Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность работы

  • Предмет курсовой работы

  • Гипотеза

  • Глава 1. Элементарное музицирование

  • 1.2. Задачи элементарного музицирования

  • Глава 2. Методики игры на музыкальных инструментах 2.1. Методика по программе Т. Тютюнниковой « Элементарное музицирование

  • 2.2. Методика по программе И.М. Каплуновой " Наш весёлый оркестр"

  • Глава 3. Реализация методики элементарного музицирования с детьми дошкольного возраста в МБ ДОУ №21

  • 3.1. Практические занятия с детьми

  • 3.2. Результат исследования

  • элементарное музицирование. Курсовая. Элементарное музицирование детей на занятиях в дошкольном образовательном учреждении


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеЭлементарное музицирование детей на занятиях в дошкольном образовательном учреждении
    Анкорэлементарное музицирование
    Дата09.06.2022
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая.docx
    ТипКурсовая
    #579923


    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА

    КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНОГО И СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
    Направление подготовки 53.03.06

    Музыкознание и музыкально- прикладное искусство

    Профиль ( Музыкальная педагогика)

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    на тему: «Элементарное музицирование детей на занятиях

    в дошкольном образовательном учреждении»
    Работу выполнила:

    студентка 4 курса гр. ЗАБ-53.03.06-41

    А.П. Меркушева

    Научный руководитель:

    кандидат педагогических наук, доцент

    Е.Г. Штенникова

    Итоговая оценка по курсовой работе

    _________________________________

    «____» _______________ 2021 г.

    Ижевск – 2021 г.

    Содержание

    Введение.......................................................................................................3

    Глава 1. Элементарное музицирование............................................................5

      1. Элементарное музицирование в ФГОС ................................................ 6

      2. Задачи элементарного музицирования.............................................7

    Глава 2. Методики элементарного музицирования

    2.1. Методика по программе Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование».................................................................................................11

    2.2. Методика по программе И. Каплуновой " Наш весёлый оркестр" ....13

    Глава 3. Реализация методики элементарного музицирования с детьми

    дошкольного возраста в МБ ДОУ №21..........................................................15

    3.1. Практические занятия с детьми.................................................................18

    3.2. Результат исследования ............................................................................ 20

    Заключение...................................................................................................23

    Список литературы..................................................................................... 24

    Приложения .................................................................................................25



    Введение

    В Федеральном Законе об образовании говорится, что дошкольное образование направлено на "формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста" [1].

    В своей работе с детьми я ищу новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой музыкальной классики, выбираю более эффективные средства музыкального воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

    Музицирование является новым в музыкальном воспитании детей в детском образовательном учреждении и в занятиях выделен особо. Без ритма невозможны пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребёнка, но его необходимо выявить и развить.

    Актуальность работы:

    Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед мной как педагога, это раннее выявление задатков и способностей у детей и дальнейшее их развитие. Музыка обладает возможностями воздействия на детей с самого раннего возраста. Как провести ребенка по первым тропинкам мира музыки, научить слушать и слышать, понимать и чувствовать его красоту? Такие вопросы всегда стояли передо мной. Решение данной проблемы я нашла в использовании системы элементарного музицирования Карла Орфа.  Важно, как можно раньше предоставить ребенку возможность соприкоснуться с музыкой и научить его музыке мягким и ненавязчивым образом.

    Элементарное музицирование способствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах. Происходит как бы слияние, упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.

    В своей работе с детьми я сталкиваюсь с такой проблемой, как нехватка музыкальных инструментов. Маленькие дети ещё неуклюжи и порой инструменты просто выпадают у них из рук и ломаются.

    Объект курсовой работы: развитие музыкальных способностей детей на занятиях музыки в дошкольном образовательном учреждении в процессе игры на музыкальных инструментах;

    Предмет курсовой работы: элементарное музицирование на занятиях музыки в дошкольном образовательном учреждении.

    Цель: выявить методические принципы, которые способствуют развитию музыкальных способностей дошкольников в процессе инструментального музицирования.

    Задачи:

    1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме;

    2. использование детских музыкальных инструментов музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении;

    3. Определение эффективности инструментальных упражнений, используемых для развития музыкальных способностей дошкольников.

    Методы, использованные при написании курсовой работы:

    1) Анализ литературы, педагогики, психологии, музыковедения, музыкального исполнения;

    2) Педагогические наблюдения за процессом развития навыков игры на элементарной музыке у дошкольников.

    Гипотеза: можно предположить, что развитие музыкальных способностей дошкольников зависит от игры на музыкальных инструментах.

    Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.

    Глава 1. Элементарное музицирование

    Элементарное музицирование – это устный вид деятельности, основанный лишь на «здесь и сейчас».  Все элементы музицирования короткие и простые, и ребёнок может их очень просто запомнить, варьировать, что само по себе и является процессом творчества.

    Немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982) разработал поистине уникальную авторскую систему, которая направлена на комплексное музыкальное развитие детей.  Данная система относится к числу самых востребованных в современной педагогической практике, в особенности в аспекте развития чувства ритма.

    "Система элементарного музицирования основана на шести главных принципах:
    1. Суть занятий по системе Орфа составляет соединение музыки, слова и движения.

    2. Особая атмосфера занятия, где царит увлеченность, раскованность, внутренний комфорт на основе широкого применения коммуникативно-двигательных игр.

    3. В основе занятия лежит творческая деятельность детей, в которой они могут фантазировать, проявлять индивидуальность.

    4. Спонтанность, сиюминутность рождения и воплощения идей, атмосферы и импровизационности.

    5. Сведения до минимума этапа разучивания, организация занятия как учебно-занимательного музицирования.

    6. Детские импровизации являются коллективными, роль ребенка может быть не большой, но важно его участие в сотворчестве" [2, с. 34].

    "Идея Карла Орфа созвучна детскому пониманию картины мира. Ведь дети понимают мир целостно. И процесс элементарного музицирования тоже является целостным, так как в нём неразрывно взаимосвязаны и пение, и движение, и игра на музыкальных инструментах. А это очень понятно и доступно ребёнку. И что самое главное – детям нравится элементарное музицирование, так как любой ребёнок любит петь, двигаться под музыку  и экспериментировать  с разнообразными музыкальными инструментами и различными «шумелками», «гремелками», «шуршалками». У ребёнка есть всё необходимое: пение, речь движение, игра в так называемом детском оркестре" [6, с. 26].

    К. Орф считает, что самое главное – атмосфера занятия: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.

    1.1. Элементарное музицирование в ФГОС

    Идея элементарного музицирования созвучна с ФГОС, так как по ФГОС к музыкальному воспитанию предъявляетсяряд условий:

    – обучение должно происходить в игре;

    – дифференциация и индивидуализация обучения;

    – обучение детей в творчестве, в соответствии с интересами и собственного видения ребёнком образовательного процесса и результата.

    Ребёнок учится всегда, каждую минуту. Играя он учится всему, что ему нужно. Поэтому следует как можно чаще отходить от традиционных обучающих занятий, следуя за детскими желаниями, интересами, потому что именно там находится зона его ближайшего развития на данном этапе.

    Ребёнок развивается в творчестве, создавая свои продукты творчества. Следует отметить, что детское творчество самоценно уже само по себе. И в музыкальном обучении важен не столько результат, сколько сам процесс.  Мы даём ребёнку возможность понять, что он может многое. Если что-то он ещё не умеет, то всегда может либо научится этому, либо придумать сам свой способ творческого выражения: пения, движения, игре на инструменте.

    Всё это реализуется во время  элементарного музицирования, поскольку сущностью элементарного музицирования является игровая педагогика. Суть игровой педагогики состоит в том, что ребёнок играет, но не догадывается, что при этом его учат. И педагог, обучая,  тоже находится  в позиции игры. Он играет вместе с детьми. Это особенно важно  в дошкольной педагогике.

