.ч. и детского.
    Декоративная обработка бересты

    Изделия из бересты известны с давних времен. Их изготовление считается одним из древнейших ремесел и является исконно славянским промыслом. Этот практичный и легко доступный материал издавна использовался в быту сельских жителей.

    Бересту использовали в строительстве для защиты жилища от холода и гнили. Ее подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в нее не проникала сырость. Берестяные пласты, соединив их какими-либо животными волокнами (конский волос, жилы животных), использовали для покрытия жилища народов Севера России. В Древнем Новгороде расписной берестой украшали стены жилища. Русские крестьяне, проживающие в южных районах страны, берестой обивали ямы, предназначенные для хранения зерна.

    Берестой обивали лодки-берестянки, делали из нее поплавки и другие рыбацкие снасти. Она служила прекрасным материалом для изготовления влагонепроницаемой обуви, солнцезащитных головных уборов.

    Многочисленные предметы домашнего обихода: посуду, сумки, игрушки, украшения, музыкальные инструменты изготавливали из доступных и практичных материалов, которым и является береста. Из гибкой бересты изготавливали обувь и головные уборы. Судя по этнографическим данным, девичьи уборы представляли собой обруч или твердый околыш, облегающий голову. Головные уборы замужних женщин – «юртыры» - наиболее древние. Имеют туесовидную форму. Для защиты от солнца изготавливали берестяные шляпы в виде низких конусов.

    Берестяная утварь была очень разнообразной: всевозможные плетеные корзины и лукошки, короба и пестери (заплечные корзины для сбора плодов), шкатулки и хлебницы. Наиболее распространенными были туеса – сосуды цилиндрической формы, изготовленные из цельного берестяного цилиндра, которые служили для хранения жидких и сыпучих продуктов.

    В Древней Руси береста заменяла писчую бумагу. Берестяные грамоты 11-15 веков представляют собой куски бересты, на податливой поверхности которых специальными костяными писалами выдавливали рельефные буквы.

    Большое развитие получил и такой вид отделки, как прорезная береста. Широко известен в нашей стране и за рубежом промысел в селении Шамогодье в окрестностях Великого Устюга, возникший в 17- начале 18 веков. Растительным резным орнаментом украшают боковые поверхности туесков, крышки и стенки шкатулок и ларцов. Самобытны изделия с прорезной берестой в Великом Устюге. Ажурным узором украшали шкатулки, туеса, декоративные тарелки. Берестяной рисунок помещали на деревянной основе, подчеркивая игру узора подложками, а силуэтные формы орнамента дополнительно прорабатывали тиснением.

    В настоящее время народные промыслы используют бересту для изготовления сувенирной и утилитарно-эстетической продукции. В современном производстве из бересты, подвергнутой специальной обработке, получают черный краситель, березовое масло, деготь.
    Лозоплетение

    Плетение из лозы – одно из древнейших занятий человека, известный повсеместно, где произрастала лоза, в том числе, и по всей Европе. Богаты этим материалом и земли Беларуси, особенно поозерье и Полесье, где произрастает до 20 видов лозы. Лозоплетение зародилось как корзиноплетение в местах обитания человека вблизи рек и озер и служило первоначально лишь для нужд рыболовства.

    Изготовление из лозы корзин, посуды, мебели существовало у разных народов. Если большинство изделий из соломы использовалось в аграрных обрядах, лозоплетение целиком основывалось на удовлетворении бытовых нужд. Изделия, выполненные из прута, находили применение не только в домашнем обиходе, принцип плетения широко использовали при строительстве плотин и запруд, стен и крыш жилища, оград.

    Лозоплетение было не только повседневным занятием, но и широкоразвитым промыслом, особенно в конце 19 – начале 20 века. Во многих деревнях Беларуси насчитывались сотни плетельщиков, работающих на местные рынки. Особо крупными центрами лозоплетения были Норица, Верхнее (Витебщина), Моталь, Новоселки, Хорск на Брестчине (Хорск – 4000 плетельщиков).

    Во второй половине 19 века плетение вошло в моду – распространились плетеная мебель, детские коляски. В этот период плетение от кустарного производства перешло на промышленную основу. Для подготовки мастеров организовали школы.

    Наиболее распространенным и самым древним является простое (крестовое) плетение, когда ряд равномерно поставленных прутьев по очереди переплетается тонкими прутиками.

