Главная страница
Навигация по странице:

  • Создание атмосферы национального быта

  • Изучение календарного детского фольклора осуществляется

  • фольклор. доклад фолклор. Докла д по предмету однкнр проверила Тростина Т. А


    Скачать 1.46 Mb.
    НазваниеДокла д по предмету однкнр проверила Тростина Т. А
    Анкорфольклор
    Дата02.03.2023
    Размер1.46 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладоклад фолклор.docx
    ТипРеферат
    #964516

    Д О К Л А Д
    По предмету: ОДНКНР




    Проверила: Тростина Т.А.
    Выполнил: ученик 9 Б класса

    Кудейкин Иван


    2023

    Введение

    Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязывать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

    Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в формировании у детей духовно-нравственных ценностей. Традиции русского народа, его историческое прошлое находят отражение в обрядовом фольклоре, хороводных играх, песнях, потешках, пословицах, поговорках, загадках, сказках. Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Детский фольклор – обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступенькам его эмоционального и нравственного развития. Это были своего рода духовные заповеди, которые чтил народ. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Фольклор – благодатный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами и впитывает в себя то, что называется духовным наследием народа. Фольклор, своим содержанием и формой, наилучшим образом отвечает задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка, обогащает его мир, развивает патриотизм, уважение к прошлому своего народа, помогает усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Знакомя детей с произведениями устного народного творчества необходимо выполнить следующие задачи:

    -средствами фольклора сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям, самому себе;

    -воспитание чувств доброты, милосердия, сострадания, патриотизма, честности, справедливости;

    -формирование любви к истокам русской культуры, интереса к устному народному творчеству.

    Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и всё что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор : считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

    Реклама

    Создание атмосферы национального быта

    Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

    Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др.). В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

    Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохранённая в веках, должна быть передана детям.

    Знакомство с народным искусством. Народ проявлял творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные образы росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

    Русские народные игры привлекали не только как жанр устного народного творчества в них заключался огромный потенциал для физического развития ребёнка. В русском фольклоре к драматическим действам относятся не только обряды, игры, хороводы, но также сценки и кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Следует обратить внимание и на костюмировку, и на пользование декорациями. Чтобы знакомить детей с русским народным театром, в специально отведённой для этого " театральной комнате". Какую радость доставляет ребятам изображать персонажей сказок, " варить кашу в чугунке", "печь пироги в печи", "сидеть за прялкой"," выковывать гвозди", выбирать "жениха" или "невесту", да ещё сообща "свадьбу" играть!

    Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта. Упоминаемые в фольклорных произведениях.

    Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. Знакомить с ними детей начинают в младшем возрасте. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.

    Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Со ставить загадку – значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – её метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно трудно. Во – первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, а во – вторых, быть очень сообразительным, способным преодолевать нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы.

    Изучение календарного детского фольклора осуществляется

    Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрёшки. Детям рассказывают о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно ребят подводят к осмыслению понятия "народная игрушка". Дети любят дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки.

    Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству. Накопился большой опыт работы с дымковской, городецкой, хохломской росписью, народной вышивкой. Дети знакомятся со старинными предметами, украшенными хохломской росписью, их названиями.

    Необходимо использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким – то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

    Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

    Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

    Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

    еклама

    Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область народного устного творчества представляет собою одно из средств народной педагогики.

    Могучая музыкально-речевая русская культура включала в себя множество жанров, множество видов самовыражения. Среди этого множества отдельные жанры не стремились к обособлению; каждый был всего лишь камнем в монолите народной культуры, частью необъятной стихии устного творчества, неразрывного с другими видами творчества.

    Для нашего народа само Слово вообще приравнивалось к самой жизни. Слово объясняло жизнь и было хранителем народной памяти. Слово утешало, помогало, лечило, побуждало и вдохновляло на подвиг.

    Еще в глубокой древности была осознана огромная роль первых месяцев и лет жизни ребенка в его дальнейшем развитии. Поэтому с первых дней своей жизни младенец попадал в атмосферу материнской любви, нежности, выражавшуюся и специальными художественными средствами – поэзией пестования. Она включает в себя колыбельные песни, назначение которых – убаюкать, усыпить, оберечь младенца; пестушки – вызвать у ребенка бодрые, радостные эмоции; потешки – песни к первым играм ребенка с ручками, ножками; прибаутки – стихи с занятным содержанием.

