Главная страница
Навигация по странице:

  • Доклад по дисциплине «Современная история Казахстана

  • Кроме того, Назир оказывал посильную помощь и в издании журналов «Хакикат», «Билим очагы», «Туркмен ели» и других, которые уже в 1923 году распространялись в других странах.

  • С 1922 по 1928 год председатель правления Центрального издательства народов Востока, возглавлял восточное издательство. Член Президиума Всесоюзной научной ассоциации востоковедения.

  • Организовал «Народную газету» и участвовал в общественно-политической жизни страны. 20 лет служил Советской власти при этом не раз защищал казахские и исламские интересы.

  • Ислам и коммунизм

  • В 1923–1928 гг. Турекулов находился на государственной службе в Москве.

  • Список литературы

  • Назир Турекулов – видный общественно-политический деятель. Доклад. Доклад по дисциплине Современная история Казахстана


    Скачать 91.15 Kb.
    НазваниеДоклад по дисциплине Современная история Казахстана
    АнкорНазир Турекулов – видный общественно-политический деятель
    Дата12.10.2022
    Размер91.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад.docx
    ТипДоклад
    #729910

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

    КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ



    Доклад

    по дисциплине «Современная история Казахстана»

    на тему: “Назир Турекулов – видный общественно-политический деятель”


    Выполнил: студент группы

    Проверил:

    Алматы, 2020

    План:

    1. Биография.

    2. Политическая деятельность.

    • Помощь в издании журналов.

    • Назир Турекулов – председатель бюро Временного ЦК КП(б) Туркестана.

    • Член Президиума Всесоюзной научной ассоциации востоковедения.

    • Помощь в проблеме латинизации тюркских письменностей.

    • Стихи и статьи Назир Турекулова.

    • Организация «Народной газеты».

    • Государственная служба в Москве.

    1. Список литературы.





    Назир Турекулов – советский государственный деятель, дипломат, журналист, филолог. Образование незаконченное высшее экономическое, так как на время участия в национально-освободительном движении 1916 года учился на экономическом факультете Московского государственного университета им. Плеханова. Работал инструктором во Всероссийском земском союзе на Западном фронте, затем в Тургайской области. С 1917 года вступил в ряды партии левых эсеров. В 1918 году был назначен секретарем исполкома Кокандского Совета, одновременно председатель организации левых эсеров. В сентябре 1918 года стал членом Коммунистической партии, добровольно записался служить в ряды Красной Армии, был назначен начальником политуправления Конной Армии в Туркестане. С этого момента начался стремительный взлет его революционной и партийной карьеры. Одновременно расцвел публицистический талант Турекулова, он показал себя незаурядным организатором культурно-массовой и просветительской работы. Будучи членом совдепа Коканда, он принимает самое активное участие в создании его печатного органа «Халык газетасы» («Народная газета»), организует выпуск первого номера журнала «Инкилоб» органа ЦК Компартии Туркестана. Являясь членом редколлегии этих и других изданий, он не только много редактирует и контролирует качество перевода, но и сам регулярно публикуется на их страницах. Уже тогда его статьи были отмечены глубиной понимания, аналитичностью и превосходным стилем.



    Кроме того, Назир оказывал посильную помощь и в издании журналов «Хакикат», «Билим очагы», «Туркмен ели» и других, которые уже в 1923 году распространялись в других странах.

    Было поистине стремительным восхождение к вершинам власти Назира Турекулова, избранного весной 1918 года секретарем Ревкома Кокандского совдепа. Через три года он уже поднялся на самую верхнюю ступень партийной и государственной иерархии, став в мае 1921 года председателем ТуркЦИКа, членом Среднеазиатского бюро ЦК РКП и членом реввоенсовета Туркестанского фронта. За это время он успел побывать на должности члена Президиума областного ревкома города Скобелево, начальником политуправления Конной армии в Туркестане, и комиссаром просвещения Туркестана, ответственным секретарем ЦК КП Туркестана, редактором ряда газет и журналов, таких как «Вестник просвещения и коммунистической культуры». В 1920 году был редактором газеты «Иштракюн», который являлся органом краевого мусульманского бюро. В 1920-1921 гг. являлся нарком просвещения Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики. С 19 июля 1920 года по 22 октября 1920 года побывал на должности председателя ЦИК Туркестанской АССР. В сентябре – ноябре 1921 года был ответственным секретарем ЦК КП Туркестана, а также членом Среднеазиатского бюро РКП, в 1920-1921 гг. член Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК РСФСР, а также Туркестанского бюро ЦК РКП.

