Главная страница
Навигация по странице:

  • Общая характеристика суждения

  • Логическая структура суждения

  • Виды простых суждений

  • Общая характеристика суждения. вариант №5. логика. Суждение


    Скачать 36.48 Kb.
    НазваниеСуждение
    АнкорОбщая характеристика суждения. вариант №5
    Дата13.03.2023
    Размер36.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалогика.docx
    ТипДокументы
    #986029

    Вариант № 5

    Суждение:

    1. Общая характеристика суждения……………………………………….3

    2. Логическая структура суждения………………………………………...6

    3. Виды простых суждений………………………………………………...7

    Заключение…………………………………………………………………11

    Список использованной литературы……………………………………...12


    1. Общая характеристика суждения

    Человек, познавая мир, раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между предметами, утверждает или отрицает факт существования предме­та. Эти связи и отношения отражаются в мышлении в форме сужде­ний.

    Суждение отражает наличие или отсутствие у предметов определенных свойств, признаков, связей и отношений. В суждении выражается наше знание о самом существовании предметов и явлений, и все разнообразные связи и отношения между предметами, явлениями и их свойствами с помощью суждений мы охватываем предмет в самых разнообразных его проявлениях. Суждения выражаются в форме высказывания относительно определенного предмета. 

    Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаками, отношения между предметами или факт существования предмета, суждение может быть либо истинным, либо ложным (зависит от объективности отражения окружающего мира).

    Если предметы, процессы, явления нашего мира отражаются в суждении верно, правильно, суждение называют истинным. Исходя из сказанного, можно отметить, что все приведенные выше суждения являются истинными, так как они отражают то положение вещей, которое существует в действительности. Если суждение отражает окружающий мир с искажениями, неправильно определяет место предметов по отношению друг к другу и вообще не соответствует действительности, его называют ложным. Ложные суждения могут возникать по недосмотру человека или с его прямым умыслом.

    Все сказанное, относится к традиционной логике, которая характеризуется двузначностью суждений. Другими словами, каждое суждение может быть либо истинно, либо ложно. При этом не допускается других вариантов. Однако еще со времен зарождения логики известно, что некоторые суждения имеют неопределенный характер. На данный момент они ни истинны, ни ложны. Одним из самых известных таких суждений является суждение «Бог есть».Не подкрепленное ничем, кроме веры, это выражение не дает возможности достоверно проверить истинность или ложность содержащейся в нем информации.На сегодняшний день с достоверностью проверить и утвердить либо опровергнуть это суждение не представляется возможным. Неопределенными можно считать также суждения о явлениях будущего, относительно которых еще неизвестно, наступят они или нет. Например, суждение: «Завтра пойдет дождь».Оно не может быть истинным, ведь дождя может и не быть, и в таком случае истинный характер этого суждения с необходимостью будет опровергнут. Однако данное суждение не является ложным, ведь существует вероятность, что дождь все же пойдет. Так как неизвестно, будут ли осадки или же нет, мы не можем определить заранее и характер суждения (истинно ли оно или ложно). Такой подход к определению характера суждений присущ одной из разновидностей многозначной логики – логике трехзначной.

    С логической точки зрения суждение формируется с помощью понятий. Оно не может существовать без понятий, но и понятие не может быть без суждения, т.к. в каждом понятии заложена определенная мысль, которая раскрывается через суждение. Вместе с тем, суждение и понятие имеют некоторые различия:

    1. Связь суждения и понятия отражает объективную связь общего и единичного. Понятие отражает единичное, т.е. только те существенные признаки конкретного предмета или класса однородных предметов, которые отличают его от других, выражают сущность, индивидуальность. Суждение же выражает общее – сходство или различие любых свойств и сторон предметов и явлений.

    2. Суждение отличается от понятия по генетической и функциональной характеристиками. Генетически понятие возникает на базе логических приемов по выявлению существенных признаков предметов (сравнение, обобщение, синтез), а суждение образуется на основе установления связи между понятиями путем их сочетания. При этом формирование понятия проходит длительный путь, включающий опыт людей. Рождение суждения конкретно и связано с опытом отдельного человека. Функционально понятие отражает предмет только в существенных признаках, суждение же отражает любые признаки предметов.

    3. Суждение отличается от понятия способом грамматического выражения – предложением. Одна и та же мысль выражается как в понятии, так и в суждении. Пример: понятие – важная задача школы, связанная с формированием личности ученика; суждение – формирование личности ученика является важной задачей школы.

    4. Завершенный акт мысли начинается с суждения, т.е. с утверждением или отрицанием чего – либо. Если понятием выражается предметный характер нашего мышления, то в суждении раскрывается активное отношение мысли к окружающему миру – отражение объективных свойств и связей между предметами и явлениями.

