2 Этногенез 10.11. Этногенез и этнические процессы в Казахстане
Скачать 30.71 Kb.
|
Ход занятия.
1. Миграционная концепция происхождения казахского народа (с сер.XVIII в. Рычков П., Броневской С., Маев Н. и др.) – предки казахов были недавними мигрантами и довольно поздно пришли на территорию Казахстана, а сам казахский народ не имеет отношения к древним насельникам региона и не ведет свое происхождение от индо-иранского субстрата. 2. Автохтонная концепция происхождения казахского народа (в нач.XIX в. Гавердовский Я., Толстов С. и др.) – предками казахов были древние насельники региона – индо-иранские и скифо-сакские племена. Казахи являются потомками андроновских племен эпохи бронзы, саков, усуней, гуннов и других древних племен. . Домонгольское время сложения казахского народа (Левшин А., Вамбери А., Адильгереев Х., Ахинжанов М. и др.) – данная версия не подкреплена серьезными фактами и подвергается критике в научной среде. 2. Этнополитическая гипотеза (Вельяминов–Зернов В.) – вторая половина XV в. откочевка Джанибека и Гирея стала завершающим этапом процесса формирования казахского народа, с этого времени казахи становятся самостоятельным субъектом исторического процесса. 3. Казахская версия (Красовкий М.) – он датировал время появления казахов как самостоятельного народа концом XVI века, когда этноним «казах» окончательно стал самоназванием народа. Казахи, как политически цельное, но этнографически и антропологически разное племя, состоящее из разных элементов (Ч.Валиханов, Н.Красовский, Н.Харузин и др.) – приурочивали образование казахского народа ко времени возникновения «политически отдельной общины» из разноплеменных родов независимо от их происхождения, «соединившихся вследствие общих интересов и известных обстоятельств в одно политическое тело». 2. Откочевка Джанибека и Гирея ускорила процесс сложения казахского народа (Т.Султанов) – завершающий этап формирования казахской народности – это процесс выделения, обособления определенной группы племен под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических. Государственное объединение во вт.пол XV-XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории ускорило процесс консолидации народности (К.Пищулина, Б.Кумеков). Кочевой образ жизни и культурная обособленность казахов были прямо обусловлены типом хозяйства. Зависимость этногенетических процессов от типа хозяйства, то есть о ведущей роли типа хозяйства и образа жизни в процессе этногенеза – В.Бартольд, Н.Козьмин, Г.Грумм-Гржимайло, А.Чулошников, С.Асфендияров и др. ВЫВОД: Таким образом, существующая историография казахского этногенеза и этнической истории может быть охарактеризована как весьма неоднозначная и противоречивая. В работах по проблеме этногенеза казахов в основном рассматривались динамика и преемственность этнических процессов во времени и их генеалогическо-родоплеменные аспекты. Весь процесс этногенеза трактовался преимущественно с этнополитической точки зрения и в конце концов сводился к возникновению казахской государственности. Тем самым вне сферы исследования оставались ключевые вопросы проблемы, в частности социокультурные параметры этногенеза и самое главное — механизмы этногенетического процесса интеграции и консолидации. |