Главная страница

реферат по дисциплине: «Эколого-теоретические и социальные основы архитектурного проектирования» на тему: Экологичное погребение. Экологичные похороны в современном обществе. Экологичное погребение в современном обществе


Скачать 3.63 Mb.
НазваниеЭкологичное погребение в современном обществе
Анкорреферат по дисциплине: «Эколого-теоретические и социальные основы архитектурного проектирования» на тему: Экологичное погребение
Дата01.12.2022
Размер3.63 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭкологичные похороны в современном обществе.docx
ТипРеферат
#822265

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

Кафедра «Архитектура и дизайн»

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Эколого-теоретические и социальные основы архитектурного проектирования»

на тему: Экологичное погребение в современном обществе

Выполнил студент группы:

Апалько Ольга Вячеславовна

Проверил преподаватель:

Доцент кафедры «Архитектура и дизайн»

Короткова Наталья Михайловна

Барнаул

2022

Содержание

1

Введение……………………………………………………………..


3

2

I. Исторические традиции похорон……………………………….


4

3

II. Проблемы этичности. Восприятие населением новых способов погребения
II.1 Отношение различных социальных групп к захоронениям...

II.2 Этика похоронного дела в россии…………………………….



7

10

4

III. Нормативы захоронений в Российской Федерации
III.1 Нормы СанПиН……………………………………………….

III.2 Размеры захоронений………………………………………...




11

12

5

IV. Вопрос экологичности захоронений……………………….

14


6

V. Варианты альтернативных предложений захоронений……..


18

7

VI Практическое использование экологических захоронений…

22

8

Заключение………………………………………………………...


27

9

Список литературы………………………………………………..


29

ВВЕДЕНИЕ

Похороны это обряд погребения тела умершего человека у многих народов мира, выражающий расставание с человеком. Погребение может быть осуществлено путём предания тела земле (захоронение в могилу, склеп), или огню (кремация с последующим захоронением праха в погребальной урне в землю или в стену-колумбарий, в шурфе, методом всыпания в могилу, рассеиванием на специальном участке на кладбище, а также развеиванием над водной поверхностью, лесом, в том числе с воздушных судов, космических аппаратов), или воде (затопление в море или иных водоёмах).
В последние десятилетие человечество, в связи с ухудшением экологической обстановки в мире, начало задаваться вопросами о вредности традиционных захоронений. Например, ученые, работающие над этим вопросом, однозначно пришли к выводу о том, что разлагающиеся тела на кладбищах изменяют химический состав почв, что приводит к дисбалансу, загрязнениям и вырождению растительности на таких участках. А так же, к загрязнению подземных вод.
Если тела умерших людей захораниваются или кремируются, железо, цинк, сера, кальций и фосфор попадают в почву. Это означает, что концентрация питательных веществ в некоторых местах может быть слишком большой для оптимального поглощения растениями и микроорганизмами, то есть, то, что в небольших количествах привело бы к питанию почвы, отравляет ее. Этому способствуют и такие вредные элементы, такие как ртуть из зубных пломб. А так же, проблемы начинаются уже с гробов, на которые уходят миллионы гектаров леса. В них также используется сталь (для каркаса), резина (для герметичности) и ткань (для внутренней обивки). Такая конструкция сложна в изготовлении и будет разлагаться столетиями.
Данная работа была написана для того, чтобы выявить проблему традиционных захоронений более подробно. Для того чтобы предложить современны эковарианты, а так же сделать вывод о том, возможно ли на текущий период времени использования современных способов эко захоронения, необходимо рассмотреть исторический контекст, контекст культуры, контекст нормативов и гостов, а так же изучить некоторые научные работы. Итогом станет ответ на вопрос- может ли общество перейти к экологичным захоронениям уже сейчас.

I. Исторические традиции похорон
В христианской традиции похороны играют важную роль в духовном пути верующего, так как смерть для христианина – это не конец пути, а только начало следующего его этапа. Важно, что большинство христиан верит в воскрешение умерших в ходе страшного суда, а потому тело имеет значение как вместилище для души. Поэтому христианские похороны – это забота как о душе усопшего, так и о его теле.
В православии особое внимание уделяется телу покойного. Погребальные ритуалы начинаются с омовения усопшего. Сакральный смысл данной процедуры заключаются в том, чтобы умерший предстал перед Судом в той чистоте, в которой пребывал во время крещения. После омовения тело облачают в чистые и светлые одежды и накрывают саваном. Из всех христианских конфессий православие наиболее строго относятся к кремации, позволительны лишь традиционые способы и кладбища ( рис.1).
Рис.1- Традиционное православное кладбище


Католические похоронные обряды во многом схожи с православными, но между ними есть ряд существенных отличий. Косметические процедуры не так важны для католиков, в частности, нет обязательной процедуры омовения. В отличие от православия, в католицизме гораздо более толерантное отношение к бальзамированию. При погребении нет традиции украшать тело религиозными символами помимо распятия, а в одеянии допускается значительно большая свобода, чем в православии.

