Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • эссе одиночество в сети. Эссе Одиночество в сети


    Скачать 22.65 Kb.
    НазваниеЭссе Одиночество в сети
    Анкорэссе одиночество в сети
    Дата12.04.2023
    Размер22.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEsse.docx
    ТипДокументы
    #1057987

    Эссе «Одиночество в сети»

    Интернет дает современному человеку огромные возможности, яркие эмоции, безграничный доступ к любой информации, возможность общения на расстоянии. Это упрощает общение. Теперь для того, чтобы обсудить какой-то вопрос с другом достаточно открыть телефон и написать ему, а что бы выразить какую-либо эмоцию отправить смайлик. Даже звонки по телефону стали не так популярны, как простые сообщения в социальных сетях.

    На мой взгляд причина в том, что на общение в реальной жизни человек тратит больше эмоциональных, энергетических, а иногда и физически сил.

    Каждый человек, заходя в социальную сеть ждет внимания, отклика от общества или собеседника. Именно с такой целью и выкладываются фотографии, посты, но, если, человек не видит отклика, реакции не получает в поощрения от пользователей «сердечко» или комментарий на свою публикацию он чувствует себя одиноким, не интересным.

    Философы (А. Камю, Ф. Ницше, Ж.П. Сартр и др.), психологи (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон и др.)., социологи дают разные определения понятия одиночества. Ими были рассмотрены психологические предпосылки возникновения этого чувства и предложены психотерапевтические пути его преодоления, показано сложное содержание феномена одиночества, но проблема одиночества в социальных сетях явление новое.

    Переживание одиночества свойственно человеку любого возраста, но особенно актуальна эта проблема для лиц подросткового и юношеского возрастов. Вместе с осознанием своей непохожести на других к ним приходит чувство одиночества. Социолог Игорь Семенович Кон в своей книге психология ранней юности пишет: «Отрочество и юность, когда человек напряженно ищет себя, — повсеместно самый коллективный, общительный и одновременно самый психологический возраст жизни» [1, c.78]

    Были проведены многочисленные исследования и сделаны выводы о влиянии социальных сетей на психическое здоровье, включая одно, которое предполагает, что использование технологий, включая социальные сети, не более вредно для подростков, чем безобидные действия, такие как поедание картофеля. Однако, если вы посмотрите на исследования, которые были проведены с использованием самых качественных показателей и самых больших выборок, «результаты очень ясны», по словам Джин Твенге, доктора философии профессор психологии в Университете штата Сан-Диего, автор более 140 научных публикаций и книг, в том числе «iGen: Почему сегодняшние сверхсвязные дети растут менее бунтарскими, более терпимыми, менее счастливыми» — и совершенно не готовыми к взрослой жизни — и что это значит для всех нас. «Большое количество времени в социальных сетях [связано] с депрессией, одиночеством и несчастьем», - говорит она в интервью для журнала SELF (пер. самостоятельный).

    М.Е. Сандомирский считает, что сеть не является виновником негативных социальных процессов в реальной жизни, а даже наоборот — помогает людям приспосабливаться к трансформации общественных связей при меняющихся жизненных обстоятельствах [4, c. 22]

    В 2020 году в Российском государственном гуманитарном университете было проведено исследование на тему Переживание одиночества пользователями различных социальных сетей: возрастной контекст в ходе его были сделаны следующие выводы:

    Во-первых, были обнаружены различия в характере пользовательской активности между тремя возрастными группами – юные, молодые и зрелые. Пользователи старшей возрастной группы, судя по результатам, более эмоционально сдержанны и в меньшей степени склонны к личностному раскрытию в социальных сетях. В то время как для юных пользователей более характерен шутливый и поверхностный формат взаимодействия и обсуждения личных тем. Данные результаты авторы связывают с наличием явных предпочтений в выборе социальных сетей среди разных возрастных групп, что во многом может определять формат их активности посредством погружения в определенную культуру социальной сети и преобладающего в ней контента. Также юные пользователи в сравнении с другими возрастными группами отличаются меньшей потребностью в познании себя. Авторы предполагают, что, эти особенности объясняют предпочтение тех социальных платформ, содержание которых носит скорее развлекательный, чем образовательный характер. Но на мой взгляд, говорить о подтверждении заявленной гипотезы, они не могут так как данных об этом при сравнении возрастных групп получено не было.

    Во-вторых, результаты корреляционного анализа связи одиночества и характера пользовательской активности свидетельствуют о том, что пользователи, тяжело переживающие одиночество и избегающие его, в большей мере ориентированы на частоту и позитивный эмоциональный фон публикаций, нежели на раскрытие своих глубинных переживаний и обсуждение личностно значимых тем. Респонденты с актуальным переживанием одиночества и изоляции демонстрируют невысокую активность взаимодействия и в социальной сети. Хочется отметить, что авторы рассмотрели, преимущественно пользователей сети Instagram и как мне кажется необходимо расширять выборку и проверять предположения на других возрастных и пользовательских группах. [5, c. 33]

    Одним из важных терминов, который так же необходимо затронуть в этой теме это технократизация. Важным аспектом современной глобализации является информационно-технологическое

    развитие, благодаря которому произошли существенные изменения механизмов межличностной коммуникации. Последние становятся менее устойчивыми и стабильными, заполненными кратковременными, формальными связями и контактами. В такой межличностной коммуникации количество доминирует над качеством. Это приводит к тому, что человек, несмотря на существенное количество контактов, может или продолжает испытывать «дефицит» в подлинном и открытом общении на основе духовно-нравственной системы ценностей и смыслов, связывающей индивидуально-личностные миры индивидов, образуя между ними «вселенную». [2, c.78]

    Полноправным отцом технократизма XX века считается Т.Веблен (1857 - 1929). Американский экономист считал, что в качестве правящего класса, идущего к власти на смену капиталистам, должны быть инженеры и технические специалисты индустрии. Они объективно заинтересованы в эффективности общественного производства, а, следовательно, оно и должно быть поставлено под их контроль в результате революции инженеров. Управление становится столь же рационалистическим, сколько и инженерное управление процессами производства. Следуя за идеями западного мира, американский экономист Д. Гелбрейт, сохраняя установку на рационализацию управления, расширяет представление о технократах: к ним он относит не только инженеров, но широкий класс лиц, участвующих в управлении производством и обладающих профессиональными знаниями и информацией — менеджеров, ученых и педагогов. Вместе с тем Гелбрейт уже не говорит о революции инженеров и менеджеров и о замене ими иных властвующих элит, прежде всего профессиональных политиков. Он говорит о союзе с ними в свете общей заинтересованности в постоянном экономическом росте [3, c.45]

    Таким образом, воздействие, оказываемое виртуальными социальными сетями на субъективное благополучие людей, неоднородно и неоднозначно, на мой взгляд этот вопрос еще очень мало изучен, так как является новым.

    Причиной, отдаляющей человека от социума, от глубины общения является интернет: казалось бы, на первый взгляд, он помогает общаться с людьми, которые находятся далеко от нас, но при этом порой человек забывает о тех кто рядом, а иногда даже не знает о них и их; другой же нюанс общения по средствам плодов современной цивилизации это то, что тот же самый интернет не способен передать все чувства, эмоции, мысли, мимику и жесты, которое способно передать непосредственное, «живое» общение.
    Современного человека глубоко волнуют проблемы, касающиеся его индивидуальности, его уникальности; он отчаянно ищет свою «тождественность» и боится ее потерять. Кроме того, мы стремимся быть самими собой, боремся за уникальную целостность сознания, против случайности преходящего, изменчивого бытия, против всеобщего небытия разрозненного сознания; и если нам это в какой-то степени удается, тогда нас ужасает абсолютное одиночество нашей позиции. И тогда нас опять тянет назад, к толпе, к друзьям, к политическим, социальным, моральным поступкам, к написанию книг, к погоне за славой - все эти занятия и каждое из них в отдельности представляют собой попытку заручиться признанием других в том, что мы существуем - отдельно, но не в одиночку.

    Список литературы
    1 Кон, И. С. Психология ранней юности: книга для учителя [Текст] / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. - 254 с.

    2 Лященко М. Н. Одиночество в информационно-техногенном обществе [Текст] // M. Н. Лященко / Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке – 2017. – Т.6, № 3А – с. 77-84

    3 Милых А. Ю. Эволюция технократизма [Электронный ресурс]// А. Ю. Милых / Научный вестник МГТУ ГА, №142 – 2009. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-tehnokratizma (дата обращения: 05.04.2023).

    4 «Он виноват, но он не виноват» [Электронный ресурс] / Дети в информационном обществе – 2012. – №11 - с. 18-27 - URL: http:// detionline.com/assets/files/journal/11/gost11.pdf (дата обращения: 02.04.2023).

    5 Орестова В. Р., Ткаченко Д. П., Соколова А. А. Переживание одиночества пользователями различных социальных сетей: возрастной контекст // В. Р. Орестова, Д. П. Ткаченко, А. А. Соколова / Вестник РГГУ - 2020. - №2. – с. 32-53 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perezhivanie-odinochestva-polzovatelyami-razlichnyh-sotsialnyh-setey-vozrastnoy-kontekst (дата обращения: 09.04.2023).


    написать администратору сайта