ыпыпып. Экология не знает границ. Однако каждая страна, каждый народ развиваются, прежде всего, в пределах своей национальной экосистемы
Скачать 188.26 Kb.
|
ВведениеЭкология не знает границ. Однако каждая страна, каждый народ развиваются, прежде всего, в пределах своей национальной экосистемы. Единство ландшафта и этноса, природы и экономики, создают те «национальные образы мира», неповторимые культуры, которые невозможно импортировать или поставлять на экспорт. Технология в её экологическом измерении есть уровень гармонизации природного потенциала территории и духовного богатства народа. Их единение – залог процветания любой страны. Сегодня проектирование не может опираться только на технические науки. Выход инженерной деятельности в сферу социально-технических и социально-экономических разработок привел к обособлению проектирование в самостоятельную область деятельности и трансформации его в системное проектирование, направленное на реорганизацию человеческой деятельности, а не только на разработку машинных компонентов. Формируется социотехническое проектирование, задачей которого становится целенаправленное изменение социально-организационных структур. Феномен техники как объект междисциплинарного анализа. Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет философии техники. Основная проблематика. Соотношение философии науки и философии техники. Философские концепции взаимоотношения науки и техники. Наука и техника: модели взаимодействия. Линейная модель(техника как прикладная наука); эволюционная модель. Становление технически подготавливаемого эксперимента. Научная техника и техника науки. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания и в современном неклассическом естествознании. Отношение общества и природы один из вечных сюжетов развития философской мысли. Конечно, не только философия занимается этой проблемой. Ее рассматривают многие другие науки. "Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношениях организма к окружающей среде, куда мы относим все условия существования в широком смысле этого слова. Они части органической, части неорганической природы. К не органическим условиям существования относятся в первую очередь физические и химические особенности его местообитания, климат (тепло, свет, влажность, электрические свойства атмосферы),неорганическая пища, состав воды, почвы и т.д. Понятие техники в истории философии и современном философском знании. Трактовки техники в античной и средневековой философии. "Свободные" и "технические" искусства. Трактовка техники как прикладного естествознания в философии Нового времени. Многообразие определений техники в современной философии. Проблема смысла и сущности техники: "техническое" и "нетехническое", естественное и искусственное. Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание. Познание и практика, исследование и проектирование. Проблема социально-гуманитарной экспертизы технологических проектов, социальной оценки техники и ее последствий занимает в настоящее время одно из центральных мест в современной философии техники и часто обозначается в качестве ее прикладной сферы. Она связана с политическим консультированием учеными законодательных и правительственных структур в плане принятия решений по государственной поддержке научно-технических, технологических и хозяйственных проектов, опр. их пользы, вреда. Цель нашей работы изучить основные проблемы гуманизации и экологизации современной технике. 1. Проблемы экологизации и гуманизации современной техникиКак известно, примерно с середины прошлого столетия стала стремительно развиваться экология как особая наука. При этом не только ширится спектр экологической проблематики. Происходит дифференциация экологических дисциплин (социальная экология, экология человека, глобальная экология). Кроме того, стало очевидным, что некоторые науки, которые, как казалось еще в 30-х – 40-х годах прошлого века, никакого непосредственного отношения не имеют к экологии и даже к биологии, из которой выделилась экология, такое отношение имеют. Это не могло не сказаться на этих науках. «Проблематика современной экологии, - справедливо отмечает Н. Н. Киселев, - приобретая фактически глобальное значение как затрагивающая основополагающие стороны человеческого существования не может не вносить существенные коррективы мировоззренческого и методологического характера в развитии научного познания». В результате деятельности человека, в особенности в последние десятилетия, в дикой природе к настоящему времени исчезли многие виды животных и растений. Не менее тревожно и то, что происходит неуклонное падение численности и сокращение ареалов других видов. Итак, последние десятилетия, на которые приходится развитие научно-технической революции, принесли человечеству небывалое прогрессивное