Главная страница
Навигация по странице:

  • Джеймс Холлис Почему хорошие люди совершают плохие поступки. Понимание темных сторон нашей души

  • К. Г. Юнг. Избранные труды

  • Предисловие Внутри нас целый мир, обитель призрачных творений, что глухо ропщут против воли Я, царя, что правит ими. Гуннар Экелёф

  • Вступление Лицом к лицу с Тенью

  • Джеймс ХоллисПочему хорошие люди совершаютплохие поступки. Пониманиетемных сторон нашей души


    Скачать 0.59 Mb.
    НазваниеДжеймс ХоллисПочему хорошие люди совершаютплохие поступки. Пониманиетемных сторон нашей души
    Дата12.05.2022
    Размер0.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла09367663.a4.pdf
    ТипДокументы
    #524452
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Джеймс Холлис
    Почему хорошие люди совершают
    плохие поступки. Понимание
    темных сторон нашей души
    Серия «Юнгианская психология»
    Текст предоставлен правообладателем.
    http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=9367663
    Холлис Дж. Почему хорошие люди совершают плохие поступки: Понимание темных сторон
    нашей души: Когито-Центр; Москва; 2011
    ISBN 978-5-89353-340-8, 978-1-592-40276-2
    Аннотация
    Почему так часто наше представление о себе и то, как нас воспринимают другие люди,
    не совпадают с некоторыми нашими поступками? Почему обычные люди играют в азартные игры, злоупотребляют спиртным, растрачивают чужие деньги, посещают порнографические интернет-сайты, изменяют своим супругам, смеются над неудачами других, деструктивно ведут себя на работе и в повседневной жизни? Изучение теневых сторон нашей жизни очень полезно для личностного роста, поскольку способствует преодолению внутренних разрывов и противоречий, а также помогает обнаружить те внутренние силы, которые работают против нас, и понять, почему так происходит. В этой книге Джеймс Холлис предлагает свою помощь в том, чтобы сделать наше поведение более разумным, и указывает пути выхода на новый уровень осознания наших решений и действий.

    Д. Холлис. «Почему хорошие люди совершают плохие поступки. Понимание темных сторон нашей души»
    3
    Содержание
    Предисловие
    5
    Вступление
    7
    Глава 1 11
    Четыре формы выражения тени
    13 1 Тень, остающаяся бессознательной
    13
    II Тень, отвергаемая через проекцию
    15
    III Обладание через отождествление
    17
    IV Интеграция в сознание
    18
    Глава 2 21
    Психика как скопление центров
    25
    Сближение религии и психологии
    29
    Глава 3 30
    Раны Эроса
    32
    Встреча с Марсом
    38
    Цена необходимых адаптаций
    41
    Глава 4 43
    Психопатология: Страдание души
    44
    Конец ознакомительного фрагмента.
    46

    Д. Холлис. «Почему хорошие люди совершают плохие поступки. Понимание темных сторон нашей души»
    4
    Джеймс Холлис
    Почему хорошие люди совершают
    плохие поступки. Понимание
    темных сторон нашей души
    Человек становится просветленным не потому, что
    представляет себе фигуры из света, а потому что делает тьму
    сознательной. Однако последняя процедура не из приятных и, как
    следствие, непопулярна.
    К. Г. Юнг. Избранные труды
    WHY GOOD PEOPLE DO BAD THINGS
    Understanding Our Darker Selves
    JAMES HOLLIS, PH.D.
    © James Hollis, 2007
    © Когито-Центр, перевод на русский язык, 2011
    Все права защищены. Любое использование материалов данной книги
    полностью или частично без разрешения правообладателя запрещается
    This edition published by arrangement with Gotham Books, a member of
    Penguin Group (USA) Inc.

