Главная страница

науч раб 2222. Деятельность Твардовского в журнале Новый мир в 1950 1954г


Скачать 20.98 Kb.
НазваниеДеятельность Твардовского в журнале Новый мир в 1950 1954г
Дата06.01.2023
Размер20.98 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файланауч раб 2222.docx
ТипДокументы
#874841

Деятельность Твардовского в журнале «Новый мир» в 1950 – 1954г.

Журналисты, работающие в изданиях сегодня, находятся в постоянном поиске ответов на вопросы «Что и как публиковать», чтобы найти свою аудиторию и оставить свой след в истории отечественной журналистики. Считаем, ответы на эти вопросы нужно искать, опираясь на опыт предшественников, которым уже удалось это сделать. Таким примером может быть А.Т.Твардовский, имя которого и сегодня остается широко известно, более того, многие из тех произведений, которые он «открыл» для широкой аудитории, опубликовав в журнале, теперь являются культурным достоянием нашей страны.

Обратимся к конкретному этапу жизни Твардовского для поиска ответов на раннее поставленные вопросы.

Александр Трифонович Твардовский становится главным редактором «Нового мира» в 1950 г, а в 1947 году журнал «Новый мир» признан органом союза писателей СССР1, теперь власть видит этот официальной печатный орган одним из главных методов воздействия на творческую интеллигенцию и общество в целом. Однако выполнять идеологическую функцию для советской власти журнал стремился не всегда: во времена, когда тираж «Нового мира» перешёл отметку в 100 000 копий (1951 г.), отметилась и направленность журнала – «социалистический реализм с человеческим лицом». Таким образом, новомирские тексты, прежде всего, стремились осветить мир таким, каков он есть: без преувеличений и лжи.

Время первого срока редакторской деятельности Твардовского принято называть началом «обновленного» «Нового мира».

Александр Трифонович Твардовский понимал значение связи между редакторским составом и аудиторией, а потому, одним из первых, что было предпринято им – была налажена связь с читателем. Сделать это удалось посредством создания новой рубрики, которая была названа «Трибуной читателя». Здесь предлагалось подписчикам выразить свое мнения по тем или иным вопросам литературы или общественной жизни. Нужно отметить, что «нововведение» было удачным. Диалог между редакцией и аудиторией был налажен. Твардовский относился к этому очень ответственно, дневниковые записи редактора подтверждают это. Из них мы узнаем, что все письма Александр Трифонович читал лично, никогда не позволяя оставить какое-либо из них без внимания. Он пишет: «Смутное беспокойство, чувство какой-то неотклонимой обязанности редко-редко позволяло мне выбросить письмо, — залежаться, излежаться до полной невозможности, возвращаться к нему письмо у меня может, но чтоб раз, и в корзину — не могу»2.

В это же время Твардовский начинает работу над авторским коллективом, особое внимание уделяя критикам. Со сменой концепции журнала меняется и концепция личности, раскрывающейся критиками в журнале. Теперь на первый план выходит «маленький человек советского типа», Иван Денисович или Матрена, без которой «не стоит село». Основная идея здесь в том, чтобы показать, что сильная и важная личность – не та (или не только та), которая обладает фундаментальными знаниями в области политики, способная «построить коммунизм за 20 лет». В этом и другом прослеживается попытка редактора уйти от произведений, пропитанных духом социализма и прийти к тем, где жизнь описана «без прикрас».

выделить тематическую направленность журнала в 1950 – 1954 г. (первый редакторский срок Твардовского в «Новом мире»), обратимся непосредственно к подшивкам журнала за эти годы. Основные рубрики, в которых печатались материалы включали в себя: «Романы, повести, рассказы, пьесы», «Поэмы и стихи», «Новые переводы», «На зарубежные темы», «Дневник писателя», «Очерки наших дней», «Дневники, воспоминания, документы», «Проблемы науки», «Трибуна читателя», «Из истории науки и техники», «Литературная критика», «Книжное обозрение», «Политика и наука», «Книжные новинки». От номера к номеру некоторые рубрики оставались без материалов, за исключением первой. Исходя из этого, можно считать, что главная задача журнала – «знакомство» аудитории с произведениями литературы.

Так, в эти годы на первых страницах журнала (рубрики «Романы, повести, рассказы» и «Стихи» всегда размещались вначале основной части) впервые был опубликован роман Василия Гроссмана «За правое дело», рассказывающий об ужасах «окопной» жизни, о великих боях и их героях. Роман «проникнул» страницы «Нового мира» духом патриотизма и свободы3. Произведение «За правое дело» открыло новый взгляд на Великую Отечественную войну, который еще не раз мы встретим в журнале.

В эти же годы журнал начинает публиковать «деревенскую прозу». Примером может послужить цикл очерков «Районные будни» Валентина Владимировича Овечкина, который печатался с 8 по 11 номер «Нового мира» за 1952 год. Автор цикла затрагивает вопросы сельского хозяйства, смело призывая к активному вмешательству в жизнь села.

Уже здесь мы можем впервые увидеть «критику шестидесятников»4. Это такие тексты, как: «Русский лес» Л.Леонова» Щеголова, Ф. Абрамова «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», М. Лифшиц «Дневник Мариэтты Шагинян», в которых авторы высказывают свое мнение о литературе и жизни в целом. Безусловно, эти «острые» тексты не нравились цензуре, но какое-то время Твардовскому все же удавалось печатать эти знаковые произведения в журнале, ведь именно они соответствовали ранее намеченному курсу редактора.

Перемены в обществе приносит смерть Сталина. Начинается процесс постепенного освобождения от страха. Люди начинают открыто говорить о проблемах в области культуры и литературы.

«Новый мир» во главе с Твардовским публикует острые материалы об этих проблемах, которые не остались незамеченными партийным руководством. А потому, вскоре «новомирскую» редколлегию вызывает секретарь ЦК КПСС – Хрущев. На встрече говорится об ошибках «Нового мира», а также критикуется поэма «Теркин на том свете» Твардовского, которого призывали «отнестись к поэме, как Тарас Бульба к своему изменнику-сыну, то есть убить её»5. Конечно, Александр Трифонович, будучи полностью убежденным в достойности своей работы, критику не признал. На этом и заканчивается первый этап редакторской деятельности Твардовского в журнале «Новый мир».

Таким образом, Твардовский своим опытом отвечает на вопрос. Он как бы говорит, что настоящему журналисту необходимо любить своего читателя и полностью ориентироваться на него. Также, нужно быть честным, несмотря на все сложности, чтобы заслужить доверие аудитории. Кроме того, журналистикой нужно жить. Каждый образ следует пропустить через душу, а только потом отразить его на бумаге. Редакторам же необходимо с вниманием относиться к каждому материалу, тогда отечественная журналистика не останется без новых талантливых профессионалов.

1 Новый мир // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Советская энциклопедия, 1962—1978

2 Твардовский А.Т. Новомирский дневник. 1961–1966гг. М. 2009г. С. 45.

3 Новый мир. – 1952. - №7.

4 Новый мир. – 1954. - № 2, 4, 5, 12

5 Твардовский А.Т. Дневник. 1950–1959гг. М. 2013г. С. 141.


написать администратору сайта