Главная страница

Эль Греко. Доклад Художник Эль Греко


Скачать 18.03 Kb.
НазваниеДоклад Художник Эль Греко
АнкорЭль Греко
Дата09.04.2023
Размер18.03 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭль Греко .docx
ТипДоклад
#1047604

ФГБОУ ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНЗДРАВА РФ
Человек и культура
Доклад

«Художник Эль Греко»


выполнила: студентка 1-го курс 107п группы Салихова Эльвина


Оренбург 2023

Испанский художник Эль Греко (настоящее имя Доми́никос Теотоко́пулос) родился на острове Крит в деревне Фоделе или городке Кандия в 1541 году. Его псевдоним в переводе с испанского обозначает слово «грек», что отражает происхождение живописца.

Отец Эль Греко был сборщиком податей. Престижная должность позволила ему дать сыну прекрасное образование. Мальчик хорошо знал литературу и несколько иностранных языков. Помимо этого, он также обучался иконописи, что делал до 25 лет. О матери не осталось никаких сведений. Предполагается, что женщина была из Греции.

В 1566 году Эль Греко работал в мастерской художника Доменико Теотокопули, а два года спустя отправился в Венецию. Незадолго до отъезда он написал икону «Успение Богородицы», ставшую его первой значимой работой.

Из Венеции молодой художник переехал в Рим. В столице Италии он в 1570 году открыл свою мастерскую. Тем не менее крупных заказов у Эль Греко в этот период не было, и в 1577 году он перебрался Толедо (Испания). Там он занимался росписью монастыря святого Доминика и создал картину «Совлечение одежд с Христа» для украшения алтаря Толедского собора (1577–1579).

В 1585 году Эль Греко в Толедо основал мастерскую, где, помимо картин, изготавливались также алтарные рамы и статуи. Вскоре он получил заказ на написание картины «Погребение графа Оргаса» (1586–1588), ставшей в итоге самой известной его работой.

В последующие годы Эль Греко активно трудился. Он занимался созданием алтарей для капеллы Сан-Хосе (1597–1599), украшал мадридский храм Марии Арагонской, а для госпиталя церкви Милосердия в Ильескасе создал полотно «Святой Ильдефонс Толедский» (1603–1605). Последним крупным заказом художника стала роспись госпиталя Иоанна Крестителя (1608–1614). Выполняя эту работу, уже немолодой Эль Греко тяжело заболел. Эль Греко с 36 лет жил с Херонимой (Иеронимой) де Лас Куэвас. В 1578 году у них родился единственный сын, которого назвали Хорхе Мануэль. Некоторые историки думают, что Эль Греко был женат до этого.
Предполагается, что молодой человек заключил брак на Крите или в Италии, что не позволило ему официально зарегистрировать брак с испанкой Херонимой. Но при всем этом талантливый творец упоминал ее и сына во всех официальных документах, в том числе в завещании, тем самым признавая ребенка Живописец скончался 7 апреля 1614 года в Толедо.

1). Погребение графа Оргаса (1586 – 1588)

В прекрасный испанский город Толедо стоит ехать уже только ради того, чтобы в церкви Сан-Томе увидеть знаменитую картину Эль Греко "Погребение графа Оргаса".

Основой для сюжета послужила популярная в Толедо легенда, согласно которой во время погребения графа Оргаса с небес спустились Святой Стефан и Святой Августин, дабы почтить церемонию своим присутствием.

Ообой популярности картины поспособствовал тот факт, что среди членов похоронной процесии Эль Греко, как и было оговорено, изобразил многих видных и уважаемых граждан Толедо, включая, разумеется, себя. Получилось, таким образом, что прихожане оплатили групповой портрет "сливок" толедского общества той поры. Как бы ни было, работа Эль Греко поистине прекрасна

2. Святой Себастиан (1610 – 1614)

На картине "Святой Себастьян" (холст, масло, 201,5 х 111,5 см), написанной Эль Греко в 1610 - 1614 годах, изображена фигура святого в полный рост, который предстает перед зрителем практически обнаженным, если не считать девственно белой и чистой набедренной повязки, закрывающей гениталии Себастьяна.

Святой изображен спереди, с поднятым к небу взором, исполненным смирения и стойкости духа. Руки его привязаны к сухому бревну, а в теле можно насчитать семь стрел. Три из них находятся на левой стороне туловища (две на уровне груди и одна в области живота); еще три - в правой руке и бедре, и седьмая - в паховой области слева. В ствол дерева, к которому привязан Себастьян, попала еще одна, восьмая стрела.

Святой Себастьян - почти подросток, безбородый, худощавый, с белой кожей. Стройность юного тела подчеркивается тем, что Эль Греко расположил место мученичества Святого на небольшом скалистом мысе, на фоне мрачного неба, полного грозовых облаков - как это и вообще свойственно большинству картин художника.

В нижней части фона отчетливо просматриваются две достопримечательности, определяющие профиль Толедо: замок Сан-Сервандо и мост Алькантара.

Святой Себастьян был офицером гвардии Диоклетиана (III век), принявшим мученическую смерть в Риме за стойкость в христианской вере. Хотя смерть наступила несколько позже истязания стрелами, эта сцена, пожалуй, может считаться первым сюжетом на тему мученичества в истории христианского искусства.

Тело святого Себастьяна, наделенное Эль Греко пропорциями Аполлона, являет собой знак несомененной победы и торжества над тьмой язычества, невзирая на его плачевное состояние в результате поражения стрелами.