    Д. Холлис. «Почему хорошие люди совершают плохие поступки. Понимание темных сторон нашей души»
    5
    Предисловие
    Внутри нас целый мир, обитель призрачных творений, что глухо
    ропщут против воли Я, царя, что правит ими.
    Гуннар Экелёф
    Некое Я, о котором мне известно, что оно недостаточно знает для того, чтобы знать,
    что оно знает недостаточно, считает себя лучистым кристаллом, когда на самом деле это темноватый, мутноватый, неправильной формы, а подчас так и вовсе не прозрачный обси- диан. А то, которое я считаю своим Я, – лишь только голос Эго, тонкая пленка, растянувша- яся по поверхности безбрежного внутреннего моря. Наш язык подводит нас. Когда я говорю
    Я, которое из этих Я говорит? Какая часть в этот момент говорит за других? Когда я говорю
    «мое», чей именно слышен голос? Могу ли я сказать, что знаю себя в любой… или хотя бы в какой-то определенный момент?
    Как так получается, что хорошие люди поступают плохо? Почему наша личная исто- рия, наша общественная история полна кровавых повторений, не щадит ни нас, ни дру- гих, опровергает саму себя? Эта книга исходит из общего положения, трюизма для глубин- ной психологии, однако мало известного широкой общественности: человеческая психика
    не представляет собой чего-то цельного, единого или единообразного, как хочется верить
    Эго. Она разобщена, многогранна и разделена… всегда разделена.
    Но таково заблуждение Эго, подчас заблуждение необходимое, что эта совокупность расщепленных Я подотчетна сознанию, содержится под его контролем или, по крайней мере,
    хотя бы познаваема. Эти расщепленные Я, эти темные сущности, представляют собой фрак- тальные энергетические системы, которые обладают способностью действовать незави-
    симо от нашего сознательного намерения. На деле же они весьма активны почти в каж- дое мгновение и способны низвергать сознание, узурпировать свободу и разыгрывать свои собственные программы независимо от того, известно нам это или нет. Если взглянуть на такое положение дел с долей юмора, то можно сказать, что одни части нас самих совершенно незнакомы с другими. Но даже если представить их друг другу, это вовсе не значит, что они захотят ужиться.
    Автономный мир внутри нас – обитель того, что Юнг назвал Тенью. Тень не есть зло как таковое, хотя может совершать и то, что нами самими или другими людьми впослед- ствии будет расценено как зло. Но в любом случае мы целиком ответственны за действия и последствия проявлений Тени, даже если в момент их совершения не подозреваем о них.
    Активность этих темных Я, этих теневых силовых полей выходит за пределы нашей личной жизни. Они дают о себе знать в нашей общественной системе, в нашей политике, в межличностном общении и даже в наших богословских моделях. Да и может ли быть иначе,
    чтобы бесконечная сложность человеческой психики не проявила себя в бесконечных слож- ностях того мира, который мы создали, или того мира, каким мы его вообразили? Поговари- вают, что тайну Вселенной раскрыл Гермес Трисмегист («Трижды-Величайший»)
    1
    во вре- мена Древнего Египта. Тайна эта, которую читателю мы откроем без всяких дополнительных затрат с его стороны, заключается в том, что «горнее – копия нижнего, а нижнее – копия горнего» и «вверху и внизу одно и то же».
    Это значит, что подлинное исследование сложностей нашей повседневной жизни потребует от нас стать свидетелями, помимо прочего, многоликости и многообразия пси-
    1
    Его египетское имя было Тот. Считается, что он был изобретателем письма и, подобно Прометею в греческом мифе,
    посредником, доставляющим тайные знания, тайные силы от богов людям.

    Д. Холлис. «Почему хорошие люди совершают плохие поступки. Понимание темных сторон нашей души»
    6
    хики. Исследуя индивидуальную человеческую психику, со всей неизбежностью обнару- живаешь ее активность во всех человеческих сообществах и даже в представлениях о Все- ленной. Но в наше время немногих по-настоящему заботит, от какой отправной точки разворачивается их повседневная жизнь. Мало кто задумывается о взаимосвязи между инди- видуальной психикой и общественно-политическими дрязгами, в которые мы постоянно впутываемся. Мало кто задумывается о том, как наша психика истолковывает и даже пере- саживает свой образ в космос. Исследуя этот предмет, нам неизбежно придется разобраться в том, как наша сложная, многообразная психика проявляет себя на столь многих уров- нях: личностном, общественном, космическом. Построение этой книги, ее последовательная логика состоит в том, чтобы начать с личного и непосредственного, а затем продвигаться все расширяющимися кругами от личностного к общественному, далее к историческому, затем к космическому, чтобы снова вернуться к самому что ни есть личному. Ведь, по крайней мере,
    частично все эти планы нашей реальности проистекают от персональной Тени. В конечном итоге работа с персональной Тенью в значительной степени определяет наши взаимоотно- шения с Тенью на всех остальных уровнях. То, чем мы пренебрегли внутри себя, рано или поздно покажет себя вовне… словно грузовик, что мчится не по своей полосе прямо на нас.
    Те, кто не принимает в расчет вовлеченность разделенной человеческой души, оста- ются в неведении относительно своих мотивов и, следовательно, опасны для себя и осталь- ных. Те же, кто все-таки решит остановиться, и задуматься, и спросить себя почему, дела- ются все более и более чутки к сложности своих психологических процессов. Жизнь становится для них интересней, а они сами менее опасными для себя и окружающих.
    Именно для этой последней группы и написана данная книга. Книжные прилавки сей- час заполонены пособиями по так называемой «психологической самопомощи», предлага- ющими шаблонные программы быстрых личностных изменений. Большинство этих про- грамм не работает как раз по той причине, что в них не берется в расчет сложность человеческой психики. Они редко учитывают факт, что очень многое из того, что формирует нашу жизнь, оперирует вне сферы сознательного. Не хотят замечать и того, как нас затяги- вает в водоворот противоречивых мотивов, как одна часть нас самих не проявляет желания подключаться к программе, проводимой в жизнь другой частью, и эти темные Я, какого бы прогресса эго-сознания мы ни добивались, продолжают гнуть свою линию совсем в про- тивоположном направлении. Книга «Почему хорошие люди совершают плохие поступки:
    Понимание нашего темного Я» – приглашение к неприглаженному диалогу с собой и своим миром, к многообещающему, хотя и не менее трудному обмену мнениями, который не может не привести к пониманию себя и мира.
    Джеймс Холлис
    Хьюстон, Техас
    2006 г.