    Колыбельные песни – это осознание матерью необходимости постоянного общения с ребенком, приобщение его к речи. Издавна матери и бабушки понимали, как это важно для развития ребенка. Основные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. В песнях мать обращалась к ребенку с самыми нежными словами.

    Назначение, цель колыбельной песни, как издавна было ясно матери, не только в убаюкивании, она многофункциональна: укрепляла здоровье младенца, развивала его слух и эстетическое чувство, знакомила его с жизнью. Даже тогда, когда не формировано сознание человека, в подсознании откладываются ценнейшие для будущей жизни данные об окружающем мире, об отношениях людей между собой, в подсознании же хранятся "чувства" – любовь, нежность, - подсознание "заведует" игрой, творчеством. И все дальнейшее развитие ребенка во многом определяется первыми годами и даже месяцами его жизни. Душевный комфорт, получаемый ребенком в первые годы жизни, благодаря близости матери, сохраняется у него надолго, даже часто на всю жизнь. И все это передавалось малышу с колыбельной песней, а также с пестушкой, потешкой. Так приобщался он к человеческой речи, начинал слышать в ней звуки, слова, ее музыку, мелодику. Постепенно усваивал он слова и понятия, развивалось его мышление, формировались духовные и нравственные ценности.

    Но не только ребенку была полезна материнская поэзия, она обогащала душу и самой пестуньи. Баюкая и теша ребенка, она успокаивалась и сама, отходила мыслями от житейских проблем. И в ней просыпался художественный талант, дар, о котором она и не подозревала; любовь к малышу чудодейственно преображала и ее.

    Другим по значимости видом фольклора были былины. Они пелись и сказывались одновременно. Былины отличаются грандиозностью, величавостью образов, значительностью действия и торжественностью тона.

    Это и рассказ, и речь, и стих, и песня. Их соединение стало возможным потому, что эпос возникал на заре народной истории, когда пение и рассказывание еще не стали разными видами художественного творчества. Пение придавало рассказу торжественность, а рассказывание так подчиняло себе пение, что оно казалось существующим именно ради рассказа. Торжественность нужна была для прославления народных деяний. Пение закрепляло в памяти людской мерные строки рассказа, чтобы он точно удержался в памяти.

    Былины возникли в раннюю эпоху существования древнерусского государства, когда главными городами на Руси были Киев и Новгород, а Москва только-только основалась как небольшое поселение и еще не играла в жизни народа и государства своей роли. Все упоминания о Москве появились в былинах позднее, когда русский эпос уже сложился.

    Действие былин происходит чаще всего в Киеве и Новгороде, реже – в Чернигове, Ростове, Муроме или в других столь же известных древних городах. Былины донесли до нас думы, мысли и чувства народа давно минувших времен. В памяти удерживалось все самое важное, что имело цену и в жизни последующих поколений.

    Редкий из крестьянских мальчиков в старое время не играл в богатырей. Богатырские подвиги сохраняли власть над душой человека и тогда, когда мальчик превращался в парня, затем – в отца семейства, в седобородого деда. Старому человеку было что рассказать о своей жизни и о жизнях тех, кто в эпических песнях стаптывал полчища врагов, корчевал лес, расчищал землю под пашню, ходил за море, спасал от гибели русских пленников. Эпос был не только исторической памятью, но и умом народа, сводом его нравственных правил. И в этом главная ценность былин.

    Многие считают, что в былинах воспевались реальные герои, жившие на Руси, что в былине о Вольге народ воспел киевского князя Олега. Действительно, Олег оставил по себе в народе глубокую память: он успешно воевал с Византией, покорил столицу византийскую – Константинополь, а после замиренья, как сообщается в летописи, прибил свой щит на вратах Царьграда. И с тех пор прозвали Олега Вещим.

    Как творения крестьянской Руси, былины охотно делали предметом изображения не только события героической обороны страны, но дела и события повседневной жизни: рассказывали о работе на пашне, сватовстве и соперничестве, конных состязаниях, торговле и торговых далеких путешествиях, о случаях из городского быта, о споре и кулачных боях, об увеселениях и скоморошьей игре. Но и такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, делился со слушателями сокровенными думами о том, как жить.

