Духовно-нравственное воспитание на уроке иностранного языка. выступление. Духовнонравственное воспитание на уроках иностранного языка
Скачать 33.5 Kb.
|
Духовно-нравственное воспитание на уроках иностранного языка Барабашова О.В. МКОУ «Сончинская ООШ» Духовно-нравственное развитие ученика является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни. Среди множества учебных дисциплин предмет ―иностранный язык занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. В последние годы в мире изменились социальные, политические и экономические отношения. Современное состояние общества характеризуется снижением нравственного и эстетического отношения к действительности, отсутствием идеалов. Духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения должно быть приоритетным в государственной политике. Если говорить конкретно о России, то развитие образования в данном направлении затрудняется размытостью понятий «духовность» и «нравственность». Стоит сразу сказать, что духовно-нравственное воспитание неотъемлемо связано с религиозными убеждениями и доктринами, действующими в том или ином обществе, в том или ином государстве. В светском мире «духовным» является все, что не относится к материальному. А в богословии существует триада: физическая жизнь – жизнь тела; душевная жизнь – жизнь сердца, ума; духовная жизнь – жизнь духа, бессмертной души. По моему мнению, именно это богословское определение «духовного» наиболее верное. Автор книги профессор Гусейнов «Великие моралисты» сказал: «Тело привязывает человека к земле, скручивает его обручем ненасытных желаний, духом он созерцает вечное. Душа представляет собой соединение одного с другим, она характеризует человека в его движении от низшего к высшему, от животного к Богу, от конечного к бесконечному» Если из данного триединства вычленить какой-либо компонент, то все человеческое существование теряет смысл. В учебниках по педагогике, изданных после 1919 года, которые мне доводилось видеть, не употребляется понятие «духовно-нравственное воспитание», есть лишь «нравственное». В чем различие между этими двумя направлениями уже говорилось выше, это религиозная основа или же отсутствие таковой. Она была вычленена из воспитательного процесса, т.к. революционные принципы не предполагали религиозности. Но атеизм стал одним из причин потери духовности в нашей стране. А если происходят такие глобальные изменения в культурной жизни целого народа, то это естественно пошатнет все сферы жизни нации, в том числе и образование. Современный процесс образования является больше информативным. Все предметы, в том числе и иностранный язык, находятся на информативном уровне. Учащиеся, получая определенные знания, или добывая их самостоятельно, не могут четко определить цель получения информации. Возможно ли в этом мире, практически забитом информацией, обратить внимание учителей на развитие эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, а не только на уровень их информированности. Уроки иностранного языка дают широчайшие возможности для развития духовно-нравственной сферы. Ведь именно иностранный язык позволяет взглянуть на культуру своего народа через призму культурных ценностей другого. Приемы и методы для этого требуются тоже особые. Ведь если проанализировать содержание учебника И.Л.Бим, то можно увидеть все ту же информативность. Это зачастую лишь изложение определенного материла познавательного характера. Но чтобы ребенок начал интересоваться какой-либо проблемой, чтобы у него появилось желание размышлять, нужно обозначить эту проблему, как часть излагаемого материала. Проблемность текстов – главная составляющая духовно-нравственного воспитания, так как помогает сделать выбор, моральный выбор, что достаточно тяжело в современном мире. Для примера здесь приведены несколько текстов по теме «Моя Родина» проблемного характера. Имеющиеся тексты не только проблемны, но и неоднозначны, то есть во мнениях людей по заданным вопросам показывается не только положительная сторона жизни, но и негативная. Так же они не безличны, то есть исходят от конкретных людей. И здесь у ребенка появляется возможность выбрать верное и единственно правильное направление, по которому он пойдет. И в этом ему должен помочь учитель, при этом, ни в коем случае, не оказывая на ребенка морального давления, не позволяя себе превысить нравственные и юридические нормы. Системность и последовательность составленных текстов шаг за шагом приводит учащихся к верному моральному выводу и к поиску реализации связанных с ним решений и действий. |