    5. Характерной особенностью суждения является то, что оно – при логически правильном его построении – истинно или ложно. Понятие же не имеет формально – логических истинностных характеристик.

    Суждение, как понятие, находит свое материальное воплощение в словах, а также устной и письменной речи. Предложение представляет собой грамматическую форму суждения, а суждение – это логическое содержание предложения. Это единство суждения и предложения конкретно проявляется в том, что и в суждении и в предложении основные элементы выражают одно и то же качество. Однако это вовсе не означает полного совпадения (тождества) между суждением и предложением. Между ними существуют и определенные различия.

    Во – первых, если всякое суждение выражается в предложении, то не всякое предложение выражает суждение. Суждение выражается повествовательным предложением, в котором содержится определенная информация, сообщение. Если соотношение логического содержания и грамматической формы сравнительно легко раскрывается в повествовательных предложениях, то гораздо сложнее оно решается в побудительных и вопросительных предложениях.

    Многие побудительные предложения (особенно военные) не выражают суждения. Например: «Становись!». Но побуждения к определенным целенаправленным действиям приобретают характер суждения. Они выражаются в форме призывов, лозунгов и т.п. Вопросительные предложения не являются суждениями, ибо они не поддаются логическому анализу. Сущность вопросительного предложения заключается в постановке вопроса и можно лишь говорить о правильно или неправильно сформулированных вопросах. Вопрос предполагает некоторое суждение, истинность или ложность которого определяет логическую правильность или неправильность самого вопроса.

    Во – вторых, суждение и предложение различаются по своему составу. Суждение состоит из структурных элементов: субъекта, предиката, связки, квантора. Предложение же в отличие от суждения имеет другую структуру. Так, в распространенном предложении кроме главных членов – подлежащего и сказуемого имеются второстепенные члены – определение, дополнение и обстоятельство.

    В – третьих, различие между суждением и предложением состоит также в том, что каждый национальный язык имеет свой особый единый грамматический и фонетический строй. Логическая же структура суждения одинакова независимо от его выражения в том или ином языке.

    В – четвертых, логический строй мысли и грамматическая форма речи также не совпадают. Подлежащее в предложении должно стоять, как известно, в именительном падеже. Что же касается данного требования относительно выражения субъекта суждения, то оно не обязательно.

    Для уяснения сущности суждений, а также их роли в практической деятельности человека большое значение имеет логическая структура суждения.


    1. Логическая структура суждения

    Суждение, являясь структурой мышления, имеет свою внутреннюю структуру, более сложную, чем понятие. Элементами логической структуры суждения являются: субъект, предикат, связка и квантор.

    Субъект – это то, о чем говорится в суждении. Субъект – не сам предмет действительности, а понятие о нем.

    Предикат – это то, что говорится в суждении о предмете мысли. Предикат является понятием о том, что утверждается или отрицается о предмете, выраженный субъектом.

    Субъект и предикат суждения называются терминами суждения.

    Связка в суждении является отражением связи, существующей между предметом мысли и определенным свойством; связи устанавливает, принадлежит, не принадлежит предмету суждения свойство, мыслимая в предикате.

    Квантор указывает, относится ли признак, выраженный в предикате суждения, ко всему или к части объема понятия, выражающего субъект. Однако квантор может в суждении и отсутствовать.

    Суждение как форма мышления является единое целое. Каждая этих частей (субъект, предикат и связка) отдельно не может составить суждение. Одну часть суждения нельзя отрывать от второй и абсолютизировать. В суждении не может быть субъектом без предиката, а предикат – без субъекта. Оба они немыслимы без связи между ними, вследствие которой они и становятся субъектом и предикатом суждения. Поэтому неправильна мысль о том, что существуют суждения бессубъектные или без предикатные. Суждения без субъекта, или без связи, или без предиката быть не может. Если есть предикат, то должен быть и субъект, если есть субъект, должен быть и предикат. Если в суждении имеется субъект, то необходимо выявить и его предикат, то есть то, что утверждается или отрицается о предмете.

    Субъект и предикат суждения содержат знания не одинакового характера. Субъект выражает знания о предмете мысли, а предикат – о признаке, отношении, свойства, принадлежит или не принадлежит предмету. Субъект объект содержит знание известное, а предикат – новое, ранее не известное знание. Предикат является характеристикой предмета мысли, через него мы выясняем то, что присуще (или не свойственно) данному предмету. Предикат несет новое знание об уже известном предмете. Поэтому каждое новое суждение, о каком – то предмете раскрывает еще неизвестную, новую сторону. И чем больше суждений мы выражаем о предмете, тем полнее познаем этот предмет.

    Суждение может состоять из одного субъекта и одного предиката или нескольких субъектов и предикатов. Поэтому структура суждений неодинакова, она разная у разных видов суждений.


