Корнеева реферат. Факультет дошкольного и начального образования Современная детская литература
Скачать 30.69 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Факультет дошкольного и начального образования Современная детская литература Реферат Выполнила студентка Содержание; 1Введение………………………………………………………………………….3 2 Спицифика детской литературы………………………………………………. Детские книги, конечно, сложнее писать, ведь для них нужно писать как для взрослых, только лучше!!! В конце 20-го века в России начались преобразования, которые продолжаются и поныне. Сдвиги в общественном сознании повлияли и на ход всего литературного процесса. Произошли изменения, связанные и с детским чтением. Из него исключены произведения, ориентированные на советскую идеологию и частично возвращены незаслуженно «забытые»: Николай Вагнер, Дмитрий Минаев, Саша Черный, Осип Мандельштам. Предпринимаются попытки современного прочтения произведений детских писателей советского периода, весьма разноречивые и совсем не бесспорные. Уточняются некоторые аспекты истории русской детской литературы. Главным открытием 20-го века стало изображение внутренней жизни ребёнка во всей её сложности и полноте. На протяжении всего столетия утверждалось представление о ребёнке как о полноценной самостоятельной личности. И для творчества современных авторов также характерна попытка разглядеть личность маленького человека. При этом разговор с читателем идёт на равных. По-прежнему одним из популярнейших жанров остаётся литературная сказка, в которой обыгрываются фольклорные сюжеты и образы. Сохраняются и темы, вошедшие в детскую литературу в 20-м веке и прежде всего, тема взаимоотношений детей с взрослыми, и сверстниками. Однако в наше время возникает уже другая проблема - дети перестают читать книги, падает культура чтения. Этому способствуют разные факторы, в том числе и развитие новых информационных технологий, революция в телекоммуникациях. Заметное снижение интереса к чтению не могло не повлиять и на литературный процесс: одной из тенденций становится преобладание занимательности над всеми другими достоинствами произведения. Увеличивается число групп детей, подростков, юношества, у которых все более популярными становятся журналы. Но и при разнообразии книжной и журнальной продукции, адресованной этой аудитории, далеко не всё благополучно. Подростки ориентируются не на лучшую, а на «модную» в их среде продукцию. Растет спрос на периодику с большим количеством картинок, несущих информацию, в основном, развлекательного характера. Нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие детей и подростков зависит от качества получаемой ими духовной пищи. Огромную роль в социализации личности, в развитии ребенка играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. В восьмидесятые годы в детской литературе разразился серьезный кризис, связанный с социально-политическими изменениями в обществе, последствия которого отразились и на творчестве детских писателей в последующие годы. Одной из тенденций времени стала переориентация детских писателей на так называемую «взрослую» литературу. Многие писатели, чьи повести для подростков и о подростках были популярны в начале восьмидесятых годов, переключились на взрослую аудиторию: Г.Щербакова (автор известных детских книг «Отчаянная осень», «Вам и не снилось…», «Дверь в чужую жизнь»), Т.Пономарева, Б.Минаев, В. Друк, С.Георгиев. 1 Спицифика детской литературы Тенденция современной детской литературы проявляется в том, что детские поэты все чаще обращаются к прозе: Тим Собакин, Лев Яковлев, Елена Григорьева, Марина Бородицкая переключились на прозаическое творчество. Некоторые детские писатели в девяностые годы эмигрировали в Израиль (Дина Рубина, Анатолий Алексин), Америку (Владимир Друк, Майя Валеева), Германию (Павел Френкель, Владимир Порудоминский) и другие страны, где живут и сейчас, занимаясь в других сферах деятельности. Одной из важных проблем современной детской литературы была и остается проблема написания современной детской книги, достойной чтения ребенком. Один из основоположников детской литературы XX века. К.И.Чуковский писал о том, что литература для детей должна быть высочайшего качества, т.