    В начале 20 века ассортимент плетеных изделий был велик: мебель (стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки) газетницы, коляски, качели, дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы), корзины различного назначения (для бумаг, рукоделия, цветов, фруктов, хлеба), детские игрушки и т.д.

    Традиции лозоплетения, практически не прерываясь, продолжаются и сегодня, хотя в первоначальном своем виде промысел существует не ток широко. Как раньше. В наши дни – это занятия отдельных мастеров. Носителей традиций когда-то распространенного промысла. Поскольку легкое, удобное, красивое плетеное изделие в некоторых случаях не имеет себе равноценной замены, мастера-лозоплетельщики удовлетворяют не только заказы окружающих, но и потребности местных рынков. Прямое продолжение народных традиций лозоплетения замечено в продукции промысла, возрожденного в 60-х годах на многих фабриках художественных изделий (Гродненской, Гомельской, Мозырской, Слуцкой.), которые выпускают изделия, которые могут найти применение в современном быту для удовлетворения утилитарно-художественных потребностей. В настоящее время шире всего распространена плетение корзин, реже – мебель, сувенирная продукция.
    Декоративная обработка соломки

    Использование соломы злаковых растений для изготовления и декорирования предметов домашнего обихода относится к тому периоду, когда было освоено земледелие, когда с культивированием злаков образовался источник сырья – солома. Издавна человек ценил не только хлебный колос, но и стебель – прекрасный поделочный материал. Этот материал не требовал затрат на заготовку или приобретение.

    Первоначально солома использовалась как поделочный материал только в утилитарных целях. Соломой крыли крыши, утепляли дом, использовали для изготовления постели, обуви, головных уборов, хозяйственной утвари.

    Но солома представляла для крестьян не только материальную ценность. Солома была незаменимым пластическим материалом для создания обрядовых атрибутов и украшений.

    Обрядовое творчество с соломой заложило основу соломоплетения, сформировало основные ремесленные и художественно–образные приемы этого вида ДПИ. Самым древним было спиральное плетение. В домашнем обиходе из соломы плели сосуды и корзины, незаменимые для хранения зерна и муки, переноски продуктов, сбора грибов и ягод. Плотно сплетенные из жгутов, они не уступали по прочности деревянным бочкам, часто даже не пропускали воду, обеспечивали необходимую вентиляцию, были прочными и долговечными. Утварь была разнообразна по формам и размерам, которые определялись назначением. Все они были округлые по форме.

    Помимо предметов домашнего обихода, из соломы изготавливали разнообразные шляпы, не только для себя, но и для торговли с Киевом, Вильно, Вятской, Оренбургской и Нижегородской губерниями России, Варшавой.

    Крестьянские дети и молодежь плели украшения – соломенные кольца, бусы. С начала 19 века получила распространение плетеная шкатулка.

    В народном искусстве белорусов соломка применялась не только для различных видов плетения, она служила также незаменимым пластическим материалом. Скрученные, согнутые и связанные пучки соломки превращались в руках народных мастеров в кукол, фигурки животных и птиц. Эти маленькие скульптурные произведения в основном делались на свадьбу или во время праздников – Рождества. Пасхи, в дни, когда встречали приход весны. В некоторых районах России соломенные фигуры наряжали на масленицу в тех домах, где были молодожены. Вместе с тем, основное назначение соломенной куклы в крестьянской жизни – игрушка, забава, развлечение и не только для детей, но и для взрослых. Куклы из соломы, хрупкие и непрочные, были привлекательны тем, что в них имелся секрет – они могли двигаться, чего лишены были игрушки деревянные, глиняные и тряпичные.

    На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Ее изготовление ограничивалось рамками крестьянского дома, семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.

    Соломенная кукла осталась первозданной - архаической и донесла до нас простейшие, но очень рациональные пластические и конструктивные приемы создания в этом материале образа человека.

    Соломка являлась не только самостоятельным поделочным материалом, использовалась и в качестве отделочного. Создавая необходимые предметы быта из дерева и других плотных материалов, деревенские мастера стремились их украсить. Вместо дорогих и редких материалов использовали дешевую доступную соломку. Несложные по своему конструктивному решению предметы, орнаментированные узором геометрического или растительного характера, приобретали красоту и выразительность.




    написать администратору сайта