Реферат Августин и Фома Аквинский. Этика Средневековья Августин и Фома Аквинский. Этика Средневековья Августин и Фома Аквинский Основные черты средневековой этики
Скачать 16.41 Kb.
|
Этика Средневековья: Августин и Фома Аквинский Основные черты средневековой этики Средневековые философы были в начале пути, ведущего к пониманию взаимосвязи двух экзистенциальных сфер. Средневековье предложило свою модель их взаимоотношений, точнее, ряд моделей, которые были основаны на общих предпосылках, но ведущих к разным выводам. Основная предпосылка относилась к пониманию цели и смысла человеческого существования. Земная жизнь не должна занимать в жизни человека центральное место. Быть человеком — значит жить не только в «горизонтальной» плоскости (между вещами и людьми), но и прежде всего в «вертикальной» плоскости, постоянно стремясь к Богу, помня о Нем и в радости, и в печали, постоянно ощущая Его присутствие. Для верующего Бог есть жизнь; он источник жизни, тот, кто дает жизнь; отступление от Бога, согласно христианским воззрениям, убивает душу, теряется связь с Бытием, живой смысл бытия. Поэтому целью человека является общение с Богом и познание Бога. Все остальные этапы человеческого существования, как и мирские познания, должны быть подчинены делам богопознания, спасения души. Это оригинальный тезис христианской философии, разделяемый всеми (независимо от их отношения к тому или иному измерению) западноевропейского Средневековья. Особенностью средневековой философии является тесная ее связь с теологией (учением о Боге), ярко выраженный религиозный характер ее проблем и способов их решения. Определяющими чертами средневековой философии являются монотеизм, креационизм, провиденциализм и эсхатологизм. В монотеизме Бог понимается не просто как единый, но как радикально отличный от всего прочего, трансцендентный миру (т.е. выходящий за его пределы, как бы лежащий вне мира). Креационизм означает восприятие мира как сотворенного Богом, причём сотворенного из ничего. Провиденциализм – это непрерывное осуществление в истории божественного замысла по спасению мира и человека. Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, предопределенного уже в самом его начале. И все же у философов возникли разногласия при обсуждении вопроса о том, помогает ли разумное знание продвижению христианина на пути богопознания или, напротив, только отвлекает его от поисков истины спасительной. В западном средневековье можно найти два противоположных ответа на этот вопрос, изложенные в двух философских течениях: схоластике, патристике. Схоластика Фомы Аквинского Схоластика – это систематическая европейская средневековая философия, сосредоточенная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Для схоластики характерно сочетание богословских и догматических предпосылок с рационалистической методологией и интересом к формально логическим проблемам. Обычно под схоластикой понимают оторванное от жизни знание, основанное на непроверенных опытом абстрактных рассуждениях. Фома Аквинский - итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель Церкви Фома Аквинский различал области философии и богословия: предметом философии были «истины разума», а предметом богословия – «истины откровения». Философия служит теологии и уступает ей по своему значению так же, как ограниченный человеческий ум уступает божественной мудрости. Богословие есть учение и священная наука, основанная на знании, которым обладает Бог, и на тех, кто достоин блаженства. Приобщение к божественному знанию происходит через откровения. Теология может заимствовать что-то из философских дисциплин не потому, что чувствует в этом потребность, а только для большей ясности тех положений, которым она учит. Аристотель выделял четыре последовательных уровня истины: опыт, искусство, знание, мудрость. Фома Аквинский делает мудрость независимой от других уровней, высшим знанием Бога. Она основана на божественных откровениях. Фома Аквинский различал три иерархически подчиненных вида мудрости, наделенным своим «светом истины»: мудрость Благодати, богословская мудрость – мудрость веры, использующая разум, метафизическая мудрость – мудрость духа, понимающая сущность человека: например, что Бог есть, что Бог един. Другие понять нельзя: например, божественная троица, воскресение во плоти и т.д. Фома Аквинский отмечал необходимость различать сверхъестественное богословие, основанное на истинах Откровения, которые человек не способен понять своими силами, и рациональное богословие, основанное на «естественном свете разума» (интеллекта). Фома Аквинский выдвинул принцип, согласно которому, истины науки и истины веры не противоречат друг другу; между ними есть гармония. Мудрость есть желание понять Бога, а наука есть средство к этому. Фома Аквинский выдвинул 5 онтологических доказательств существования Бога: движение: все движется, а перводвигатель всего – Бог; причина: у всего есть причина, а первопричина всего – Бог; случайность и необходимость: случайность зависит от необходимого — следовательно, есть первая необходимость – Бог; степени качества: все сущее имеет разные степени качества, значит есть высшее совершенство – Бог; цель: все имеет цель и направлено к цели, значит, есть некое разумное начало, все направляющее к цели, всему придающее смысл – Бог. Патристика Августина Аврелия Патристика – это термин, обозначающий совокупность богословских, философских и социальных учений, разработанных великими христианскими мыслителями (отцами церкви) в период со II по VIII в. Аврелий Августин (Блаженный) (354 – 430 гг.) – христианский богослов, епископ города Гиппона (Римская империя), заложил основы католицизма как основного направления христианства того времени. Он был одним из основоположников первобытной схоластики. Главный труд Августина Блаженного — «О граде Божием» — на протяжении веков превратился в широко распространенный религиозно-философский трактат, на который опирались средневековые богословы для изучения и преподавания схоластики. Также значимыми произведениями Августина являются: «О прекрасном и добром», «Против академиков», «По команде». Главные положения философии Августина Блаженного: ход истории, ход общественной жизни – это борьба двух противоположных царств – земного (греховного) и божественного; Земное царство воплощено в государственных учреждениях, законах, власти, бюрократии, армии, императоре; Царство Божие представлено духовенством – особыми людьми, одаренными благодатью и близкими к Богу, объединенными в Христианскую Церковь; Царство земное погрязло в грехе и язычестве и будет побеждено Царством Божиим; поскольку большинство людей грешны и отчуждены от Бога, светская власть необходима и будет продолжать существовать, но будет подчинена власти духовной; императоры и короли обязаны выражать волю христианской церкви и подчиняться ей, в частности, папе римскому; Церковь – единственная сила, которая может объединить мир; бедность, подчинение другим и зависимость от других не угодны Богу, но эти явления надо терпеть, надеясь на лучшее; высшее счастье – самоуглубление, познание, постижение истины; праведники после смерти получают в награду от Бога загробную жизнь Августин Блаженный считал, что человек — это противоположность души и тела, являющиеся независимыми. По мнению Фомы Аквинского, человек — это промежуточное существо между животными и ангелами. В произведении «О граде Божием» Августин писал, что в мире существует 2 государства: «божий град» (церковь – град праведников) и «град земной» (государство – град нечестивцев). Земной град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу, небесный – любовью к Богу, доведенный до полного самозабвения. О граде Божием (Аврелий Августин). Кратчайшее содержание (dzodzo.ru) Первым из средневековых философов Западной Европы Фома Аквинский широко использовал труды Аристотеля. У Аристотеля Фома Аквинский взял, прежде всего, учение об “активной форме”, дающей жизнь “пассивной материи”. Согласно учению Фомы, мир основан на иерархии форм (от бога - чистого разума к духовному миру и, наконец, к материальному), из которых высшие формы дают жизнь низшим. Во главе иерархии (земли и неба) стоит бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим. Духовный мир возглавляется папой как наместником бога. По тому же иерархическому принципу организовано и общество; подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам. Закон определяется как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него. Взяв у Аристотеля деление законов на естественные (они самоочевидны) и положительные (писаные), Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают пути достижения “небесного блаженства”). Из сочетания этих двух классификаций выводятся четыре вида законов: вечный (божественный естественный), естественный (человеческий естественный), человеческий (человеческий положительный) и божественный (божественный положительный) |