Эссе по главе «Фундаментальные понятия теории либидо». Эссе по главе. Эссе по главе Фундаментальные понятия теории либидо
Скачать 16.85 Kb.
|
Эссе по главе «Фундаментальные понятия теории либидо» Либидо – одно из фундаментальных понятий в теории К.Г. Юнга. Он не создал этот термин, а лишь попытался расширить его значение. В понимание Юнга, либидо – это психическая энергия, имеющие различные формы своего проявления в течение всей жизни человека. Юнг представляет данное понятие в психологической конкретности и его метафизический аспект. Либидо – это не объект, а лишь гипотеза или «энергетическая точка зрения». Вся жизнь человека наполнена проявлением энергетических явлений, т. е. либидо. Для человека важную роль играют прогрессия и регрессия либидо. «Прогрессию» можно отнести к положительным проявлениям психического, когда укрепляется психологическая адаптация. Прогрессия либидо представляет собой удовлетворение требований, которые порождает окружающая среда. Таким образом происходит успешная адаптация, человек устойчив к новым изменениям, они не приносят ему дискомфорт. В таких условиях либидо только укрепляется. При этом важно понимать, что обстановка постоянно меняется, и психика не всегда может адаптироваться к новым условиям. Может возникнуть борьба противоположностей, она ничего за собой не несет, поэтому возникает регрессия либидо. Бессознательные ценности тормозятся, «косвенная манифестация бессознательного принимает форму нарушений в сознательном поведении». Регрессия проявляет на свет то, что можно трактовать как «предосудительные животные наклонности», хотя Юнг видит в этом и нечто положительное, что можно использовать для успешной будущей жизни. Таким образом, и прогрессия, и регрессия помогают получить функцию чувствования. Хотя более приемлемым и удачным исходом для человека будет прогрессия либидо, потому что человек адаптируется с сознательными содержаниями, но ценность имеют и бессознательные, которые активизировались регрессией. При этом бессознательный материал содержит недостающую функцию чувствования, происходит адаптация прежде всего к внутреннему миру, а не к внешнему. В этом заключается опасность регрессии, поэтому, как только достигнута внутренняя адаптация, происходит смена направления на внешнюю, следовательно начинается опять прогрессия либидо. Прогрессия не является синонимом к развитию, поэтому, если ее не происходит, это не означает что человек остановился в своем развитии. А при регрессии чаще всего не происходит дегенерации разума. Проводя параллель между прогрессией и регрессией соответственно с экстраверсией и интроверсией, важно понимать, что эти понятия носят различное направления движения. Прогрессию можно сравнить с экстраверсией, т.к. происходит адаптация к внешнему миру, что естественно ведет к более открытому общению. Но регрессию нельзя так однозначно отнести к интроверсии, потому что закрытие от внешнего мира происходит не всегда, и человек может подвергнуться экстравагантным переживаниям. Следующим понятием, важным для понимания сути либидо, является «канализация либидо». Его можно трактовать как трансформацию или превращение одной психической энергии в другую, переход от одного содержания психических ценностей к другим. Трансформатором либидо в данном случае выступает прежде всего человеческая культура, изменяющая для этого психические условия. «Трансформация энергии инстинкта достигается при помощи ее канализации в аналог объекта инстинкта». Чтобы избавится от природных инстинктов, люди создают их аналоги в своей культуре, чтобы приспособиться к изменяющимся условиям, стабилизировать свое психологическое состояние. По сути, уничтожение инстинктов способствует прежде всего успешной адаптации к жизни внутри общества, согласованию ценностей между людьми. Перенаправление инстинктов в более безобидное русло есть не что иное, как прогрессия и эволюция человеческого сознания. С «канализацией либидо» напрямую связано использование символов. Эти символы нельзя использовать как знаки, потому что они являются искусственно созданным образом для преобразования инстинктов. Канализация либидо возможна лишь в том случае, если символ сильно отклоняется от его природного прообраза, иначе произойдет простоя подмена для стимуляции инстинкта. Символ также трактуется как переход к новым видам деятельности, культурным, выполняющим естественную функцию. Важное уточнение – символы «всегда поступают из бессознательного, в результате откровения или интуиции», т. е. человек не создает их самостоятельно, с помощью долгих размышлений и изобретений. Создание символов не всегда носит положительный характер. Может произойти так, что либидо не преобразуется в новую, более эффективную и приемлемую форму, а просто переходит в бессознательную и фантазийную деятельность. Таких людей называют невротиками, потому что их инстинкты, а впоследствии символы, конфликтуют между собой. Говоря о проявлении либидо в жизни человека, прежде всего упоминается сексуальность, потому что это его самое яркое проявление. На протяжение истории известно не мало примеров, когда именно эту энергию люди старались преобразовать, направить в другое русло. Юнг не отрицает, и даже подтверждает, что сексуальная энергия наиболее тесно связана с либидо, но также он дает понять, что эта энергия лишь специфическая разновидность, а не абсолют. К. Г. Юнг делает важное замечание о том, что признание и оценка либидо имеет самое большое значение в юности. Именно в этот период жизни человека важно признавать инстинктивный аспект жизни. Важна именно правильная оценка нормальных инстинктов. Индивидуальная же культура формируется в более зрелом возрасте. Наблюдения за становлением психического сознания показывает, что переход из биологической сферы в культурную часто терпит неудачу, потому что существует проблема прежде всего в образовании символов, а это, как описывалось ранее самый важный компонент в преобразовании либидо. Исследуя понятие «либидо» и термины, напрямую связанные с ним, можно сказать, что проявление либидо связано со всем сознательным и бессознательным в жизни человека. Либидо постоянно претерпевает изменения как в истории становления человеческой культуры, так и становления отдельного человека. Трансформация либидо сопровождается созданием символов, исследование которых помогает понять психологию человека. Юнг наглядно прослеживает данную трансформацию у примитивных народов. Это позволяет наблюдать за превращением инстинктов в более культурную и приемлемую форму. Резюмируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что либидо как психическая энергия – это динамичное явление, имеющие разные направления движения, имеющее положительные и отрицательные стороны, при этом неотделимое от человеческой психики и позволяющее людям существовать в гармонии с самим собой. |