    Д. Холлис. «Почему хорошие люди совершают плохие поступки. Понимание темных сторон нашей души»
    7
    Вступление
    Лицом к лицу с Тенью
    Вот несколько реальных случаев. Поразмышляем над ними:
    • Уважаемая женщина-бухгалтер находит способ переводить средства из неприбыль- ного благотворительного фонда на личный счет. Много лет она говорит мужу, что ее поощ- ряют бонусами за успехи в работе. И лишь тогда, когда они уезжают в продолжительный отпуск и другой человек принимает ее дела, мошенничество раскрывается.
    • Политик, известный своими яростными нападками на гомосексуалистов, сам оказы- вается геем. Чего больше в его публичной позиции: проявления ненависти к себе или цинич- ного использования в собственных целях ограниченности и предрассудков своих избирате- лей? Так ли важно для него сохранить за собой этот пост, и если да, то почему?
    • Женщина выходит из церкви и, обернувшись, видит, как ее богатая соседка поскольз- нулась и приземлилась прямо в лужу. Женщина разражается безудержным смехом. Она никак не может остановиться и продолжает истерически хохотать, к величайшей досаде сво- его мужа, сына и позднее к своей собственной.
    • Опекун тайно спускает на азартные игры сбережения, отложенные для учебы детей в колледже. Только после того, как первого ребенка принимают в колледж, для него наступает время «платить по счетам».
    • Миллиарды долларов тратятся на порнографию самыми обычными людьми. Немало подобной продукции рассматривают в Интернете те, кто ратует за нравственность и открыто осуждает подобный интерес.
    • Телепроповедник сообщает своей пастве, что он говорил с Богом, и Бог сказал, что их ждет счастье и чтобы они не забывали делать взносы на Его церковь; по стечению обсто- ятельств это совпадает с интересами священнослужителя.
    • Практикующий психотерапевт привязывает клиентов к себе, несмотря на подписание этического кодекса, строго запрещающего навязывать клиентам услуги.
    • Богатейшая страна в мире тратит миллиарды на вооружение и рискованные авантюры за рубежом, одновременно урезая расходы на социальные, здравоохранительные и образо- вательные нужды своих обездоленных граждан, а также сокращает налоги для богатых; как показывает последняя статистика, каждый шестой гражданин этой страны ежедневно голо- дает.
    • Дорожа близостью, мы видим, тем не менее, сколь малое число отношений остается долговечным. Может ли кто-то любить «другого» по-настоящему, как есть, без примеси эго- изма? Не присутствует ли здесь нарциссический интерес, который вскрывается, стоит лишь повнимательней приглядеться к своим поступкам и программам? Даже родители, большин- ство родителей, разве не ждут они от своих детей, что те будут придерживаться их ценно- стей вместо того, чтобы искать собственные?
    Этот список можно продолжать бесконечно, пополняя все новыми человеческими историями. Но при всем разнообразии примеров содержат ли они что-либо общее? Все они
    – проявление Тени
    2 2
    В этой книге я пишу слово Тень с большой буквы, для того чтобы подчеркнуть ее относительную автономность, ее глубинную инаковость при всем том, что она остается глубокой частью нас самих.

