Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 1. Образование древнерусского феодального государства. Норманская теория.

  • Вопрос 2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Организация центрального и местного управления.

  • Вопрос 3. Становление древнерусского права, его основные источники.

  • Вопрос 4. Церковные уставы русских князей.

  • Вопрос 5. Русская Правда: источники, система, редакции. Точки зрения историков по поводу происхождения Русской Правды.

  • Источниками кодификации были нормы обычного права и княжеская судебная практика

  • Зависимые («крепостные») смерды

  • Экзамен ИОГП. Экзамен иогп


    Скачать 231 Kb.
    НазваниеЭкзамен иогп
    АнкорЭкзамен ИОГП.doc
    Дата14.12.2017
    Размер231 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭкзамен ИОГП.doc
    ТипДокументы
    #11414
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    ЭКЗАМЕН ИОГП.

    1. Образование древнерусского феодального государства. Норманская

    теория.

    2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Организация центрального

    и местного управления.

    3. Становление древнерусского права, его основные источники.

    4. Церковные уставы русских князей.

    5. Русская Правда: источники, система, редакции. Точки зрения историков по

    поводу происхождения Русской Правды.

    6. Русская Правда: правовое положение населения Древней Руси.

    7. Русская Правда: вещное, обязательственное, наследственное право.

    8. Русская Правда: понятие, состав, виды преступлений; цели и виды

    наказаний.

    9. Русская Правда: судебный процесс; виды судебных доказательств.

    10. Русские княжества в условиях политической раздробленности (Киевское,

    Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское). Особенности феодальных

    отношений, развитие княжеской власти.

    11. Государственный и общественный строй Новгорода и Пскова в XII-XV

    12. Псковская судная грамота: вещное, обязательственное, наследственное

    право.

    13. Псковская судная грамота: преступления и наказания.

    14. Псковская судная грамота: судоустройство, судопроизводство, виды

    судебных доказательств.

    15. Образование русского централизованного государства: предпосылки и

    этапы. Московское княжество в XII—XIV вв., усиление власти московских

    князей.

    17. Государственная централизация XIV—XV вв. Преобразование

    политической системы и административных органов. Кормления. Боярская

    Дума.

    18. Судебники XV—XVI вв.: источники, разработка, систематика правовых

    норм.

    19. Судебники XV—XVI вв.: преступления и наказания.

    20. Судебники XV—XVI вв.: судоустройство, судопроизводство, виды

    судебных доказательств.

    21. Сословный строй России в XV—XVII вв.: феодальная аристократия;

    служилые сословия; правовые категории крестьянства; холопство и его

    правовая эволюция.

    22. Государственной строй сословно-представительной монархии. Власть

    царя. Земские Соборы. Боярская Дума. Приказы.

    23. Земские Соборы в XVI—XVII вв.: состав, виды, порядок деятельности.

    24. Церковная организация и церковное право XV-XVII вв.

    25. Государственные реформы середины XVI в.: административная, губная,

    военно-финансовая. Опричнина.

    26. Российская государственность в конце XVI — начале XVII в. Смутное

    время.

    27. Организация местного управления в середине XVI—XVII вв.

    28. Соборное Уложение 1649 г.: разработка, источники, структура.

    29. Соборное Уложение 1649 г.: развитие права феодальной собственности.

    Вотчины, поместья.

    30. Соборное Уложение 1649 г.: понятие, состав, виды преступлений; цели и

    виды наказаний.

    31. Соборное Уложение 1649 г.: судебный процесс, система доказательств.

    32. Этапы формирования крепостного права в XV—XVII вв.
    Вопрос 1. Образование древнерусского феодального государства. Норманская теория.

    Агрессивная политика Хазарского каганата нарушала торговые связи между южными и северными регионами, населенными русами. Это послужило поводом для «призыва варягов из-за моря», отсчет истории русской государственности (862).

    Пришедший из Фрисланда Рюрик со своей дружиной обосновался на Ладоге и позже в Новгороде. Это наступление было развито силами русско-шведских отрядов дошедших до Киева, вышедших на Тамань для соединения с русскими силами на Юге, а затем напавших на Константинополь.

    Через несколько лет преемник Рюрика Олег установил в Киеве собственное, независимое от северного влияния правление. Киев стал укрепляться как центр, контролирующий водный путь по Днепру («из варяг в греки»). Киев и Новгород представляли два независимых политических образования, в каждом из которых формировалась собственная особая государственность.

    Новгород был древним племенным центром, позже превратившимся в опору нового государственного образования. Новгород осуществлял свою экспансию, распространяя дань и суд на новые территории, но ее быстрый темп привел к большой раздробленности феодальных владений. В борьбе с Новгородом киевский князь Ярослав уступил ему Ладогу и Псков. Только с XI в. новгородская экспансия приостановилась встречным движением из Полоцка и Смоленска.

    Варяжский элемент несомненно сыграл важную роль в становлении русской государственности, однако, сама эта государственность возникла задолго до вторжения варягов-норманнов. Для этого были все необходимые предпосылки: у славян образовалась своя, очерченная более или менее устойчивыми границами, территория; сложилось определенное этническое, племенное, национальное единство; сформировались структуры и институты публичной государственной власти.

    В источниках упоминаются три крупных политических центра: Куяба, Славия, Артания.

    В IX в. большая часть славянских племен слилась в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

    В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. По своей форме это была раннефеодальная монархия.
    Вопрос 2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Организация центрального и местного управления.

    Киев как политический и военный центр силой, убеждениями и договорами стремился подчинить себе соседние славянские племена. Однако были вполне конкретные обстоятельства, требовавшие установления единства, это — защита территории и населения от степных кочевников. Союзниками славян в этой борьбе оказались варяжские княжества. Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах — княжеский домен и вотчинное землевладение. Правовыми основаниями для владения землей становятся пожалование, наследование, купля. В начальный период существенное значение имел захват пустующих и населенных земель.

    Формирование правящего класса приводит к появлению феодальной зависимости. Дружина князя дифференцируется на «старшую» и «младшую». Бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. В XI—XII вв. происходит оформление боярства как особого сословия.

    Дружина не имела ничего, кроме своего князя. Дружиннику за службу князь жалует землю, населенную крестьянами.

    Одним из важнейших способов обеспечения боярского хозяйства стало использование труда кабально зависимых людей(закуп).

    Бояре усиливают эксплуатацию крестьян-общинников, попадающих к ним в зависимость, с помощью (захват, насилие) и (кабала, долг). Совершая военные походы, князь с дружиной захватывает пленных и превращает их в рабов (холопов). Холопы выполняли вспомогательные хозяйственные функции, главной рабочей силой были крестьяне-общинники.

    Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности). Великий князь находился в отношениях с другими князьями. Усиление местных феодалов (XI—XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти - феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

    Первыми вассалами становились князья-наместники, не служившие непосредственно в княжеской дружине. Основной обязанностью вассалов является не уплата дани, а военная служба.

    Существовала значительная роль вечевых собраний в принятии государственных, политических решений.

    Киевский престол по традиции должен был занимать старший член княжеского рода.

    Одновременно шел процесс территориального раздробления: отдельные земли и области становились все более независимыми от Киева.

    В XI—XII вв. города заключали с князьями договоры, которые регламентировали и ограничивали княжескую власть на территориях, центром которых были областные города. Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений.

    Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община — вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы, полицейский надзор, налоги, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.

    Совет при князе состоял из бояр и «княжих мужей». Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Складывались два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина, становление системы происходило в условиях феодальной раздробленности.


    Вопрос 3. Становление древнерусского права, его основные источники.

    В Древней Руси основным источником права был обычай, закон еще не получил достаточного развития, а в качестве переходной формы от обычая к закону имело место право договоров, которым регламентировались отношения, не охваченные обычным правом.

    В IX—X вв. на Руси отсутствовали письменные сборники обычного права. Его нормы использовались в устной форме при заключении сделок и осуществлении судебных действий, широко применялись символика и священные формулы.

    Наиболее ранние письменные памятники русского права — это тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являвшийся, по-видимому, сводом устных норм обычного права.

    В договорах упоминалась смертная казнь, штрафные санкции, регламентировались право найма на службу, меры по поимке беглых рабов. В них определялось юридическое положение русских купцов и воинов в Византии, торговые льготы и пошлины, положения о взаимном выкупе рабов и пленников

    «Право договоров» значительно раньше обычного начинает фиксироваться в письменном виде. Его нормы содержались в договорах Руси с Византией (X в.), междукняжеских договорах, договорах с вольным Новгородом (XIII в.).

    Нормы уголовного права: о наказаниях за причинение телесных повреждений и об имущественных преступлениях (краже, грабеже и разбое). К области гражданского права относились нормы о наследовании по завещанию, по закону, о рабовладении и взаимном обязательстве возвращать беглых рабов.

    Заключение договоров, контрактов, получение согласия сторон в споре часто выражались посредством жестов, ритуальных действий или произнесения священных слов. Носителями памяти о конкретном решении дела были живые люди, подчас для того чтобы память о судебном решении жила как можно дольше, в судебный процесс приводили детей.

    Приговоры и судебные решения принимались от случая к случаю, в соответствии с конкретными обстоятельствами дела. Для лиц, разбиравших тяжбы и проступки (князь, боярин, представитель общины и т.п.) это занятие не было основным, они не были профессиональными судьями.

    Вместе с тем практика судебных разбирательств на основе обычая, вырабатывала прецеденты, закрепленные повторением способы разрешения дел.

    Вопрос 4. Церковные уставы русских князей.

    К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X—XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи.

    Государство передавало Церкви со всех собираемых даней десятину.

    После принятия Русью христианства византийское влияние усилилось не только в сфере религиозно-культурной, но и собственно правовой. Особенно сильным было воздействие византийского церковного права. Как церковные, так и гражданские законы, содержавшиеся в византийских церковных книгах воспринимались русским правом избирательно, применительно к местным национальным условиям.

    Церковные и гражданские постановления во многих сборниках объединялись между собой по сходству содержания — такие книги получили название Номоканонов. В конце IX в. наиболее известным стал Номоканон патриарха Фотия, в котором параллельно церковным правилам были подобраны статьи и комментарии к ним из Кодекса и Новелл императора Юстиниана.

    Как влияние византийского права, так и факты его приспособления, адаптации к местным условиям весьма заметны в содержании Русской Правды и церковных уставов Владимира Святого и Ярослава Мудрого

    Устав Владимира очерчивал церковную юрисдикцию над всеми христианами по следующим делам:

    1) преступления против христианской веры и устоев Церкви;

    2) преступления против христианской нравственности (о покушениях на женскую честь, изнасилование, браки между ближайшими родственниками);

    3) по всем семейным делам (иски о разводе, споры о наследстве).

    Кроме того, Устав Владимира очертил круг лиц, «людей церковных, богодетельных», на которых юрисдикция церковных судов распространялась по всем делам и вопросам.

    В этот круг включались: духовенство белое (с семьями) и черное (монашеское); миряне, служащие Церкви, врачи и повивальные бабки, люди убогие, получающие от Церкви содержание, вольноотпущенники по духовному завещанию.

    Устав Ярослава, как и Устав Владимира был частной кодификацией норм церковного права, в которую были внесены санкции, заимствованные из Русской Правды, что превращало его в систематический церковный судебник.

    Устав Ярослава отличается от Устава Владимира кругом регламентируемых объектов: некоторые из них (преступления против веры и Церкви, десятина) вовсе не упоминаются, Неупомянутые поджоги, убийства и воровство, в Уставе Ярослава передаются в ведение церковных судов. Устав Ярослава не просто перечисляет преступные деяния, но и определяет за них наказания. Система наказаний и порядок судопроизводства во втором уставе зависят от двух различных понятий: греха и преступления.

    Вопрос 5. Русская Правда: источники, система, редакции. Точки зрения историков по поводу происхождения Русской Правды.

    Существовала Краткая, Пространная и Сокращенная редакция Русской правды. Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст. 1—18), Правды Ярославичей (ст. 19—41). Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделялась на Суд Ярослава (ст. 1—52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53—121). Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции.

    Существующие в литературе две противоположных оценки признают Русскую Правду либо официальным сводом княжеского права действующего на Руси, либо частным сборником юридических обычаев и судебной практики.

    По мнению Ключевского, Русская Правда представляла собой дополнение к Кормчей книге, а ее текст сформировался в сфере не княжеского, а церковного судопроизводства. В ее основу положен целый ряд церковно-правовых источников византийского происхождения — Номоканон, Эклога, Закон судный людем, Прохирон. В круг ее источников попали оба церковных устава.

    Источниками кодификации были нормы обычного права и княжеская судебная практика

    Во многих случаях текст Правды является переложением, пересказом княжеских законов. При этом пересказ отражал идеологическую позицию кодификатора: в тексте опускаются составы преступлений, санкции и процессуальные действия, имевшие место в действительном судопроизводстве; нет раздела о государственных преступлениях, отсутствуют смертная казнь и судебный поединок, против которых всегда активно выступала Церковь.

    Со временем действие Русской Правды выходит за пределы церковной юрисдикции и судопроизводства и распространяется на княжеское судопроизводство. Однако будучи сборником обычаев и церковного законодательства, Правда остается руководством, пособием для княжеских судей.

    Краткая редакция Русской Правды состоит из двух частей: первая, включающая 17 статей, содержит нормы об убийстве, побоях, о нарушении права собственности и способах его восстановления, о вознаграждении за порчу чужих вещей. Во второй части содержатся решения, принятые на княжеском съезде потомков Ярослава, дополняющие уже имеющиеся статьи нормами судебных пошлин и расходов.

    Пространная редакция развивает положения Краткой, выстраивая их в более стройную систему, и добавляет к ним нормы, установленные законодательством Владимира Мономаха. Разделение Правды на «Суд Ярослава» и «Устав Владимира» довольно условное: с именами этих князей связаны только первые статьи разделов, остальные статьи кодекса заимствованы из разных эпох и источников, ведь в задачу Правды входило собрать и включить в свой состав разные нормы, которые кодификатор считал необходимым закрепить.

    Русскую Правду можно определить как кодекс частного права.

    Вопрос 6. Русская Правда: правовое положение населения Древней Руси.

    В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. Нормы о двойной уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования земли для представителей этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы феодалами, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

    Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, также существовали промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства). Городское население делилось на ряд социальных групп — боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы).

    Зависимые («крепостные») смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям (землю — только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта