Главная страница
Навигация по странице:

  • Техническая эстетика – вопросы 13…42.

  • Практические задачи – разработка месторождения группой цепных приводов, задачи 2, 7. Практическая задача 2.

  • Учебная цель.

  • Государственным стандартом

  • Желтый

  • (синий прямоугольник с бельм квадратом в середине)

  • Практическая задача 7.

  • Учебная цель

  • Основы эстетики Ответы на вопросы. Основы эстетики. Эргономика верховой буровой установки, вопросы 6170


    Скачать 294.35 Kb.
    НазваниеЭргономика верховой буровой установки, вопросы 6170
    АнкорОсновы эстетики Ответы на вопросы
    Дата07.04.2022
    Размер294.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсновы эстетики.docx
    ТипДокументы
    #451576

    Архипов Петр Федорович

    МПдЗ-18-01

    Вариант 7.
    Эргономика – «верховой» буровой установки, вопросы 61…70.

    61. Позволяет ли форма и положение стрелки легко считывать необходимые цифры?

    Ответ: С цифровыми часами необходимо просто уметь считывать цифры, обозначающие часы и минуты. Однако, порой можно запутаться, когда в часах используются римские цифры или военный формат времени. Тем не менее, даже с этим несложно разобраться, если немного постараться. С определенной долей практики вы научитесь без труда считывать время по часам. Шаги. Метод 1 из 3 ... Используйте короткую стрелку часов, чтобы узнавать часы. У часов есть две основные стрелки: короткая и длинная. Положение короткой стрелки определяет часы. На какое число она указывает, такой сейчас и час. Источник информации. Например, стрелка может показывать на цифру "1". Это означает, что сейчас один час.

    62. Не возникает ли дополнительная погрешность считывания из-за параллакса?

    Ответ: Термин параллакс в данном тексте означает раздвоение изображений одного из двух разноудаленных от наблюдателя объектов при их одновременном рассматривании двумя глазами. Проиллюстрируем сказанное следующим примером. Сидя на своем месте, обратите внимание на какой-либо неподвижный объект средней величины с достаточно четкими контурами, находящийся в (2-х … 4-х) метрах от вас, например, настенный светильник или выключатель, косяк двери, ваш приятель и т.п..

    63. Не препятствуют ли считыванию показаний блики на стеклянных щитках приборов?

    Ответ: Препятствует считывания показаний приборов являются световые блики и нежелательное отраженное изображение в покровном стекле прибора. Нежелательное освещение прибора внешним светом также может мешать. Чтобы избавиться от излишнего освещения приборов внешним светом, над панелью выполняют козырьки или отдельные приборы помещают в достаточно глубокие «колодцы» с черными стенками, а покровные стекла наклоняют и придают им специальную форму.

    64. Не мешают ли восприятию показаний тени от стрелок, обрамление приборов и органов управления?

    Ответ: Зрительное восприятие формы предметов и их изображения в учебном рисунке в значительной мере определяется пониманием закономерностей светотени. Эти закономерности легко проследить и понять, наблюдая за окружающими нас предметами, освещенными как естественным, так и искусственным светом. Благодаря источнику света человек способен зрительно воспринимать и различать те или иные формы освещенных поверхностей предметов в пространстве. Кроме собственной тени, от самого предмета падает еще одна - падающая тень.

    65. Не вызывает ли оцифровка делений на шкале погрешности при считывании показаний?

    Ответ: Обычно цена наименьшего деления шкалы стрелочного прибора согласована с погрешностью самого прибора. Если класс точности используемого прибора неизвестен, за погрешность всегда принимают половину цены его наименьшего деления.

    66. Могут ли быть определены специфические группы приборов с помощью различных цветов фона приборных изделий?

    Ответ: Современного человека повсеместно окружают различные приборы и автоматы, призванные облегчить жизнь и условия труда. По мере совершенствования технологий и развития промышленности, станки и автоматы, окружающие нас повсеместно, становятся совершеннее, производительнее и сложнее. Каждый их этих приборов имеет определенный интерфейс для общения с пользователем. Проще говоря, имеет приборную панель, с помощью которой пользователь может управлять прибором или станком. На приборную панель выводятся и показания данных измерения и контроля, здесь же расположены и органы управления.