В средние века Святой Себастьян стал святым защитником от чумы, в эпоху Возрождения - своего рода христианизированным Аполлоном, в наши дни - покровителем и заступником гомосексуалистов, а в конце 16 века его мученичество ценилось как высшее проявление веры.

3. Вид Толедо (1596 – 1600)

Самой потрясающее в картине Эль Греко "Вид Толедо" (помимо, разумеется, мастерства, с которым она написана) - это возможность и в наши дни увидеть изображенный Эль Греко пейзаж. Для этого только и нужно, что приехать в Толедо и отыскать ту самую точку обзора, откуда открывается вид на Толедо с севера.

Разумеется, не все средневековые постройки сохранились - однако две доминанты города - колокольня Толедского собора и Алькасар на своем месте, равно как и немалое число других изображенных Эль Греко строений.

"Вид Толедо" выглядит настолько современной, что разум, при виде ее, напрочь отказывается верить, что эта вещь была создана чуль не полтысячи лет назад. Отметим: картина стала не только одним из всего трех пейзажей, написанных Эль Греко - и одним из первых пейзажей в европейском искусстве вообще. Фантасмагорическое грозовое небо, залитое призрачным фосфоресцирующим светом, изображено художником с такой силой и мастерством, что в наши дни "Вид Толедо" входит в Топ-5 изображений неба во всей европейской живописи - наряду с картиной "Звездная ночь" Винсента Ван Гога и несколькими пейзажами Тернера.

4. Совлечение одежд с Христа (1577 – 1579)

Картина "Совлечение одежд с Христа" была написана Эль Греко для ризницы главного алтаря кафедрального собора Толедо и находится там по сей день. Еще одна вещь Эль Греко, которую обязательно нужно увидеть в оригинале: хотя репродукции и дают некоторое понятие об интенсивности цвета этого холста (в особенности это касается ярко-красного хитона Иисуса), действительность превосходит все самые смелые ожидания!

Однозначно можно утверждать: до Эль Греко цвет подобной интенсивности не использовал никто - что, в сочетании с другими уникальными особенностями стиля Эль Греко, и было причиной столь большього количества противников творчества гениального мастера.

Хотя заказ на эту картину Эль Греко, как это принято в Испании, получил благодаря дружбе с сыном декана Толедского собора, впоследствии ему пришлось судиться с главным храмом города, который не желал полностью выплачивать Эль Греко гонорар. По решению суда ему все-таки выплатили 350 дукатов - хотя сам художник требовал 950. Духовенство не было довольно редким и новаторским для запада сюжетом картины, а также множеством не совсем канонических деталей - что и вылилось в отказ оплачивать картину согласно договору.

5. Поклонение пастухов (1612 – 1614)

Поклонение пастухов" принято считать последней работой Эль Греко, умершего 7 апреля 1614 года. После смерти великого мастера картина, как и планировалось, была размещена над могилой художника, похороненного в в толедском монастыре Санто-Доминго Эль Антигуо.

В затемненных интерьерах, безусловно, являющих собой грот, Богородица держит на коленях младенца Иисуса, а Иосиф с тремя пастухами окружают их, глядя на новорожденного, как на величайшее чудо. Всю группу вместе с ангелами наверху мягко обтекает умиротворяющий и в то же время яркий свет, вызывая у зрителя ощущение непостижимого и радостного таинства.

До 1954 года картина висела в монастыре Санто-Доминго Эль-Антигуо в Толедо -обители, обеспечившей Эль Греко первым заказом на испанской земле - а затем была куплена государством Испании. Сегодня этот шедевр Эль Греко можно увидеть в Музее Прадо в Мадриде.

6. Христос, несущий крест (1580)

Всего Эль Греко выполнил как минимум семь копий картины "Христос, несущий крест", что свидетельствует как о важности этой работы для самого художника, так и о ее невероятной популярности еще при жизни Эль Греко. На наш взгляд, эта одна из лучших работ Эль Греко - если не самая лучшая.

Причина, возможно, заключается в том, что здесь Эль Греко сосредоточился в первую очередь не на божественной, а на человеческой ипостаси Христа, из-за чего картина получилась по-настоящему трогательной. Полные слез глаза Иисуса, обращенные к небесному Отцу, выражают и мольбу о милосердии, и просьбу принять его жертву во спасение грешного человечества. Именно эта слабость Христа, делающая его таким близким к нам, людям, парадоксальным образом заставляет в полной мере осознать божественную суть Иисуса.

За основу для картины Эль Греко взял скульптуру "Христос с крестом" Микеланджело Буонарроти (1519). Примечательно, что Эль Греко считал Микеланджело великим скульптором, но плохим художником, не отрицая при этом, что именно Микеланджело является для него одним из наиболее влиятельных людей в искусстве.

В наши дни одна из версий картины "Христос, несущий крест" (105 х 79 см, холст, масло) находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, еще одна - в музее

Прадо в Мадриде, и третья - в Национальном музее искусства Каталонии

Смерть

В 1614-м Эль Греко получил заказ от госпиталя Толедо, однако эту работу закончить не удалось. Художник сильно заболел, причем стремительно слабел с каждым днем.

Он прекрасно понимал, что смертный час приближается, поэтому составил завещание. Умер Эль Греко 7 апреля 1614 года, и был предан земле на территории монастыря. Спустя некоторое время монастырь разрушили, поэтому, где находится могила выдающегося художника, никто не знает.


написать администратору сайта