е. она должна быть классикой: «Поэзия для маленьких должна быть поэзией и для взрослых поэзией!». О том же пишут и современные авторы, например, А.Торопцев: «Для детей и о детях писать хорошо гораздо сложнее, а писать плохо грешно». Современные дети значительно отличаются от детей 80-90-х годов прошлого века. Ученые отмечают, что в связи с изменением социальной ситуации в России развитие детей также изменилось (А.М.Кондаков, Л.П.Кезина). У мальчиков старше 10 лет популярны «диснеевские», технические, познавательные и компьютерные журналы, комиксы и издания, связанные со спортом, автоделом. А девочки интересуются различными красочными изданиями, ориентированными на женскую аудиторию. Массовый, неконтролируемый выпуск детских книг в последние годы, привел к тому, что на книжном рынке появилось много литературы, не обладающей хорошим художественным вкусом. Широкое распространение получают такие жанры, как детективы и триллеры. Стремясь привлечь внимание читателя любой ценой, авторы используют в своих произведениях самые разные средства, в том числе и совсем не детские. Спросом сегодня пользуются детективы серии «Чёрный Котёнок», "ужастики" из серии «Страшилки», фэнтези из серии «Чародеи». Каких же авторов выбирают современные дети себе в друзья и собеседники? Среди читаемых современных авторов можно назвать Е. Некрасова. Он пишет о том, как вместе с человеком растут его отвага, честь и желание сопротивляться разнокалиберным гадостям окружающего мира под лозунгом: «Если не я - то кто же?!». А. Веселов в своих повестях показывает, как общество превращает в моральных уродов мальчишек и девчонок из нищих «спальных районов». В. Гусев в фантасмагорично-весёлых произведениях пишет о том, как маленькие, но упорные и честные люди вновь и вновь разоблачают все проявления «мирового зла» и с бесстрашным озорством борются с взрослыми «хозяевами жизни», возомнившими себя всесильными. С. Сухинов поветствует о Рыцарях Света в джинсах и ветровках. С. Лукьяненко стал популярен благодаря своим печальным, но завораживающим «дозорам». Ученицы младших и средних классов увлекаются романами Ж. Уилсон, которые представляют собой своеобразные «энциклопедии жизни» для девчонок. А серия книг М. Бершадской «Большая маленькая девочка» учат их находить выход из сложных ситуаций. Дети разного возраста читают книги Дины Сабитовой «Где нет зимы», «Цирк в шкатулке», «Сказки для Марты». Очень популярны стали книги серий: "Детский детектив" (К. Кин, А.Хичкок, Э. Блайтон и др.), "Школа в ласковой долине" Ф. Паскаль. С удовольствием читают произведения: «Время всегда хорошее», «Я хочу в школу!», «Смерть мертвым душам» А. Жвалевского и Е. Пастернак, «Облачный полк» Э. Веркина, "Призрак сети", "Телепат", "Потапов, к доске!", «Костя+Ника=», «Узник зеркала» Т. Крюковой, «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» М. Вишневецкой и др. Подросткам и старшеклассникам, кроме книг о Гарри Поттере Дж. Роулинг, нравятся произведения Х. Мураками, П. Коэльо, Э. Райс, Н. Гумилева, С. Есенина, М. Булгакова, Р. Бернса, японская поэзия хокку, энциклопедии и жизнеописания замечательных людей и др. Кроме признанных классиков читают и стихи А. Усачева, С. Белорусеца, М. Яснова, С. Михотина и др. И только малыши по-прежнему читают А. Пушкина, А. Волкова, Г. Остера, Э. Успенского и др. Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Поэтому все чаще современные издательства предпочитают переиздавать произведения «прошлых лет», на которых выросло несколько поколений. По русским народным сказкам и сказкам Пушкина, стихотворениям Токмаковой, Барто, Благининой, Мориц, рассказам Драгунского учились жить, думать, фантазировать. И резервы для дальнейшего переиздания классики ещё далеко не исчерпаны: есть еще национальная литература СССР - Н. Думбадзе, Ф. Искандер, А. Бикчентаев, Н. Матханова; литература зарубежья - Баум, Диккенс, Льюис, Перро, братья Гримм и др. В последние годы заметно увеличивается выпуск детских книг, улучшается их содержание, расширяется тематика, более привлекательным становится оформление. Идет насыщение рынка литературой. В 1990-2000-е годы продолжился выпуск