    На одном уровне в народной поэзии Древней Руси вместе с былинами стояли духовные стихи. Они служили для утешения и спасения души человека. Их источником служила христианская литература. Кроме книг Священного Писания, в первые века распространения христианства существовал целый пласт апокрифической, еретической литературы, не признаваемой церковью. В ней рассказывалось и жизни Богоматери, о других сюжетах Священного писания. Духовные стихи – это результат эстетического освоения народом идей христианского вероучения.

    Все духовное в Древней Руси противопоставлялось мирскому, светскому, не имеющему отношения к божественному. Считалось, что сказками или песнями люди "беса тешили", губили свою душу.

    Создателями и исполнителями духовных стихов были калики-перехожие, паломники по святым местам. Исполнение духовных стихов было профессией калик-перехожих. Впоследствии каликами стали бродячие нищие, слепые, добывающие пением духовных стихов средства к существованию. Они пели стихи в селениях под окнами, на церковных папертях, на ярмарках, в монастырях во время праздников. Их слушали с огромным вниманием, сопереживая им. Особенно внимательно к ним прислушивались дети, на которых духовные стихи производили огромное впечатление. Передавая мораль и нравственность христианской мысли, они участвовали в формировании духовных ценностей слушателей.

    Среди жанров фольклора нельзя обойти стороной народную песню и ее воспитательные функции. Сам термин "Народная песня" очень широк. Он охватывает разные по тематике и бытованию песенные жанры: колыбельные, календарные и семейные обрядовые песни, хороводные и плясовые, лирические семейные, любовные, шуточные, подблюдные, рекрутские, бурлацкие и др. Н.В. Гоголь писал о том, что трудно найти еще такой народ, у которого было бы больше песен. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барж заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси.

    В русской народной песне передано все богатство человеческих чувств: печаль и радость, любовь и дружба, верность, ревность, мечты о счастье, жажда воли и протест против угнетения.

    Содержание и характер детских песен был весьма разнообразен. В них изображались и человек, и домашние животные, и звери, и птицы, и насекомые – воспевалась вся природа.

    С самых ранних лет дети принимали живое участие во всех событиях крестьянской жизни. Работа в поле, уход за скотом, другие домашние дела; радостные и печальные события в семье; народные праздники – во всем этом участвовали дети. А песня сопровождала крестьянина всю жизнь от рождения до смерти, до похорон. Их слышал и пел ребенок, впитывая при этом эстетические и житейские представления. Поэтому следует познакомиться с разными жанрами народных песен, которые с детства сопровождали жизнь человека.

    В первую очередь это обрядовые песни. В глубокой древности возникли обрядовые песни: календарные (новогодние, купальские) и семейно-бытовые (родильные, свадебные).

    Любой жанр имеет свои особенности как в поэтическом содержании, так и в художественной форме. Обрядовый фольклор по своей роли в обряде неоднороден. С одной стороны, в нем можно выделить такие произведения, которые выполняли те же функции, что и обряды.

    Другой жанр – поговорки. Во время уборки, когда "кончают огребать вороха", обращаясь к хозяину, говорили: "Хозяину ворошок, а нам каши горшок!"

    В обрядовых песнях выделяют шесть жанров: ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лирические песни.

    Реклама

    Заклинальные (календарные) песни будучи приуроченными к народному календарю, представляют собой несколько групп песен. Песни одной группы связаны с обрядами празднования Нового года, другой – со встречей весны, третье – с обрядами и т.д.

    Игровые песни, предметом изображения которых являлись мир растительности и мир животных, человек использовал для заклинания природы. Растительный мир в песнях представлен лишь в определенной своей части – культурными растениями. Животный же мир изображался широко, что объясняется важностью для жизни человека как диких, так и домашних животных. Этим обусловлено то, как представлены в игровых песнях полезные и вредные для крестьянина-землепашца птицы и животные.

    Лирические песни, в центре внимания которых был мир человеческих взаимоотношений, заключали в себе обряд выражения эмоциональной оценки изображаемых явлений. Совершавшиеся обрядовые действия ставили участников ритуала в определенные взаимоотношения, благодаря чему создавался эмоциональный колорит, имевший большое значение при совершении всех обрядовых действий.