изменение его производительных сил, но и столь же небывалое обострение экологической проблемы, заставляющее всерьез задуматься о пределах использования природных ресурсов и возможностях восстановительных процессов природы противостоять последствиям человеческой деятельности. Однако вызывает ли с неизбежностью сам по себе научно-технический прогресс и применение его достижений разрушение природной среды, истощение природных ресурсов и ухудшение условий человеческого существования? Или же все эти негативные последствия обусловлены конкретными методами и формами воздействия на природу, определенными формами использования достижений науки и техники. Экологизация науки есть не что иное, как распространение на нее (конкретнее – на ту или иную научную дисциплину) экологического подхода. Одним из тех авторов, кто много уделил внимания данному вопросу, является И.П. Герасимов. Одна из его первых статей на эту тему «Методологические проблемы экологизации современной науки» была опубликована в 1978 г. в журнале «Вопросы философии». Значительную часть своей статьи И. П. Герасимов уделяет понятию экологии, его генезису и т.д. Это, очевидно, вызвано тем, что во время ее написания эти данные не были общеизвестными. В данной статье имеется параграф «Экология как общенаучный подход», в котором И.П. Герасимов пишет, что «экологический подход к изучению живой природы издавна выходил за пределы биологических наук и имел четкую тенденцию к распространению и в других областях научных знаний». «Поэтому, - отмечает он, - мне представляется, что правильнее толковать экологию как специфический общенаучный подход к изучению различных объектов природы и общества наряду, скажем, с системным и кибернетическими подходами. Цель экологического подхода – выявление и исследование связей, существующих между изучаемым той или иной наукой объектом и окружающей его средой». Этические проблемы техники выходят на 1ый план, в связи с повышением социальной ответственности ученого, инженера, проектировщика в современном обществе, потому что конечная цель техники – служение людям, но без нанесения ущерба другим людям и природе. Техника не может более рассматриваться как ценностно-нейтральная и должна отвечать не только технической функциональности, но и критериям экономичности, улучшения жизненного уровня, безопасности, здоровья людей, качества окружающей природной и социальной среды. Развитие эко - системной и популяционной экологии привело к использованию в этой науке методов количественного анализа. Надо организменные объединения (популяции, сообщества, экосистемы) во многом управляются количественными соотношениями особей, видов, энергетических потоков. Количественные изменения в системе популяций, сообществ и экосистем существенно влияют на их функционирование, на результаты их деятельности. Развитие количественных методов исследования превращает экологию в математизированную науку, дает основы для математического моделирования, делает возможным научный прогноз. Без формирования экологической культуры гуманизация и гуманитаризация образования не эффективны, ибо в наше время без человеческого отношения к Природе невозможны подлинно человеческие отношения между людьми. М. Хайдеггер определял технику как внешнюю свободу человека, по его выражению, это – «постав». Инженерное образование целиком ориентировано на расширение внешней свободы субъекта, а орудием ее является техника. Экологическое образование и просвещение призваны увидеть эти границы и опасность их расширения. Без экологизации инженерная деятельность носит разрушительный характер. Главным негативным последствием господства сциентистско - технократического мировоззрения является формирование культа человека-потребителя, т.е. антропоцентризм и, как следствие, – потребительское отношение к природе, восприятие ее только как ресурса, источника материальных благ. Практическая реализация технократического мышления привела к экологическому кризису. Техника не может более рассматриваться как ценностное нейтральная и должна отвечать не только технической функциональности, но и критериям экономичности, улучшения жизненного уровня, безопасности, здоровья людей, качества окружающей природной и социальной среды. Встает вопрос что такое экологическая, компьютерная, хозяйственная этика. Перенесенный в социальную сферу этот теоретический вопрос приобретает практическое звучание: каковы условия реализации профессиональной, инженерной этики. Инженер обязан прислушиваться не только к голосу ученых и технических специалистов, к голосу совести, но и к общественному мнению. Принимая техническое решение, он несет моральную ответственность. Необходима более широкая теория взаимодействия общества с природой, позволяющая предвидеть долговременные тенденции развития экологической ситуации, предлагать