    "В элементарном музицировании большое внимание уделяется детскому музыкальному творчеству. Дети получают первоначальные навыки, исполняют детские песни, но акцент делается на том, чтобы исполнить эту песенку по-особенному, по-своему: придумать свой аккомпанемент, свои движения, какие-то речевые дополнения, проигрыши" [7, с. 12].

    У элементарного музицирования совершенно другой формат в отличие от традиционных музыкальных занятий. Меняются репертуар и  задания: это не разучивание с детьми готовых музыкальных произведений, а создание своих небольших музыкальных форм, которые могут объединять в себе пение, движение, речь и игру на музыкальных инструментах. Например, можно озвучить рассказ, используя звуки своего тела (шлепки, щелчки, притопы, хлопки), голосовую импровизацию, звуки шумового оркестра, пластические движения.  Так же это и другой подход музыкального руководителя к процессу обучения. Его можно назвать импровизационным подходом: следовать за детьми, за их желаниями.

    Таким образом, используя в своей работе элементарное музицирование на основе орфовской педагогики, "мы реализуем и ФГОС: творчество, игру и индивидуализацию обучения. Эта педагогика несёт в себе всё то, что необходимо для развития и обучения ребёнка" [8, с. 13].
    1.2. Задачи элементарного музицирования

    В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

    В течение учебного года также необходимо решать следующие задачи:

    "Обучающие:

    1.Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.

    2.Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.

    3.Знакомить детей с равномерной ритмической пульсацией и простейшим ритмическим рисунком, динамикой и темпом, используя «звучащие жесты» и игру на различных детских музыкальных инструментах.

    4.Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.

    5.Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.

    6.Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.

    Воспитательные:

    1.Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.

    2.Направлять детей управлять своим поведением и планировать свои действия.

    3.Воспитывать творческую инициативу.

    4.Формировать сознательные отношения между детьми.

    Развивающие:

    1.Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

    2.Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

    3. Развивать мышление, аналитические способности.

    4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.

    5.Способствовать координации двигательных функций организма.

    6.Развивать любознательность, фантазию, творческие способности, музыкальный вкус" [3, с. 54].

    Дошкольник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;

    Мне хочется отдельно остановиться на поставленных задачах музицирования по группам.

    "Младшая группа:

    1. Выполнять ритмические хлопки в ладоши и по коленям

    2. Различать понятия "тихо" и "громко", уметь выполнять различные движения (хлопки и "фонарики") в соответствии с динамикой музыкального произведения.

    3 Произносить тихо и громко своё имя, название игрушки в разных ритмических формулах (уменьшительно)

    4. Играть на музыкальном инструменте, одновременно называя игрушку или имя.

    5. Различать долгие и короткие звуки

    6 Проговаривать, прохлопывать и проигрывать на музыкальных инструментах простейшие ритмические формулы

    7 Правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов" [3, с. 3].

    "Средняя группа

    1. Пропевать долгие и короткие звуки;

    2. Правильно называть графические изображения звуков;

    3. Отхлопывать ритмические рисунки песенок;

    4. Правильно называть и прохлопывать ритмические картинки.

    5. Играть произведения с ярко выраженной двухчастной формой;

    6.Играть простейшие ритмические формулы на музыкальных инструментах;

    7. Играть последовательно" [3, с. 5].

    "Старшая группа:

    1. Проговаривать ритмические формулы;

    2. Прохлопывать ритмические песенки;

    3. Понимать и ощущать четырёхдольный размер("Музыкальный квадрат")

    4. Различать длительности в ритмических карточках;

    5. Играть на музыкальных инструментах выложенные ритмические формулы;

    6. Осмыслить понятие "Пауза";

    7. Сочинять простые песенки;

    8. Выслушивать предложенный ритм до конца и повторять его" [3, с. 7].

    "Подготовительная группа:

    1. Ритмично играть на разных инструментах по подгруппам, цепочкой;

    2. Выкладывать различные ритмические формулы, проговаривать, прохлопывать, играть на музыкальных инструментах;

    3. Самостоятельно выкладывать ритмические формулы с паузами;

    4. Уметь играть двухголосие;

    5. Ритмично проговаривать стихотворные тексты, придумывать на них ритмические формулы;

    6. Самостоятельно играть ритмические формулы на музыкальных инструментах;

    7. Ритмично играть на палочках" [3, с. 9].

    Глава 2. Методики игры на музыкальных инструментах

    2.1. Методика по программе Т. Тютюнниковой

    «Элементарное музицирование»

    Татьяна Эдуардовна Тютюнникова разработала свою авторскую программу «Элементарное музицирование с дошкольниками» по системе музыкальной педагогики К.Орфа. Программа родилась как объединение двух идей: систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения. Суть её метода заключается в приобщении детей к музыкальной деятельности через игру на простейших музыкальных инструментах. "В основе программы лежит идея творческого музицирования как коллективной синкретической деятельности (пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизированная театрализация) " [9, с. 23].

    Новизна данной авторской программы состоит в разработке структуры творческой деятельности детей как учебной. Программа предполагает системную реализацию игрового подхода в обучении. Игровое обучение – это скрытое обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.

    Цель программы – привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления, развить природные способности ребёнка.

    Главный принцип педагогики по Т. Тютюниковой — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, где ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки. Для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка.

    "Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив" [8, с. 21].

    Я согласна с Татьяной Эдуардовной, что успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого необходимо запланировать целый ряд мероприятий.

    Во-первых, это индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели учатся играть на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле.

    Во-вторых, проведение консультаций, во время которых они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок песни.

    Проведение консультаций в предпраздничные дни: занятия с ведущими, обыгрывание различных игр, в том числе музыкально-дидактических, которые требуют от ведущего владения несколькими детскими музыкальными инструментами.

    Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах. Меня привлекает в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов.

    2.2. Методика по программе И.М. Каплуновой  "Наш весёлый оркестр"

    Девиз программы Ирины Михайловны Каплуновой: "Ввести ребёнка в мир музыки радостью и улыбкой". "Этапы работы:

    1 этап: Развивать способность детей к подражанию, знакомство с детскими музыкальными инструментами и способами игры на них;

    2 этап: Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы, умение действовать сообща в коллективе.

    3 этап: Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных видах деятельности, способности к самовыражению" [4, с. 12].

    Формы работы с детьми: фронтальная, индивидуальная, игровая.

    Данная методика состоит из разделов:

    "1. Знакомство с музыкальными инструментами.

    Познакомить детей с миром музыкальных инструментов, их происхождением. Рассказать о музыкальных и немузыкальных звуках, классификации музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром русских народных инструментов и симфоническим оркестром.

    2. Моделирование элементов музыкального языка. Познакомить детей с элементарной музыкальной грамотой: метрическим пульсом, темпом, двух и трёх дольным размером, сильной долей. Познакомить с понятиями: гамма, тоника, динамика: форте, пиано, глиссандо, ускорение и замедление темпа при игре на инструментах, агогика. Графическое изображение длительностей, высоты нот, их постепенное движение вверх и вниз.

    3. Музыкально-ритмические игры и упражнения. Закреплять знания элементов музыкального языка в играх и упражнениях посредством игры на музыкальных инструментах, исполнять «музыкальные жесты», использовать ритмодекламацию.

    4. Игра в оркестре (ансамбле). Овладевать игрой на ударных инструментах. Играть и заканчивать игру вместе, понимать жест дирижёра.

    5. Музыкально-игровое творчество. Побуждать детей к самостоятельной импровизации на музыкальных инструментах. Звукоподражать голосам животных и птиц. Придумывать свой ритмический рисунок и подыгрывать музыкальному сопровождению. Играть с дирижёром, сочинять музыкальное сопровождение " [4, с. 15].

    Детские песни с инструментальным сопровождением.

    "Рекомендации по оркестровке:

    1. Произведение должно быть небольшим, а мелодическая партия на клавишных инструментах должна быть лёгкой. Достаточно играть либо последовательно несколько нот или же первые ноты тактов

    2. Ударные инструменты играют сильную долю, метр, небольшие ритмические рисунки

    Рекомендации по заучиванию:

    1. прежде чем приступить к разучиванию, нужно несколько раз на музыкальных занятиях прослушать произведение;

    2. Внести необходимые инструменты и дать возможность детям поимпровизировать на предложенную мелодию. Педагогу следует наблюдать за детьми, вполне возможно, что кто-то начнет играть так, как нужно

    3. Обязательно прохлопать в ладоши по показу педагога в разных вариантах. например : – сильную долю такта, первую и третью четвертью такта, метр; – разнообразные ритмические рисунки.

    4. Выучить отдельно партию одного вида инструментов, затем другого, а потом играть одновременно две партии, внимательно слушая себя и других " [4, с. 17].

    Глава 3. Реализация методики элементарного музицирования

    с детьми дошкольного возраста в МБ ДОУ №21
    В дошкольном возрасте малыш быстро развивается как физически, так и психически. Данный возраст охватывает период от 3 до 7 лет. Начинается с отделения себя от родителей и заканчивается развитием самосознания. Он подразделяется на 3 этапа:

    • младший дошкольный возраст (3-4 года);

    • средний дошкольный возраст (4-5 лет);

    • старший дошкольный возраст (5-7 лет).

    В возрасте 3-4 лет малыш начинает активно самоутверждаться. Он стремится все делать самостоятельно и по-своему, расхваливает себя, свои действия и требует того же от взрослых. Нередко проявляются такие реакции, как непослушание, упрямство. Переход от наглядно-действенного вида мышления к наглядно-образному. Внимание и память носят непроизвольный характер.

    У дошкольников среднего возраста формируются устойчивые привязанности к взрослым, для психологического здоровья малышу требуется родительская любовь, внимание и понимание. Активизируются творческие способности, появляется произвольность внимания и памяти, эмоциональные реакции становятся более стабильными, развиваются волевой и морально-нравственный компоненты личности. Формируется совесть и чувство долга, твердо усвоены нормы и правила поведения в обществе, понятия о добре и зле, дружбе и любви. Дети этого возраста любят веселые игры, их забавляют нелепицы и небылицы.

    Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста характеризуются тем, что на данном этапе развития широкие познавательные интересы выходят на первый план. Это возраст маленьких «почемучек», желающих понять, как устроен мир. Характерная особенность этого возрастного периода — любознательность, острое желание понять окружающую действительность. Очень важно поддержать ее, чтобы в дальнейшем она трансформировалась в интерес к учебе и любовь к знаниям.

    В детском саду я работаю по программе музыкального воспитания детей дошкольного возраста "Ладушки" И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой. Взаимодействие с дошкольниками я выстраиваю с помощью использования приемов побуждения, предложения, совместного поиска, наблюдения и помощи.

    С детьми я занимаюсь с 2008 года, уже тогда я начала использовать в работе музыкальные инструменты. В 2021 году я прошла учёбу по теме: "Детский оркестр без границ" и активно использую полученный материал в своей работе [приложение 1]. Теперь, занимаясь с дошкольниками элементарным музицированием, я ставлю для себя следующие задачи:

    1.Изучить весь имеющийся материал, знакомящий с пособием по музыкальному воспитанию детей. Изучить теоретические подходы к  музыкальному развитию дошкольников средствами элементарного музицирования;

    2.Подобрать музыкально-дидактический материал по элементарному музицированию;

    3.Использовать в работе пьесы-модели  К. Орфа для того, чтобы стимулировать  музыкальное творчество детей, вызвать к жизни детское музицирование (в первую очередь коллективное), радость, которая возникает при плодотворном воздействии индивидуальных и коллективных творческих проявлений;

    4.Повысить уровень компетентности педагогов ДОУ и родителей в музыкальном развитии дошкольников;

    5. Использовать детские музыкальные инструменты в певческой деятельности.

    В своей рабочей программе я разработала план по самообразованию на год [5, с. 60].

    В младшем дошкольном возрасте дети импровизируют на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (например, шум приближающегося и удаляющегося поезда).

    В средней группе они могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию.

    В старшем возрасте задания усложняются. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений: контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого, контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно, контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба и т. п.)

    Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя)можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно.

    Шумовые инструменты имеются в музыкальном уголке каждой группы. Кроме этого можно и нужно использовать инструменты из бросового материала - листки бумаги, фольга, крышки, расчёски, коробочки, ложки, камешки, баночки с горохом могут превратиться в инструменты, всё зависит от наших фантазий.

    3.1. Практические занятия с детьми

    В работе с детьми я использую игровой подход, который представляет собой единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.

    На музыкальных занятиях я не только разучиваю с детьми определенный репертуар, но и обучаю навыкам игры на музыкальных инструментах, знакомлю с их выразительными возможностями, побуждаю к музицированию, импровизации.

    В работе с детьми я использую специальный комплект инструментов, называемый “Орфовский набор”. Это: ксилофоны и металлофоны, деревянные палочки (клавесы) , деревянная коробочка (тон-блок), трещотки, рубель, ложки, тарелки, треугольники, бубенцы, маракасы.

    В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека.

    На начальном этапе обучения детей игре на музыкальных инструментах я часто провожу в комплексе с распевкой (5 или 6 минут на каждом занятии). Используя музыкальные инструменты, дети дополняют простейшие мелодии, которые исполняют как распевки. На данном этапе обучения можно использовать не только попевки, но и русские народные песни, поскольку русские народные песни – это бесценный народный фольклор, роль которого в нравственном воспитании весьма велика.

    Творческие задания ребята могут выполнять как индивидуально, так и коллективно — например, шумовой оркестр. Мы обсуждаем с детьми, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ.

    Творческие задания для шумового оркестра я применяю уже в младших группах: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки.

    На занятиях я предлагаю детям несложные композиции, где я руковожу динамикой, очередностью звучания инструментов по одному, группами, вместе. Когда дети усвоят свои партитуры, то «дирижерами» становятся сами дети.

    Разыгрывая какую-нибудь сказку или инсценировку, мои дети «украшают» её всевозможными звуками, как музыкальными, так и шумовыми.  Перед этим мы ведем с ними предварительную беседу, какие же инструменты могли бы более точно передать сказочный образ или природное явление. Ребята выбирают самостоятельно инструмент, а может быть и желают смастерить его дома. С помощью музицирования можно украсить и сделать более выразительными всевозможные потешки, шутки, небольшие стихи.

    К каждому празднику мы с ребятами готовим оркестровые номера. К Весеннему празднику мы будем исполнять такие пьесы как «Итальянская полька» Рахманинова, «Вальс-шутка» Шостаковича, «Добрый жук» Спадавеккиа и «Танец Петрушки». Основным фоном этих произведений будут являться аудиозаписи классических произведений, а наши дети будут ритмически четко обыгрывать эти произведения своей незатейливой игрой.

    Одно из любимых упражнений детей, когда я раскладываю разные инструменты по круг – дети бегут под музыку по внешнему кругу. Как только музыка останавливается каждый берёт и играет на том инструменты, который ему достался под ритм предложенной мелодии.

    Еще одно упражнение подходит как малышам, так детям старшего дошкольного возраста. Все встают лицом вкруг и передают любой музыкальный инструмент и при этом все должны петь: "Поиграй, отдай другому". Соответственно, на слова поиграй – все играют, передай – должны передать. Если это, к примеру, бубен – мы обговариваем с детьми, каким приёмом мы будем играть( либо тремоло, либо стучим бубном по ладошке в такт музыке). Во второй младшей группе на начальном этапе вместо музыкального инструмента я использую мягкую игрушку и слова: "Улыбнись – отдай другому". Не у всех детей сразу получается, многие торопятся и, не вдумываясь, передают игрушку.

    Активно я использую «Звучащие жесты» К.Орфа - это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и другие. Я ставлю с детьми шумовые сказки, когда озвучивается каждая строчка, при чём это может быть не обязательно музыкальный инструмент. Очень удобно их брать на праздники, так как они не требуют усиленной подготовки.

