Главная страница
Навигация по странице:

  • «Новосибирский кооперативный техникум имени А.Н.Косыгина Новосибирского облпотребсоюза» (ЧПОУ «НКТ им.А.Н.Косыгина Новосибирского облпотребсоюза»)ДОКЛАД

  • ПО ПОВЕСТИ БОРИСА ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ» По дисциплине: Литература

  • О главление

  • История создания повести «А зори здесь тихие...»

  • Главные герои повести Федот Евграфович Васков

  • Доклад на тему А зори здесь тихие. проект екимова полный. Доклад по повести бориса васильева а зори здесь тихие


    Скачать 39.77 Kb.
    НазваниеДоклад по повести бориса васильева а зори здесь тихие
    АнкорДоклад на тему А зори здесь тихие
    Дата22.10.2022
    Размер39.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапроект екимова полный.docx
    ТипДоклад
    #748128

    Ч астное профессиональное образовательное учреждение

    «Новосибирский кооперативный техникум имени А.Н.Косыгина

    Новосибирского облпотребсоюза»

    (ЧПОУ «НКТ им.А.Н.Косыгина Новосибирского облпотребсоюза»)

    ДОКЛАД

    ПО ПОВЕСТИ БОРИСА ВАСИЛЬЕВА

    «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ»
    По дисциплине: Литература
    Выполнила:
    студентка Я.И.Екимова
    группы 212
    Преподаватель
    Т.В.Казакова
    2021-2022 учебный год

    О главление

    1. Биография Б.Л.Васильева………………………………………...

    3-4 стр.

    1. История создания повести……………………………………….

    4-5 стр.

    1. Главные герои повести…………………………………………...

    5-9 стр.

    1. Сюжет повести……………………………………………………

    9-10 стр.

    1. Экранизация повести……………………………………………..

    10-11 стр.















    Биография Б.Л.Васильева

    Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец — Лев Александрович Васильев (1892—1968) — кадровый офицер Русской императорской армии, впоследствии в Красной армии. Мать — Елена Николаевна Алексеева (1892—1978), из дворян.

    Учился в Смоленске, в 1941 году Борис Васильев окончил 9-й класс воронежской Образцовой средней школы № 5 (ныне — средняя школа № 28, на здании со стороны улицы Фридриха Энгельса размещена мемориальная доска в память о Б. Л. Васильеве).

    С началом Великой Отечественной войны Борис Васильев ушёл на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона, 3 июля 1941 года батальон направлен под Смоленск, где попал в окружение. Васильев самостоятельно вышел из окружения в начале октября 1941 года. Получил направление в полковую кавалерийскую школу, а затем — в пулемётную школу, после окончания которой служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время воздушного десанта под Вязьмой 16 марта 1943 года он попал на минную растяжку и с тяжёлой контузией был доставлен в госпиталь. После этого ранения и его излечения, Васильев осенью 1943 года направлен на учёбу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина.

    В 1946 году окончил инженерный факультет академии, работал испытателем колёсных и гусеничных машин на Урале. В 1952 году вступил в КПСС. Уволен в запас из рядов ВС Союза ССР в 1954 году в воинском звании капитан-инженер.

    Литературным дебютом Васильева стала пьеса «Танкисты» (1954), посвящённая смене поколений в послевоенной армии страны. Спектакль, получивший название «Офицер» после двух пробных постановок в Театре Советской Армии, с декабря 1955 года не ставился. Васильев продолжает осваивать драматургию и пробует свои силы как сценарист. После окончания Васильевым студии при Госкино СССР по его сценариям поставлены художественные фильмы: «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960). В 1971 году на экраны вышел фильм «Офицеры», получивший широкую известность в СССР. Писал сценарии для КВН, подтекстовки к киножурналам.

    Первое прозаическое произведение Бориса Васильева — повесть «Иванов катер» — принята к публикации в журнале «Новый мир» в 1967 году, но опубликована лишь в 1970 году (№ 8—9). Повесть экранизирована режиссёром Марком Осепьяном в 1972 году, но картина была «положена на полку» и в прокат вышла только в 1987 году.

    Наибольшую известность писатель приобрёл в 1969 году после публикации в журнале «Юность» (№ 8) повести «А зори здесь тихие…». Васильев вспоминал, что Борис Полевой, прочитав рукопись, сделал всего два замечания (заменить «шмайссер» на «автомат» и «еловый корень» на «выворотень») и немедленно подписал её в номер. С этого момента писатель часто публиковался в журнале «Юность».

