Главная страница
Навигация по странице:

  • Волго-Балтийский

  • 2. Что такое государство Древняя Русь от Рюрика до Святослава.

  • 3. Крещение Руси и древнерусская цивилизация.

  • 4. Политическая раздробленность и культурное единство Руси

  • Возникновение Древнерусского государства. Древнерусское государство от истоков к расцвету Из варяг в греки


    Скачать 71 Kb.
    НазваниеДревнерусское государство от истоков к расцвету Из варяг в греки
    АнкорВозникновение Древнерусского государства
    Дата07.05.2022
    Размер71 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаVozniknovenie_Drevnerusskogo_Gosudarstva-2020.doc
    ТипДокументы
    #516610


    Древнерусское государство от истоков к расцвету
    1. «Из варяг в греки»: имя «русь» и международная торговля. Через земли восточных славян к концу IX в. проходили два торговых пути, сыгравших важнейшую роль в становлении государственности. Об этих путях сообщают письменные источники. Археологи смогли доказать их существование, основываясь на кладах монет. Средневековые купцы нередко закапывали в землю вырученные деньги, чтобы уберечь их от опасности разграбления. Не все купцы имели возможности вернуться за кладом, именно такие «невостребованные» клады и находят археологи. Клады всегда обнаруживаются вдоль оживленных торговых путей.

    Первый из рассматриваемых путей – Волго-Балтийский – сформировался в конце VIII в. Он шел с Балтийского моря (из Скандинавии и с Южной Балтики) в страны арабского Востока. Примечательно, что на территории современных Швеции и Польши находят те самые клады средневековых арабских монет. Проходившие Волго-Балтийским путем купцы достигали города Багдада. Проходя через земли славян, торговцы приобретали местные товары. Основными товарами, вывозившимися из славянских земель, были: меха, воск, мед, рабы; ввозили: предметы роскоши (ювелирные изделия, дорогие ткани), серебро и золото (в монетах).

    Второй путь – из Балтийского в Черное море – известен нам под названием пути «из варяг в греки». Он начинался в Скандинавии, жителей которой в Древней Руси называли варягами. Главной торговой «магистралью» на этом пути была р. Днепр. Именно на ней возник город Киев, будущая столица Древнерусского государства. Пунктом назначения торговых караванов, проходивших по пути «из варяг в греки» была могущественная Византийская империя и ее столица Константинополь (современный Стамбул) – самый населенный город того времени.

    Международной торговлей по пути «из варяг в греки» занимались русы. Источники IX – начала X в. описывали русов как купцов и воинов, перемещавшихся по морям и рекам на огромные расстояния. В 860 г. русы совершили нападение на Константинополь. Хорошо укрепленный город захвачен не был, но окрестности его подверглись разграблению. Арабские источники сообщают, что военные набеги русов приводили в ужас жителей побережья Каспийского моря.

    В исторической науке существует дискуссия о происхождении русов. Высказывались мнения, что русы – это славяне. Другие историки утверждали, что русы являлись скандинавами. Большинство современных ученых полагают, что имя «русь» действительно связано со Скандинавией, но первоначальные скандинавы-русы быстро ассимилировались среди славян. Самоназвание русов на древнескандинавском языке (*ropsmenn) могло означать участников похода на гребных судах. В древнерусском языке это название приобрело форму русь. Скандинавы, прибывавшие в славянские земли, пополняли свои отряды из местного населения и вступали в браки, поэтому к X в. имя «русь» утратило свое первоначальное значение. Некоторое время русью именовали княжеский род и княжескую дружину, а их владения стали называться Русской землей. Название распространилось на всю территорию государства.

