Социология. социология. Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает теорию, которая сводится к следующему
Скачать 17.42 Kb.
|
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра юриспруденции Форма обучения: заочная/очно-заочная
МОСКВА 2019 5. Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает теорию, которая сводится к следующему. Если в архаически обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»), причем «коллективное создание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере. Разделение труда, понимаемое не как число экономическое, а всеохватывающее социальное явление – это фактор, который обусловливает переход от первого типа общества ко второму. 6. М.Вебер разработал концепцию и методику «понимающей социологии». Интересами его научной деятельности является теория и методы познания, понятие и мотивы социального действия, вопросы социального действия, вопросы социального отношения, типы социального поведения и многое другое. Помимо этого Вебер представляет собой достаточно редкий тип исследователя, стремящегося принимать два противоположных мира рационального и эмоционального, соотнеся их при этом на уровне науки. понимающая социология – это систематическое и точное исследование сущности всей социальной реальности через понимание и объяснение. Социолог должен разбираться не только в содержании и последствиях социальных действий людей, но, прежде всего, в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных положений и ориентиров, которыми руководствуется действующий человек. Такое понимание должно быть логическим, т.е. осмысленным с помощью понятий и четко упорядоченным. В этой связи М. Вебер вводит понятие «идеальный тип». Идеальный тип – это искусственное, логически сконструированное понятие, которое позволяет выделить основные черты исследуемого социального феномена в «чистом виде», отвлекаясь от конкретно-исторической специфики. Идеальный тип возникает индуктивно, путем обобщения конкретных явлений из реального мира социальной действительности. В своей взаимосвязи идеальные типы выражают систему социальных ценностей и ориентиров. Они вносят целесообразность в мышление и поведение людей, организованность в общественную жизнь. 8. Теория нелогического действия является одной из главных социологических концепций Парето. Эту теорию Парето выдвинул в своем «Трактате по общей социологии». Сегодня в русскоязычном варианте доступен сокращенный вариант этого труда - «Компендиум по общей социологии». Именно по «Компендиуму» мы и попробуем разобраться с теорией нелогического действия. 1. Определение логических и нелогических действий «Логическими» действиями Парето называет такие действия, при которых средства логически соединены со своей целью не только в представлении субъекта действия, но также и в представлениях тех, кто обладает более обширными познаниями, т.е. имеющие смысл в субъективном и объективном отношении. Все остальные действия Парето называет «нелогическими», но при этом отмечает, что такие действия не являются непременно алогичными. Проще говоря, для логических действий объективная цель идентична субъективной цели, для не логических действий объективная и субъективная цели отличаются друг от друга. 2. Классификация логических и нелогических действий Все действия Парето классифицирует по классам, которые, в свою очередь, делятся на роды. Логические и нелогические действия относятся к первому и второму классам соответственно. Нелогические действия делятся на роды в зависимости от наличия у них логической цели с объективной и субъективной точек зрения. К первому классу Парето относит действия в области ремесел и научного труда, по крайней мере, те, которые совершаются людьми, хорошо знающими эти области. По мнению Парето, у людей присутствует четко выраженная тенденция придавать собственным действиям «внешний облик логической продуманности», поэтому такие действия относятся ко второму и четвертому роду. Третий род - это чистый тип нелогических действий, к таким действиям относятся инстинктивные поступки животных, хотя некоторые из них могут быть отнесены и к первому роду. Характерные черты нелогических действий Для изучения нелогических действий Парето рассматривает поведение животных и людей, приводя примеры инстинктивных действий насекомых, примеры возникновения логических обоснований у нелогических действий, рассуждает о формировании языка, анализирует многие поступки и пр. В результате исследований Парето приходит к выводам о проявлении следующих особенностей. Существует нелогическое ядро, в котором соединены определенные поведенческие акты и некоторые слова, имеющие определенные результаты. От таких ядер отходят многочисленные ответвления логических интерпретаций. Логические интерпретации принимают формы, наиболее приемлемые для эпохи, в которой они появились. Чисто нелогическое действие не трансформируется в действие логическое по форме, но сосуществует вместе с другими производными действиями. Уровень образованности людей влияет на понимание того, что «определенные акты должны иметь своим результатом определенные факты», однако такая зависимость не является стабильной. Нелогические действия приводят к созданию в целях их объяснения различных логических приемов и ухищрений - к попыткам придать нелогическим действиям «внешний облик логической продуманности». Нелогические действия в жизни людей играют немалую роль, т.к. занимают значительную часть социальной сферы. На протяжении всей истории люди совершали огромное количество таких действий, пытаясь обнаружить и доказать в них рациональное объяснение происходящего в мире: природные явления, болезни, удачу и многое-многое другое. |