    В 1970 году повесть «А зори здесь тихие…» перенесена на сцену театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. В 1972 году произведение экранизировано Станиславом Ростоцким.

    Писатель постоянно обращается в своём творчестве к теме Великой Отечественной войны и военного поколения советских людей: «В списках не значился» («Юность», 1974, № 2—4); «Завтра была война» («Юность», 1984, № 6), в рассказах «Ветеран» («Юность», 1976, № 4), «Великолепная шестёрка» («Юность», 1980, № 6), «Вы чьё, старичьё?» («Новый мир», 1982, № 5), «Неопалимая купина» («3намя», 1986, № 2).

    Писатель уделял в своём творчестве внимание современным острым социальным темам («Не стреляйте (в) белых лебедей», «Юность», 1973, № 6-7) и российской истории.

    В последние годы жизни выпустил ряд романов из ранней истории Руси: «Вещий Олег» (1996), «Александр Невский» (1997), «Ольга, королева русов» (2001), «Князь Святослав» (2006), «Владимир Красное Солнышко» (2007), «Владимир Мономах» (2010).

    Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

    Жил в Москве на Часовой улице, дом 5-Б.

    Скончался 11 марта 2013 года в Москве на 89-м году жизни. Причиной смерти писателя стала хроническая мерцательная аритмия 3-й степени, которая привела к недостаточности кровообращения. 14 марта похоронен на Ваганьковском кладбище, рядом с супругой (42 участок)

    История создания повести

    «А зори здесь тихие...» - повесть, которую Борис Васильев опубликовал еще в 1969 году. Но она до сих пор трогает сердца читателей. Вызывает интерес история ее создания. Сам автор признавался в том, что в основу произведения положил реальную историю. Речь шла о героическом поступке семерых солдат, которые не дали прорваться немецкой диверсионной группе на охраняемую территорию. Если бы не они, то врагам бы удалось уничтожить важный стратегический участок железной дороги Кирова. Событие произошло во время Второй мировой войны. К сожалению, из семерых героев остался в живых только их сержант, которому потом и вручили медаль «За боевые заслуги».

    История отважных ребят вдохновила Васильева написать повесть. Но написав первые страницы, он понял, что сюжет хоть и героический, но не новый. Поэтому автор размышляет о том, как придать ему новое дыхание. И тогда к писателю приходит потрясающая идея – заменить героев на героинь. Так в повести появляются пять прекрасных молодых девушек.

    До этого момента в литературе не было принято писать о женщинах, как о полноценной боевой единице. Изображение героизма девушек стало новаторским в военной литературе. А повесть Васильева стала популярной. Подтверждением этого стала неоднократная экранизация произведения.

    Главные герои повести

    Федот Евграфович Васков главный герой повести Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие…», как и многие другие неприметные герои Великой Отечественной, добросовестно выполняет долг мужчины и гражданина, долг защитника, не думая ни о славе, ни о награде.

    Имя персонажа свидетельствует о простонародности его происхождения. Сам старшина признаётся себе: «Из дремучего угла ты, Федот Васков, в коменданты выполз». Ранняя гибель отца заставила мальчика бросить школу и взять на себя тяжёлый груз заботы о семье. С 14 лет он справляет всю нелёгкую крестьянскую работу, как взрослый мужчина. Ни постигать премудрости школьной науки, ни проводить время с ровесниками, ни мечтать о будущем в большом городе или в дальних краях деревенскому подростку, единственному кормильцу семьи, не пришлось. О существовании выходных дней парень узнал лишь к 20 годам.

    Из-за раны, полученной на фронте, старшину Васкова направляют комендантом на тихий 171 разъезд. Здесь располагаются две зенитные батареи. Удалённость от настоящей военной жизни вредит дисциплине, и персонаж постоянно сталкивается с грубыми нарушениями устава. Это заставляет его беспокоить начальство требованиями о личном составе, подходящем к условиям службы на разъезде. Новые зенитчики обескураживают старшину не только внешним видом. Впервые за время службы 32-летний мужчина почувствовал себя стариком. Молоденькие девчушки действительно видят в нём ворчливого деда. Вчерашние студентки и старшеклассницы посмеиваются над необразованностью коменданта. Его должность и звание уважения не вызывают, и Федот Евграфович с горечью понимает, что ему, деревенскому недоучке, нечего противопоставить насмешницам.

    Галя Четвертак Гале Четвертак всего 17 лет. Это невзрачная, маленькая девушка «худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки» с печальными глазами («как у тёлушки»). Жизнь девушки была несладкой. Младенцем она попала в детский дом. «Её туда просто подкинули, как ненужную вещь». Девушка не знает своих родителей, своей фамилии, имени. Фамилию Четвертак получила в детском доме из-за своего маленького роста ( «…на четверть меньше остальных…»). В приюте девочке было очень плохо. Её буйная фантазия часто приводила к неприятностям. А выдумщицей Галина была отменной. Она придумывала всякие истории про приведения, и сама однажды нарядилась в привидение, чтобы пугать детей. А потом Галина вдруг влюбилась, и весь детдом забросала любовными записками.

    Галя мечтала стать знаменитой певицей. Она фантазировала, сочиняла небылицы, сама в них верила. Так появилась «на свет мама — медицинский работник, в существование которой Галя почти поверила сама». Мечтательную девочку не очень любили ровесники и персонал, но она с удовольствием возилась с младшими школьниками, рассказывая им свои фантастические истории. Когда Галя подросла, персонал детского дома, с радостью отправили её в библиотечный техникум, и «вздохнули свободно…» Они считали, что эта профессия очень подойдёт к её мечтательному характеру. Когда началась война, девушка отправилась со всей группой в военкомат. Всю группу взяли, а её отправили восвояси: не подходила для бойца ни по росту, ни по возрасту. В конце концов, Гале пришлось насочинять множество историй о том, что ей нужно попасть на фронт. Военный комиссар, устав от Четвертак, отправил её в зенитный полк.

    Галя мечтала стать знаменитой певицей. Она фантазировала, сочиняла небылицы, сама в них верила. Так появилась «на свет мама — медицинский работник, в существование которой Галя почти поверила сама». Мечтательную девочку не очень любили ровесники и персонал, но она с удовольствием возилась с младшими школьниками, рассказывая им свои фантастические истории. Когда Галя подросла, персонал детского дома, с радостью отправили её в библиотечный техникум, и «вздохнули свободно…» Они считали, что эта профессия очень подойдёт к её мечтательному характеру. Когда началась война, девушка отправилась со всей группой в военкомат. Всю группу взяли, а её отправили восвояси: не подходила для бойца ни по росту, ни по возрасту. В конце концов, Гале пришлось насочинять множество историй о том, что ей нужно попасть на фронт. Военный комиссар, устав от Четвертак, отправил её в зенитный полк.

    Рита Осянина с будущим мужем познакомилась на одном из школьных мероприятий. На вечер пригласили пограничников, среди которых был лейтенант Осянин. Молодой человек танцевал с застенчивой старшеклассницей вальс и проводил домой. Рите не нужно было комплиментов, романтичных ухаживаний, подарков, особых знаков внимания. Это одно из главных её качеств: она не придаёт значения словам и не злоупотребляет ими. Определяющее значение для неё имеют поступки. Поэтому сердце школьницы «падало прямо в коленки» не от бойкой болтовни или тонких намёков спутника, а от его молчания и нескольких робких слов. После скупой, но регулярной переписки лейтенант Осянин вновь приехал в городок, где жила Рита, и они поженились. Через два года началась война.

    Героине выпала недолгая, но счастливая жизнь с любимым человеком. Фашистская агрессия, разрушившая её мир, отнявшая мужа и разлучившая с годовалым сыном, воспринимается как лично ей враждебная стихия. Вдова пограничника не представляет дальнейшее существование вне борьбы с врагом, похоронившим её счастье. Так Осянина оказывается в полковой зенитной школе. Среди девчонок-комсомолок отделения Рита держится особняком. Её, пережившую и любовь, и горе невозвратной потери, раздражает легкомысленная болтовня о свиданиях и поцелуях. Кажется, что в её душу, «затянутую ремнём», никто не проникнет. Однако подруга у Риты всё же появились.
    Рита требовательна по отношению к себе и другим. В критических ситуациях бескомпромиссность делает её до бестактности нетерпимой. Она грубо одёргивает Галю Четвертак: «Хватит врать!». Потом та же Четвертак вызывает негодование подруг трусостью во время перестрелки. Девушки даже хотят осудить поведение Гали на комсомольском собрании. Вмешательство старшины заставило их понять, что растерянность и неопытность в первом бою — не преступление. Нет, Маргарита вовсе не хочет унизить беззащитную и ранимую воспитанницу детдома. Она не понимает и не принимает в окружающих качества, которые не присущи ей самой. К красавице Женьке Рита тоже поначалу отнеслась с настороженностью из-за того, что военный роман для неё лично был неприемлем.

    Соня Гурвич выросла в Минске, городе, который в самом начале войны был оккупирован. Уцелел ли кто-то из большой, дружной еврейской семьи, ей неизвестно. Внимательность, чуткость девушки, её постоянная забота о том, чтобы люди вокруг не испытывали никаких неудобств, несомненно берут начало в детстве, из многолюдной квартиры, от папы-врача, в любое время суток спешившего на помощь больному. Школьницей и уже студенткой Московского университета Соня носила «серые и глухие, как кольчуги» платья, перешитые из ношеной одежды. Но погружённую в учёбу девушку наряды волновали в последнюю очередь. Как и отношения с молодыми людьми. Только перед самой войной она однажды сходила на свидание с неприметным юношей, проводившим много времени в читальном зале, как и сама Соня. Через пять дней после начала войны этот юноша ушёл добровольцем на фронт. Скоро и Соня надела непривычные сапоги, гимнастёрку и оказалась в составе зенитной части.

    Васков не оставляет без внимания скромную переводчицу. Когда отряд разбивается на пары, старшина берёт её в напарницы. Через топь она пробирается сразу вслед за ним. Но такое поведение командира объясняется просто: за слабенькой девушкой нужно присматривать. Разговоров, оставшись вдвоём, спутники почти не ведут: общих тем у них мало. Соня не болтлива, но замкнутой её тоже нельзя назвать. Она откровенна и доверчива. Просто отвечает на вопросы, не ожидая от собеседника плохого: грубости или насмешки. Девушка старательно выполняет приказы Федота Евграфыча, хотя при всём желании, получается это у неё не очень. Крякает хуже, чем другие, устаёт быстрее.

    У Лизы Бричкиной возможностей с самого детства было немного. С 14 лет она была ухаживала за больной матерью, поэтому школу и подруг пришлось оставить. На её плечах лежали все домашние заботы, уход за скотиной. Угрюмый, неразговорчивый, пьющий отец девочку не баловал, ни поддерживал приветливым словом или взглядом. Было бы неудивительно, если бы Лиза выросла такой же замкнутой и мрачной, как отец. Но, вопреки обстоятельствам, в девочке жила крепкая вера в завтрашний день, который принесёт ей долгожданное счастье. Каждый день отодвигал эту сияющую перспективу, настоящее приносило только потери. Сначала Лиза утратила возможность посещать школу, потом вынуждена была отказаться от общения с ровесниками. Подруги уехали учиться или работали, вышли замуж. Весёлые посиделки у клуба закончились, парней не привлекала обособленно живущая дочка лесника. Будущее закрывало перед ней одну дверь за другой, но Лиза не унывала. Ей казалось, что жизнь обходит их лесной кордон стороной, но где-то там, за пределами одиноко стоящего дома лесника, она идёт, и рано или поздно девушка вольётся в её поток. Тогда тусклое существование превратится в праздник, заиграет яркими красками.

    Как ни странно, обрушившееся на страну несчастье открыло для Лизы Бричкиной ту самую дорогу в большой мир, о которой она грезила. Только этот мир обернулся для неё самой тяжёлой и мрачной стороной. Изматывающий труд на оборонных работах девушку не пугал. Просто это было так далеко от её мечтаний. Потом героиня попадает в зенитную часть и вместе с другими отправляется на 171-ый разъезд.

    Евгения Комелькова — яркая, красивая, озорная, лёгкая девушка. Ей 19 лет. У Жени была большая семья: отец — офицер советской армии, мать, брат и сестра. Девушка невероятно красива: «гордое и прекрасное лицо..», «высокая, рыжая, белокожая…», у неё огромные зелёные глаза, рыжие с медным отливом волосы ниже спины, красивая статная фигура. У неё колдовская внешность, которая очаровывает всех и вызывает зависть у женщин, но Женьку все любят за её лёгкий, весёлый характер. Дочь красного командира, Женя, растёт отважной и отчаянной. Девушка беззаботно кружит головы молоденьким лейтенантам, смеясь над их ухаживаниями. Евгения артистичная и талантливая, умная и весёлая, добрая и отзывчивая. Она живёт, наслаждаясь каждым мгновением жизни, стараясь охватить все её грани, жадно впитывая новые впечатления. Женя умеет всё: метко стрелять, лихо скакать на лошади и ездить на мотоцикле, прекрасно петь и играть на гитаре, танцевать и петь романсы, увлекать и увлекаться. И любит Евгения также стремительно, без оглядки, на всю жизнь, забывая про всё, не обращая внимания на пересуды окружающих и угрозы наказания со стороны отца.

    Война исковеркала жизнь девушки. Евгения потеряла всю семью. На её глазах погибли мама, сестрёнка и брат, их расстреляли фашисты. Женя сама спаслась чудом, благодаря тому, что её спрятала соседка. Евгения попадает на фронт, и горит желанием отомстить за семью. В её душе поселилась ненависть к фашистам, но война не ожесточила сердце девушки. Женя осталась доброй, весёлой, отзывчивой, готовой всегда прийти на помощь. Она сразу стала душой батальона. Её любят все, ей доверяют свои тайны (Галя Четрвертак и Рита Осянина рассказывают о своей жизни), ею все восхищаются («Женька, ты русалка! — Женька, у тебя кожа прозрачная! — Женька, с тебя только скульптуру лепить!») В перерывах между фашистскими налётами Женя развлекает девушек, рассказывает им интересные истории, поёт романсы, танцует цыганочку.


    Сюжет повести

    В самый разгар Великой Отечественной войны происходит переформирование фашистских войск. В результате в российской глубинке советские бойцы остаются без дела, и начинают много пить. Старшина Федот Евграфыч Васков пишет на них рапорт, и ему в командование посылают девушек-зенитчиц. Одна из них, Рита Осянина, тайком пробирается в соседнюю деревню, где живет ее мама и сын. Случайно она обнаруживает в лесу двух немцев, и докладывает об этом старшине. Однажды девушек перевели с передовой на объект (разъезд). Рита попросила послать туда именно ее отделение, потому что оттуда было легче добираться до города, где жили ее родители и сын. Возвращаясь из города, именно она обнаружила немцев.

    Майор приказал Васкову догнать диверсантов (Рита видела двоих) и убить их. Именно в этом походе и разворачивается основное действие повести. Васков помогает девушкам во всем. Во время остановки на перевале между ними царят дружеские отношения.

    Появляются немцы. Оказывается, что их шестнадцать человек. Васков отправляет Лизу обратно на разъезд. Первой умерла Лиза Бричкина. Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд: “Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила”. Она до последнего мгновения верила, что завтра наступит и для нее.

    Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисетом Васкова.

    У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре.

    Риту Осянину ранило гранатой, и Женя погибла, отводя от нее немцев. Рита, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок.

    Вместе с автором переживаешь эти смерти и боль Васкова, сумевшего победить.

    Повесть написана очень живо, понятно. На фоне войны показаны оптимистически настроенные девушки. Победа Васкова символизирует победу русских над немцами. Тяжело давшуюся, полную потерь победу.

    В конце повести, в эпилоге, Борис Васильев показывает пару героев — Альберта Федотыча и его папу. По-видимому, Альберт — это тот самый Алик, сын Риты. Федот Басков усыновил его, мальчик считает его настоящим отцом.
    Экранизация повести
    В 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «…А зори здесь тихие» Бориса Васильева, которая вызвала большой резонанс в читательской среде, став одной из самых популярных книг о Великой Отечественной войне. В 1971 году повесть была инсценирована Юрием Любимовым в московском театре на Таганке. В 1971 году за экранизацию повести взялся классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссёр, бывший фронтовик, — фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.

    Натурные съёмки фильма прошли в деревне Сяргилахта в Пряжинском районе Карелии, в районе Рускеальских водопадов и в павильонах «Мосфильма» в 1972 году.

    Только актриса Ольга Остроумова успела сняться у Станислава Ростоцкого в известной картине «Доживём до понедельника» и уже была довольно популярна. Для остальных актёров в главной роли картина стала настоящим дебютом на большом экране. 26-летний Андрей Мартынов убедительно сыграл роль старшины Федота Васкова (которому, согласно тексту книги, было 32 года) и на экране выглядел намного солиднее своих лет. В съёмках фильма принимали активное участие студенты Петрозаводского государственного университета.

    Песню туриста исполнил Владимир Ивашов.





    написать администратору сайта