    Этнические группы и государства, с которыми граничили земли восточных славян, оказали влияние на образование Древнерусского государства. На севере соседями славян были скандинавы (их позднее стали называть варягами) и финские племена – чудь, весь, меря, сумь. На востоке, в Поволжье находилось государство волжских болгар. В низовьях Волги располагался Хазарский каганат, он контролировал земли некоторых восточнославянских племен южной группы – полян, северян. На западе с восточными славянами граничили западнославянские племена – польские и чешские. С конца IX в. западными соседями восточных славян стали венгры. В степях Северного Причерноморья сменяли друг друга кочевые народы. Большую опасность для купцов, торговавших по «пути из варяг в греки», представляли печенеги. На Дунае проживала другая группа болгар, а еще южнее находилась Византийская империя, главный культурный магнит для славянских племен.

    2. Что такое государство? Древняя Русь от Рюрика до Святослава. Государством мы называем политическую форму организации общества. Государство имеет свою территорию, публичную власть, располагающую аппаратом управления и принуждения. Первые известные нам государства появились еще в древнем мире более шести тысяч лет назад. Внутреннее устройство государств может очень различаться. Ученые часто выделяют так называемые протогосударства (то есть структуры, предшествовавшие государству). На территории Руси такими структурами были восточнославянские племена и племенные союзы.

    В «Повести временных лет» содержится легенда о призвании варяжских князей – Рюрика (862 – 879) и его братьев на княжение в Новгород. Согласно легенде для прекращения конфликтов между славянскими племенами был призван посторонний «арбитр» – Рюрик с дружиной. Он должен был обеспечить мир и защиту, а также осуществлять судебную власть. Государство, образовавшееся в IX в., сейчас принято называть Древнерусским. Ранее ученые его называли Киевской Русью. Сами летописцы называли свое государство «Русская земля».

    Рассказ летописи о первых князях основывается главным образом на легендах и в некоторой степени на зарубежных источниках и международных договорах. Даты правления первых князей – Рюрика (862 – 879), Олега (879 – 912), Игоря (912 – 945) были ретроспективно рассчитаны летописцем. Обратите внимание, что Олег и Игорь правят по 33 года – сакральное число. Нам не следует доверять всем легендарным сведениям. Однако археологи нашли множество доказательств того, что общая канва летописного повествования верна. На Руси действительно существовали два крупных политических центра – Новгород и Киев, и их на самом деле связывал торговый путь «из варяг в греки», вдоль которого и сформировалось ранее государство.

    Основное содержание правления первых князей – борьба за контроль над племенными союзами восточных славян и походы на Византию. Ядром формирующегося государства была княжеская дружина – военно-торговая корпорация, которая была заинтересована в беспрепятственной торговле по днепровскому («из варяг в греки») пути. В 882 г. Олег захватил Киев и перенес туда из Новгорода свою столицу, овладев ключевой точкой на днепровском пути.

    Князь Олег совершил успешный поход на Константинополь и в 911 г. подписал выгодный мирный договор. Этот договор давал русам возможность вести беспошлинную торговлю с Византией. Игорь был менее удачлив в войнах с Византией, но и ему удалось заключить торговое соглашение. Гибель князя в земле древлян во время полюдья (так называли объезд князем подвластных земель с целью сбора дани) показала трудность процесса консолидации государства. После гибели Игоря его вдова княгиня Ольга (945 – 964) проводит важную реформу сбора дани. Она отменяет полюдье, фиксирует размер дани и приказывает жителям самим свозить требуемую дань в пункты сбора. Эти пункты становятся центрами, где сидит княжеская администрация. Государство укрепляется. Ольга попыталась найти другой подход к отношениям с Византией. Она избрала дипломатический путь и даже приняла крещение в Константинополе, но восстановить выгодный договор эпохи князя Олега ей не удалось.

    Сын Ольги и Игоря Святослав (964 – 972) принял власть, достигнув совершеннолетия. Он, как и его предшественники, вел борьбу за контроль над восточнославянскими племенами, подчинил своей власти вятичей. В интересах обеспечения торговли по Волге он повел борьбу с Волжской Булгарией. Заключив с ней мир, Святослав напал на Хазарский каганат и разгромил его (965 г.), захватил столицу каганата в низовьях Волги – Итиль. От этого поражения хазары уже не оправились. Дружина Святослава прошла по Северному Кавказу и вернулась на Русь. Разгром Хазарии с одной стороны решал старую проблему, с другой, после исчезновения мощного государства, обеспечивавшего безопасность купцам в низовьях Волги, хозяйничать в этих местах начинают кочевые племена половцев.