В похоронных обрядах католицизма есть и ряд других отличий. Если в православии принято захоронение только в деревянных гробах, то в католицизме таких ограничений нет (рис.2).
Рис.2- Католическое захоронение


В мусульманских похоронах не используется гроб – вместо этого умершего кладут на закрытые погребальные носилки (тобут), которые есть в каждой мечети. При этом умершего не принято хоронить в одежде – его укутывают специальным саваном (кафан). Иногда одежду умершего кладут поверх носилок, чтобы сопровождающие могли видеть, кого хоронят – мужчину или женщину( рис.3)
Рис.3- Мусульманское кладбище


Иудаизм категорически не приемлет вскрытие, а также гримирование покойного и бальзамирование – так как похороны должны проходить в день смерти, и тело будет оставаться закрытым, то эти процедуры излишни. Похороны на следующий день возможны, если родственникам необходимо прибыть издалека, а если провести погребение в кратчайший срок невозможно, то допускается бальзамирование. Кремация в иудаизме недопустима. Еврейские похороны, как правило, обходятся без гроба – тело во время погребальной процессии несут накрытым покрывалом-талитом и облаченным в саван. Тем не менее некоторые еврейские общины хоронят умерших в гробу – в иудаизме на это нет строгого запрета. На рисунке 4 представлен внешний вид традиционного еврейского кладбища.
Рис.4- Еврейское кладбище




II. Проблемы этичности. Восприятие населением новых способов погребения
II.1 Отношение различных социальных групп к захоронениям
Что касается части населения, исповедающей ту, или иную религию, необходимо определенно знать, как относятся разные конфессии к изменениям в похоронной традиции, в том числе, к использованию растений на могилах, а так же других вещей, сопутствующих созданию современного экологичного кладбища. Для этого, рассмотрим главные связанные с нашей темой запреты, на действия на захоронения, так как научной и структурированной информации об отношении религий к изменениям в похоронном деле практически нет.
В христианской традиции, необходимо учитывать то, что высадка деревьев на могиле не принята, но в целом, на христианских кладбищах зачастую можно найти деревья, воспринимаемые некоторыми за воплощение чистой души человека на земле. Отхождения от канонов, как и в любой другой конфессии не приветствуются, однако, возможность нахождения деревьев на таких захоронениях, дает возможность поиска компломиса между традициями и современными эко решениями. Кроме того, внутри самих религиозных конфессий постоянно идут споры о том, можно ли использовать зеленые насаждения на могилах.
В мусульманской традиции категорически запрещено стоять на месте захоронения, а так же запрещается высаживать какие-либо деревья. Однако, существует мнение, что уже растущие рядом с захоронением кустарники можно сохранять. Доказательство этого приведено в хадисах( преданиях о пророке Мухаммеде) есть указания на то, что растения и кусты, пока они зелены, занимаются поминанием Аллаха. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха), находясь у двух могил, обитатели которых подвергались Божьему наказанию, попросил дать ему зеленую ветку, разломил ее надвое и поставил в каждую могилу по половинке ветви. Далее пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Возможно, это будет смягчать их наказание, пока эти ветки не засохнут. (Бухари. Сахих. – № 216, передал Ибн Аббас). Поэтому специалисты исламского права не рекомендовали убирать кусты и растения вокруг могил, ведь они поминают Аллаха
В еврейской традиции захоронений однозначно разрешено высаживать деревья на могилах , но при этом приходится соблюдать некоторые правила. Дерево у могилы посадить — можно. Но — соблюдая установленное правило: его надо посадить на расстоянии не менее 1,5-2 м от могилы своего родственника, и, соответственно — на том же расстоянии (не меньше) от других могил, которые находятся вокруг, по соседству с могилой, которую Вы посещаете.
Таким образом можно сделать вывод о том, что как минимум, присутствие, а как максимум, высадка деревьев на кладбище возможна у большинства религий. При этом возникает вопрос этичности новых манипуляций с телом покойного, которые предлагают как альтернативу.
Что же касается не религиозной части общества, большая часть людей так же склоняется к традиционным видам похорон. Люди могут объяснить это чаще всего следующими аспектами:
- Шоковое состояние и понятное проведение традиционных похорон, к которым чаще всего большинство людей никогда не готовы

-Психологическая поддержка родных, которые будут присутствовать на похоронах

- Дешевизна, относительно некоторых современных видов похорон

- Уважение традиций
Если же рассматривать современных молодых людей, от 18 до 30 лет, была проведена научная работа Разумовой Ириной Алексеевной, доктором исторических наук, главным научным сотрудник Центра гуманитарных проблем

Баренц региона Кольского научного центра РАН : « Чем проще, тем лучше. Отношение современной молодежи к погребальному обряду.» на основании этой работы, можно сделать некоторые выводы.
Так, в данной работе упоминаются следующие ситуации, когда по свидетельству людей разного возраста, пережитый в детстве страх передпохоронными обрядами в дальнейшем устойчиво ассоциируется с похоронными атрибутами: кто-то не в состоянии есть рис, пить кисель, многие на протяжении всей жизни не переносят черную одежду. Что касается участия в похоронах уже в более старшем возрасте, большинство воспринимает это как пустой обряд, без особого смысла, в каком-то смысле рутинный.
Вообще, по данным опроса выяснилось, что отношение к ритуалу, его можно распределить на условные типы: 1) прагматичное, 2) «философское», 3) традиционалистское.
Первый тип характерен для молодых мужчин, по мнению которых

участие необходимо физически, материально и психологически, для поддержки близких.

