Главная страница

Субъекты и объекты познания Формы познания окружающего мира


Скачать 87 Kb.
НазваниеСубъекты и объекты познания Формы познания окружающего мира
Дата21.05.2021
Размер87 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаreferatbank-8744.doc
ТипДокументы
#207921

СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Субъекты и объекты познания




  1. Формы познания окружающего мира




  1. Проблема истины


4. Библиография

1. Субъекты и объекты познания.
ПОЗНАНИЕ — это общественно-исторический процесс челове­ческой деятельности, который на­правлен на отражение объектив­ной действительности в сознании человека, «вечное, бесконечное приближение мышления к объек­ту. Вопрос о сущности познания неразрывно связан с решением основного вопроса философии. Идеа­лизм абсолютизирует отдельные моменты процесса познания, отрывает его от объекта, превращает раз­витие знания в нечто самостоя­тельное, а некоторые идеалисты видят в нем причину и источник развития предмета. Материализм рассматривает познание, как процесс приблизительно верного отраже­ния действительности в сознании человека. Однако домарксистский материализм не увидел слож­ности познания, с его точки зрения познание— это не процесс, не деятельность, а мертвое, зеркальное отражение, пассивное созерцание (Созерца­тельность).

Познание про­ходит путь от анализа явления к анализу сущности, от сущности первого порядка к сущности вто­рого порядка, от изучения пред­мета к исследованию системы взаимоотношений между предме­тами. Раскрывая законы дей­ствительности, познание воссоздает в идеальной форме предметы при­роды в их всестороннем богатстве и многообразии. Это оказывается возможным лишь потому, что познавательная деятельность че­ловека основывается на его пред­метно-чувственной, материаль­ной, практической деятельности.

Предметы внешнего мира ста­новятся объектами познания, поскольку они вовлекаются в орбиту чело­веческой деятельности, подвер­гаются активному воздействию со стороны человека; лишь бла­годаря этому обнаруживаются, раскрываются их свойства.

.1

Диалектика свойственна всему человече­скому познанию, диалектика, логика и теория познания находятся в неразрывном единстве. Основой этого единства являет­ся верное отражение диалектики объективного мира в логике мышления и в познании. Теория позна­ния по своему происхождению и содер­жанию имеет особые объекты и области исследования. Диалектика как наука охватывает развитие объективного мира и процесса мышления в целом. Применительно к законам и формам мышления, диалектика выступает как логика, а применительно к познанию мира, диалектика выступает как теория познания. С логикой и с теорией познания совпадает лишь так называемая субъективная диалектика, то есть диалектика мышления и диалектика процесса познания, отражения мира в сознании человека.

В процессе чувственного познания большую роль играют ощущения. Ощущение дают нам зна­ния об отдельных свойствах и сторонах предметов и явлений .Ощущения являются образами движущейся ма­терии, субъективными образами объективного мира. Ощуще­ния объективны по своему происхождению, по содержанию, но субъективны по форме. Они существуют в сознании челове­ка, в голове субъекта. Субъективная форма отражения ве­щей проявляется в том, что разные люди по-разному ощуща­ют эти вещи. Ощущения никогда не отражают полностью са­мого объекта, т. к. число связей и отношений объекта беско­нечно, а характер и полнота чувственного отражения ограни­чена Степень полноты отражения разными людьми бывает различная, что зависят от практической деятельности людей, от их профессии, образования, степени внимания, состояния здоровья и т. д. Будучи копиями вещей, ощущения не совпадают с самими вещами. О тождестве вещей и ощущений говорят лишь субъек­тивные идеалисты. С их точки зрения вещи как бы растворя­ются в ощущениях, превращаясь в комбинации ощущений. Абсурдность философии субъективных идеалистов в том и со­стоит, что люди как комплексы ощущений с помощью комплексов ощущений (органов чувств и мозга) должна позна­вать другие комплексы ощущений, т. е. предметы.

Наши ощущения нельзя ни отождествлять с вещами, ни метафизически разрывать их, как это делают сторонники тео­рии символов Образы, копии вещей нельзя рассматривать как условные знаки, символы или иероглифы, которые якобы ни­чего общего не имеют с самими вещами. Создателем теории символов или иероглифов был немецкий ученый Гельмгольц, считавший, что ощущение и представление не являются изоб­ражениями вещей и процессов природы, а есть лишь символы, знаки.

Но ощущения не порождаются органами чувств, как думали «физиологические» идеалисты, а представляют собой отражение копии внешнего мира. Ощущения представляют собою, как известно, превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Теория символов ведет к отступлению от материализма в теории познания, внося недоверие к по­казаниям наших органов чувств. Изобра­жение никогда не может сравняться с моделью, но и не тож­дественно условному знаку. «Изображение, — писал Ульянов(Ленин), заметный русский философ, — необходимо и неизбежно предполагает объективную реаль­ность того, что «отображается».2 «Условный знак», символ, иероглиф суть понятия, вносящие совершенно ненужный эле­мент агностицизма».3

2. Формы познания окружающего мира.
Итак, ощущение есть приблизительно верное отражение действительности. Ощущение предполагает наличие ощущае­мого, образ вещи не может быть без самой вещи, отражение без отражаемого. Ощущение есть первая форма чувственной ступени позна­ния. Но чувственное познание развивается диалектически от простого к более сложному , не заканчивается на стадии ощу­щений.

На основе ощущений возникают восприятия, являющиеся более высокой и более сложной формой чувственного познания. Если ощущение отражает отдельные свойства вещей, то восприятие отражает предмет как совокупность его объектив­ных свойств — форму, цвет, запах, вкус и т. п. В восприятии различные ощущения находятся в единстве, в обобщенном виде. Восприятие является результатом сово­купности отражательной деятельности нескольких органов чувств, давая нам поэтому более полное знание о вещах, чем ощущение.

От восприятия чувственных познаний идем к представле­ниям. Здесь уже нет непосредственной связи с вещами, так как представления возникают на основе прошлых ощущений и восприятий. Представление—это воспроизведенные памятью образы предметов или процессов, основанные на прошлом опыте. Так, например, мы не можем в данный момент непос­редственно ни ощущать, ни воспринимать новый электровоз, но представить себе его можем, поскольку видели его рань­ше. Представления создаются также на основе изучения снимков, чертежей и т. д. Представление, оставаясь формой чувственного познания, является в то же время первым ша­гом по пути к абстрактному мышлению. Таким образом, в ощущениях, восприятиях и представ­лениях человек приблизительно верно отражает предметы и явления окружающего мира и тем самым получает достовер­ные знания. 4

Познание есть поступательный процесс. Оно развивается по восходящей линия от простого к сложному, от низшего к высшему. В процессе познания человек идет от явления к сущ­ности, от познания поверхностных явлений к пониманию глу­бинных процессов и внутренне присущих им законов. Однако познание сущности и законов возможно только на ступени, абстрактного, логического мышления.

Процесс познания есть бесконечный процесс восхождения от живого созерцания к абстрактному мышлению. Чувствен­ное и рациональное познание находятся в неразрывном един­стве. Оба эти моментах познании являются отражением внеш­него мира в сознании человека. Содержанием чувственного и рационального познания является материальный мир. Живое созерцание и абстрактное мышление есть лишь различные формы познания одной и той же объективной реальности.

Без живого созерцания немыслимо абстрактное мышление. В свою очередь без абстрактного мышления познание материального мира—невозможно. Органы чувств дают нам достоверные зна­ния о материальных вещах только в неразрывной связи с мыш­лением и практикой. Наоборот, абстрактное мышление без чувственного познания и практики не может дать истинных знаний.

Признавая неразрывное единство чувственного и рацио­нального познания, диалектический материализм вместе с тем считает, что оба эти момента познания качественно различны. Это различие состоит в том, что чувственное познание дает нам поверхностные сведения о вещах, а рациональное познание раскрывает сущность и закономерности их развития. Переход от живого созерцания .к абстрактному мыш­лению является качественным скачком. Этот скачок знамену­ет собой переход от познания явления к познанию сущности.

Процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах. Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику. Выделим основные формы познания в их ситорическом поступательном процессе.

На ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, поставлявшее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, общении и т. д. Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни, практики людей. Полученные на эти базе знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой про­стой набор сведений, правил и т. п. Сфера обыденного позна­ния многообразна. Она включает в себя здравый смысл, веро­вания, приметы, первичные обобщения наличного опыта, за­крепляемые в традициях, преданиях, назиданиях и т. п., интуитивные убеждения, предчувствия и пр.

Одна из исторически первых форм — игровое познание как важный элемент деятельности. В ходе игры индивид осуществляет активную познава­тельную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатство культуры —деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т. п.