популярных журналов "Мурзилка", "Весёлые картинки", появились новые периодические издания для детей: "Незнайка", "Жили-были", "Свирелька", «Читаем, учимся, играем», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», "Весёлые уроки". Переиздаются произведения, ставшие классикой детского чтения: сказки К. И. Чуковского, стихи С. Маршака, В. Берестова, В. Лунина, Р. Сефа, Л. Яковлева, О. Григорьева, Г. Юдина, И. Иртеньева». Но, если мэтров детской поэзии с трудом, но всё, же переиздают, то новичкам очень трудно пробиться на книжный рынок, который захлестнула массовая литература. Начинающие поэты не имеют возможности публиковаться, потому что издательства в них не заинтересованы. В результате многие переходят на прозу. Детская писательница из Санкт-Петербурга, Е. Матюшкина, одна из авторов популярной книги «Лапы вверх!» начинала, как поэт, но потом переключилась на детскую детективную прозу. Обратились к прозе и поэты Т. Собакин, Л. Яковлев, Е. Григорьева, М. Богородицкая. Почему же поэзия сегодня не в чести? Во многом виновато, наверное, наше время - слишком уж непоэтическим оно стало. Возможно, дело и в коммерческо-издательской стороне дела. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня успех книги напрямую зависит от читательского спроса. И, не выдерживая современных условий жизни, детская литература неумолимо выталкивает из себя тех, кто эту литературу создаёт. Так писательница Г. Щербакова, чьи повести для подростков и о подростках «Отчаянная осень», «Вам и не снилось…», «Дверь в чужую жизнь» и др., были популярны в 1980-е годы, сейчас переключилась на «взрослую» литературу. Реже для детей стали писать Т. Пономарёва, Б. Минаев, В. Друк, С. Георгиев, А. Милн, Р. Сеф. Уехали из России писатели Д. Рубина, А. Алексин, В. Порудоминский, П. Френкель, И. Цесарский. Ушли из жизни известные детские писатели Ю. Коваль, В. Берестов, С. Иванов, В. Приходько и др. В целом же современная детская литература представляет собой подвижное противоречивое явление и постоянно находится в процессе становления. Проблемами детского чтения и издания литературы для детей сегодня озабочены многие. На одном из заседаний круглого стола «Детская пресса: государственная политика, реалии, перспективы», организованном исполкомом выставки «ПРЕССА», была поставлена цель: выработать конкретные действенные шаги по привлечению внимания государства и общества к проблемам детских изданий, воспитывающих у ребенка любовь к чтению и формирующих нравственные основы личности. Среди многочисленных рекомендаций, высказанных по итогам круглого стола, прозвучали и такие предложения, как: сделать издание книг для детей в книгоиздании приоритетным, возродить государственный заказ на выпуск детской литературы, повысить статус конкурсов среди детских писателей для отбора лучших произведений. Президент В. В. Путин в статье "Россия: национальный вопрос» подчеркнул: «Наша нация всегда была читающей нацией. Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать. И давайте сделаем выпускным экзаменом сочинение на темы прочитанного. Или, по крайней мере, дадим молодым людям возможность проявить свои знания и свое мировоззрение на олимпиадах и конкурсах». Такой список под названием "100 книг по истории, культуре и литературе народов России" был сформирован. Готовился он специалистами многих ведомств. Непросто было из моря литературы выбрать самое необходимое. В список вошли 87 произведений русских и советских авторов, а также эпос, былины, летописи. Конечно, не всем понятно, почему в список вошли именно эти книги. Некоторые писатели представлены в нем одним или двумя произведениями, а творчество других рекомендовано к изучению полностью. Есть в перечне и детские книги («Крокодил Гена и его друзья» Э. Успенского), и очень серьезные («От Руси к России» Л. Гумилева), но нет, ни одного произведения иностранных авторов. Тем не менее, список "100 книг по истории, культуре и литературе народов России" составлен, и Министерство образования России рекомендует его школьникам для самостоятельного прочтения. Конечно, с появлением данного списка, современные дети не станут сразу же книгочеями. Но в любом случае, хорошо, что