Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • Доклад Современные концепции креативного города Актуальность


    Скачать 27.05 Kb.
    НазваниеДоклад Современные концепции креативного города Актуальность
    Дата21.06.2022
    Размер27.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла319963f (1).docx
    ТипДоклад
    #608470

    Доклад

    Современные концепции креативного города

    Актуальность. Небольшое количество креативных людей способно изменить судьбу города, если они расставлены на ключевых позициях и обладают влиянием.

    В мире постепенно происходит переход к новому типу городов, где главным фактором развития становится новаторское креативное мышление городских управленцев, готовых к эксперименту и риску, нестандартным решениям и конструктивному диалогу с городским сообществом. Каждый город обладает творческим потенциалом, но он не всегда очевиден и его использование для целей развития часто заблокировано по самым разным причинам. Только креативность и новаторство при специфических, специально созданных условиях могут обеспечить городу по-настоящему красивое будущее. Только сами творчески настроенные горожане могут обеспечить себе достойные условия жизни – творчество перестает быть прерогативой художников, инновации перестают относиться только к области технологий производства. Инновационное управление и творчество во всех его проявлениях становятся основными инструментами развития городского пространства.

    Всего этого требует реализация концепции креативного города – инновационному пути преображения городской жизни во всех её проявлениях.

    Целью выбранной темы является определение круга возможностей творческих индустрий как инструмента «строительства» креативного города, оценка важности их развития в России и выявление существующих препятствий для их активного использования при создании инновационной среды.
    Городское творчество определяется взаимодействием ряда факторов, в том числе культуры, экономики, городского планирования и архитектуры, социальных отношений, государственного управления и власти. Многие аналитики видят причину появления этой теории в потребности преодоления кризиса, захлестнувшего многие города в период глобальной трансформации индустриальной экономики и приход экономики «новой», во многом отрешившейся от материальных ценностей. Ломка старых парадигм оказалась наиболее болезненной именно для городов (как структурных образований), и в особенности для городов исторически индустриальных, поскольку их костный скелет не поспевал за гибкостью новых времен. Таким городам, оказавшимся запертыми в своем прошлом, стал необходим новый жизненный импульс. Таким импульсом стала переоценка стратегий и ценностей городского планирования с помощью методологического неологизма «креативности» [2].

    Одна из проблем дегуманизации общественных пространств – это отсутствие среды, способствующей творческому развитию личности в городе. Большие современные города опасны и мало приспособлены для жизни, все заполонили автомобили. Одна надежда на художников. Городские власти сколь угодно могут облагораживать скверы, класть новую тротуарную плитку, но без своеволия творческой искры настоящее публичное пространство не создать. Особенный вес приобретают инициативы благоустройства городской среды средствами искусства: Граффити, «партизанские» артпроекты, практики «сделай-сам», события, посвященные осмыслению и демонстрации «городских» арт-проектов в креативных пространствах [12].

    Суть состоит в том, что бы люди имели возможность взаимодействовать, говорить, учится, играть. Преображение города - в руках его жителей, улучшение городской среды посредством небольших и не затратных во времени действий, результатом которых может стать мощный, демократичный метод работы и запуск долгосрочных перемен в обществе.

    Креативный город можем сделать наши города более жизнеспособными, управляя человеческим воображением и талантом. Художники, работающие но принципу: проект - галерея-вернисаж, не приходят к фидбэку (ответная реакция), ради которого репрезентируется авторский проект зрителю. Социальная же рефлексия осуществляется, когда искусство находится в открытом пространстве города. Взаимодействие автора со случайными прохожими - наиболее важная задача, для художника, работающего в пространстве городской среды [5].

    На сегодняшний день, пожалуй, самым видным деятелем в сфере изучения феномена «креативный город» является Чарльз Лэндри – британский специалист по развитию городов, автор книг по городскому развитию, таких как «Качество жизни и городская среда», «Возрождение городов через культуру», «Креативный город» и многие другие. Под его руководством были реализованы городские проекты по всему миру – от Албании до Гонконга, от Новой Зеландии до Мексики4. Его концепция «креативного» или «творческого» города родилась из размышлений о том, что некоторые города сумели приспособиться к историческим переменам, а некоторым даже удалось извлечь из этих перемен выгоду.