    1. Виды простых суждений

    Все суждения можно разделить на две большие группы: простые и сложные. Простым называется суждение, выражающее связь двух понятий. Например: «Некоторые вулканы действуют».

    Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называется сложным. Например: «Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит».

    Виды простых суждений классифицируются по следующим основаниям:

    1. По объему субъекта (по количеству).

    Единичные – суждения, включающие утверждение или отрицание об одном предмете.

    Частные суждения, в которых что – либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса. Эта часть может быть неопределенной и определенной. В зависимости от данного обстоятельства, частные суждения подразделяются на неопределенные и определенные.

    В неопределенных суждениях присутствует неоднозначность (например: некоторые проблемы…). Слово «некоторые» придает им неопределенность.

    Определенное частное суждение содержит знание и о той, и о другой части субъекта суждения (например: только некоторые проблемы…).

    Общие – суждения, в которых что – либо утверждается или отрицается в каждом предмете данного класса. Например, в произведении А.С. Пушкина: «Мы все учились понемногу» - является общим суждением, так как объем субъекта включает весь класс отображаемых предметов.

    2. По качеству связки суждения могут быть утвердительные или отрицательные.

    Утвердительные суждения, выражающие принадлежность предмету некоторого признака. Например: «Повышение квалификации, повышает эффективность деятельности работника».

    Отрицательные суждения, выражающие отсутствие у предмета некоторого признака. Например: «Ни один день не может повториться».

    При этом следует различать отрицательное суждение и негативную форму выражения утвердительного суждения. Такого вида суждения не всегда идентичны.

    3. По содержанию предиката суждения делятся на суждения свойства (атрибутивные), суждения отношения (релятивные) и суждения существования (экзистенциальные).

    Суждения свойства отражают принадлежность или непринадлежность предмету мысли того или иного свойства, состояния. Например: «В наше время приобретение знаний составляет важнейший элемент духовной культуры человека».

    Суждения отношения выражают различные связи между предметами мысли по месту, времени, величине и прочее. Например, когда определяется отношением (через сравнение) одного предмета к другому.

    Суждения существования призваны решать вопрос о наличии предмета нашей мысли – любого явления природы, общества или духовной жизни. Например: «Одним из объектов исследования палеонтологии является жизнь динозавров».

    Любое суждение имеет и количественную, и качественную характеристики. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по количеству и качеству. В результате получаем 4 вида суждений: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные.

    Общеутвердительное суждение – общее по объему и утвердительное по качеству связки. Примером может служить следующее суждение: «Всякое изучение иностранных языков развивает ум, сообщая ему гибкость и способность проникать в чужое миросозерцание». Второй пример: «Все осетры – рыбы». В этих суждениях объем предиката шире объема субъекта и является его подчиняющим понятием.

    Во многих общеутвердительных суждениях (во всех определениях) субъект и предикат будут равнозначными понятиями. Например: «Богатство языка есть богатство мыслей» (Н.М. Карамзин). В таком суждении объем терминов полностью совпадают.

    Таким образом, в общеутвердительных суждениях субъект подчинен предикату или оба термина – равнозначные понятия.

    Общеотрицательное суждение – общее по объему субъекта и отрицательное по качеству связки. Примером может быть следующее суждение: «Ни один волк, ни есть травоядное животное». Полная несовместимость субъекта и предиката характерна для всех общеотрицательных суждений, т.е. их объемы полностью исключают друг друга.

    Частноутвердительное суждение – частное по объему субъекта и утвердительное по качеству связки. Примером могут служить следующие суждения: «Некоторые студенты – книголюбы».

    В этих суждениях субъект и предикат – перекрещивающиеся понятия, их объемы, частично совпадают. Однако в некоторых частноутвердительных суждениях объем субъекта шире объема предиката: например, «Некоторые старики – ветераны Великой Отечественной войны». Объем предиката здесь входит в объем субъекта, но объем субъекта только частично совпадает с объемом предиката. Таким образом, в частноутвердительных суждениях субъект и предикат – перекрещивающиеся понятия или предикат подчинен субъекту.

    Частноотрицательное суждение – частное по объему и отрицательное по качеству связки.Примером частноотрицательных суждений могут служить следующие суждения: «Некоторые ученики не являются спортсменами». Объемные отношения субъекта и предиката в этих суждениях напоминают частноутвердительные, с той лишь разницей, что в тех суждениях речь идет о совпадающей части объемов терминов, а в частноотрицательных – о несовпадающей части объема субъекта с объемом предиката. Следовательно, в частноотрицательных суждениях речь идет о части объема субъекта, несовместимой с объемом предиката.

    Анализ объема понятий – терминов суждения связан в дальнейшем с выяснением их распределенности.

