Главная страница

Основные идеи русской философии. Основные идеи и направления русской философии


Скачать 24.61 Kb.
НазваниеОсновные идеи и направления русской философии
АнкорОсновные идеи русской философии
Дата25.05.2021
Размер24.61 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаOsnovnye_idei_i_napravlenia_russkoy_filosofii.docx
ТипДокументы
#209581

Основные идеи и направления русской философии

С 19-го века традиционно выделяют два этапа развития русской философской мысли: допетровский/древнерусский и послепетровский/просвещенческий. С точки зрения историка русской философии архимандрита Гавриила, первым русским философским трудом можно назвать “Поучение” Владимира Мономаха, таким образом, возводя русскую философию к древнерусским книжникам. Другие крупные историки придерживаются более строгих временных промежутков, принимая эпоху Петра Первого за точку отсчёта оформления русской философии, как отдельного явления. По ходу дальнейшего развития философии, историки стали выделять в отдельный этап развития и советскую философскую школу.

К числу философских “послепетровских” направлений, присущих именно русской философии следует отнести:

  1. Западничество и либерализм — середина XIX века;

  2. Славянофильство и почвенничество — середина XIX века;

  3. Народничество — 2-я половина XIX века;

  4. Анархизм — 2-я половина XIX века;

  5. Космизм — конец XIX - первая половина XX века;

  6. Толстовство — конец XIX - начало XX века;

  7. Веховство — начало XX века;

  8. Софиология — начало XX века;

  9. Евразийство — первая половина XX века, начало XXI века;

  10. Марксизм-ленинизм — XX век;

Русской философии была присуща социальная направленность. Так, во второй половине 15-го в 16-м веке, основными направлениями русской мысли были нестяжательство, начало которому положил Нил Сорский, и иосифлянство, основоположником которого был Иосиф Волоцкой. Эти течения были противоположны друг другу, предметом их спора было отношение церкви к земле. Иосифляне были сторонниками приращения церковных богатств, в то время как нестяжатели считали, что церковь не должна владеть землёй, а также использовать чужой труд. (Чуть раньше такие же споры велись и в Европе). Победителями в этом споре стали иосифляне, а нестяжатели в 1531-ом году были осуждены на церковном соборе.

Стоит упомянуть также Острожскую школу, основанную князем Константином Острожским в 1576-ом году. Острожская академия была одним из лучших учебных заведений на территории русского государства в ту эпоху. Здесь изучались грамматикадиалектикариторикаарифметикагеометрияастрономия и музыка, Также изучались высшие науки: философиябогословие и медицина. Острожская школа стала не только местом для чтения лекций, но и тем местом, где преподавали умнейшие люди своего времени такие как: Демьян НаливайкоВасилий СуражскийКирилл ЛукарисЯн Лятос (Лятош)Иван КнягиницкийКлирик Острожский и другие. Тем самым академия позволила поднять уровень публикаций православного духовенства в их полемике с униатами (представители грекокатолической церкви).

Восемнадцатый век подготовил интеллектуальную почву для развития собственной философской мысли. В это время в Европе царит эпоха Просвещения, которая оказала влияние на дальнейший ход развития философии. Так, в Россию пришёл – деизм, приверженцем которого были крупнейшие русские умы – Михаил Ломоносов и Александ Радищев. Именно деизм нанёс первый идеологический удар по позициям русского православия. Деизм выражался в антиклерикализме, основной идеей которого было подчинение духовной власти светской. Также из Европы к нам пришли атомизм и сенсуализм.

Расцвет русской философии пришёлся на XIX-ый век. Это явилось следствием развития идей эпохи Просвещения и Отечественной войны, после которой простые люди стали больше задаваться философскими вопросами.

