Главная страница
Навигация по странице:

  • Кодирование

  • Векторное

  • Tagged

  • Graphics Interchange Format

  • Portable Network Graphic (PNG)

  • Joint Photographic Expert Group (JPEG)

  • Задание 1.

  • Красный Зеленый Синий Цвет

  • Задание

  • Практическая работа 4. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информа


    Скачать 151.49 Kb.
    НазваниеДискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информа
    Дата12.02.2023
    Размер151.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическая работа 4.docx
    ТипДокументы
    #932498

    Практическая работа


    Тема: Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информа- ции и видеоинформации
    Цельработы: изучить способы представления текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации, научиться записывать информацию в различных кодировках.

    Краткие теоретические сведения


    Вся информация, которую обрабатывает компьютер, должна быть представлена двоич- ным кодом с помощью двух цифр 0 и 1. Эти два символа принято называть двоичными цифрами или битами. С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение. В компьютере обязательно должно быть организованно два важных процесса: кодирование и декодирование.

    Кодирование – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компь- ютером, то есть двоичный код.

    Декодирование преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную челове-

    ку.

    Кодируют информацию в виде последовательности нулей и единиц, если представить эти

    значения как два возможных устойчивых состояния электронного элемента:

    0 – отсутствие электрического сигнала; 1 наличие электрического сигнала.

    Аналоговый и дискретный способ кодирования


    Человек способен воспринимать и хранить информацию в форме образов (зрительных, звуковых, осязательных, вкусовых и обонятельных). Зрительные образы могут быть сохранены в виде изображений (рисунков, фотографий и так далее), а звуковые - зафиксированы на пла- стинках, магнитных лентах, лазерных дисках и так далее.

    Информация, в том числе графическая и звуковая, может быть представлена в аналоговой или дискретной форме. При аналоговом представлении физическая величина принимает беско- нечное множество значений, причем ее значения изменяются непрерывно. При дискретном представлении физическая величина принимает конечное множество значений, причем ее вели- чина изменяется скачкообразно.

    Пример аналогового представления графической информации: живописное полотно, цвет которого изменяется непрерывно, а дискретного изображение, напечатанное с помощью струйного принтера и состоящее из отдельных точек разного цвета. Пример аналогового хране- ния звуковой информации: виниловая пластинка (звуковая дорожка изменяет свою форму непрерывно), а дискретного – аудио компакт-диск (звуковая дорожка которого содержит участ- ки с различной отражающей способностью).

    Преобразование графической и звуковой информации из аналоговой формы в дискрет- ную производится путем дискретизации, то есть разбиения непрерывного графического изоб- ражения и непрерывного (аналогового) звукового сигнала на отдельные элементы. В процессе дискретизации производится кодирование, то есть присвоение каждому элементу конкретного значения в форме кода.

    Дискретизация – это преобразование непрерывных изображений и звука в набор дис- кретных значений в форме кодов.

    Кодирование изображений

    Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами – как растровое или как векторное изображение. Для каждого типа изображений используется свой способ кодирования.

    Кодирование растровых изображений


    Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цве- тов. Пиксель – минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом.

    В процессе кодирования изображения производится его пространственная дискретиза- ция. Пространственную дискретизацию изображения можно сравнить с построением изображе- ния из мозаики (большого количества маленьких разноцветных стекол). Изображение разбива-

    ется на отдельные маленькие фрагменты (точки), причем каждому фрагменту присваивается значение его цвета, то есть код цвета (красный, зеленый, синий и так далее).

    Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная, либо белая – либо 1, либо 0).

    Для четырех цветного – 2 бита. Для 8 цветов необходимо – 3 бита. Для 16 цветов – 4 бита.

    Для 256 цветов – 8 бит (1 байт).

    Качество изображения зависит от количества точек (чем меньше размер точки и, соответ- ственно, больше их количество, тем лучше качество) и количества используемых цветов (чем больше цветов, тем качественнее кодируется изображение).

    Для того чтобы на экране монитора формировалось изображение, информация о каждой точке (код цвета точки) должна храниться в видеопамяти компьютера. Рассчитаем необходимый объем видеопамяти для одного из графических режимов.

    В современных компьютерах разрешение экрана обычно составляет 1280х1024 точек. Т.е. всего 1280 ∙ 1024 = 1310720 точек. При глубине цвета 32 бита на точку необходимый объем ви- деопамяти:

    32 ∙ 1310720 = 41943040 бит = 5242880 байт = 5120 Кб = 5 Мб.

    Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразу- ются в одну, поэтому теряется различимость мелких деталей изображения. При увеличении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом.

    Кодирование векторных изображений


    Векторноеизображение представляет собой совокупность графических примитивов (точка, отрезок, эллипс…). Каждый примитив описывается математическими формулами. Коди- рование зависит от прикладной среды.

    Достоинством векторной графики является то, что файлы, хранящие векторные графиче- ские изображения, имеют сравнительно небольшой объем.

    Важно также, что векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества.

    Графические форматы файлов


    Форматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле (раст- ровый или векторный), а также форму хранения информации (используемый алгоритм сжатия). Наиболее популярные растровые форматы:

    Bit MaP image (BMP) – универсальный формат растровых графических файлов, используется в операционной системе Windows. Этот формат поддерживается многими графическими редакто- рами, в том числе редактором Paint. Рекомендуется для хранения и обмена данными с другими приложениями.

    TaggedImageFileFormat(TIFF) формат растровых графических файлов, поддерживается всеми основными графическими редакторами и компьютерными платформами. Включает в себя алгоритм сжатия без потерь информации. Используется для обмена документами между различ- ными программами. Рекомендуется для использования при работе с издательскими системами. Graphics Interchange Format(GIF)– формат растровых графических файлов, поддерживается приложениями для различных операционных систем. Включает алгоритм сжатия без потерь ин- формации, позволяющий уменьшить объем файла в несколько раз. Рекомендуется для хранения изображений, создаваемых программным путем (диаграмм, графиков и так далее) и рисунков (типа аппликации) с ограниченным количеством цветов (до 256). Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

    Portable Network Graphic (PNG) – формат растровых графических файлов, аналогичный форма- ту GIF. Рекомендуется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интерне- те.

    Joint Photographic Expert Group (JPEG) – формат растровых графических файлов, который реа- лизует эффективный алгоритм сжатия (метод JPEG) для отсканированных фотографий и иллю- страций. Алгоритм сжатия позволяет уменьшить объем файла в десятки раз, однако приводит к

    необратимой потере части информации. Поддерживается приложениями для различных опера- ционных систем. Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

    Двоичное кодирование звука


    Использование компьютера для обработки звука началось позднее, нежели чисел, текстов и графики.

    Звук – волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплиту- да, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон.

    Звуковые сигналы в окружающем нас мире необычайно разнообразны. Сложные непре- рывные сигналы можно с достаточной точностью представлять в виде суммы некоторого числа простейших синусоидальных колебаний.

    Причем каждое слагаемое, то есть каждая синусоида, может быть точно задана некото- рым набором числовых параметров – амплитуды, фазы и частоты, которые можно рассматри- вать как код звука в некоторый момент времени.

    В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация– непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки и для каждого та- кого участка устанавливается определенная величина амплитуды.

    Таким образом, непрерывная зависимость амплитуды сигнала от времени заменяется на дискретную последовательность уровней громкости.
    Каждому уровню громкости присваивается его код. Чем большее количество уровней громкости будет выделено в процессе кодирования, тем большее количество информации будет нести значение каждого уровня и тем более качественным будет звучание.
    Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования и частотойдискретизации.

    Частотадискретизации количество измерений уровня сигнала в единицу времени.

    Количество уровней громкости определяет глубину кодирования. Современные звуковые карты обеспечивают 16-битную глубину кодирования звука. При этом количество уровней громкости равно N = 216 = 65536.

    Представление видеоинформации


    В последнее время компьютер все чаще используется для работы с видеоинформацией. Простейшей такой работой является просмотр кинофильмов и видеоклипов. Следует четко представлять, что обработка видеоинформации требует очень высокого быстродействия компь- ютерной системы.

    Что представляет собой фильм с точки зрения информатики? Прежде всего, это сочета- ние звуковой и графической информации. Кроме того, для создания на экране эффекта движе- ния используется дискретная по своей сути технология быстрой смены статических картинок. Исследования показали, что если за одну секунду сменяется более 10-12 кадров, то человече- ский глаз воспринимает изменения на них как непрерывные.

