Главная страница

Этико-смысловые концепции смысла жизни человека. Этикосмысловые концепции смысла жизни человека Гедонизм


Скачать 16.5 Kb.
НазваниеЭтикосмысловые концепции смысла жизни человека Гедонизм
АнкорЭтико-смысловые концепции смысла жизни человека
Дата14.12.2022
Размер16.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKu-ku.docx
ТипДокументы
#844403

Этико-смысловые концепции смысла жизни человека

Гедонизм

Гедонизм - жизненная ориентация, образ жизни и этическое учение, в основе которого лежит представление о том, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания является смыслом жизни. Суть этого умонастроения можно выразить так: «наслаждение составляет цель человеческой жизни, и добром является все, что доставляет наслаждение и ведет к нему». Эту формулу можно преобразовать в правило поведения: «поступай всегда так, чтобы ты по возможности мог непосредственно удовлетворять свои потребности и испытывать как можно больше (по интенсивности и длительности) наслаждений.

В этике гедонизма такая устремленность обычно объясняется натуралистически - природной сущностью человека. В гедонизме наслаждение - это высшая ценность. Гедоник безудержен в гонке за наслаждением. Он уповает не просто на удовлетворение потребности, но на получение наслаждения. Последнее может быть выражено двояким образом: либо в разнузданности разнообразных желаний, либо в их упорядоченности и утончённости.

Гедонизм внутренне неустойчив, он как бы не решается противопоставить человека природе, он не ориентирует на идеал, не заставляет мучиться от сознания невыполненного долга, не требует от индивида волевых качеств.

Эвдемонизм


Этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.

Представители гедонистического направления в эвдемонизме, к которым относят Гассенди, Ламетри, Вольтера, Гольбаха, отождествляли счастье и удовольствие. Однако, в отличие от гедонизма, удовольствие тут ставится в прямую зависимость от добродетелей человека.

Одним из критиков эвдемонизма в этике был Иммануил Кант, полагавший, что мотивом по-настоящему морального поступка может быть только долг, но не стремление к счастью.

Утилитаризм


В утилитаризме действие является морально правильным, если оно направлено на то, чтобы способствовать счастью не только того, кто его совершает, но и всех тех, на кого влияет такое действие. Наоборот, действие некорректно, если оно приводит к несчастью.

Классик утилитаризма Иеремия Бентам проповедовал принцип «максимизации счастья»: сталкиваясь с моральной дилеммой, человек должен выбирать тот вариант, впоследствии которого будет больше счастливых людей.

Прагматизм


Философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости.

В основе прагматизма лежит следующая максима: «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях»

В качестве философского течения прагматизм возник в последние десятилетия XIX века. Основы философской концепции прагматизма были заложены Чарльзом Пирсом.

Прагматизм становится популярным с 1906 года, когда последователь Пирса Уильям Джеймс прочёл курс общедоступных лекций, которые были изданы под этим названием.

Третьим виднейшим представителем прагматизма был Джон Дьюи, развивший собственный вариант прагматизма, получивший название инструментализм.

Аскетизм

Перфекционизм - жизненный принцип, философская позиция, выражающая стремление человека к совершенству в действиях, делах, поведении. Путь к самосовершенствованию путь немногих. Он предполагает аскетизм. Аскетизм (от греч. – упражняющийся, подвижник), метод нравственного совершенствования и духовного возвышения посредством регуляции человеком своих телесных и душевных побуждений. Идеи перфекционизма присутствуют в религиозном и светском мировоззрении. Побуждение человека к самосовершенствованию – сильная сторона перфекционизма.

Аскетизм (от греческого «аскет» — отшельник, монах) — это пренебрежение чувственным миром или даже полное его отрицание ради мира духовного. Часто это добровольное перенесение страда­ний, боли, отказ от общества, от семьи, уход из мира в монастырь и т. д. Цель аскетизма — развитие духа, достижение максимальной духовной концентрации.

Альтруизм

Понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага.

Термин «альтруизм» ввёл в научный оборот философ Огюст Конт, в его представлении альтруизм — воплощение нормы «жить ради других», движущая сила изменения человеческого общества в сторону большей гуманизации

Альтруизм в обществе также может быть выгоден, так как приводит к повышению репутации.

Другим преимуществом альтруизма может служить самореклама, названная израильским зоологом Амоцем Захави «эффектом потлача».

«Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.» Адам Смит, Теория нравственных чувств, 1759


написать администратору сайта