Одним из самых известных в русской философии, пожалуй, стало противостояние западников и славянофилов. Толчком к развитию обоих этих течений послужило “философское письмо” Чаадаева, в котором он утверждал, что Россия не смогла найти место в составе какой-либо мировой развитой цивилизации, и вместо того, чтобы соединить в себе все лучшие черты Запада и Востока, она остаётся в изоляции, не сумев ничего привнести в общеисторическом плане. Как следствие, Чаадаева запретили и объявили сумасшедшим, что, впрочем, не помешало подняться всероссийской волне дискуссий, отголоски которой мы можем видеть до сих пор (например, Евразийство обязано своим появлением именно благодаря спору западников и славянофилов).

Западники утверждали, что Россия должна двигаться путём, которые уже проложили западные страны. Они настаивали на том, что крепостное право, будучи, пережитком феодализма, должно быть упразднено совместными с дворянством усилиями. Также в числе идей были стремительная индустриализация, свобода печати и торговли. В отношении порядка проведения реформ, а также о форме организации политической жизни в стране у западников был и разногласия. Так “либеральная” часть утверждала, что формой правления должна быть выбрана конституционная монархия, в то время как революционно настроенные западники говорили о республике. Более того, если либеральное крыло единственным способом проведения реформ утверждало реформы сверху, то в революционном крыле говорилось о революции. У западников было компромиссное отношение к религии, они считали, что она не должна мешать, когда речь идёт о светских аспектах жизни общества (политика, экономика и т.п.). Отдельным пунктом стоит отметить, что Пётр I по мнению, западников, был великим реформатором, что не согласуется с мнением славянофилов. Основными представлениями западнического течения были: Чаадаев, Тургенев, Белинский, Герцен, Огарёв и Кавелин.

Идеология славянофилов была диаметрально противоположна идеям западников. Основным посылом их философии было наличии у России своей дороги, что тезис “Православие, самодержавие, народность” жизнеспособен и может привести Россию к большему процветанию и утвердить её на мировой арене. В качестве общественно-политического строя славянофилы считали единственно правильным оставить неограниченное самодержавие. Религия считалась краеугольным камнем, который поможет России пройти своим путём, что православие – одна из главных миссий русского народа. Отношение к Петру I, в отличие, от западников, также было негативным, они считали его человеком, который помешал русскому народу идти своим уникальным путём. Единственная точка соприкосновения с идеями западников, была по вопросу о крепостном праве. Славянофилы так же, как и западники, говорили о необходимости его отмены, но с сохранением крестьянской общины и всех особенностей русского крестьянства. К представителям этого движения относят Хомякова, Аксакова, Киреевского и Черкасского.

По мнению политолога В. Б. Пастухова в идеологии славянофильства и западничества не было ничего специфически русского. Учёный ссылается на британского историка Арнольда Тойнби, писавшего по этому поводу, что в любом отсталом обществе, которому нужно противостоять более сильному в военном и экономическом отношении противнику, возникает два течения: «иродианство» — ратующее за копирование иностранных общественных институтов, и «зелотизм» — призывающее к изоляции ради сохранения традиционного уклада. По мнению Тойнби, ни то, ни другое течение не могут привести общество к успеху, потому что оба они лишены творческого начала. Также Пастухов отметил, что «Перефразируя Ленина, можно сказать, что существуют "три источника, три составные частибольшевизма: "западничество" и "славянофильство", как два основных направления русских интеллектуальных поисков середины XIX века, и православная религиозная традиция, ставшая той "чувственной подкладкой", которая помогла соединить вместе то, что, казалось бы, соединено быть не может никогда»

Либеральное западничество фактически прекратило своё существование после отмены крепостного права в 1861-ом году. Идеи же революционного западничества и славянофилов плавно перешли в народничество. После поражения революций 1848-1849-хх годов в Европе, Герцен решил, что социализм должен сначала утвердиться в России. Он выделял крестьянское общинное землевладение как социальную базу для построения социалистического общества. Основной идеей народничества было некапиталистическое развитие России. Предлагалась трансформация докапиталистических форм организации труда (община, артель). Народничеством называют широкий диапазон идеологий, включающий в себя широкий спектр от консервативного и либерального народничества до коммунизма и даже анархизма.