принципиальные, а не сиюминутные меры по улучшению. Научно-технический прогресс решил очень много проблем во всех отраслях человеческой жизни, но и создал немало новых и обострил целый ряд старых. С одной стороны, существует объективная необходимость повышения эффективности деятельности человека, как необходимое условие его выживания при отрицательных воздействиях среды, и, с другой стороны, существует опасность ухудшения положения человека вследствие собственных действий при неумелом использовании слишком эффективных средств. Однако предохранительные меры отстают от научно-технического прогресса. Уменьшение объективного временного запаздывания предохранительных мер возможно несколькими путями: Первый заключается в сознательном плановом ускорении разработки и развертывания предохранительных мер параллельно с разработкой и постановкой на производство нового образца техники или технологии. Другим путем уменьшения риска запаздывания предохранительных мер есть сознательное торможение разработки и массового употребления новинок, которое в некоторых случаях при подтверждении подозрения на повышенную опасность новинки, может оказаться достаточно эффективным. Экологический антропоцентризм - это система представлений группового эгоизма, в которой мир людей противопоставлен миру природы, где только человек обладает высшей ценностью. Все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку может быть полезно человеку. Природа объявляется объектом «пользования» и собственностью людей с несомненным правом этой собственности. При этом доминирует «прагматический императив»: правильно и разрешено то, что полезно человеку, людям. Природа низведена до объекта человеческих манипуляций как обезличенная «окружающая среда». Соответственно этому этические нормы и правила действуют только в мире людей, но не распространяются на взаимодействия с миром природы. Такой антропоцентризм, согласно которому человек находится «на вершине пирамиды мироздания», составляет основу западной экологической культуры. По существу, это антропоцентризм анти экологический. В середине XIX века ученые-биологи начали изучать взаимоотношения растений и животных между собой и окружающей средой. Стало ясно, что снижение качества окружающей среды уже нельзя считать приемлемым компромиссом. Произошла переоценка ценностей, и были приняты первые меры. Возникли природоохранные движения, мировым сообществом были приняты первые законы об охране окружающей среды, возникли государственные учреждения, контролирующие состояние окружающей среды и меры по её защите. Проблема структуры, функционирования и управления в системе "общество - природа" – сердцевина современного экологического сознания, которое определяет саму возможность существования человечества в быстро изменяющемся мире, когда человечество быстро приближается к пределам устойчивости биосферы и осознает это, но задача сохранения жизнеспособности биосферы оказывается слишком сложной и даже невыполнимой, если и дальше пытаться искать решение проблемы не в самом человеке, не в обществе, не в его философии, науке, культуре, не в сложившихся стереотипах поведения современного человека, а пытаться найти технические решения, при которых кладовая природы оказалась бы неистощимой, а человек оставался бы бездумным и безответственным потребителем даров природы, как это было до сих пор. Ни фундаментальная экология, ни многочисленные частные экологические дисциплины этой проблемы по существу не решают. Их призвана решить социальная экология, поскольку именно она во главу угла, в центр внимания ставит человека, исходя из того, что именно человеческое сознание и человеческая деятельность порождают экологические проблемы. Вне человека и общества решение экологических проблем невозможно. Но подлинное, не ущербное творчество сопряжено, с одной стороны, со свободой, с другой стороны – с ответственностью. Однако данная проблема сегодня не должна решаться безотносительно к конкретно-историческим условиям. До тех пор, пока наука производила лишь теории, а применение этих теорий в материальном производстве (да и в военной промышленности) было сравнительно нерегулярным, можно было говорить о свободе как науки в целом, так и отдельного учёного, как о некой непререкаемой ценности. На протяжении всего XX в. велась полемика между сторонниками полной свободы научных исследований и невмешательства общественности в дела науки и сторонниками ограничения свободы научных исследований, повышения социальной ответственности науки и учёных и о необходимости контроля над научными исследованиями со стороны общественности. И, надо сказать, что к концу XX-началу XXI веков начинает преобладать вторая позиция. В настоящее время истоки глобального экологического кризиса большинство ученых находит в системе ценностей индустриальной цивилизации. Следовательно, преодоление этого кризиса с помощью только экономических и технических методов и средств не представляется возможным. Для этого необходима глубокая трансформация системы ценностей современной цивилизации. Вектор этой трансформации– экологизация и гуманизация ценностных ориентаций и установок социума. В этой связи, наиболее актуальной и сложной проблемой нам представляется переориентация общественного сознания, его экологизация, что предполагает формирование соответствующего требованиям времени экологического сознания, ядром которого являются экологические ценности. Существует очевидное противоречие между потребностью общества в преодолении экологического кризиса и медленным, трудным процессом экологизации общественного сознания. Таким образом, экологическое сознание большинства россиян находится на низком уровне, выражающемся в обеспокоенности сложившейся экологической ситуацией в регионе проживания и стране в целом, которая, однако, чаще всего не приводит к активной деятельности по улучшению этой ситуации. Преобладает мнение о том, что экологические проблемы должны решаться государством и промышленными предприятиями, то есть являются институциональными. Так, по данным всероссийского опроса, 70 % респондентов возлагают ответственность за экологическую ситуацию в своем регионе на местные власти, а40 % - на предприятия, фабрики и заводы (на вопрос можно было давать до трех ответов). Ещё одной формой тенденции аксиологизации современной науки является тенденция её экологизации. Эта тенденция ещё только начинает исследоваться в философии науки. Поэтому какого-то единого её понимания в литературе пока нет. Данная тенденция обусловлена появлением в XX в. так называемых глобальных проблем, или проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека. Одной из таковых является экологическая проблема. В советское время, как известно, идеологический диктат предписывал исследователям приписывать эти проблемы «буржуазному Западу», экологическую же ситуацию в «социалистическом лагере» изображать в розовых тонах. Распад Советского Союза обнажил реальную картину, и она оказалась ещё более мрачной, чем на Западе. Особенно пострадал Казахстан, чья территория по воле из Центра была превращена в ракетно-ядерный полигон и космодром (продолжающий существовать и наносить урон окружающей среде). К настоящему времени предложено большое число способов и материалов для очистки окружающей среды от загрязнений тяжёлыми металлами, отходами нефтепереработки и другими органическими и неорганическими соединениями. Применение сорбционных методов, позволяющих сконцентрировать и затем провести утилизацию загрязнения, связано с такими проблемами, как стоимость и доступность сорбента, необходимость его регенерации, в том числе, когда он сам становится источником загрязнения окружающей среды. В связи с этим, наиболее перспективным предполагается использовать в качестве сорбентов неорганических и органических загрязнений природные объекты, например гуминовые вещества. 2. Экология и техническая наукаЧеловек от природы обладает склонностью к редукционистскому складу мышления, т.е. человеку свойственно выявление единичных, простых причинно-следственных связей и простых функциональных зависимостей типа “причина - следствие”. Этим, в частности, объясняется сложность изучения процессов в биосфере, где имеют место многопараметрические процессы, многоуровневые обратные связи, замкнутые циклы, круговороты вещества и энергии, где следствие является одновременно и причиной многих явлений. Следовательно, каждый уровень организации живой материи требует самостоятельного изучения. Организация и функционирование надорганизменных биологических систем: популяционных, сообществ, экосистем и биосферы - суть и являются предметом изучения экологии. Деятельности компонент экологического сознания формируется на основе экологических убеждений, которые выражаются в осознании значимости для конкретной личности экологических ценностей. Эти ценности и нормы на сегодняшний день являются императивами поведения, определяют образ жизни лишь численно небольшой части населения России. Процесс экологизации общественного сознания затрудняется тем, что изменения в окружающей природной среде не воспринимаются человеком непосредственно. В последние десятилетие, когда угроза глобального экологического кризиса коснулась всего человечества, произошел взрывообразный рост обеспокоенности и общественного интереса к экологической проблематике. Если до 60-х годов CC столетия на экологию смотрели, главным образом, как на один из разделов биологии, то сейчас она вышла за ее рамки, переросла в новую интегрированную дисциплину, связанную с естественными, инженерно-техническими и гуманитарными науками. Важность и актуальность экологических проблем для судеб человечества столь велика, что для их решения необходима мобилизация всех отраслей знаний, накопленных человечеством. Происходит взаимопроникновение и взаимообогащение целями, идеями и методами между такими науками, как: науки о Земле, математика, физика, химия, классическая экология, вычислительная техника, теория больших систем, экономика, социология, политология, юриспруденция, этика, философия, медицина и др. Взаимозависимость между научно-техническим развитием и развитием общества также подчинена закону эволюции. Это означает, что успешность развития того или иного общества (прежде всего, той или иной страны), в конечном итоге – его выживаемость зависит от степени его адаптации к особенностям данного этапа научно-технического прогресса и к его возможным тенденциям. Адаптация в данном случае означает не примитивное приспособление, а способность определенного общества своевременно и гибко перестраивать общественную структуру с учетом новых научно-технических достижений, умение использовать их для повышения эффективности производства и экономики в целом, для укрепления своих позиций в мире и главное – во благо населения, для повышения качества жизни людей. Способность к адаптации определяется уровнем общей культуры данного общества и ее особенностями, спецификой его творческого потенциала, интеллектуальным уровнем, волевыми и нравственными качествами руководителей высшего и среднего звена, наличием квалифицированных специалистов и системы их подготовки. Сточки зрения современного эволюционного подхода достижения науки и техники выступают как своеобразный вызов, ответ же зависит от данного конкретного общества. Если данное сообщество не в состоянии найти адекватный ответ, то оно обречено на то, чтобы влачить жалкое существование и, в предельном случае, на вымирание, на поглощение другими обществами. Следует признать, что развитие науки и техники вновь и вновь ставит все страны и человечество в целом перед жесткой дилеммой: либо найти адекватные ответы, либо исчезнуть с лица земли, оставив после себя лишь памятники и ископаемые останки культуры. Это закон отбора тех, кто приспособился к существованию в условиях научно-технической эпохи, и «отбраковки» тех, кто не смог адекватно адаптироваться к изменившимся условиям. В этом он подобен закону эволюции живых существ в соответствии с теорией Дарвина. Но он имеет и отличия. Сегодня ни одна страна (даже из числа самых развитых, передовых и богатых) не может себе позволить занять передовые рубежи на всех направлениях научно-технического прогресса. Приходится выбирать лишь отдельные из них. Иначе говоря, необходимо искать свою «нишу» в общемировом разделении труда в научно-технической сфере. При этом предпочтение следует оказывать тем направлениям, которые в данной стране уже имеют прочный задел, где сложились определенные традиции, имеются кадры соответствующей квалификации и система их подготовки. Для России к таким направлениям следует отнести космос, ядерную энергетику, военную технику и вооружения и ряд других. За последние десятилетия объем экологических знаний неизмеримо возрос. Попытки осмыслить причины глобального кризиса и осознать, что природная среда – единственный дом человечества – должна быть чистой и бережно охраняемой, привели к выходу экологии за границы биологии. В качестве ее современного определения можно взять расширенное толкование науки экологии, данное в фундаментальном труде Ю. Одума. Экологией часто называют охрану окружающей среды, а иногда и просто состояние этой среды. Это неправильно! Действительно, разделы прикладной экологии и практика охраны окружающей среды тесно связаны между собой, но это не одно и тоже. В странах, освоивших современные достижения науки и техники и вступивших в постиндустриальную эпоху, изменяется структура занятости населения, что ведет к изменению социально-классовой структуры общества. К концу ХХ века в США в сфере услуг было занято 75 % населения, в промышленности – 22 % и лишь 3 % - в сельском хозяйстве. Сфера услуг охватывает отнюдь не только услуги в области быта. Речь идет прежде всего об услугах информационных, деловых и профессиональных, об услугах по правовому и организационному обеспечению того или иного вида деятельности, о рекламе, «паблик рилейшнз», услугах в области медицины, здравоохранения, образования, торговли, транспорта, связи и т.