    Сейчас практикую новый вид деятельности для себя – это бумажный оркестр. Это когда у каждого ребёнка разноцветный листок бумаги и под музыку нужно извлечь определённый звук в такт музыки. Получается очень необычно и красиво.
    3.2. Результат исследования

    Одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей является элементарное музицирование. Дети с большим желанием и очень увлеченно играют на музыкальных инструментах. 

    У детей появилась ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Я заметила, что оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

    В исполнение патриотических песен я даю одному из детей барабан, для него это очень ответственная миссия – отбивать ритм в такт. Он чувствует себя гордо и старается не подвести своих друзей и меня.

    Также в своей работе использую метод К.Орфа – эхо.  Ребенок повторяет ритм, заданный педагогом. Это очень хорошо помогает наладить связь с детьми, каждый ребёнок смотрит тебе прямо в глаза, чтобы запомнить ритм. вырабатывается сосредоточенность, внимание.

    К концу года работы с детьми старшего дошкольного возраста я заметила, что они стали лучше импровизировать, перестали стесняться, у них начала работать фантазия.

    В 2019 году мои воспитанники участвовали в городском конкурсе "Живая классика", номинация "Шумовой оркестр", где заняли 1 место [приложение 2].

    Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей искусству различения тембрового звучания инструментов. Важным моментом в элементарном музицировании является индивидуализация. Например, Ваня лучше поёт, а Оля лучше танцует, Никита – играет на барабане. Сегодня, например, Маша желает быть зайчиком,  а завтра будет лисичкой, Миша хочет взять металлофон, хотя вчера играл на бубне и т.д. Как правило, тот или иной выбор дети делают не просто так. Они оценивают свои возможности, понимают, что у них сегодня может получиться, а что нет.

    "Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи" — все эти формы вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи ее.

    Дети нашего детского сада увлеченно играют в оркестре на музыкальных инструментах фабричного изготовления, также на инструментах–самоделках, выполненных из самых разнообразных бытовых предметов, что является неотъемлемой частью элементарного музицирования системы Карла Орфа, средством творческого самовыражения, источником радости для детей.

    Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с различными музыкальными жанрами. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления: будь то праздник, развлечение, маленький концерт, большой конкурс, только обязательно, чтобы присутствовали зрители, слушатели (дети соседних групп, родители, педагоги).

    Заключение

    Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.

    Я заметила, что у дошкольников улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

    Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.

    Я считаю, что элементарное музицирование может стать первой очень важной ступенькой, которая поможет ребенку открыть для себя мир музыки, овладеть игрой на простых музыкальных инструментах.

    Мне очень нравятся слова немецкого композитора Карл Орфа: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь" [2, с. 123].

    Список литературы
    1. Федеральный закон  "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г. №273-ФЗ Глава 7, ст.64. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.03.2021).
    2. Баренбойм, Л. А. "Элементарное музыкальное воспитание по К. Орфу" – М. Совет композиторов, 1978. – 367 с. 34, 123.

    3. Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста "Ладушки" – С.- П.: Невская нота, 2017. – 134 с. 3,5,7,9,54.

    4. Каплунова, И.М. Методическое пособие "Наш весёлый оркестр" – С. - П.: Невская нота, 2017. – 189 с. 12,15,17.

    5. Меркушева, А.П. Рабочая программа по образовательной программе "Музыка" – Ижевск, 2020. – 230 с. 60.

    6. Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа – С. - П.: АСТ, 2001. – 154 с. 26.

    7. Тютюнникова Т.Э., Буренина, А.И. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО "Тутти" - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Аничков мост, 2017. – 142 с. 12.

    8. Тютюнникова, Т.Э. Шумовой оркестр для детей «Весёлая шарманка» – С.-П.: Невская нота, 2012. –165 с. 13,21.

    9. Тютюнникова, Т.Э. Речевые игры. Пение с орфовскими инструментами «Учусь творить, Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» – С.-П.: Невская нота, 2012. – 200 с. 23.

    Приложение 1







    Приложение 2







    написать администратору сайта