Второй тип отношения связан с определенной рефлексией по поводу

посмертной судьбы человека прежде всего, своей, сводимой к некоторому безразличию:

«я сейчас об этом особо не думаю, но первая мысль, которая мне

приходит в голову, чтобы труп сожгли и развеяли пепел. Не то чтобы развеяли,

а выкинули в море, в воздух, ещё куда-нибудь,<…>, но на самом деле, если этого

не произойдёт, и меня похоронят каким-то классическим способом на обычном

кладбище, я думаю, это будет не так плохо»
Если суммировать высказывания на эту тему, можно сделать вывод, что

молодые люди предпочитают кремацию захоронению, а так же многие люди открыты к экологичным и «минималистичным» похоронам. Погребально-поминальная атрибутика воспринимается молодыми информантами как излишняя, «пережиточная», бутафорская и показная; большинство высказываются в пользу «простоты» обряда и «естественности» атрибутов: «К венкам и памятникам я отношусь не то чтобы отрицательно, но мне это не близко. Гроб чем проще, тем лучше . Если гроба нет, ну нет и нет. А венки мне просто не нравятся, не нравятся просто чисто эстетически» (1); «Было много венков. И вот это как раз всё очень омрачняет, ну, лучше бы это всё были цветы. Венки как-то смотрятся достаточно убого»
Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодое поколение люей, не относящих себя к какой либо религии открыто к новым способам захоронения.

II.2 Этика похоронного дела в россии
Стандартизация похоронной и мемориальной обрядовой деятельности, этических требований похоронного дела России вводится в целях повышения качества похоронного и мемориального обслуживания населения, выполнения этических требований, создаваемых для этого продукции и художественных произведений, управления похоронным делом, укрепления достоинства и самосознания как населения, так и специалистов похоронного дела.
Обряды формируются как невещественная поведенческая система, отражающая в кодированном виде:

- этические отношения, правовой статус и социальную роль личности, семьи и общества, отмечаемые заслуги покойных,

- вероисповедание, выражаемые чувства печали, соболезнования и сочувствия.

Обряды призваны:

- уменьшить переживаемое горе и связанные с этим душевные страдания,

- предотвратить стрессовые ситуации,

- защитить чувственный мир участников похоронной и мемориальной деятельности посредством выполнения этических требований. Через обрядовую деятельность проходит важный психотерапевтический процесс поддержания здоровья тех, кто переживает утрату близкого человека.
Обрядовая культура является частью духовной культуры и относится к культурным ценностям населения России и защищается законом.
Так как российская федерация является многонациональным государством с людьми абсоллютно разнообразного вероисповедания, следует учитывать мнение разных вер по поводу захоронений.


III. Нормативы захоронений в Российской Федерации
III.1 Нормы СанПиН
Следует так же учесть основные, необходимые для дальнейших выводов положения СанПиН, которые регулируют грамотное отведение земель и эксплуатацию кладбищ:
II. Гигиенические требования к размещению кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения.
2.2. Не разрешается размещать кладбища на территориях:

- первого и второго поясов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и минеральных источников;

- первой зоны санитарной охраны курортов;

- с выходом на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;

- со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных;

- на берегах озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей.

2.4. Участок, отводимый под кладбище, должен удовлетворять следующим требованиям:

- иметь уклон в сторону, противоположную населенному пункту, открытых водоемов, а также при использовании населением грунтовых вод для хозяйственно-питьевых и бытовых целей;

- не затопляться при паводках;

- иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в двух метрах от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше двух метров от поверхности земли участок может быть использован лишь для размещения кладбища для погребения после кремации;

- иметь сухую, пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже с влажностью почвы в пределах 6-18%.

2.9. Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.
III. Гигиенические требования при организации захоронений и правила эксплуатации кладбищ
3.2. Захоронение некремированных останков должно производиться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Погребение может осуществляться в могилах, склепах в соответствии с вероисповеданием и национальными традициями.