д. Влияние инженерной деятельности становится глобальным, ее решения перестают быть узко профессиональным делом, становятся предметом всеобщего обсуждения, а иногда и осуждения. И хотя научно-техническая разработка остается за специалистами, принятие решения в отношении такого рода проектов - прерогатива общества. Никакие ссылки на экономическую, техническую и даже государственную целесообразность не могут оправдать социального, морального, психологического, экологического и тому подобного ущерба, наносимого некоторыми проектами. Открытое обсуждение, разъяснение достоинств и недостатков, конструктивная и объективная критика в широкой печати, социальная экспертиза, выдвижение альтернативных проектов и планов становятся важнейшим атрибутом современной жизни, неизбежным условием и следствием ее демократизации. ЗаключениеВыражение «оценка последствий техники» является неточным, поскольку речь идет не только об оценке и исправлении, но и о предотвращении возможных негативных последствий технического развития. При ее проведении приходится интегрировать трудно согласующиеся политологические, экономические, экологические, социально культурные, технические, социально-психологические и этические аспекты и «локальные линии» потребителей проекта (заказчиков). Системный анализ выступает главным методологическим инструментом проведения оценки техники. Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX век - это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные и реальные масштабы воздействия общества на природу, ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь - экологическую. Под термином экология, впервые употребленным в 1866 г. немецким биологом Э.Геккелем (1834-1919), понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня о проблемах экологии мы фактически говорим уже как о социальной экологии - науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды. Во все времена люди использовали ресурсы природы для производства продуктов питания, одежды, строительства зданий, прокладки дорог и т. д. При этом всегда решались конкретные задачи, и люди просто не думали о возможных побочных воздействиях на окружающую среду. Пока масштабы производственной деятельности человека были малы по сравнению с обще планетными геофизическими процессами, побочные воздействия были малозаметны. Природные пространства были столь обширны, что достижение техногенных целей слабо отражалось на общем состоянии природы. Но по мере роста народонаселения и масштабов техногенной деятельности побочные воздействия на окружающую среду становились всё более опасными, а природные пространства непрерывно сокращались. Поддержание природы в пригодном для жизни состоянии возможно только при правильно выбранной стратегии хозяйственной и социальной деятельности людей. Экология, чтобы оправдать возлагаемые на надежды, не должна ограничиваться рассмотрением проблем "охраны окружающей среды "или" рационального использования ресурсов". В XVIII веке интенсивность техногенного воздействия на природу резко увеличилась после изобретения машин и повсеместного использования механизированных производств. В середине XIX века ученые-биологи начали изучать взаимоотношения растений и животных между собой и окружающей средой. Стало ясно, что снижение качества окружающей среды уже нельзя считать приемлемым компромиссом. Произошла переоценка ценностей, и были приняты первые меры. Возникли природоохранные движения, мировым сообществом были приняты первые законы об охране окружающей среды, возникли государственные учреждения, контролирующие состояние окружающей среды и меры по её защите. философский междисциплинарный осмысление Список литературы1. Алексеев, П. В. Философия: учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Философ. фак. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Проспект, 2002. - 609 с. 2. Герасимов И. П. Методологические проблемы экологизации современной науки // Вопросы философии. 1978. № 11. С. 64 - 67. 3. Горелов А. А. Экология – наука – моделирование (философский очерк). М.: Наука, 1985. – 207 с. 4. Гейзенберг В. Картина природы в современной физике // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.: Прогресс, 1987. С. 290 – 305. 5. Крисаченко В. С. Некоторые особенности экологизации современной биологии // Методологические аспекты естественнонаучных исследований. Сб. научных трудов. Киев: Наукова думка, 1985. С. 113 – 134. 6. Лось В. А. Экологический срез современного научного знания // Горизонты экологического знания. Социально-философские проблемы. М.: Наука, 1986. С. 66-81. 7. Малиновский П. В. Проблема стиля научного мышления. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН АН СССР, 1986. – 59 с. 8. Салосин В. Т. О соотношении метода и стиля научного мышления // Диалектика в науках о природе и человеке. Диалектика - мировоззрение и методология современного естествознания. М.: Наука, 1983. С. 286 – 290. 9. Шилин К. И. Экологическая революция в науке. Тенденции экологизации науки // Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. М.: Наука, 1980. С. 96 – 112. 10. Фидирко В. А. Становление экологически позитивных методологических подходов в современном естествознании // Методы научного познания. Алматы: Гылым, 1996. С. 620-075. |