    Д. Холлис. «Почему хорошие люди совершают плохие поступки. Понимание темных сторон нашей души»
    8
    Почему обнаруживается столько расхождений между ценностями, которые мы испо- ведуем, достоинствами, которые числим за собой, и таким количеством примеров шокиру- ющего, часто деструктивного поведения?
    Возможно, самое проницательное замечание, сходившее когда-либо с человеческих уст, принадлежит древнеримскому поэту Теренцию, который писал почти два тысячелетия назад: «Ничто человеческое мне не чуждо». Но разве это возможно? Ведь я не сомневаюсь,
    что во всем, что я знаю и ценю, во всем, что предлагаю вам, нет ничего от темных сто- рон человеческой натуры. Как я могу предположить, что там, внутри меня, может оказаться убийца? Как мне жить с мыслью, что я могу испытывать жестокие, порочные, корыстные чувства в отношении других людей?
    По убеждению Платона, человек добродетелен от природы и остается таким, пока сохраняет полную сознательность; по крайней мере, так утверждает автор «Государства».
    Если человек поступает плохо, то только потому, что не полностью осознает последствия своего поступка. В притче о Гиге, рассказанной в «Государстве», пастушок находит волшеб- ное кольцо: стоит лишь повернуть его на пальце – и его хозяин делается невидимым. Вот так,
    становясь невидимкой, Гиг может запросто обирать или своекорыстно использовать сосе- дей, не думая о последствиях. Насколько нравственны будут поступки каждого из нас, знай
    мы, что нам не придется за них отвечать? Платон утверждал, согласно Сократу: если бы
    Гигу растолковали последствия его поступков, то, как его поведение скажется на других людях, ему пришлось бы жить в обществе, где никому нельзя доверять, и он поступал бы
    «должным образом», несмотря на дарованные ему магические возможности
    3
    Для многих, кто изучает сложную человеческую природу, включая и меня, представ- ления Платона кажутся идеализирующими и наивными. Наша культура в значительной сте- пени основывается на ложной идее, что мы можем научить молодежь социально коррект- ному поведению (даже я всю свою жизнь отдал образованию, поискам того «добра», которое можно было бы передать через обучение, книги и психотерапию). Наша уголовно-исполни- тельная система в большей степени ратует за уменьшение строгости наказания (хотя это и справедливо), чем прилагает усилия для того, чтобы исправить характер людей путем пуб- личного порицания. Поэтому мы называем места лишения свободы «исправительными».
    (Идею пенитенциариев, «исправительных домов», развили квакеры, верившие, что принад- лежность к общине является духовной необходимостью человека. Удаленный из сообщества людей, он переживает боль отделения и тем самым склоняется к исправлению, добровольно изменяя свои поведение и взгляды, чтобы быть возвращенным к «стаду».)
    Тем не менее современные философы окрестили «ошибкой Сократа» наивность пла- тоновских воззрений на природу человека. Достаточно лишь взглянуть на заголовки наших газет или понять скрытие программы, которые задействуются при вступлении во взаимоот- ношения, чтобы ощутить то темное, которое налагает отпечаток на наше сознание.
    В иудео-христианской традиции эта темная примесь получила название «первородный грех». Более образованные из нас скажут, что решение Адама и Евы, как прообразов всего человечества, навечно запечатлелось в человеке, словно какой-то генетический дефект. Для менее образованных склонность сознания превозносить свое положение, не видеть возмож- ных последствий, скрытых мотивов и есть «первородная», то есть первичная для всего рода людского. (Одна моя толковая коллега, не принадлежащая ни к одной религиозной традиции,
    3
    Любопытно, что этот аргумент на двадцать три столетия предвосхищает аргумент Иммануила Канта, стремивше- гося отыскать основу нравственного поведения, не опирающуюся на страх божественного воздаяния, чисто рациональную почву для «правильного поведения». Он ввел такое понятие, как «категорический императив», предполагающий, что мы должны поступать так, как если бы некое обобщенное наших поступков было прилагаемо ко всем, включая нас. То есть,
    я не краду у ближнего не потому, что мстительное божество того и ждет, как бы наказать меня, – для меня неприемлемо жить в мире, где никто не доверяет другому.