III.2 Размеры захоронений
Похоронные правила регулируются ГОСТ Р 54611-2011, СанПиН и Приказами городских администраций. Согласно установленным нормам, участок для погребения гроба на кладбище должен иметь длину 200 см и ширину 150 см. В случае необходимости можно немного увеличить его габариты, но они не должны превышать 4 м2.
При расчете стандартных размеров во внимание принимается возможность установить оградку, столик, скамейки. В отдельных случаях допускается отклонение от установленных нормативов. Поводом для изменения стандарта могут послужить особенности почвы и климата в конкретном регионе, а также погребальные традиции и обряды различных религиозных или этнических групп.
Размер могилы, если усопших больше, предусматриваются такие нормы:

на трех умерших – длина 2 м, ширина 2,6 м;

на четверых – длина 2 м, ширина 3,6 м или длина 4 м, ширина 1,8 м;

пятерых, шестерых – длина 4 м, а ширина 2,6 м.
При похоронах ребенка до 5 лет под гроб выделяется кусок земли 1,1х0,6 м. Если речь идет о погребении урны с прахом, то под могилу после кремации представляется участок меньших размеров. Стандартно его габариты составляют 0,6х0,6 м. Дополнительно может выдаваться место под погребение в гробу. В таком случае размер участка будет составлять 1,5х2,25 м.
Для того чтобы в голове была полноценная картина того, насколько больие пространства занимают захоронения, рассмотрим г.Барнаул. На территории городского округа Барнаула официально действуют 19 кладбищ, из них в непосредственной близи города :

- Михайловское : площадь — 120,1 га.

- Черницкое : площадь — 91,7 га.

- Булыгинско-Кировское: площадь — 52 га.

- Власихинское кладбище: площадь - 54,9 га.
Все вместе, уже только эти территории занимают площадь, равную 3 170 000 м̂2.
Конечно, на данный момент мы можем позволить себе устраивать такие захоронения, но что будет по прошествии еще нескольких десятков лет, когда городу потребуется новые территории для роста, нужно будет придумывать как располагать новые кладбища, или еще сильнее расширять уже имеющиеся.

IV. Вопрос экологичности захоронений
Избыточное внесение в почвы городов и пригородов органических останков может нарушать процесс самоочищения почв, который идет с преобладанием гниения и брожения и может остановиться на стадии минерализации, т.е. процессы нитрификации - дальнейшего окисления продуктов распада с образованием простейших соединений и элементов - и гумификации отсрочиваются на длительный период. Происходящие в почве кладбищ биохимические процессы могут приводить к загрязнению атмосферного воздуха токсичными газами - сероводородом, метилмеркаптаном, аммиаком и др.; загрязнению грунтовых вод продуктами разложения, особенно если кладбище располагается на подтопляемых или на периодически подтопляемых территориях; попаданию продуктов разложения в открытые водоемы; распространению с грунтовыми водами болезнетворных микроорганизмов. (Следует учитывать, что некоторые виды патогенных микроорганизмов могут сохраняться в земле в жизнеспособном состоянии от нескольких месяцев (бруцеллы, возбудители туляремии, туберкулеза и др.) до нескольких десятков лет (возбудители сибирской язвы, клостридии столбняка, газовой анаэробной инфекции и др.) и представлять эпидемиологическую опасность при переносе кладбищ, стихийных бедствиях, эксгумациях); омылению трупов, при котором замедляются или останавливаются процессы разложения; карстовой и суффозионно-карстовой опасности, заключающейся, главным образом, в образовании подземных депрессионных воронок, что приводит к переносу грунтовых вод вместе с содержащимися в них органическими веществами на большие расстояния и попаданию их в подземные артезианские воды.
Само тело умершего нередко бальзамируют перед помещением в гроб. Для этого используют токсические и канцерогенные вещества, спирт, сулему. Поэтому работники похоронных бюро, которые имеют дело с телом умершего, надевают защитные костюмы. Одно из используемых веществ — формальдегид.
Традиционные подходы к погребению зачастую затрудняют процесс разложения тела и загрязняют почву и грунтовые воды. При этом сами тела не представляют особой угрозы, однако вместе с ними в землю попадают металлы, пластик, ткани и химикаты. Гробы могут изготавливаться из строганых досок (при самом бюджетном захоронении), они могут не только обиваться внутри тканью, но и иметь дополнительные текстильные элементы (подушки и покрывала, ритуальные украшения). Дерево может также покрываться лаком, изготавливаться из ценных пород дерева и иметь металлическую фурнитуру. В случае, если тело необходимо транспортировать с помощью самолета, используются герметичные цинковые гробы. Продукты распада металлов (например, ядовитые соли), наносят вред почве и растениям. Кроме того, использовать такие ресурсы лишь единожды крайне расточительно. Согласно Федеральному закону РФ «О погребении и похоронном деле» необходимо, чтобы используемые при погребении предметы и вещества (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества) соответствовали санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области охраны окружающей среды . Однако никакой детализации этих требований в законе не представлено. Более того, бальзамирование, которое призвано замедлить процесс разложения с помощью введения специальных составов в тело. Жидкость для бальзамирования бывает абсолютно разных составов и может включать формалин, сулему, спирт, хлористый цинк, глицерин и так далее. Формалин, например, крайне токсичен, и существуют исследования, показывающие повышенный риск онкологических заболеваний у часто контактирующих с ним людей. На обработку одного тела в среднем уходит 3–4 литра раствора. Жидкость вводится инъекционным путем через артерии в кровь либо в полости через специальные разрезы .
Классической альтернативой погребению в гробу является кремация. Ее, к сожалению, тоже нельзя считать экологически безупречной, так как урны производятся из металла, пластика, керамики, стекла и дерева с декоративными элементами и, в случае захоронения урны с прахом, она наносит тот же вред, что и гробы или вовсе не разлагается. Кроме того, В процессе сжигания вырабатывается большое количество вредных веществ, включающих в себя диоксин, двуокись серы и углекислый газ, влияющий на климат. Что касается СО 2 , за сжигание одного тела в атмосферу выбрасывается порядка 320 кг углекислого газа, не считая вредных примесей при нарушении технологии кремации (например, ртуть, появляющихся из зубных пломб) .
Отметим плюсы и минусы традиционных захоронений
Плюсы:

Общность верований

Одним из главных преимуществ захоронения является то, что с религиозной точки зрения оно, вероятно, поддержит выбор большинства членов семьи или других близких людей. Если во внутреннем кругу существуют различные религии, похороны обычно являются приемлемым вариантом для широкого спектра религий или убеждений среди членов семьи.
Семейные традиции

Многие семьи предпочитают покупать семейные участки или кладбищенские участки или места вместе. Эта традиция может дать утешение, зная, что близкие находятся в мире рядом друг с другом. Этот тип покупки можно сделать заранее.
Постоянное место для посещения

Захоронение на кладбище предлагает семье и оставшимся в живых постоянное место для скорби и посещения своего любимого человека. Надгробие может отображать специальные сообщения, чтобы отдать дань жизни потерянного человека. Знание того, что есть место для посещения, может быть утешительным. Посещение может быть сделано всякий раз, когда близкий человек чувствует, что ему нужно посетить.
Близкие могут включать в гроб или гроб специальные вещи

Традиционное наземное захоронение предлагает близким возможность выбрать наряд, который носит любимый человек, и любые особые дани, которые они хотели бы включить. Иногда люди хоронят фотографии, украшения, записки и другие семейные реликвии. Это может быть утешительно для скорбящих.
Эмоционально легче принять что-то уже известное человеку, именно поэтому традиционные захоронения на текущий период времени в любом случае выберет большинство людей.
Минусы:

География может быть фактором

Имейте в виду, где проживает семья и друзья вашего любимого человека. Если члены семьи удаляются от кладбища, где похоронен близкий человек, может быть трудно посетить могилу.
Экологическая вредность захоронений

Как уже было изложено выше, традиционные способы похорон зачастую способствуют выбросу огромного количества вредных веществ в окружающую среду.
Огромные площади захоронений

Традиционные кладбища занимают миллионы квадратных метров, которые нельзя подстроить под другие варианты использования человеком. Кроме того такие кладбища имеют большую санитарную зону, которая так же не используется.
Содержание традиционных кладбищ. Внешний вид.

Зачастую, традиционные кладбища, в особенности старые, не ухоженные- на их территории ржавые, заброшенные захоронения, мусор, сгнившие деревянные конструкции, сорняки. Это морально очень тяжело воспринимается людьми, которые приходят навестить своих умерших близких. Кроме того, в большинстве кладбищ впринципе не предусмотрен уход , удобства для приезжающих и охрана. Таким образом, родственники умерших, которые регулярно следят за могилами близких, вынуждены видеть гнетущую картину заброшенных и неухоженых чужих могил.

V. Варианты альтернативных предложений захоронений
Жить, не нанося урон планете — эта тема популярна среди продвинутой мировой общественности уже давно. Теперь те, кто осознает ответственность человека перед природой, стремятся не только жить экологично, но и экологично умирать.
Похороны без химической обработки тела

Самым распространенным методом экологичного погребения являются похороны тела, которое не подвергалось химической обработке. Для экопохорон покойного не бальзамируют, его тело заворачивают в саван из натуральных тканей или кладут в самый простой гроб, сплетенный из ивовых веток или бамбука. Яму выкапывают не на стандартной двухметровой глубине, а на глубине около метра. В этом слое почвы скорость разложения будет выше. Труп вместо врага земли становится ее донором. Зеленые похороны проводятся в лесах или на равнинах, вместо памятников устанавливаются небольшие камни, металлические диски или вовсе сажаются растения, деревья. Леса и рощи, выращенные поверх экологичных погребений, будут снабжать кислородом атмосферу, люди смогут прогуливаться среди деревьев, при наведении на которые можно будет прочитать информацию о том, кто под ними покоится.
Капсула Мунди

Этот способ похорон разработан итальянскими дизайнерами. Технология достаточно сложная: изготавливается специальная биоразлагаемая капсула в форме яйца ( рис.5).
Рис.5 - Капсула Мунди



Покойного помещают в нее в позе эмбриона, капсулу запечатывают и прикрепляют к корням саженца дерева, затем высаживают в грунт. Сам «гроб» и тело становятся питательной средой для дерева. Растению назначаются координаты GPS, а дерево становится живым памятником, который способен выделять кислород, отдавая дань природе.