    Святослав же перенес свое внимание на Балканы. В 968 г. он появился на Дунае, одержал здесь несколько блестящих побед, но вскоре был вынужден вернуться на Русь из-за нашествия печенегов. Однако князь стремился на Дунай. Летописец даже уверяет, что Святослав хотел перенести туда свою столицу: торговля по Дунаю была более выгодной. Однако к этому времени государственные процессы зашли уже достаточно далеко. Князь не мог по своей воле полностью оторваться от своей базы – Киева. На Балканах у него не оказалось союзников. Второй поход в дунайскую Болгарию был неудачным. Понеся большие потери в битве с византийским императором при Доростоле Святослав заключил мир (972). На обратном пути на Русь в результате нападения печенегов князь погиб.

    К моменту гибели Святослава Древнерусское государство представляло собой уже достаточно стабильное объединение восточнославянских племен. Управлял государством княжеский род, опиравшийся на дружину. В «Повести временных лет» сохранились сведения лишь о нескольких основных князьях, однако, опираясь на византийские источники, мы можем сказать, что князей было больше, в княжеском роду существовала иерархия. Упорядочение сбора налогов, проведенное Ольгой, позволило систематизировать отношения между княжеским родом и его дружиной и местными племенными князьями. Внешняя политика русских князей была направлена на обеспечение экономических интересов княжеского рода и дружины.

    3. Крещение Руси и древнерусская цивилизация. К концу X в. Русская земля все еще оставалась весьма неустойчивым объединением. Непосредственная власть князя едва ли простиралась дальше Киева и окрестных племен. В большинстве отдаленных племенных союзов были лишь пункты сбора дани – погосты. Святослав Игоревич первым из русских князей стал рассаживать своих сыновей по ключевым племенным княжениям. Старшему, Ярополку он дал Киев (на время своего отсутствия в походах), Олега отправил к древлянам, а младшего, Владимира в Новгород. После гибели отца Ярополк (972 – 980) начинает войну против Олега, в которой последний гибнет. Владимир бежал за море к варягам, вернулся с варяжской дружиной, разгромил Ярополка и стал Киевским князем (980 – 1015). Во внутренней политике Владимир продолжает линию своего отца. Он отправляет своих сыновей княжить в крупные племенные центры, тем самым отодвигая от управления местную племенную элиту. Святополк отправляется в Туров, Ярослав в Новгород, Борис в Ростов, Глеб в Муром. Согласно летописи у Владимира всего было 15 сыновей. Но решающую роль в консолидации государства сыграло обращение в христианство.

    Во внешней политике главной опасностью были печенеги. Против печенегов на юго-восточных рубежах Руси возводится система укреплений, строятся новые города, сигнальные башни. Эти события правления Владимира отразились в русских былинах. Крупнейшая битва с печенегами состоялась в 992 г. Согласно легенде, на месте битвы был основан г. Переяславль. Кроме того, Владимир предпринял поход на Польшу, присоединил Червонную Русь (современная Волынь и Галиция). Состоялся и поход против Волжской Булгарии.

    Первоначально Владимир пытался проводить реформу языческого культа. Он объявил Перуна верховным богом, установил в Киеве идолы наиболее значимых божеств. Возможно, князем двигало желание через единообразный культ укрепить княжескую власть. Однако на основе язычества политическое и культурное объединение было невозможно.

    На Руси были известны различные монотеистические религии (ислам, иудаизм, западное и восточное христианство). Соседние с Русью государства уже приняли одну из таких религий. ПВЛ рассказывает о выборе вер Владимиром. Согласно летописи, князь решился принять крещение из Византии, так как православный миссионер оказался наиболее убедительным, а послы Владимира сочли православное богослужение обращенным непосредственно к Богу. Это расхожий книжный сюжет. Подобные истории содержатся и в культурах других народов. В действительности Византия была главным политическим и культурным ориентиром для Руси в конце X в. Это обусловило принятие христианства именно из Византии.