    Д. Холлис. «Почему хорошие люди совершают плохие поступки. Понимание темных сторон нашей души»
    9
    как-то заметила, что единственный религиозный концепт, отвечающий за все безобразия ХХ
    века, который она готова поддержать, – это архетип Грехопадения.)
    По здравом размышлении мы неизбежно придем к выводу: то, что мы привычно назы- ваем мое Я, содержит в себе множество фрагментов, множество расщепленных Я. Некото- рые из этих темных Я представляют собой комплексы — термин Юнга, обозначающий то,
    как психика заряжается программными энергиями по мере развития нашей личной исто- рии. Ну а поскольку все мы представляем одну большую человеческую общность и в чем- то общую культуру, мы часто разделяем исторически привлеченные энергии, завязанные на деньгах, власти, сексуальности, еде и т. п. В то время как наши предки могли проециро- вать первоисточник этих расщепленных Я вовне – на Дьявола или на Злого, современность более склонна признавать, что темные мысли и поступки исходят от нас и что в конечном итоге отвечаем за них тоже мы. Правда, мысль о «темных сторонах наших Я», безнаказанно орудующих внутри нас, не может не внушать беспокойство. В рассказе Натаниеля Готорна
    «Молодой Браун» показано, как наивный юноша сталкивается с Тенью в лесу. Потрясенный этой встречей, он отдаляется от жены (которую, кстати, зовут Вера) и остаток жизни прово- дит, избегая общения с людьми, разочарованный и подавленный.
    Быть способным исследовать и принять ответственность за эти темные Я, когда они дают о себе знать, – тут не обойтись без сильного самосознания и немалой храбрости. Куда проще отвергать, обвинять других, проецировать на кого угодно или держать все под спудом и делать вид, что ничего не происходит. Именно в такие мгновения человеческой слабости мы опасней всего для самих себя, наших семей и общества. Исследовать этот материал –
    не значит потакать себе. Это путь принятия ответственности за свой выбор и возмож-
    ные последствия. Это акт большой нравственной силы, потому что в нем заключена воз-
    можность снять с других наше бремя – бесспорно, самое нравственное и полезное, на что
    мы способны для тех, кто окружает нас. Как подметил Юнг:
    Тень – это нравственная проблема, бросающая вызов всей целиком
    «эго-персональности», ибо невозможно осознано признавать существование
    Тени без значительного нравственного усилия. Осознание этого факта включает признание темных аспектов личности как реальных и существующих.
    То, что не является сознательным, будет и дальше идти по пятам за нами и за нашим миром. Да, внутри нас столько всего, что едва ли мы сможем все понять и усвоить за то краткое время, что длится наше пребывание на этой земле. И все же качество нашей жизни напрямую зависит от уровня осознанности, привносимого в повседневный выбор. Эта книга
    – напоминание и одновременно приглашение к более осознанному подходу к жизни.
    У поэтессы Максин Кумин есть поэма под названием «Сурки» об одной мягкой и доб- рой женщине, скромной представительнице среднего класса. Обнаружив, что в ее подвале роют норы сурки, она теряет покой, долгими ночами просиживает в подвале и ждет, когда же те покажутся, чтобы прикончить их из револьвера 22-го калибра. Постепенно проника- ясь «дарвиновской правотой» своей затеи, своим биологическим превосходством над незва- ными гостями, она под конец начинает забавно умолять зверьков, чтобы те позволили уду- шить себя газом «по-нацистски, без лишнего шума». Но захочется ли кому-то открыть в себе нациста? Нечто подобное внутри себя находит поэт Деннис Слеттери, он вспоминает, как палил из своего револьвера, причем «Крик и скрежет жизни / Вываливаясь рваными клу- бами / Собой заполнил воздух»
    4
    . Оба автора, тонко ощущающие нюансы, теллурические глубины сложностей человеческой души, не остаются в неведении относительно того, что
    4
    Slattery. Shooting Rats // Casting the Shadows: Selected Poems. P. 79.

    Д. Холлис. «Почему хорошие люди совершают плохие поступки. Понимание темных сторон нашей души»
    10
    притаилось в их подвалах. А мы? В какие сферы внешней жизни прогрызут ходы наши с вами грызуны темной породы? Подавляем ли мы все то, что затаилось у нас в подвалах или же проецируем эту тьму на других? И если так, то как вообще можем мы общаться с дру- гими людьми, иметь сознательные, этические отношения с ними, когда буквально топим их в собственной отрицаемой темени? В этом личностном и коллективном взаимодействии с
    Тенью, лежащей внутри каждого из нас, и заключено качество жизни, тональность и итоги личных отношений и сама судьба цивилизации.

    Д. Холлис. «Почему хорошие люди совершают плохие поступки. Понимание темных сторон нашей души»
    11
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта