Главная страница

Методы Гегеля. Диалектический метод Гегеля. Диалектический метод Гегеля


Скачать 26.5 Kb.
НазваниеДиалектический метод Гегеля
АнкорМетоды Гегеля
Дата19.06.2020
Размер26.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДиалектический метод Гегеля.doc
ТипДокументы
#131456

Диалектический метод Гегеля
Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика - это логика развития.

Первый момент диалектического метода познания является абсолютивным («рассудочным»). В этот момент противоположности рассматриваются в их «борьбе» как абсолютные противоположности. В каком-нибудь человеке, например, в этот момент обнаруживаются его противоположные качества - собственно человеческие и унаследованные от животных предков.

Следующий момент в диалектическом познании - релятивный («диалектический»). В этот момент противоположности рассматриваютсяв единстве, граница между ними стирается по формуле А = не А. В человеке, оказавшемся предметом нашего познания, человеческое и животное уравниваются. Он выглядит как получеловек/полуживотное: и человек, и животное = ни человек, ни животное.

Третий момент диалектического познания – новая ступень в исследовании предмета. Это диалектический момент как таковой. Г.Гегель называл его «спекулятивным». Опираясь на тщательное изучение исследуемого предмета, которое предполагает и обращение к его истории, субъект познания приходит к окончательному выводу о том, какой момент —абсолютивный или релятивный - преобладает в предмете познания (по формуле А ≠не А, А = не А, в конечном счете А ≠ не А или А = не А).

В случае с нашим примером, как и в любых других случаях, в результате выявляется, что же в конкретном человеке преобладает, - человеческое начало или животное. Это должно показать конкретное исследование. Как любил говорить Г.Гегель, истина всегда конкретна. В отношении к одному человеку вывод может быть в пользу первого начала, а в отношении к другому - второго. В данном случае осуществляется возврат к абсолютивному моменту познания.

Но вполне возможен возврат и к релятивному моменту познания, если выяснится, что перед нами ни то ни сё, ни рыба ни мясо, ни богу свечка ни чёрту кочерга. Если мы придём к верному выводу, будем материалистами, а если ошибёмся - идеалистами. Г.Гегель в конечном счёте ошибался, поскольку рассматривал объективный мир как развёртывание некой абсолютной идеи (т.е. бога).

Объективный идеализм, вместе с тем, не помешал Г.Гегелю направить остриё своей диалектики в разрешение противоречий в самих вещах, а не в познающих их головах. Критикуя кантовское учение об антиномиях, он писал: «Обычное нежничанье с вещами, заботящееся лишь о том, чтобы они не противоречили себе, забывает... что таким путём противоречие не разрешается, а переносится лишь в другое место, в субъективную или внешнюю рефлексию» Любая вещь, существующая независимо от познающего, есть одновременно небытие и бытие, часть и целое, старое и новое, простое и сложное и т.д. Вот почему любая вещь - носитель противоречий. Вот почему любая вещь - единство противоположностей. Но между этими противоположностями происходит также и борьба. Она приводит к разрешению противоречий внутри самой вещи. Вот почему противоречие есть источник её саморазвития (самодвижения).


написать администратору сайта