    Приняв решение креститься, Владимир действовал с позиции силы. Он захватил византийскую колонию Херсонес в Крыму. За возвращение Херсонеса Владимир потребовал от византийских императоров выдать за него замуж их сестру Анну и прислать епископа на Русь. Крещение Владимира состоялось в Херсонесе в 988 г. Вернувшись на Русь, князь крестил население Киева и других городов. Христианство стало государственной религией. В поздних источниках (XVII – XVIII вв.) можно встретить сообщения, что население (особенно в Новгороде) сопротивлялось крещению. Однако источники XI – XII вв. ни о чем подобном не сообщают. В Киеве был построен первый каменный храм – Десятинная церковь, на содержание которой, князь положил десятую часть своих доходов. Христианство способствовало культурному развитию Руси, упорядочивало отношения в обществе.

    В христианстве существовала церковная организация, пронизывающая все государство. Крещение отвечало стремлению Владимира укрепить княжескую власть, установить прочные связи между регионами, привязать их к Киеву. Христианство позволяло укрепить внешнеполитические связи Руси, в первую очередь, с Византией. Главу русской церкви – митрополита – назначал константинопольский патриарх. Исторический выбор князя Владимира, крестившего Русь, определил культурный облик страны на столетия вперед.

    4. Политическая раздробленность и культурное единство Руси. Владимир разделил Русь между своими сыновьями. Раздел был обусловлен двумя причинами: 1) каждый из сыновей имел право на часть владений отца, поскольку Русская земля понималась как совместное владение княжеского рода; 2) Владимир хотел надежнее контролировать отдаленные от Киева территории. После смерти отца между его сыновьями разгорелась усобица. Главными противниками были Святополк и Ярослав. Святополк первоначально одерживал победы: захватил Киев, убил своих братьев Бориса и Глеба, но затем был разбит Ярославом. Святополк вернулся в Киев при поддержке польского короля, но в 1019 г. был вновь разбит и бежал. За свои злодеяния Святополк заслужил у летописцев прозвище Окаянного, а погибшие князья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми.

    Победитель в междоусобной борьбе – Ярослав (1019 – 1054) – был силен тем, что опирался на помощь новгородцев и варягов. Однако последние были весьма беспокойными союзниками. Еще в 1016 г. они вступили в конфликт с новгородцами, в результате чего жители города устроили резню в варяжском квартале. Чтобы предотвратить дальнейшие конфликты князь Ярослав дал свод письменных законов (Русскую Правду), которые в дальнейшем распространил и на Киев. Позднее свод был дополнен сыновьями Ярослава и их потомками.

    Ярослав Мудрый известен своей расчетливой внешней политикой, главным инструментом которой были династические браки. Сам князь был женат на шведской принцессе Ингигерд (в православии – Ирина). Его сыновья брали себе в жены представительниц европейских правящих родов: Изяслав женился на сестре польского короля, Святослав на австрийской принцессе, Всеволод на греческой царевне, дочери византийского императора Константина Мономаха. Сын от этого брака – Владимир Всеволодович получил прозвище «Мономах». Дочери Ярослава также были выданы за европейских правителей: Анна за французского короля, Анастасия стала женой короля Венгрии, а Елизавета норвежского короля.

    Как и его отец Ярослав вел борьбу с кочевниками. Он разгромил печенегов (1036), после чего они покинули южнорусские степи. При Ярославе состоялся последний военный поход на Константинополь древнерусского войска (1044). Ярослав проводил независимую от Константинополя церковную политику, он впервые добился назначения митрополита (главы Русской церкви) из числа русских иерархов.