    Согласно этой концепции, культурные ресурсы являются сырьем, которое приходит на смену нефти, стали и золота и за счет которого формируются базовые ценности города. Благодаря культурным ресурсам конструируется имидж городов, благоприятный для привлечения инвестиций и развития туризма.

    Ричард Флорида, основоположник концепции креативного класса, писал о том, что «…основной фактор, влияющий на нашу жизнь, — место. Это место, которое делает вас счастливым и позволяет достичь своих жизненных целей» [1, 11]. Вот почему именно современные, инновационные, креативные города сегодня становятся основными центрами притяжения.

    Определение креативного потенциала региональной экономики на основе предложенного показателя интегральной оценки развития креативного потенциала региона особенно важно для целей государственного управления в целях политики регулирования устойчивого развития регионов и определения путей оптимизации механизма распределения средств между государственными программами, а также принятия государственных решений по инициированию государственных программ развития отдельных регионов [2].

    Для появления инноваций в городе необходимо создать среду, где можно было бы реализовывать креативные идеи. Благоприятной площадкой для этого являются коворкинги. Рекомендуется развернуть широкую сеть коворкингов для креативных индустрий и сконцентрировать в них комплексную поддержку (методическую, образовательную, юридическую, финансовую) различных творческих проектов [3].

    Сегодня в России существуют города, которые в самом скором будущем могут претендовать на звание постиндустриальных центров.

    Создание и развитие творческих кластеров в них с каждым годом набирает стремительные обороты. К такого рода городам можно отнести

    Санкт-Петербург, Пермь, Калининград и некоторые другие. Но центром исследовательской работы, подготовки профессиональных кадров, разработки финансовых, правовых и налоговых механизмов поддержки, создания полноценной инфраструктуры в данном секторе является Москва. Сегодня власти Москвы уделяют особое внимание культурной политике столицы, в общем, и развитию творческих индустрий, как эффективного инструмента развития города, в частности.

    Пермский культурный проект был призван способствовать достижению трех основных целей: повышению качества жизни населения Пермского края, росту инвестиционной привлекательности региона и увеличению туристического потока. В рамках проекта был создан Музей современного искусства РЕЯММ, проведены фестиваль «Белые ночи» и выставка современного искусства «Русское бедное», а также прошли другие культурные мероприятия, получившие широкую известность за пределами региона [4].

    Одним из ярчайших событий креативной индустрии в Уфе стало открытие «Центра Современного Искусства (ЦСИ) «Облака». Он стал первым в Башкирии центром, объединившим все направления современной культуры республики: изобразительное искусство, музыку, литературу, театр. В центре проводятся художественные выставки, экскурсии, концерты, лекции, семинары, круглые столы, мастер-классы признанных мастеров, просмотры фильмов из серии «другое кино», танцевальные вечера, творческие встречи, поэтические вечера» [1].

    Активно в России развитивается event-индустрия, которая становится всё более популярной, востребованной и прибыльной. Традиционно в России развит арт-рынок, имеются большое количество талантливых художников, крупных региональных аукционов, ярмарок искусства и сохраняется устойчивая покупательская способность инвесторов [5].

    Вместе с тем необходимо отметить, что в России, в отличие от международных практик, сектор креативной индустрии «Искусство и культура» (особенно в части культурного наследия) превосходит среднемировые показатели в пять раз. Как отмечают отдельные российские ученые, креативная индустрия имеет огромный социально-экономический потенциал для развития территорий [9; 10]. Отрасли креативной индустрии обеспечивают приемлемые формы занятости, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяют находить дополнительные резервы для развития сельских территорий, моногородов путем развития отраслей области креативной индустрии «Культурное наследие» [7].

    Главная задача креативного города – это создание инновационной среды, т.к. креативность – это предпосылка для инноваций. Главным инструментом в создании такой среды являются творческие индустрии.