    С 19 июля по 12 сентября 1920 года занимал пост председателя Исполнительного бюро Временного ЦК КП Туркестана; позже до сентября 1922 года был ответственным секретарем ЦК КП Туркестанской АССР, а в 1920-1921 годах народный комиссар просвещения Туркестанской АССР. С 26 ноября 1920 года по 19 мая 1922 года являлся членом РВС Туркестанского фронта. С мая 1921 по июнь 1922 года был председателем ЦИК Туркестанской АССР. В 1922 году член исполнительной комиссии Средазбюро ЦК РКП. Став одним из руководителей Туркестана, Турекулов часто выезжал в различные области этой страны, стараясь на местах понять суть проблем, которые возникают перед новой властью, он выступал на различных съездах, встречался с рабочими, красноармейцами и дехканами на собраниях и митингах.

    С 1922 по 1928 год председатель правления Центрального издательства народов Востока, возглавлял восточное издательство. Член Президиума Всесоюзной научной ассоциации востоковедения. На посту председателя правления Центрального издательства народов СССР он много сделал для развития просвещения и книжного дела. Он редактировал книги на русском и тюркских языках, отдельные издания выпускались с его предисловиями. На юбилейном заседании, посвященном пятилетию Центрального издательства народов востока (Центроиздат) в  июне  1928  года,  его  председатель  с  чувством  гордости отмечал:

    «...Центроиздат  положил начало приобщению  многомиллионных  масс различных  национальностей Союза к советской культуре, и за короткий срок своего существования создал базу для книжной продукции, которую совершенно не знают другие страны. За пять лет им выпущено 59 959 713 оттисков учебной, научно-популярной, общественно-политической, художественной, сельскохозяйственной и другой литературы на языках свыше 50 национальностей. Наряду с созданием, укреплением и развитием непериодической печати, Центроиздат уделяет серьезное внимание вопросам создания, улучшения и распространения национальной периодики. Достаточно сказать, что в настоящее время им издается 21 периодическое издание на 12 языках”.

    Занимался проблемой латинизации тюркских письменностей, автор проекта латинизации тюркского алфавита, представил проект нового тюркского алфавита (1923-1928). Он также становится активным участником 1-го Всесоюзного тюркологического съезда (Баку, 1926). Вообще, Назир Турекулов проявил себя и как крупный филолог. Он является автором «Социально-политического словаря русско-узбекского языка» (Ташкент, 1922). Он занимался проблемой латинизации тюркских письменностей, был автором проекта латинизации тюркского алфавита, посвятив этому вопросу ряд статей в журналах «Жизнь национальностей», «Новый Восток». Назир Турекулов один из первых редакторов основоположников издательства в Москве, возглавлял Центральное издательство народов Востока. Подтянул к себе таких видных тюркских деятелей творчества как Букейханов, Жумабаев, Аблони, Вилданов.

    В подшивках узбекских газет и журналов, изданных в 20-е годы можно найти не только его публицистические статьи, но и стихи, опубликованные под псевдонимом “Дервиш”. И ещё одним талантом обладал Назир Турекулов – талантом художника. Сохранилось несколько его карандашных рисунков. Эта легендарная личность не уставала заниматься самообразованием. И этот яркий, энергичный, молодой, харизматичный деятель не мог быть не замечен руководством страны – в октябре 1922 года его переводят в Москву на должность председателя правления Центрального издательства народов Востока при ЦИК СССР.