    67. Идентичны ли деления шкал различных приборов?

    Ответ: Шкала́ (лат. scala — лестница) — часть показывающего устройства средства измерений, представляющая собой упорядоченный ряд отметок вместе со связанной с ними нумерацией или техническая отметка на шкале измерительного прибора. Шкалы могут располагаться по окружности, дуге или прямой линии. Показания отсчитываются невооружённым глазом при расстояниях между делениями до 0,7 мм, при меньших — при помощи лупы или микроскопа, для долевой оценки делений применяют дополнительные шкалы — нониусы.

    68. Достаточно ли близко расположены приборы от соответствующих органов управления?

    Ответ: Принцип последовательного использования, согласно которому размещение приборов и органов управления соответствует последовательности операций. Принцип частоты использования, по которому наиболее часто используемые элементы помещаются в самых удобных для восприятия или манипулирования местах. Принцип оптимального расположения в зависимости от особенностей элементов с учетом точности, с которой показания прибора должны быть считаны, скорости восприятия, удобства манипулирования и т.д. Кроме того, при группировке приборов следует учитывать, что в одной группе не рекомендуется иметь более шести горизонтальных и шести вертикальных рядов.

    69. Расположены ли наиболее важные приборы и те, с которых чаще всего приходиться снимать показания в оптимальной зоне поля зрения?

    Ответ: Поле зрения – это область пространства, воспринимаемая глазом при неподвижном взоре.

    70. Одинаково ли расположены приборы и органы управления на однотипных машинах?

    Ответ: На однотипных машинах (например, комбайнах всех модификаций) следует ставить идентичные органы управления, чтобы человек легче осваивал управление, когда он переходит на управление другой машиной, и меньше ошибался.
    Техническая эстетика – вопросы 13…42.

    13. Что такое симметрия и асимметрия в композиции изделий?

    Ответ: Симметрия и асимметрия - два противоположных метода организации пространства. Симметрией называют одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия. В этом случае одна половина композиции является как бы зеркальным отражением другой.

    14. Модульные системы пропорций и их использование.

    Ответ: В модульной системе пропорций за основу берется некая исходная величина, которая служит мерой пространственного построения (или единицей измерения) композиции, она называется модулем (лат.– мера). Кратные соотношения 1:2, 1:3, 1:4 дают в прямоугольной форме повторение квадрата целое число раз, меньшая величина служит модулем большей.

    15. Поясните природу электромагнитных излучений, в том числе видимых излучений.

    Ответ: Электромагнитное излучение — это электромагнитные волны, которые возникают при возмущении магнитного или электрического поля. Современная физика трактует этот процесс в рамках теории корпускулярно-волнового дуализма.

    16. Что такое цветовой круг, его цветовая характеристика, какие бывают цветовые круги?

    Ответ: Цветовой круг — способ представления цветов видимого спектра в условной форме, обозначающей различные цветовые модели. Секторы круга представляют определяемые цвета, размещённые в порядке условно близком к расположению в спектре видимого света, причем в круг добавлен условный пурпурный цвет, который связывает крайние спектральные цвета. Цветовые круги (а их несколько и их появление связано с появлением различных теорий цвета начиная с 17-18 веков мистические теории и физические теории) мнемоническое правило, которое помогает ориентироваться в пространстве цветов, и отображать схематично различные цветовые модели. Как правило цвета представленные в круге это условные цвета максимальной цветовой насыщенности, выбранные из поля цветового охвата цветовой модели. В модели RYB цвета в цветовом круге это своего рода символы цветов — условные обозначения цветов без учёта их измеряемых характеристик. Для дизайнеров — цветовой круг построен на цветовой модели HSB.

    17. Что такое цветовое тело?

    Ответ: Цветовое тело — пространственная модель (с соответствующим математическим представлением) всех цветов, которые можно получить по законам смешения, причем мерность пространства обычно бывает равна числу перцептивных характеристик цвета.

    18. Что такое график цветности в координатах?

    Ответ: Цветовая модель — математическая модель описания представления цветов в виде кортежей чисел (обычно из трёх, реже — четырёх значений), называемых цветовыми компонентами или цветовыми координатами. Цветовые координаты — количественное описание цветового воздействия в трехмерной системе координат, например (L*, a*, b*) или (X, Y, Z), полностью определяющие цвет любой точки цветовой модели, при соблюдении некоторых стандартизованных условий рассматривания цвета.

    19. Что такое цветовой тон, насыщенность, светлота?

    Ответ: Любой цвет независимо от того, к какой группе оттенков относится, можно описать тремя характеристиками: цветовой тон, насыщенность и светлота. Цветовой тон – это сам цвет, который определяется длиной волны отражённого излучения: красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый, голубой и фиолетовый. Цвета с максимальной насыщенностью - это спектральные цвета, минимальная насыщенность дает полную ахроматику (отсутствие цветового тона).Светлота – это сетосила цвета. Изначально (спектрально) самым светлым является желтый. Самым темным - синий.

    20. Назовите наиболее характерные смешения цветов по цветовому кругу. Какие установлены законы смешения цветов?

    Ответ: Смешение цветов – одна из самых главных проблем теории и практики начального этапа обучения живописи. Есть три основных закона оптического смешения цветов. Первый закон: главной особенностью любого цветового круга является соотношение противолежащих (относительно центра круга) цветов, которое при их смешении дает ахроматический цвет. Второй закон имеет практическое значение и говорит о том, что смешение цветов, лежащих по цветовому кругу близко друг к другу, дает ощущение нового цвета, лежащего между смешиваемыми цветами.Третий закон оптического смеше­ния заключается в том, что цвета, которые выглядят одинаково, в опти­ческих смесях дают одни и те же результаты независимо от того, каков физический состав световых потоков, вызывающих ощущение этих цветов.

    21. Что такое ахроматическая шкала и ее практическое использование в цветоведении?

    Ответ: Ахроматические цвета — тона (видимые излучения, свет), не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (яркости). Ахроматические цвета характеризуются нулевыми значениями чистоты и насыщенности цвета. Они воспринимаются, как серые (от белого до черного) с отсутствием цветовых оттенков.

    22. Сущность науки колориметрии, и ее применение в цветоведении?

    Ответ: Колориметрия — наука о цвете и измерении цвета. Исследует методы измерения и выражения количества цвета, различий цветов. Возникла в XIX веке. Научную основу колориметрии, построенной на сочетании нескольких основных цветов, положил Исаак Ньютон. Дальнейшее развитие колориметрии отражено в работах немецкого математика Г. Грассмана; по законам Грассмана каждый цвет является суммой трёх других цветов, взятых в определённых долях; при этом взятые цвета должны быть независимыми, то есть, любые два из них при смешивании не должны давать третий. Математическая теория цветового тела создана советским учёным Н. Нюбергом и частично немецким учёным Р. Лютером. Измерить цвет — значит выразить его через какие-то величины, и тем самым определить его место во всём множестве цветов в рамках некоторой системы их выражения или математического описания. При измерении цвета основной задачей является определение координат цвета, так как все остальные величины вычисляются по их значениям. Координаты цвета могут быть либо определены непосредственно при помощи трёхцветных колориметров или компараторов цвета, либо вычислены на основании спектров диффузного отражения или пропускания.

    23. Назовите лучшие возможные цветовые композиции на основе цветового круга.

    Ответ: Цветовой круг или цветовое колесо — это основа теории цветов. Благодаря ему можно понять, какие цвета создают гармоничные сочетания. Первый цветовой круг придумал Исаак Ньютон еще в 1665 году.При помощи круга можно подобрать цвета, которые хорошо сочетаются, выбрать безопасные варианты и найти самые смелые сочетания. Все это легко сделать онлайн, на странице цветового круга Canva. Расположение цветов в этом круге отличается от привычного цветового круга Иттена, которым пользуются художники.Цветовой круг Иттена Наиболее удачные сочетания цветов, их еще называют цветовыми схемами, подбирают для того, чтобы сделать дизайн гармоничным. Есть пять способов сочетать цвета, их выбирают в зависимости от цели и количества нужных оттенков.

    24. Что такое адаптация в восприятии цвета, и какое ее влияние на цветовое решение интерьера?

    Ответ: При цветовой адаптации восприятие цветов “смещается” в сторону дополнительного цвета: например, после возбуждения глаза красным цветом ахроматичные цвета (белые и серые) представляются зеленоватыми, после возбуждения синим цветом - желтоватыми и так далее. Цветовая адаптация объясняет возможность наблюдения пересыщенных цветовых тонов, то есть более насыщенных, чем природные цвета.Цветовые сочетания тоже влияют на пространственное восприятие. Броские и контрастные приближают, добавляют визуального объема. ... Если на небольших по площади примерах кажется, что разница в восприятии невелика, то при работе с большими площадями случаются неприятные сюрпризы.

    25. Перечислите психофизиологическое воздействие основных цветов на человека.

    Ответ: Психофизиология цвета. Цвет оказывает влияние на психофизиологические процессы, протекающие в организме через вегетативную нервную систему и ее парасимпатический и симпатический отделы. Симпатическая система формирует активные формы поведения, происходит увеличение частоты сердечных сокращений, учащение дыхания, увеличивается концентрация глюкозы в крови. Психофизиологическое воздействие цвета на человека в эмоциональном отношении огромно. Действие цвета на человека замечено давно: цвет влияет на все его физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность. Цвет способен вызывать различные эмоциональные реакции и мысли: он может успокаивать и волновать, радовать и печалить, угнетать и веселить.

    26. Что такое функциональная окраска?

    Ответ: Функционально-стилистическая окраска представляет собой информацию о закрепленности/незакрепленности языкового средства за какой-либо разновидностью литературного или нелитературного языка, в том числе за функциональным стилем литературного языка.

    27. Как влияет искусственный свет на цвет?

    Ответ: Искусственный свет ночью - теплый свет, поглощает тепло, сдвигая его к прохладным пигментам. Влияние естественного света на цвета в зависимости от стороны света: Север - добавляет синий и притупляет другие цвета; Восток - добавляет зеленый;Влияние освещения на цвет. Видимый объект освещается солнцем или искусственным источником света. При искусственном освещении зачастую используются цветофильтры, что существенно влияет на восприятие. Например, если осветить синий объект оранжевым светом, он будет казаться черным, т. к. в оранжевом луче нет синей составляющей, которая могла бы отразиться от этого объекта, следовательно, все лучи поглощаются.

    28. Что такое оптимальные, субоптимальные и предохранительные цвета и какая их примерная насыщенность?

    Ответ: Оптимальные цвета — основные. К ним относятся цвета средневолновой части спектра и группы оттенков, близко к ней расположенных. Оптимальными цветами окрашивается все, что нуждается в цветовом оформлении. К субоптимальным цветам отнесены цветовые оттенки той же средневолновой зоны спектра и расположенные за ее пределами. Насыщенность цвета - параметр цвета, характеризующий степень чистоты цветового тона. Чем ближе цвет к монохроматическому, тем более он насыщен. В теории цвета насыщенность - это интенсивность определённого тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета. Насыщенный цвет можно назвать сочным, глубоким, менее насыщенный - приглушённым, приближённым к серому. Полностью ненасыщенный цвет будет оттенком серого. Насыщенность (saturation) - одна из трёх координат в цветовых пространствах HSL и HSV. Насыщенность (цветовая насыщенность, chroma) в цветовых пространствах CIE 1976 Lab и Luv является неформализованной величиной, используемой в представлении CIE LCH (lightness (светлота), хрома (chroma, насыщенность), hue (тон). – оптимальные цвета: хроматические цвета слабонасыщенные с вы-соким коэффициентом отражения, предназначены для окраски поверхностей,создающих основную характеристику помещений и оборудования (потолков,стен, станков, кузовов), могут быть матовыми, глянцевыми, полуглянцевымии др. . субоптимальные (вспомогательные): для окраски отдельных частейосновных поверхностей, которые надо выделить, либо акцентировать внимание (сетки ограждения, обшивка пультов управления);предохранительные (цвета техники безопасности): сильно насыщенные цвета с низким коэффициентом отражения (элементы транспортных средств, сигналы опасности, трубопроводы, противопожарное оборудование, быстровращающиеся изделия, средства информации). Для увеличения дальности видимости применяют флюоресцирующие светящиеся краски

    29. Какие рекомендуется применять коэффициенты отражения в производственных интерьерах при окраске стен, оборудования, транспортных средств и коммуникаций?

    Ответ: В зависимости от занимаемой площади и роли в цветовой композиции интерьера надлежит различать следующие цвета: - основные, применяемые для поверхностей большой площади (потолок, стены, крупногабаритное оборудование); - вспомогательные, применяемые для поверхностей средней площади (колонны, пол, отдельные виды оборудования); - акцентные, как правило, насыщенные цвета, применяемые для поверхностей малой площади и выбираемые по принципу большого контраста с основными цветами. Цвет различных предметов, освещенных одним и тем же источником света (например, солнцем), бывает весьма разнообразен, несмотря на то, что все эти предметы освещены светом одного состава. Основную роль в таких эффектах играют явления отражения и пропускания света. Коэффициент отражения: для потолка: 60-70%, для стен: 40-50%, для пола: около 30%. Для других поверхностей и рабочей мебели: 30-40%. Коэффициент отражения (r) может зависеть от цвета, благодаря чему и возникают разнообразные эффекты при освещении тел. Например, хлорофилл – зеленое вещество, содержащееся в листьях растений и обусловливающее зеленый цвет их. Раствор (вытяжка) хлорофилла в спирту оказывается на просвет красным, а на отражении – зеленым.

    30. Что такое цветовой климат в производственной среде, и какие приемы цветового оформления рекомендуются для производственных интерьеров?

    Ответ: Цветовой климат - это комплексное понятие, в которое входит гармоническое сочетание или противопоставление цветовых тонов, цветность освещения я условия восприятия цвета, уровень освещенности, психофизиологическое воздействие на человека этих факторов.Цветовой климат - это комплексное понятие, в которое входит гармоническое сочетание или противопоставление цветовых тонов, цветность освещения я условия восприятия цвета, уровень освещенности, психофизиологическое воздействие на человека этих факторов.

    31. Что такое эргономика и ее значение в художественном конструировании?

    Ответ: Эргономические основы художественного конструирования. Эргономика – комплексная наука о приспособлении орудий и условий труда к человеку. Ее цель – изучить функциональные возможности человека, его физиологические, гигиенические и психологические требования к машине и рабочему месту. Художественное конструирование – комплексная междисциплинарная конструкторско – художественная деятельность, интегрирующая в себе элементы естественно – научных, технических, гуманитарных знаний, инженерного конструирования и художественного мышления.

    32. Какую роль в художественном конструировании играют физиологические соответствия эргономики?

    Ответ: Эргономические основы художественного конструирования. Эргономика – комплексная наука о приспособлении орудий и условий труда к человеку. Ее цель – изучить функциональные возможности человека, его физиологические, гигиенические и психологические требования к машине и рабочему месту. В соответствии с современными требованиями к система человек – машина установлены следующие группы комплексных эргономических показателей: гигиенические (освещенность, вентиляция, температура.

    33. Что такое ольфактроника, и какое ее значение в технической эстетике и художественном конструировании?

    Ответ: Ольфактро́ника (от лат. olfactus, запах) или инструмента́льная одороло́гия, в узком смысле иногда криминалисти́ческая одороло́гия — техническая область одорологии, науки о запахах, изучающая закономерности и состав запаховых следов человека и разрабатывающее аппаратные средства и методы их обнаружения, изъятия, хранения и использования. Техни́ческая эсте́тика — раздел эстетики, наука о закономерностях технико-эстетического творчества: конструирования и проектирования. Теоретическая основа дизайна; научная дисциплина, изучающая социокультурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, окружающей человека. Этот термин был принят в СССР, но вначале ошибочно связан с понятием общей культуры производства. Им стали обозначать не теорию дизайна, а практику, связанную с повышением культуры производства средствами технико-эстетического конструирования. Позднее термин «техническая эстетика» был критически переосмыслен и его стали употреблять в ином значении — общей теории технического творчества в промышленности. Техническая эстетика изучает принципы и методы конструирования и художественного проектирования, проблемы профессионального творчества и мастерства художника-конструктора (дизайнера). Техническая эстетика включает множество научных направлений, школ, концепций и методик, возникавших в процессе её становления и развития.

    34. Что такое мнемосхемы, и какое их значение в художественном конструировании?

    Ответ: Мнемосхема — совокупность сигнальных устройств и сигнальных изображений оборудования и внутренних связей контролируемого объекта, размещаемых на диспетчерских пультах, операторских панелях или выполненных на персональном компьютере. Мнемосхемы могут отражать как общую картину состояния системы, технологического процесса, так и состояние отдельных агрегатов, устройств, значения параметров и т.п. Мнемосхемы помогают оператору, работающему в условиях большого количества поступающей информации, облегчить процесс информационного поиска, подчинив его определенной логике, диктуемой реальными связями параметров контролируемого объекта.

    35. Что такое хиротехника?

    Ответ: Хиротехника изучает взаимодействие рук человека с различными рукоятками, кнопками, включателями и другими элементами машин, приборов и иных промышленных изделий. Дизайн (от англ. - замысел, проект, чертеж, рисунок) - термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды.

    36. Какие требования ставит эргономика к органам управления?

    Ответ: Эргономические требования к органам управления предусматривают: согласование перемещения. органов управления (ОУ) с изменением положения ВС или подвижного индекса на приборе; досягаемость оператора до ОУ; легкую распознаваемость и различимость ОУ; экономичность работы оператора с ОУ.

    37. Что такое бионика, на стыке каких наук и когда она возникла?

    Ответ: Бионика (от греч. biōn — элемент жизни, буквально — живущий) – это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов.

    38. Приведите примеры моделирования живых организмов в технике.

    Ответ: Примеры: аппараты искусственного дыхания, кровообращения и пищеварения, искусственная почка, кардиостимулятор макеты костей, используемые для изучения деформаций костей при различных нагрузках; цепь сопротивлений, емкостей и индуктивностей как модель движения крови по магистральным сосудам.

    39. Назовите возможные утилитарные и эстетические соотношения про-мышленных стандартных изделий.

    Ответ: Утилитарные и эстетические свойства предметов. Все предметы «второй природы», то есть окружающей среды, созданной человеком, имеют две группы свойств - утилитарные и эстетические. Первые характеризуют изделие с точки зрения выполнения им основных функций, для которых изделие создано.

    40. Назовите основные критерии эстетической оценки промышленной продукции.

    Ответ: Эстетические показатели продукции характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения. Оценка эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.

    41. Назовите основные геометрические и числовые параметры, влияющие на качество стандартных изделий.

    Ответ: Основными называют параметры, которые определяют качество изделия как совокупности свойств и показателей, определяющих соответствие изделия своему назначению. Например, для металлорежущего оборудования за основные можно принять: точность обработки, мощность, число оборотов шпинделя, производительность. Качество изделия характеризуется точностью взаимного расположения поверхностей, точностью формы, размеров, шероховатостью, волнистостью и макроотклонениями поверхностного слоя, физико-механическими свойствами поверхностного слоя.

    42. Какова сущность предпочтительных чисел и рядов предпочтительных чисел.

    Ответ: Ряды предпочтительных чисел (в технике) — это упорядоченная последовательность чисел, предназначенная для унификации значений технических параметров.
    Практические задачи – разработка месторождения группой цепных приводов, задачи 2, 7.
    Практическая задача 2.

    Представить функциональное цветовое решение интерьера какого-либо производственного помещения в виде паспортов окраски потолков, стен, пола. производственного оборудования, транспортных средств и коммуникаций, использовав соответственно оптимальные, субоптимальные и предохранительные цвета с определением коэффициента отражения в процентах.

    Учебная цель. Развить у студентов чувство цветовой функциональной гармонии с целью создания оптимального цветового климата в производственной среде.

    Ответ: Техническая эстетика изучает общественную природу и закономерности художественного конструирования оборудования и производственных ансамблей. Задачи технической эстетики -- обеспечить создание удобных, красиво оформленных орудий производства, машин и аппаратов, художественное и цветовое оформление производственных помещений и наружных установок, пультов управления и рабочих мест; выделение художественными средствами транспортных проездов, проходов, мест складирования, зон отдыха и т. п. Цветовое оформление производственного помещения выполняется на основе общего архитектурно-композиционного решения с учетом физиологического воздействия цвета, особенностей выполняемых работ и географического расположения предприятия.

    Цветовое решение внутренней отделки помещения должно соответствовать климатической зоне, ориентации по сторонам света, особенностям технологического процесса и т.д. Освещение и цветовое оформление производственных помещений при правильном решении и удачном сочетании оказывают благоприятное влияние на настроение и работоспособность человека, рост производительности труда и снижение числа и тяжести производственных травм.

    Окраска интерьера в значительной степени зависит от характера труда. При выполнении работ, связанных с большими физическими или нервными нагрузками, а также в цехах с высоким температурным режимом рекомендуется окрашивать стены производственных помещений в светлые тона голубых, серо-голубых, зеленых и других холодных, спокойных цветов с невысокой насыщенностью. Помещения для работы с незначительными напряжениями или для монотонного труда целесообразно окрашивать в более яркие, бодрящие цвета, каковыми являются желтый, желто-зеленый, оранжевый. Цветовое оформление интерьера производственных помещений должно выполняться с учетом окраски оборудования.
    С помощью цветовой коррекции можно исправлять некоторые дефекты интерьера. Например, длинное, узкое помещение можно сделать более "широким", если замыкающую стену окрасить в теплые цвета, а боковые стены сделать бледными, холодными.

    Проектирование цветового решения интерьера основных технологических цехов следует выполнять в соответствии с «Указаниями по проектированию цветовой отделки интерьеров производственных зданий промышленник предприятий» (СН 181-70), в которых приведены таблицы для выбора цветовой гаммы для окраски интерьеров, соответствующей технологическому процессу и характеру труда.
    Научно обоснованное применение цвета при оформлении производственных помещений снижает утомляемость и способствует повышению производительности труда.

    Использование же цвета в качестве закодированного носителя информации об опасности позволяет предупредить несчастные случаи на производстве.

    Эстетическая функция цвета в производстве дополняется его информационной нагрузкой, используемой при маркировке коммуникаций, организации производственной информации и безопасности труда.

    Государственным стандартом ГОСТ ССБТ 12.4.026-76 закреплены следующие значения цветов "Цвета сигнальные":

    Красный (красный круг с белой полосой) - запрещение, опасность или средство пожаротушения;

    Желтый (желтый треугольник с нанесенной на нем опасностью ) - предупреждение, осторожность;

    Зеленый (зеленый круг, внутри которого помещен белый квадрат с предписывающей информацией ) - предписание;

    Синий (синий прямоугольник с бельм квадратом в середине) - указания, информация.

    Степени цветового контраста







    Цветовой контраст

    Контрасты по цветовому тону и яркости, характеризующие степень цветового контраста

    Большой



    Большой контраст по цветовому тону при среднем и большом яркостном контрасте

    Средний контраст по цветовому тону при большом яркостном контрасте



    Средний



    Средний контраст по цветовому тону при среднем яркостном контрасте

    Малый контраст по цветовому тону при большом яркостном контрасте



    Малый



    Малый контраст по цветовому тону при среднем и малом яркостном контрастах

    Средний контраст по цветовому тону при малом яркостном контрасте

    Большой контраст по цветовому тону при малом яркостном контрасте




    Примечания: 1. Контраст по цветовому тону ( ) характеризуется количеством цветовых порогов в расстоянии между двумя цветами. Для цветового решения интерьера контраст по цветовому тону приближенно следует определять в интервалах в дуговых градусах по условному цветовому кругу в приложении V.

    Контраст по цветовому тону считается:

    большим при 110°<КТ 180°;

    средним при 70°< КТ 110°;

    малым при      КТ≤  70°.     
    Практическая задача 7.

    Построение метрического и ритмического ряда. Создать метрические и ритмические ряды, исходным модулем которых является силуэт промышленного изделия. Добиваться оптимального интервала между силуэтами, чтобы не вызывать впечатления перенасыщенности или разреженности ряда.

    Учебная цель: развитие композиционного мышления и приобретение навыков разработки ритмического строя композиции.

    Ответ: Неоднократное повторение какого- либо элемента с одинаковым интервалом называется метрическим рядом или метром. Это средство композиции широко используется при проектировании мебели, особенно корпусной. Без него невозможно обойтись в условия стандартизации унификации.

    Метрический ряд сам по себе является закономерностью однако, организуя форму, он ещё не имеет множество закономерностей, которые необходимо обязательно учитывать при использовании его как композиционного средства.

    Повтор как некий порядок начинает восприниматься с того момента, когда количество элементов не улавливается мгновенно. Пять элементов еще подсознательно считаются, а шесть-семь и более воспринимаются как группа. Следовательно, при шести и более элементах на восприятие воздействует закономерность многократного повтора.

    Восприятие метрических рядов во многом зависит от активности самих элементов. Например, объемные или сложные элементы прочитываются в перспективе и вызывают ощущение многократного повтора раньше, чем плоскостные и простые.

    Труднее определить момент, когда ряд элементов при добавлении к нему новых воспринимается не как целостный, а как бесконечный. Это зависит не только от количества элементов, но и от того, как они оформлены в совокупность.

    Метрические ряды могут иметь различную сложность. Простые ряды основаны на одинаковых повторах одного элемента, в более сложных могут сочетаться, например, три ряда, в очень сложных — одновременно развиваться несколько метрических повторов. В последнем случае между системами повторов необходимо находить такие связи и переходы, чтобы композиция не теряла стройности и ясности.

    Восприятие ритма тесно связано с психофизиологией человека. Использование его как средства композиции в значительной мере обуславливается объективными факторами: когда ритм предопределяет конструктивная основа или когда он сопутствует применению тона, цвета, элементов пластики. Ритм может быть использован и как художественное средство.

    Метрические и ритмические ряды основаны на соотношениях элементов и связаны с пропорциями.

    Активность ритма композиции зависит от силы самой ритмической закономерности. Если изменение чередований незначительны, ритм будет выражен слабо. Наоборот, при остром изменении ритм может служить главным началом композиции. Многое зависит и от протяжённости ряда. Если он слишком короткий, то не в состоянии взять на себя организующую роль. Ритмический ряд полагает не менее 4-5 элементов. Три элемента ещё не создают впечатления закономерным повтором, т.к. воспринимаются скорее как начало или фрагмент ряда.

    Ритмические ряды закономерность композиции хотя и редко, но используются при проектировании мебели.

    Классическим примером соединения нескольких метрических рядов является памятник итальянской готической архитектуры 14 - 15 веков - дворец Дожей в Венеции (рис. 1).

    Сочетание нескольких метрических рядов можно увидеть и в главном фасаде знаменитого дома Пашкова (архитектор Баженов), расположенного в центре Москвы (рис. 2, а, б)


    Рисунок 1. Дворец Дожей Рис. 2. Дом Пашкова в Москве:

    в Венеции а - общий вид; б - главный фасад.


    написать администратору сайта