    Распределенным термин считается тогда, когда он взят в полном объеме. Если термин взят в части объема, он считается нераспределенным. Исследование распределенности терминов суждения – это не формальная логическая операция, а подтверждение правильной связи данных субъекта и предиката в суждении, т.е. ее соответствия объективному отношению самих предметов.

    На основе проведенного анализа суждений по объединенной классификации, формируются  правила распределенности терминов:

    - в общеутвердительных суждениях субъект распределен, а предикат не распределен. Распределенными оба термина будут в случае их равнозначности.

    - в общеотрицательных суждениях оба термина всегда распределены, они полностью исключают друг друга, являются несовместимыми понятиями.

    - в частноутвердительных суждениях оба термина не распределены, если они выражаются перекрещивающимися понятиями. Если же в частноутвердительном суждении предикат подчинен субъекту, тогда предикат будет распределен.

    - в частноотрицательных суждениях субъект не распределен, а предикат всегда распределен.

    Таким образом, субъект распределен в общих суждениях и не распределен в частных суждениях; предикат распределен в отрицательных суждениях и нераспределен в утвердительных суждениях. Исключение составляют общеутвердительные и частноутвердительные суждения, у которых предикат распределен.

    В соответствии с функциями логических связок сложные суждения делятся на следующие виды.

    Соединительные суждения (конъюнктивные) – это такие суждения, которые включают в качестве составных частей другие суждения – конъюнкты, объединяемые связками «и», «а», «как», «так же» и др.

    Разделительные суждения (дизъюнктивные) – это такие суждения, которые включают в качестве составных частей суждения – дизъюнкты, объединяемые связкой «или».

    Различают слабую дизъюнкцию, когда союз «или» имеет соединительно – разделительное значение, не придает исключающего смысла входящим в сложное суждение составляющим. Например: «Люди обижают друг друга или из ненависти, или из зависти». Сильная дизъюнкция, как правило, возникает, когда употребляется логический союз «либо», имеющий исключающее – разделяющий смысл.

    Условные суждения (импликативные) – это такие суждения, которые образованы из двух посредством логических союзов: «если...то», «там...где». Например: «Если не выучишь уроки, то не пойдешь гулять». Аргумент, начинающийся словом «если» - называется основанием, а составляющая, начинающаяся словом «то» - следствием.

    Таковы основные виды суждений. Овладение навыками их логического анализа является эффективным средством точного использования своих мыслей, а также предложений.

    Заключение

    Таким образом, мы определили, что суждение – это такая форма мышления, в которой что – либо утверждается или отрицается о существовании предметов и явлений, о связях между предметами и их свойствами или об отношениях между предметами.

    С логической точки зрения суждение формируется с помощью понятий. Оно не может существовать без понятий, но и понятие не может быть без суждения, т.к. в каждом понятии заложена определенная мысль, которая раскрывается через суждение. Вместе с тем, понятие и суждение имеют различия. Суждение, как понятие, находит свое материальное воплощение в словах, а также устной и письменной речи. Однако как и понятие, между суждением и предложением имеются существенные различия.

    В суждении можно выделить следующие элементы: субъект, предикат, связка и квантор.

    Субъектом суждения является понятие о предмете суждения, то, о чем мы судим; он содержит исходное знание.

    Предикатом называется понятие о признаке предмета, то, что говорится о предмете суждения. Предикат содержит новое знание о предмете. Субъект и предикат называются терминами суждения.

    Связка выражает отношение между субъектом и предикатом. Связка объединяет термины суждения в единое целое, устанавливая принадлежность или не принадлежность признака предмету.

    Квантор характеризует суждение со стороны его количества, указывает на отношение суждения ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части.

    Также мы рассмотрели виды простых суждений и дали им характеристику.

    Таким образом, изучив суждение, приходишь к выводу, что благодаря понятиям мы формируем суждения, которые могут быть либо истинными, либо ложными.

    Список использованной литературы:

    Книги одного автора:

    1. Брюшинкин, В.Н. Логика. Учебник для вузов. / В.Н. Брюшинкин. - М: Гардарики, 2001. - 334 с. 

    2. Ивин, А.А. Логика для юристов. / А.А. Ивин. – М.: Гардарики, 2004. – 288 с.

    Книги двух авторов:

    1. Кириллов, В.И., Старченко, А.А. Логика: учебник для юридических вузов. - 6-е изд. перераб. и доп. /В. И. Кириллов, А. А.Старченко. – М.: ТК Велби, 2008. – 240.

    Учебное пособие:

    1. Шадрин, Д.А. Логика: конспект лекций. / Д.А. Шадрин. – М.: ЭКСМО, 2008.

    2. Светлов, В.А. Логика. Экзаменационные ответы для студентов вузов. / А.В. Светлов. – Изд: Питер, 2008. – 160 с.




    написать администратору сайта