Идеологом консервативного народничества был П.Л, Лавров, который говорил о том, что революцию следует готовить постепенно, просвещая народ. Отсюда появилось такое явление, как “хождение в народ”, когда интеллигенция вела пропагандистско-просветительскую работу с народом. Более радикально был настроен М.И, Бакунин, считавший, что в стране существуют все предпосылки для немедленного бунта. Он считал, что государство является причиной неравенства, так как оно было создано привилегированными классами, в отличие от общества в целом, которое явилось следствием гармоничного и закономерного развития человечества. Несмотря на присущую народникам идеализацию народа, Бакунин говорил и о его недостатках, в числе которых называл патриархальность, безграничную веру в царя , которая, по его, мнению, была так же иллюзорна, как и вера в Бога. Мыслям Бакунина придал научный характер другой видный идеолог русского анархизма П. А, Кропоткин, который в целом поддерживал идеи Бакунина, но был более радикально настроен.

Другим течением, вышедшим из народничества и западного марксизма, был так называемый “русский марксизм”. В основе его лежала идея о диктатуре пролетариат, которая хоть была сформулирована и не русскими философами, но получила широкое распространение и развитие, оказало колоссальное влияние на исторический путь России. Первым русским марксистом был Г. В. Плеханов, который говорил о диктатуре мирового пролетариата. Основная идея, высказанная им, заключалась в том, что крестьянская община не является односторонней и узкой для социалистической организации производства. Он пишет, что для поднятия организации диктатуры пролетариата нужен: «развитой рабочий класс, обладающий политическим опы­том и воспитанием, освободившийся от буржуазных пред­рассудков и умеющий самостоятельно обсуждать свое поло­жение». Он критиковал идею Ткачёва о том, что пока народ не готов к восстанию, то можно организовать революцию с помощью одной партии. Плеханов прозорливо считал, что опека партии вкупе со старыми привычками трудящихся не позволят обществу прогрессировать, и оно не будет обладать той свободой, которая как раз-таки является основной ценностью диктатуры пролетариата. В 1903-ем году произошёл раскол между главными идеологами русского марксизма – Ленина и Плеханова. Первый считал, что нельзя ждать, пока культурный уровень и численность пролетариата повысятся, что нужно поднимать революцию уже сейчас. Ленин больше всего верил в то, что именно коммунизм является последним звеном в смене общественно-экономических формаций. Но он также говорил о том, что стихийно поднять революцию во всех странах не получится, так как различные государства находятся на соответственно разных уровнях капиталистического развития. Более того, он отмечал, что ввиду перехода капитализма в империализм, который постепенно разрушает социально-экономические границы между государствами, и Россия, несмотря на то, что имеет население больше, чем в любой другой западной стране, не может сравниться с Западом по объёму производства. Всё это, по мнению Ленина, указывает на необходимость поднятия революции в России, как в самом слабом звене капиталистической сети. Таким образом, революция в России проходит под опекой партии, против воли Плеханова, который спустя три дня разочаровался в русской революции.

Таким образом, мы можем проследить, как развивалась русская философская мысль с 15-го века до начала 20-го. Мы видим, что акцент постепенно смещался с религиозной тематики на социальную. Отличительной чертой русской философии можно назвать её утилитарность, все высказывавшиеся идеи так или иначе отражались на устройстве общества, определяли ход истории России. Куда же свернёт философская мысль 21-го века покажет только время

Список источников

  1. Шубин Александр – Ритмы истории (Периодическая теория общественного развития)

2.Г.В. Плеханов – “Развитие монического взгляда на историю”

3.А. Тойнби – “Постижение истории

4. П.А. Кропоткин – “Хлеб и воля”

5. П.Я. Чаадаев Философские письма


написать администратору сайта