    Казалось бы, если проблемы кодирования статической графики и звука решены, то со- хранить видеоизображение уже не составит труда. Но это только на первый взгляд, поскольку, как показывает разобранный выше пример, при использовании традиционных методов сохране- ния информации электронная версия фильма получится слишком большой. Достаточно очевид- ное усовершенствование состоит в том, чтобы первый кадр запомнить целиком (в литературе его принято называть ключевым), а в следующих сохранять лишь отличия от начального кадра (разностные кадры).

    Существует множество различных форматов представления видеоданных.

    В среде Windows, например, уже более 10 лет (начиная с версии 3.1) применяется формат Video for Windows, базирующийся на универсальных файлах с расширением AVI (Audio Video Interleave – чередование аудио и видео).

    Более универсальным является мультимедийный формат Quick Time, первоначально воз- никший на компьютерах Apple.

    Задание



    Задание 1. Используя таблицу символов, записать последовательность десятичных числовых кодов в кодировке Windows для своих ФИО и названия улицы, по которой проживаете. Таб- лица символов отображается в редакторе MS Word с помощью команды: вкладка Встав- ка>Символ>Другие символы.

    В поле Шрифт выбираете Times New Roman, в поле из выбираете кириллица (дес). Например, для буквы «А» (русской заглавной) код знака – 192.

    Пример:

    И В А Н О В А Р Т Е М у л . Л е н и н а


    200 194 192 205 206 194 192 208 210 197 204 243 235 46 203 229 237 230 237 224

    Задание 2.


    1. Определить, какая фраза в кодировке Windows задана последовательностью числовых кодов и продолжить код. Для расшифровки используйте дополнительную цифровую клавиатуру при нажатой клавише ALT - ввести код, отпустить клавишу ALT. В документе появиться соответ- ствующий символ.


























































    0255

    0032

    0243

    0247

    0243

    0241

    0252

    0032

    0226

    0032

    0202

    0237

    0192

    0209

    0202

    0032

    0239

    0238














































    0032

    0241

    0239

    0229

    0246

    0232

    0224

    0235

    0252

    0237

    0238

    0241

    0242

    0232

    1. В кодировке Юникод запишите название своей специальности. Для кодировки используйте команду Вставка>Символ>Другие символы, в поле из выбираете Юникод



    Задание 3. Кодирование цвета с помощью цветовой модели RGB Для кодирования цвета выполните следующие действия.

      1. Откройте графический редактор Paint.

      2. Посмотрите возможность кодирования цвета с помощью цветовой палитры RGB. Для этого в панели графического редактора Главная щелкните по кнопке Изменение цветов. В графическом редакторе появится окно Изменение палитры (см. рисунок ниже).





      1. Проследите за изменениями Цвет/Заливка при смене значений в полях ввода для основ- ных цветов: красный, синий, зеленый.

      2. Установите, какие цвета получаются при значениях, приведенных в таблице, и заполни- те последнюю колонку таблицы

    Таблица. Фрагмент таблицы RGB


    Красный

    Зеленый

    Синий

    Цвет

    0

    0

    0




    0

    0

    255




    0

    255

    0




    255

    255

    255




    255

    0

    0




    255

    0

    255




    255

    255

    0




    0

    255

    255





    Задание 4. По приведённым в начале работы теоретическим сведениям найдите и запишите в тетради ответы на следующие вопросы:


    1 В какой форме человек воспринимает и хранит информацию




    2 Примером какого представления графической информации (анало-

    гового или цифрового) является картина в музее




    3 Примером какого представления графической информации (анало-

    гового или цифрового) является песня на DVD-диске




    4 Какие цифры используются в двоичном коде




    5 Что представляет собой растровое изображение




    6 Чему равен информационный объем одного пикселя для цветовой

    палитры в 256 цветов




    7 От чего зависит качество изображение на экране ПК




    8 Для каких изображений (векторных или растровых) характерно

    увеличение без потери качества




    9 Какая звуковая карта лучше та, что обеспечивают 16-битную

    глубину кодирования звука или та, что обеспечивают 32-битную глубину кодирования звука




    10 Для каких файлов характерно расширение:

    • JPEG

    • AVI

    • GIF





    Содержание отчета


    Отчет выполняется в тетради. Отчет должен содержать:

    1. Название работы. Цель работы.

    2. Задание 1 и его решение.

    3. Задание 2 и его решение.

    4. Задание 3 и его решение.

    5. Задание 4.







    написать администратору сайта