    Возглавляя Центроиздат, Турекулов параллельно вел преподавательскую работу в Институте народов Востока и был включён в резерв Наркоминдела. И когда возникла необходимость срочно заменить Карима Хакимова на посту полпреда в Аравии, лучшей кандидатуры, чем Назир Турекулов не нашлось. На І Всесоюзном съезде учителей в 1925 году, он выступил с докладом на тему «Национальный вопрос и школа», где поднял проблемы национальных культурно-просветительных учреждений, строительства зданий для национальных школ в регионах, развития женского. Эти вопросы с одобрения делегатов были внесены в резолюцию съезда. Назир Турекулов, в отличие от большинства руководителей, задумывался о влиянии ислама на историю человечества. В годы службы на посту председателя ТуркЦИКа он старался достичь разумного компромисса в отношениях новой власти и религии.

    Организовал «Народную газету» и участвовал в общественно-политической жизни страны. 20 лет служил Советской власти при этом не раз защищал казахские и исламские интересы. Турекулов с самого начала понимал значение религии для истории человечества, и высоко ценил достоинства религии. В статье «Ислам и коммунизм» Назир повествует об истории возникновения ислама, о сплочении наций и народностей благодаря религии.

    Еще один поступок Турекулова на который решается не каждый видный государственный деятель: по Рахманкулу Бердибаю известно, что он подписал Указ 7 декабря 1921 года о переходе выходного дня с воскресенья на пятницу. В начале 20-х годов он подписал Указ о трех выходных днях Курбан айта для всего мусульманства.

    В 1923–1928 гг. Турекулов находился на государственной службе в Москве. 6 декабря 1919 года в статье «Йажуж-Мажуж и Восток» опубликованном в Дервише, он упомянул Йажуж Мажуж в лице Англии, подсекавшей на весь исламский мир. Калькутта, Кахира, Тегеран объединившись с Египтом, Ираном, Индостаном должны быть одним фронтом, Россия, Турция, Афганистан должны стать их щитом. Такими религиозными терминами он дает грамотный анализ состоянию мировой политики. Также он не упускал религиозных статей, песен и вносил в них свои коррективы. В 1925 году в русском издательстве «Коммунистическая революция» статья «Каково мнение исследующее Ислам?» исследуется противоположное мнение Е.Федорова «О будущем религий Средней Азии», дает противоположные отзывы, всесторонне исследует и указывает на недоработки. После исследует творчество узбекского деятеля Неймата Хакима, который читает лекции в Ташкенте перед общественностью о том, что пророк Мухаммед посланник Аллаха или простой человек? Хочет убедить общественность, что пророк простой человек. Назир уверяет, что отстранив народ от религии, он этим ничего не добьется, Назир критикует не только узбекских просветителей, но и казахских поэтов-писателей таких как Сакен Сейфуллин. В основном его творчество 1914-1922 годов его религиозные суждения в статье «Асау Тулпар» критикует сборник его песен «День Айт».

    Список литературы

    1. Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы: Атамyра. 1999. С. 12-14.

    2. Торекулов Н. Шығармалар. – Сочинения: Дипломат. – Алматы; Казахстан, 1997. – 314 с. (24).

    3. Тøреyyлyлы Н. Орталыy баспаныy бес жылдығы. «Темірyазыy». Сəуір, 1996, №1(4). Шымкент, 1996,38-б. 4 {ожакеев Т. «Темірyазыy журналы жайында». «Темірyазыy». Сəуір, 1996, №1(4). Шымкент, 1996, 5-б.

    4. Мансуров Т., Полпред Назир Тюракулов. Дипломат, политик, гражданин. – М.: Реал-Пресс, 2003. –10-14 с. 6 Бердибай Р. Тçб3 бір тçркіміз. – Астана: Фолиант, 2004. -344 б.

    5. Тøреyyлов Н. Yлт мəселесі жайында // Темірyазыy. 1923. №2-3, І-6б. 8 Тøреyyлов Н. Жаyа əліппе неге керек? М.1924.

    6. Тøреyyлов Н. Жат сøздер туралы. – М. КСРО халыyтарыныy кіндікбаспасы, 1924. -12 б.

    7. Ана тілі. Сағымбай Жyмағул. Алты алаштыy ардағы. 2 тамыз

    8. Тyрсyн Х.М. Алаш nəм Тçркістан. – Алматы: «Ел шежіре», 2013. 400 б.


    написать администратору сайта