    В сложившейся ситуации экономического кризиса и интернета, позволяющим распространять тактики легко и быстро, выходом может стать тактический урбанизм. Он локально подвергает переосмыслению городскую среду, краткосрочно действует по улучшению и изменению районов и городов, является платформой для развития и представления экспери­ментального искусства, дизайна, технологий и активистских проектов. Марафоны городских действий, нацеленные на поиск существующих инициатив в городе и развитие городских комьюнити, постепенные интегративные действия по развитию, состоящие из работы, развлечения, обучения. «Своеобразие города положительно влияет на социальное благополучие, укрепляет «гражданское достоинство, усиливает сплоченность местного сообщества и создаёт потребность заботиться о городской среде» [4].
    Выводы
    В заключении, следует указать, что общество, система и устройство городов меняется. Для внедрения этой концепции нужна креативная среда, люди и взаимодействие всех типов организаций. Вместе с тем, Чарльз Лэндри указывает, что готовой и универсальной методики развития креативности городов не существует, но креативность развивается там, где есть культурное историческое и национальное разнообразие.

    Хотим мы того или нет, городская среда оказывает на нас колоссальное влияние. И от наших творческих усилий во многом будут зависеть те условия, в которых станут жить новые поколения горожан. Вырастет или упадёт уровень социального благополучия, станут ли власти ориентированы на созидание, усилится ли ощущение безопасности и стабильности, сможем ли мы в дальнейшем насладиться чистотой городской среды – свежестью воды и прозрачностью воздуха. И, в конце концов, захотят наши дети покинуть родной город или останутся поддерживать его традиции и дополнять его уникальную историю.

    Список литературы


    1. Алимгулова, А. Р. Творческие индустрии как основа креативной экономики / А. Р. Алимгулова // Россия: тенденции и перспективы развития. — 2016. — № 11–2. — С. 295–297.

    2. Бадлуева, М. П. Новые тенденции функционирования и развития социально-экономической системы региона: развитие креативного потенциала / М. П. Бадлуева, А. Б. Аюрзанайн // КЭ. — 2015. — № 8. — С. 947–961.

    3. Буката, Д. Ф. Теоретичеcкие подходы к изучению тенденций и перспектив развития креативных индуcтрий / Д. Ф. Буката, А. А. Сидорня // Молодой исследователь Дона. — 2018. — № 2 (11). — С. 155–161.

    4. Волошинская, А. А. Опыт реализации концепций креативного города в России / А. А. Волошинская, В. М. Комаров // Экономический анализ: теория и практика. — 2017. — № 4 (463). — С. 637–648.

    5. Жаров, Е. К. Оценка потенциала развития креативного сектора экономики России / Е. К. Жаров, О. Ю. Патласов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2017. — № 3 (29). — С. 190–199.

    6. Желнина, А. А. Креативность в городе: реинтерпретация публичного пространства / А. А. Желнина // ЖССА. — 2015. — № 2. — С. 45–59.

    7. Зеленцова, Е. В. Государственная поддержка креативных индустрий / Е. В. Зеленцова // Международный журнал исследований культуры. — 2017. — № 1 (26). — С. 73–80.

    8. Каверина, Н. А. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов) / Н. А. Каверина, А. И. Гретченко, А. А. Гретченко // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2019. — № 1 (75). — С. 58–64.

    9. Красавин, Е. М. Пути развития творчества в креативно ориентированном регионе: отечественный опыт / Е. М. Красавин, Р. А. Красавина // Региональная экономика: теория и практика. — 2016. — № 7 (430). — С. 23–34.

    10. Лэндри, Ч. Креативный город. — Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2006. — 399 с.

    11. Флорида, Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства. — Пер. с англ. — М.: Strelka Press, 2014. — 368 c.

    12. Хестанов, Р. Креативные индустрии — модели развития / Р. Хестанов // Социологическое обозрение. — 2018. — № 3. — С. 173–196.




    написать администратору сайта