В настоящее время понятие игры широко используется в математике, экономике, кибернетике и других науках. Здесь все чаще применяются специальные игровые модели и игровые сценарии, где проигрываются различные вариан­ты течения сложных процессов и решения научных и практических проблем.5

Важную роль, особенно на начальном этапе истории че­ловечества, играло мифологическое познание. Его специфи­ка в том, что оно представляет собой фантастическое отра­жен»» реальности, является бессознательно-художествен­ной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т. д. В последнее время было выяснено (особенно в философии структурализма), что мифологиче­ское мышление — это не просто безудержная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фикси­ровать и передавать опыт поколений. Так, Леви-Строс ука­зывал на конкретность и метафоричность мифологического мышления, его способность к обобщению, классификациям и логическому анализу.6

Некоторые современные исследователи полагают, что в наше время значение мифологического познания отнюдь нс уменьшается. Так, П. Фейерабенд убежден, что достижения мифа несравненно более значительны чем научные: изобре­татели мифа, по его мнению, положили начало культуре, в то время как рационалисты только изменяли ее, причем не всегда в лучшую сторону.

Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно специ­ально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Бо­лее того, например, в герменевтике искусство считается важнейшим способом раскрытия исти­ны. Хотя, конечно, художественная деятельность несводима целиком к познанию, но познавательная функция искусства посредством системы художественных образов —одна из важнейших для него. Художественно осваивая действитель­ность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т. д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, ис­кусство одновременно познает мир, а человек творит его - в том числе и по законам красоты. В структуру любого про­изведения искусства всегда включаются в той или другой форме определенные знания о разных людях и их характе­рах, о тех или иных странах и народах, их обычаях, нра­вах, быте, об их чувствах, мыслях и т. д.

Одними из древних форм познания, генетически связан­ными с мифологией, являются философское и религиозное познание. Особенности по­следнего определяются тем, что оно обусловлено непосред­ственной эмоциональной формой отношения людей к гос­подствующим над ними земными силами (природными и со­циальными). Будучи фантастическим отражением последних, религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и пре­вратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей ре­лигиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Од­нако религия (как и мифология) не воспроизводили знание в систематической и, тем более, теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производст­ва объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер.

Говоря о формах знания, нельзя обойти вниманием до­статочно известную (особенно в современной западной гно­сеологии) концепцию личностного знания. Знание по этой концепции - это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее осо­бого искусства и особых инструментов. Поскольку науку делают люди, то получаемые в процессе научной деятельно­сти знания (как и сам этот процесс) не могут быть деперсонифицированными.7 Личностное знание необходимо пред­полагает интеллектуальную самоотдачу. В нем запечатлена не только познаваемая действительность, но сама познаю­щая личность, ее заинтересованное (а не безразличное) от­ношение к знанию, личный подход к его трактовке и ис­пользованию, собственное осмысление его в контексте спе­цифических, сугубо индивидуальных, изменчивых и, как правило, неконтролируемых ассоциаций.

Личностное знание — это не просто совокупность каких-то утверждений, но и переживание индивида. Личность жи­вет в нем «как в одеянии из собственной кожи», а не просто констатирует его существование. Тем самым в каждом акте познания присутствует .страстный вклад познающей лично­сти, и что эта добавка не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания. Но такая добавка не делает последнее чисто субъективным.

В настоящее время усиливается интерес к про­блеме иррационального, т. е. того, что лежит за пределами досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных средств, и вместе с тем все более укрепляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из ко­торой появляются все новые смыслы, идеи, творения. Взаи­мопереход рационального и иррационального — одно из фундаментальных оснований процесса познания. Однако значение внерациональных факторов не следует преувели­чивать, как это делают сторонники иррационализма.

Типологизация форм самого знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выделя­ют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменолистские (качественные концепции) и эссенцианалистские (сооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундамен­тальные и прикладные, философские и чистнонаучные, ес­тественно-научные и гуманитарные и т. д.

Специфическими формами или методами познания являются наблюдение, опи­сание и т. д. На этой ступени познавательного процесса про­исходит сбор фактов, фиксирую­щих внешние проявления, свой­ства предметов. Теоретическая форма познания— это углубление человеческой мысли в сущность явлений дей­ствительности. При этом научное познание пользуется такими методами, как моделирование, создание ги­потез, теорий и т. д. Действи­тельность отражается человеком с помощью различных форм позна­вательной деятельности.

Таким образом человек ничего не может знать о предметах и явлениях внешнего мира без того материала, который он получает от органов чувств в формах чув­ственного созерцания (ощущение, восприятие, представление). Они дают чувственно наглядное вос­произведение предметов, их от­дельных свойств. Существенные связи между предметами, зако­номерности их развития отража­ются в формах абстрактного мыш­ления — понятиях, суждениях, умозаключениях. В процессе познания человек использует также раз­личные логические приемы (ана­лиз и синтез, дедукцию, индук­цию и т. д.), позволяющие ему теоретически воссоздавать изу­чаемый предмет.

3. Проблема истины.

Диалектический материализм считает, что наши знания, полученные на основе живого созерцания и абстрактного мыш­ления и проверенные практикой, являются достоверными зна­ниями, имеющими значение объективной истины. Вопрос об истинности знаний решался многими философами. Однако только диалектический материализм дал научное обоснова­ние вопроса об истине.

В проблеме истины надо различать две стороны.

1. Существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от человека?

  1. Если да, то могут ли человеческие представления, выра­жающие объективную истину, выражать ее фазу, абсолютно или только приблизительно, относительно?8

Содержание наших знаний, представлений и понятий, кото­рое соответствует действительности, подтверждается прак­тикой и не зависит от субъекта. Утверждение естествозна­ния, что земля существовала до человека, есть объективная истина.

Объективной истиной являются все законы природы и общества, поскольку они правильно познаны, соот­ветствуют объективной реальности и подтверждаются общест­венно-исторической практикой человечества. Наши знания объективны по своему источнику, по проис­хождению и, являясь отражением объективного мира в созна­нии человека, носят характер объективной истины

Идеалисты, так или иначе отрицают объективную истину. Они считают, что содержание наших знаний зависит от субъ­екта, идеи абсолютного духа.

Идеалисты махистского толка, например, объективность сводили к «общезначимости» и истину понимали как «организующую и идеологическую форму челове­ческого опыта». Но если истина есть форма человеческого опы­та, то она не может быть объективной, то есть независимой от человека и человечества. Под такое понимание истины мож­но подвести и религиозные вымыслы. Махисты стирали грань между наукой и религией, ибо религиозные догмы до сих пор являются «идеологическими формами» реакции

В духе махистов рассуждают и прагматисты. Истиной прагматисты считают то, что «полезно в целях практических». Американский философ Уайтхед прямо заявляет, что «для пользы дела» нужна наука и религия.

Hayкa же имеет дело с объективной истиной, с объективными законами при­роды, общества и мышления. Современный фидеизм отвергает претензии науки на объективную истину. Но без признания объективной истины нет науки. Отсюда видно, что научное мировоззрение связано с признанием объективной истиня.

Признание объективной истины наносит сокрушительный удар по идеалистическому мировоззрению и является краеугольным камнем-теории познания диалектиче­ского материализма.

Признавая объективную истину, диалектический материа­лизм вместе с тем считает, что эта истина познается не сразу, а постепенно, частями. В каждый данный момент познание исторически ограничено, но эти гра­ницы временны, относительны и практически постоянно раз­двигаются в соответствии с успехами науки и техники. Поскольку познание развивается непрерывно, то и наши объективные знания в каждый данный момент неполны, незакончены, от­носительны. Диалектический материализм признает относи­тельность истины лишь в смысле неполноты, незаконченности, незавершенности нашего познания в данной области, в данный момент.

Относительность истины обусловливается прежде всего тем, что мир находится в вечном и бесконечном развитии и измене­нии. Развиваются и углубляются и наши знания о мире. По­знание развивается беспредельно, поступательно. Относитель­ность истины следует также из ее конкретности.

Материалистическая диалектика учит, что истина носит конкретный характер. Абстрактной истины нет. Истина всегда конкретна.

Итак, вечное движение и развитие мира, отражаемое в на­ших знаниях, зависимость истины от условий — все это опре­деляет относительность истины. Признание абсолютного существования внеш­него мира, неизбежно ведет к признанию абсолютной истины. Человеческое мышление по природе своей способно давать нам и дает абсолютную истину. Абсолютные знания содержатся в каждой науке: посколь­ку наши знания объективны, постольку в них есть зерно абсо­лютного. Истина абсолютная и относительная — это два мо­мента объективной истины, различных в степени точности, пол­ноты. В каждой объективной относительной истине есть части­ца абсолютной истины, как отражение вечной, абсолютной при­роды. Всякое истинное познание природы есть познание вечного, бесконечного, и поэтому оно по существу абсолютно. Но абсолютная истина складывается из бесконеч­ной суммы относительных истин, открываемых развивающей­яя наукой и практикой. Пределы относительной научной исти­ны могут быть расширены за счет новых открытий. Истина всегда уточняется, пополняется и все более полно и верно от­ражает бесконечный материальный мир.

Так, еще в древней Греции зародилась теория атомного строения материи.9 Физика XIX столетия доказала, что мате­рия действительно состоит из атомов, а химики знали, что ато­мы одного элемента имеют определенные и одинаковые свой­ства. Эти знания были относительными, неполными, связан­ными с заблуждением: атомы считались неделимыми. Но сам факт атомного строения материи явился зерном абсолютной истины, не опровергнутым дальнейшим развитием науки. В конце XIX в. было доказано, что атом является сложной струк­турой. В 1896 г. были открыты электроны, входящие в атом.10 Наука вносила все новые зерна абсолютной истины в знания об атоме. В первой трети двадцатого столетия было ис­следовано движение электронов, вращающихся вокруг ядер атомов. В 40-х годах развернулись работы по созданию атом­ных реакций и получению атомной энергии. Используя дости­жения атомной физики, Советский Союз первым в мире по­строил атомную электростанцию. В настоящее время в соот­ветствий с семилетним планом развернулись большие работы по использованию атомной энергии в мирных це­лях, по исследованию и практическому применению управляе­мых термоядерных реакций.

Все эти факты из истории развития атомной физики сви­детельствуют о сложности, и бесконечности процесса позна­ния, процесса складывания абсолютной истины из суммы истин относительных. Это положение полностью распростра­няется и на другие науки о природе и обществе.

Итак, диалектический материализм рассматривает относи­тельную и абсолютную истины в единстве, не допуская их ме­тафизического разрыва и противопоставления. Игнорирование единства абсолютной и относительной истины неизбежно ведет к догматизму и релятивизму. Диалекти­ческий материализм — враг догматизма в понимании истины.

Догматики рассматривают истину как раз навсегда дан­ную, абсолютную. Так рассуждал, например, немецкий фило­соф Дюринг, считая истины вечными, окончательными, упо­добляя их догме. Догматики абсолютизируют наши знания и отрицают их относительный характер. Они витают в сфере абстрактных рассуждений, боятся соприкасаться с жизнью, об­общать практику и делать из этих обобщений какие-либо но­вые теоретические выводы. Догматики обычно цепляются за высказывания и положения, которые уже утратили свое значе­ние в связи с изменившейся обстановкой.

Развитие практики и самого познания показывают, что те или иные заблуждения рано или поздно преодоле­ваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о «вечном двигателе»), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию). Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений —изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углубление знания. А это требует конструктивно-кри­тического, а не апологетического (защитительно-оправ­дательного) подхода к действительности, реализации ме­тода «проб и ошибок».

Таким образом истина — это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с нам. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении. Достижение истины —непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, об­разно-художественной и др.). Истина не есть свойство материальных объектов (например, «дом есть ис­тина»), а характеристика знания о них. Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним иде­альным содержанию и форме: истину познают люди, выра­жающие ее в определенныы субъективных формах (поняти­ях, законах, теориях и т. п.). Например, всемирное тяготе­ние изначально присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто Ньютоном.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт по­стижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применя­ются категории абсолютного (выыажающей устойчивое, не­изменное в явлениях) и относительного (отражающей изменения происходящего.)
4. Библиография:

1. Алексеев П. Б., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

  1. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. М., 1991.

  2. Сборник статей. Диалектика познания. Л., 1988.

  3. Загадка человеческого понимания. М., 1991.

  4. Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

  5. Познание в социальном контексте. М., 1994.

  6. Руткевич М. П., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.

  7. Современные теории познания. М., 1992.

  8. Теория познания: В 4 т. М., 1991-1995.



1 Алексеев П. Б., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

2 Сборник статей. Диалектика познания. Л., 1988.

3 (В. И. Ленин. Сочч, т. 14, стр. 223. М. 1957г. )

4 Теория познания: В 4 т. М., 1991-1995.

5 Познание в социальном контексте. М., 1994.

6 Загадка человеческого понимания. М., 1991

7 Границы науки: о возможности альтернативных моделей познанияя М., 1991

8 Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

9 Современные теории познания. М., 1992.

10 Руткевич М. П., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.


написать администратору сайта