    Ярослав разделил свои владения между сыновьями. Три старших получили самые значимые города: Изяслав – Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль. Новое разделение земель было абсолютно оправданным с точки зрения древнерусского права: княжеский род совместно владел всей Русской землей, поэтому наследство должно было дробиться между сыновьями, как дробилось бы имущество. Вместе с тем, Ярослав оставил старшего сына Изяслава «во отца место», наказав остальным братьям слушаться его. Таким образом, причины дезинтеграции Русской земли лежали в области права – князья должны были делить княжество как имущество между сыновьями, которые становились полноправными князьями в своих владениях. Дезинтеграции способствовал натуральный характер хозяйства (отдельные регионы обеспечивали себя всем необходимым) и слабость аппарата власти.

    Триумвират Ярославичей некоторое время правил в согласии, однако к началу 1060-х годов между ними стали нарастать противоречия. Недовольны были и младшие дети Ярослава, которых Изяслав Киевский мог переводить с одного «стола» на другой по своему усмотрению. Хуже всего было то, что Изяслав не пользовался любовью киевлян: жители города свергли его и, хотя князь позже смог вернуться обратно, но его авторитет и возможности были серьезно подорваны. После смерти Святослава (1076) и Изяслава (1078) власть перешла к Всеволоду.

    Относительная стабильность продержалась до смерти последнего (1093) после чего конфликты между князьями резко усилились. Ситуацию осложняло то, что князья приглашали себе в союзники половцев – кочевников, пришедших на смену печенегам в середине XI в. С их помощью князь Олег Святославич смог вернуть себе Чернигов, где сидел сын Всеволода Владимир Мономах. Чтобы разрешить конфликты князья собрались на съезд в городе Любече (1097). В летописи решение съезда выражено словами «каждый да держит отчину свою». Это означало, что князья получали свои княжества в наследственные владения. Русь распалась на несколько крупных княжеств.

    Тем не менее, князья согласились кооперироваться для отражения нападений половцев и других кочевых народов. По предложению Владимира Мономаха было организовано несколько походов в половецкие степи (крупнейший – в 1111 г.). Владимир стал весьма популярен и именно ему в итоге достался Киевский престол (1113 – 1125). Он и его сын Мстислав Великий (1125 – 1132) смогли некоторое время удерживать контроль над Русью. Однако господство киевского князя, державшееся на личном авторитете, закончилось со смертью Мстислава. После этого разворачивается борьба за Киев. В течение XII в. его захватывали несколько раз. Наибольшему разгрому город и его окрестности подвергся во время походов суздальских князей – Юрия Долгорукого (1155) и Андрея Боголюбского (1169). Археологи показали, что в середине XII в. наблюдался значительный отток населения с юга на северо-восток. Это было связано еще и с тем, что Киевское и Переяславское княжества очень страдали от набегов половцев, а наиболее могущественный князь северо-востока Всеволод Большое Гнездо (1176 – 1212) не торопился оказывать помощь своим родственникам. В начале XIII в. Киев во многом утратил своего значение, главенствующая роль переходила к городу Владимиру на северо-востоке Русских земель.

    Владимиро-Суздальское княжество было относительно молодым – оно начало формироваться только во второй четверти XII в., когда князем стал Юрий Долгорукий. Политическая система княжества характеризовалось сильной властью князя. Иная ситуация была в Новгородской земле. Новгород традиционно пользовался широким самоуправлением, которое осуществляло вече и избираемые на нем должностные лица – посадник (гражданский руководитель города) и тысяцкий (руководитель ополчения и милиции). Позже новгородцы получили право избирать и главу своей епархии – архиепископа. С 1136 г. новгородцы начали избирать на вече также и князя, тем самым еще больше сократив влияние киевских (а позднее владимирских) князей на свои дела. Политическую систему Новгорода часто называют республиканской и сравнивают с итальянскими и немецкими городами-республиками средневековья. Особой политической системой отличалось и Галицко-Волынское княжество на юго-западе Русских земель. В княжестве значительным влиянием пользовалось боярство, была даже попытка сместить князя из Рюриковичей и посадить ставленника бояр (1203), однако она провалилась. В целом все княжества имели определенные особенности и, как правило, были управляемы одной из ветвей династии.


    написать администратору сайта