Биоурны

Прах покойного помещается в специальную урну, созданную из целлюлозы, кокоса и торфа ( рис 6). Туда же помещается семя дерева, породу которого можно выбрать. Капсула закапывается в землю, а через некоторое время после погребения появляется росток. Таким образом, прах человека становится питательной средой для дерева.
Рис.6 - Биоурна


Биоразлагаемый грибной гроб

Пока что является одним из самых экологичных, способным уменьшить срок обращения мёртвой материи в плодородную почву с 25 лет до 3-4, Такой гроб полностью превращается в гумус за 30-45 дней. Захороненные же в нём останки истлевают быстрее и тут же перерабатываются естественным образом в питательные вещества (рис. 7)
Рис 7- Гроб из мицелия



Что удивительно – мицелий может преобразовывать даже металлические и пластиковые фрагменты, не говоря уже о более 200 видах токсинов, что изобилуют в организме современного человека.

Смертный одр на самом деле не состоит из одного мицелия. Для существования грибницы изначально необходим питательный субстрат. В качестве основы используют опилки. Их засыпают в заранее приготовленную форму, внешний вид которой напоминает параллелепипед. Далее древесную стружку обрабатывают растворами, ускоряющими рост мицелия, и лишь затем инъекционно вводят живые гифы или нити самой грибницы. Под воздействием естественного освещения, влажной среды и усреднённой температуры мицелий начинает активно распространять свои нитевидные отростки по всему предоставленному пространству. Уже через неделю опилки оказываются полностью пронизаны гифами и надёжно скреплены между собой. На втором этапе проводится сушка готового изделия. По сути мицелий лишают влаги, заставляя его впадать в анабиоз – состояние, при котором происходит приостановка жизнедеятельности грибницы. В такой биопаузе гифы перестают распространяться и потреблять питательную среду. Но как только гроб с телом умершего будет опущен в сырую землю, то создадутся благоприятные условия для полного восстановления жизненных функций грибницы. Немало этому способствует и размещение мха внутри конечного изделия – его используют с той же целью, что и постель в обычных гробах.
Также существует альтернатива кремации в виде щелочного гидролиза. Щелочной гидролиз (ресомация) — это естественный процесс разложения тела с помощью химического раствора в условиях высокой температуры и под определенным давлением (рис 8).
Рис.8 – Щелочной гидролиз


Таким образом, исключается углеродный след, присутствующий в процессе кремации, а в результате процедуры получается жидкость из аминокислот и пептидов, а то, что не поддалось гидролизу, высушивается и перетирается, образуя прах. Однако, такая услуга все еще является редкостью не только в России, но и во всем мире. Ресомация разрешена лишь в некоторых штатах США и нескольких провинциях Канады . Кроме всего прочего, альтернативой кремации является промессия — сублимационная сушка тела. Такая процедура состоит из нескольких этапов. Сначала происходит сухая заморозка усопшего с помощью жидкого азота, далее с помощью звуковых волн останки измельчаются на мелкие осколки, после чего прах пропускается через вакуумную камеру, в которой испаряется вся влага. В итоге получается порошок, который можно либо хранить как прах, либо захоронить. В отличие от праха после кремации такой порошок обогатит почву питательными веществами.
Несмотря на обилие всевозможных необычных способов погребения (от производства музыкальных пластинок из праха до развеивания в стратосфере), можно приблизить традиционные похороны к экологичным стандартам. Так, например, вместо общепринятого бальзамирования можно применять охлаждение тела до низких температур, так процессы разложения замедляются без использования химикатов, наносящих вред почве. А вместо гроба многие экологи советуют использовать тканевый саван, либо сам гроб может быть биоразлагаемым: картонным, бамбуковым, сделанным из водорослей.

VI Практическое использование экологических захоронений
На данный момент в законах российской федерации не указаны запреты на использование экологичных захоронений, при этом, с точки зрения закона нет и четких норм по их созданию, именно поэтому в России данная тема еще не слишком распространена. Лишь

некоторые российские похоронные бюро предлагают экологичные услуги на данный момент — например, компания Voyager разработала биоразлагаемые капсулы для погребения ( рис. 9) , однако такие услуги пока обходятся дорого.
Рис.9 – Биоразлагаемая капсула Voyager


Так же, сейчас распространяется следующий способ погребения- связь кремации и биоурн. Биоурна – это особая урна для праха, позволяющая вырастить дерево из кремированных останков человека. В интернет-магазине Shop.Ritual. например, можно отыскать урны Bios Urn в пяти разных комплектациях (рис. 10). По словам производителя, они призваны помочь умершим вернуться «Назад к природе, назад к жизни».

Рис. 10 – Строение урны Bios Urn



Bios Urn состоит из двух капсул. В верхнюю помещаются семена дерева и удобрения, в нижнюю – прах покойного. Биоурну закапывают неглубоко в землю, и после первого полива семена прорастают. Вскоре прах покойного становится питательной средой для дерева, буквально давая ему жизнь.

Биоурны подходит для выращивания в любых природных условиях, главное – выбрать подходящие место и породу дерева. В комплекте с каждой Bios Urn идет инструкция по правильному выращиванию. Урна изготавливается из биоразлагаемых материалов, поэтому, когда из праха прорастет дерево, её остатки растворятся в почве без последствий для окружающей среды.

Еще один возможный вариант обустройства особых эко кладбищ - Частное кладбище – это негосударственный некрополь, предоставляющий полный комплекс ритуальных услуг, цена которых определяется руководством погоста. Фактически разница состоит только во владельце: российские кладбища находятся в ведении муниципалитетов, на земле которых располагаются, в то время как у частного есть конкретный хозяин, который может сам устанавливать правила и порядки на территории, однако не выходя за рамки действующего в стране законодательства. За границей частные кладбища распространены очень широко, существуют они и в странах СНГ и Балтии. Основной плюс таких некрополей – это гарантия порядка на их территории. Приобретая участок на частном кладбище, человек уверен, что могилу не осквернят вандалы, может заказать за определенную плату регулярные работы по благоустройству и другие услуги. Площадь таких погостов, как правило, всегда чисто убрана, озеленена, обнесена забором, обеспечена охраной, разбита на удобные сектора, имеет нескольких смотрителей, обеспечивающих порядок на вверенной территории. Конечно, захоронение на частном кладбище обойдется родственникам покойного ощутимо дороже, чем покупка участка на стандартном городском некрополе, однако такие затраты оправданы вполне.

Как отмечает социолог и редактор «Археологии русской смерти» Сергей Мохов, экопогребение — всё ещё малозаметный тренд, особенно в России. «В России это также сложно, у нас отсутствуют ГОСТы к производимым продуктам, система оценки качества предлагаемых товаров и их учёт — гроб, венки и так далее можно делать из чего угодно и как угодно», — отмечает он.
Илья Болтунов, директор группы компаний «Ритуал-Сервис», отмечает, что спрос на экопохороны есть, но небольшой. Такие запросы поступают от людей из Москвы и Питера, у которых «были прижизненные договоры с похоронными бюро». По его словам, гробы в России более экологичные, чем в США: вместо тяжёлых герметичных гробов люди часто выбирают простые деревянные — они дешевле и бывают без синтетической обивки. Илья планирует создать в России несколько парков памяти, эстетичную и экологичную альтернативу традиционным кладбищам, но любые нововведения занимают время.

На данный момент нет информации о целых захоронениях с помощью экологических вариантов в россии, это почти всегда частные случаи. С уже имеющимися кладбищами тоже врят ли получится провести манипуляции по «экологизации» .
Однако, рассматривая вопрос экологичных похорон, можно учесть удачные заграничные примеры. Так, весьма ярким примером служит бельгийский регион Фландрия. Там открылось экологичное кладбище Дроген, где людей хоронят в биоразлагаемых гробах и урнах ( рис 10).

Рис. 10 - Кладбище Дроген с молодыми саженцами вишни



Участки для могил не продаются, а сдаются в аренду на 25 лет. По словам создателей проекта, за такой срок тело полностью разлагается, кладбище рассчитано на 600 мест. Скамейки и указатели, размещенные на территории кладбища, сделаны из срубленных деревьев и пней.

Устанавливать надгробия, ограды и выкладывать дорожки запрещено, при этом, если семья хочет почтить память умершего, разрешено повесить скворечник с его именем на одно из вишневых деревьев, которые высажены возле участков. На территории кладбища растет более 70 вишневых деревьев. По словам создателей проекта, они намеренно отказались от вечнозеленых растений (которые традиционно высаживают на кладбищах), чтобы подчеркнуть цикличность времени.

Это не единственное экокладбище в мире, сейчас подобные проекты реализуют в некоторых странах Европы и Великобритании.

Франция. В 2019 году возле города Иври-сюр-Сен открылось экокладбище (рис. 11)

Рис. 11 - Кладбище близ Иври-сюр-Сен



Чтобы похоронить там человека, необходимо подписать договор, который обязывает выбрать гроб из картона или сертифицированного дерева и не бальзамировать тело умершего с использованием химических веществ. Вместо бетонных надгробий имя усопшего пишут на деревянной табличке. Участок там стоит примерно на 20% дешевле места на обычном кладбище (зачастую их стоимость достигает нескольких тысяч евро).

Бельгия. Еще одно экокладбище страны находится возле национального парка Хоге Кемпен во Фландрии. Оно состоит из восьми зон, соединенных пешеходной дорожкой. Всего в них можно разместить около 250 биоурн.

Великобритания. На данный момент по всей территории страны расположено не менее 200 экокладбищ. Одно из них находится в графстве Бедфордшир, в 60 милях от Лондона. Кладбище расположено в лесу — на его территории разрешено использовать только биоразлагаемые материалы. Участок там стоит около $1,2 тыс.

Ученые работают и над другими способами захоронения людей без вреда окружающей среде. В Великобритании существует практика выращивания мемориальных парков и садов из урн с прахом. При этом дизайн таких территорий зависит от климата и личных предпочтений заказчиков. Например, с помощью подобных захоронений можно вырастить целую дубовую аллею. Кроме того, ученые работают над проектом Biopresence. Они предлагают встраивать ДНК умершего человека в растительную клетку и затем облучать ее светом для активации деления. По задумке ученых, через несколько месяцев родственники смогут получать черенок дерева для посадки живого «мемориала».

Заключение
На основании всех вышеперечисленных разобранных тем, можно сделать достаточно неоднозначный вывод. С одной стороны, современная молодежь положительно относится к современным видам захоронений, помимо кремации, приветствуя и эко кладбища. Но с другой стороны, распологается группа людей традиционного уклада жизни, что не могут отказаться от уже имеющихся кладбищ и способа их расширения. Не представляется возможность заменить существующие кладбища так же по этическим и моральным принципам. В одном только Алтайском крае, по опросам 2002 г находится более 30 % верующих людей, которые уж точно будут против таких изменений.
Однако компромисом может являться создание небольших закрытых, частных эко кладбищ, к которым со временем общество начнет привыкать. Как вариант еще одно решение проблемы- не трогать уже имеющиеся кладбища, только привести их в порядок, а для последующих захоронений использовать уже имеющиеся традиции, но при этом заменяя вредные факторы на экологичные. Так например, неразлагаемые части гробов, как и неэкологичные гробы, можно заменить на быстроразлагаемые материалы, не использовать искусственные цветы, найти в себе силы перебороть неприязнь к высадке деревьев на могилах и засадить зеленью кладбища. На данный момент по анализу, можно сделать вывод, что мусульманские и еврейские кладбища наиболее экологичны, за счет отсутствия гробов и помещения тела лишь в саване под землю., возможно первые изменения в похоронной истории как раз будут происходить у этих религий, так как для того чтобы улучшить их имеющиеся кладбища будет достаточно минимальной высадки деревьев.
Что же касается цен и доступности- на данный момент в россии не много компаний, предоставляющих услуги эко похорон, эта индустрия только развивается. В России, согласно Федеральному закону о погребении и похоронном деле, разрешены похороны в гробу, земле, склепе, воде и с помощью кремации — в соответствии с санитарными нормами. То есть экологичные похороны не запрещены, но этот тренд только приходит в Россию
При отсутствии зелёных альтернатив, можно соблюсти минимальный «похоронный этикет». Многие отказываются от бальзамирования, как вариант.

Благодаря законодательству, позволяющему устраивать такие захоронения и сложной ситуации с экологией можно предположить, что в ближайшее время тема экологических похорон будет распространена на уровне крематориев. Но на данный момент, ответ на вопрос, может ли общество перейти к экологическим видам захоронения - да, может, но только в форме небольших частных включений, по крайней мере на ближайшие десятилетия. Но как бы остро не стоял вопрос об экологичности похоронного дела, важно всегда помнить об одном - прежде всего следует учитывать желание умершего. Стоит уважать чужой выбор, даже если он по личным, религиозным и морально-этическим причинам не устраивает родственников, экологов или другие общественные группы.

Список литературы
1. Попова, М. Л. Экологичное будущее похоронной индустрии / М. Л. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77502/ (дата обращения: 26.04.2022).

2. https://evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q4104.htm- запреты в еврейских похоронах

3. https://vesiskitim.ru/2022/03/12/273265-kategoricheskie-zaprety-na-poseshhenie-kladbishha-pravoslavnogo-musulmanskogo-iudejskogo-kak-pravilno-xodit-k-usopshim-soglasno-mirovym-religiyam- запреты в похоронах православных и мусульман

4. https://ритуал.рф/informatsiya/stati/derevya-na-kladbishche/- деревья на кладбище

5. Барабанова Л.А., Разумова И.А. Современный погребальный ритуал

с позиций его участников // Ученые записки Петрозаводского государственного

университета. 2013. № 5 (134). С.45-50. (Общественные и гуманитарные науки.)

6. Последний путь: о православном обряде погребения / священник Владислав

Бибиков // Православие: Таинства и обряды православной церкви: Православный

обряд погребения.

7. И.А.Разумова«Чем проще тем лучше»( Отношение современной молодежи к погребальному обряду)

8. https://greenpeace.ru/blogs/2019/06/03/pohoronite-menja-jekologichno/- эко похороны в россии

9. https://www.mos-ritual.ru/informatsiya/stati/zelenye-pohorony-otdavaya-dan-prirode- зеленые похороны

10. https://ecoplanet777.com/ekologicheskoe-zahoronenie-ili-pogrebenie-cheloveka/- эко погребение в мире


написать администратору сайта