    Но лирические песни не замыкались в рамках обрядовых интересов исполнителей. Их идейно-художественное значение значительно шире. И это проявляется прежде всего в тематике песен, в основном семейно-бытовой. Все песни нравоучительны. Показывая равноправие во взаимоотношениях молодежи, уважение друг к другу, песни воспитывали у молодежи чувство собственного достоинства, воспевали радость взаимной любви. Особенно ярко эта сторона лирических песен проявилась в песнях, в которых прямо высказывались советы, за кого можно выходить замуж и на ком можно жениться.

    Исторические песни, как жанр зародились в условиях Московской Руси. Этот жанр можно определить как народные песни, рассказывающие о событиях гражданской и военной истории в основном XIII – XIX веков и содержащие оценку деятельности исторических лиц и событий.

    Отражая историю, исторические песни, близки к былинам. Поэтому в ранних исторических песнях отчетливо просматриваются следы поэтики былин, в них встречаются и отдельные былинные мотивы, и былинные эпитеты, сравнения, гиперболы.





    Загадки – жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ. Как правило, большинство загадок построено на перечислении признаков загаданного предмета.
    - Это красное?
    - Нет чёрное.
    - А почему белое?
    - Потому что зелёное.



    Потешка – жанр детского фольклора, шутливые стишки, которыми родители сопровождают первые игры с ребёнком
    Поехали, поехали
    В лес за орехами.
    По кочкам, по кочкам
    В ямку бууух.
    потешки



    Скороговорка – народно-поэтическое произведение, построенное на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и чёткое произнесение слов.
    Сорок сорок для своих сорочат,
    Сорок сорочек не ссорясь строчат.
    Сорок сорочек прострочены в срок.
    Сразу поссорились сорок сорок.
    скороговорки



    Прибаутки – произведение шуточного характера, малый жанр русского фольклора. Прибаутки могут представлять собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме.
    Иван, скажи моей лошади – тпру!
    А сам что же?
    Губы замёрзли.
    прибаутки



    Заклички – жанр детского фольклора, наивное поэтическое обращение к силам природы.
    Дождик,
    дождик,
    Перестань.
    Я поеду в Эристань
    заклички



    Пестушки – жанр детского фольклора, стишки , сопровождающие действия родителей.
    Топ-топ, наши ножки.
    Топ-топ по дорожке.
    пестушки



    Перевертень (палиндром – бегущий обратно) – фраза, которая может читаться спереди назад и сзади наперёд с сохранением смысла.
    А роза упала на лапу Азора.
    перевертень



    Сказка – повествовательный жанр фольклора, в котором на основе фантастической условности воссоздаётся обобщённое изображение мира и человека.
    сказка



    Выделяют несколько разновидностей жанра:
    Волшебная
    Бытовая
    О животных



    Песня – соединение стихотворного художественного текста с пением и, как правило, с музыкальным сопровождением.
    песня



    Обрядовая песня – жанр фольклора, песня, являющаяся частью ритуала при проведении магического обряда. Различают свадебные, похоронные, рекрутские, песни-колядки.
    обрядовая песня



    Свадебная песня – песня, связанная с традициями свадебных обрядов. Основное их содержание – судьба невесты и её переживания.
    свадебная песня



    Колядка – обрядовая песня у славян с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая, счастья.
    колядки



    Фольклор – энциклопедия народной жизни
    В произведения устного народного творчества отразилась вера народа в лучшее, в силу добра и справедливости.
    Единственным автором произведений фольклора является народ.
    В устном народном творчестве – мудрость народная.
    Очень многие сюжеты и мотивы фольклора легли в основу литературных сочинений известных русских писателей и поэтов.
    Заключение

    В научной литературе наряду с понятием “устное народное творчество” применяется термин “фольклор”, т. е. “народная мудрость”, так как в народном творчестве отразились представления народа об окружающем мире, его обычаи, стремления, надежды и мечты. Но главное, за что мы ценим народное творчество, это то, что в нем отражен характер народа, его лучшие моральные качества: доброта, искренность, щедрость и безграничная душевность.

    Особое место в русском фольклоре занимают лирические песни. Это самый распространенный жанр. К лирическим песням обращались коллективно и поодиночке, старые и молодые, в будни и в праздники, в горе и в радости. И каждая такая песня проникает в самое сердце, так как, по словам Т. Шевченко: “Она имеет то великое, единственное, что не умирает, что зовет, объединяет, дурманит страстным чувством духовности – имеет душу!”

    Народные лирические песни, одно из самых ценных духовных приобретений нашего народа, – это высокое поэтическое искусство, непревзойденное в своей правдивости, простоте, непосредственности и глубине чувств, которое никогда не перестанет интересовать и волновать нас. С глубокой древности народные песни сопровождали все важнейшие стороны трудовой деятельности людей и их быта. В таких песнях передаются различные жизненные обстоятельства, которые вызвали те или иные переживания, мысли и чувства, но это мысли и чувства не отдельного человека, а общенародное, общенациональное чувство, потому что народная песня всегда отражает представления всего народа.

    В русском народном творчестве древнейшими являются песни времен древнеславянского мира, сложенные в период образования Киевской Руси. Большинство из них – календарные обрядовые песни, которые исполнялись в определенное время года, иногда даже в определенный день. Такие старинные песни вместе с обрядами и обычаями дают нам представление не только о трудовой деятельности, но и о мировоззрении, верованиях, связанных с поклонением солнцу – источнику жизни, с одушевлением различных явлений природы.

    На протяжении веков народные певцы создали целую систему поэтических образов, земледельческих в своей основе. Характер этих образов взят из наблюдений над различными явлениями природы и возможным влиянием этих явлений на урожай. Так, предвестниками горя, несчастья, какого-либо бедствия в народных песнях служили образы грозовой тучи, бури-ненастья, бури-непогоды, буйного ветра, увядших цветов и им подобные.

    А с образами радости связывались такие явления, как весенний расцвет природы, солнечный свет, тепло, созревание злаков и плодов. Главной темой лирических песен были труд земледельца и те явления природы, от которых зависел успех этого труда. В некоторых песнях упоминается о нелегкой физической работе в поле и огороде, но ни в одной песне нет жалоб на тяжесть женского труда.

    Напротив, в лирических песнях часто поэтизируется крестьянский труд и орудия этого труда. Например, в одной из них говорится, что “девушка… жала” “серебряным серпочком”, а у этого “серпочка” была “золотая ручка”.

    Очень часто труд составляет как бы фон, на котором возникают другие темы. Например, темы труда и семейной жизни во многих песнях сливаются, переходят одна в другую. По народным понятиям, семья должна основываться на взаимном уважении, дружбе, любви, бережном отношении друг к другу.

    Именно поэтому большое количество лирических песен посвящено теме любви. В любовных песнях также выражаются представления народа о прекрасном, красивом, и в основе этой красоты лежат труд и здоровье. Так, в одной из песен встречаем портрет “сельской красавицы”, которая “истонка-высока”, “избела-бела”, “без румянец румяна”, “без платья толста”, “без башмаков высока” . В другой песне девушка гордится тем, что ее милый превосходит других “ростом, красотою, молодецкою походкой”.

    В народных лирических песнях выражаются самые разные чувства и настроения. Например, на Масленицу в течение недели принято было исполнять застольные, плясовые и лирические песни. Ив таких лирических песнях чаще всего пели о горькой судьбе молодой женщины, выданной замуж в отдаленную деревню, “на чужую сторону”, ее тоске по родной деревне и родной семье (“Отдавали молоду на чужую сторону”).

    К сожалению, любовь не всегда была счастливой. Родители могли выдавать дочь замуж без ее согласия или выбирали невесту сыну по своему усмотрению. Иногда молодая жена, попадая в дом своей свекрови, была лишена возможности видеться и общаться с родными.

    Поэтому многие песни пронизаны печалью и грустью, а также страхом, с которым девушка думала о замужестве и жизни в чужой семье. В некоторых песнях молодая женщина жалуется на свое положение, грубое обращение с ней свекра и свекрови.

    Если герой песни мужчина, то в такой песне могут быть воспоминания о милой или ропот на “горькую долю молодецкую”, если его женили на девушке, которую он не любил. Но содержание народных лирических песен не только бытовое, они затрагивают множество разнообразных тем, потому что любые явления жизни – природы и общества – могут вызвать переживания человека. Эти личные переживания с присущей поэзии силой выражают мысли и чувства, душевную красоту многих современников и потому отражают нравственные устои всего русского народа.



    написать администратору сайта