этот список появился, значит, ориентиры для общего развития заданы. Исследования детского книжного рынка показали, что современные дети стали умнее и требовательнее к книге. В ней должен быть сложный сюжет, в каждой главе - обязательно приключения, а добро не всегда должно побеждать зло - иначе мировое равновесие окажется под угрозой. Исходя из задач современного литературного образования младших школьников, детская литература приобретает особую значимость в развитии младших школьников и воспитании их духовно-нравственных представлений. В современной детской литературе наблюдается две группы писателей: чье творчество сложилось до и после перестроечного периода. К первому поколению детских писателей современности относятся С.Козлов, Ю.Дружков, В.Постников, Т.Собакин, С.Луконин. Современные детские писатели, чья творческая индивидуальность сложилось после кризиса 80-90-х годов, отражают в своих произведениях внутренний мир ребенка посткризисной эпохи. Писатели М.Бородицкая, Е.Матюшкина, Е. Оковитая, Б.Минаев, С.Седов, С.Георгиев, С.Махотин, С. Белорусец, Л.Мишкина, Б.Минаев, Т.Крюкова, Л.Мишкина и др. талантливо изображают мир детства, вскрывают его проблемы. В лучших традициях классической детской литературы эти писатели показывают неповторимый, уникальный период жизни человека – детство – как счастливую и неповторимую пору. Исходя из известного тезиса К.И.Чуковского, что детский писатель непременно должен быть счастливым человеком, современные детские писатели с благодарностью вспоминают свое счастливое детство. Прекрасно отразила этот взгляд на детство Т.Крюкова: «Я пишу для детей, чтобы передать им ту доброту, любовь и улыбки, которыми меня щедро наградило мое детство. Я хочу, чтобы они полюбили этот мир так же, как люблю его я». Творчество современных детских писателей отражает внутренний мир современного ребенка, ждущего от жизни необыкновенных приключений, в которых волшебство сочеталось бы с повседневной реальностью. Тематику произведений детской литературы XXI века представляют две линии: произведения на морально-этические темы и приключенческая литература. К первой группе можно отнести творчество Собакина Тима, Усачева А., Бородицкой М., Махотина С., Георгиева С.,Матюшкиной Е. и др. Ко второй группе можно отнести произведения для детей Постникова В., Дружкова Ю., Белорусец С.,Седова С. и др. Современную детскую литературу отличает разнообразие жанров. Причем каждый из писателей не отдает предпочтение какому-либо одному жанру, а пробует себя в самых различных жанрах: стихи, сказки, рассказы, повести, приключения. Например, такая черта отличает творчество С.Седова, Т.Крюковой, Л.Мишкиной, М.Бородицой, Е.Матюшкиной, Е.Оковитой. Сказки для детей пишут С.Козлов, С.Седов, Л.Мишкина, М. Бородицкая; повести и рассказы характерны для творчества Б.Минаева, С.Белорусца, М.Валеевой. Романы о любви, предназначенные для чтения девочек, пишет Вера Иванова. Фантастика для детей широко представлена в творчестве Сергея Луконина. Научно-познавательные книги для почемучек пишет Валентин Постников. Новое рождение поэзии для детей после кризиса 80-90-х годов можно проследить на примере творчества А.Усачева, С.Махотина, В. Друка, а также Екатерины Матюшкиной и Екатерины Оковитой, благодаря творческому тандему которых маленькие читатели могут увидеть в их книгах и талантливые иллюстрации поэтов. Лия Мишкина также оформляет свои стихи, рассказы, сказки собственными рисунками. Удивляет широкий диапазон жанров детской литературы в творчестве А.Усачева: сказки, детские песенки, фантастические истории, стихи. Жизнь в произведениях современных детских писателей кипит, совершаются необыкновенные события, участниками которых становится герой-ребенок и юный читатель. Многие молодые писатели являются талантливыми переводчиками зарубежной детской литературы: М. Бородицкая, Л.Мишкина, С.Белорусец и др. Современных писателей особенно остро волнует проблема чтения детей или, точнее, детского не-чтения. Хорошо сказал об этом Эдуард Успенский: «Необходимо повернуть детей лицом к книге, к библиотеке. Уйдут привычка и желание читать - потери будут невосполнимы. Все то, что дают книги Тургенева, Писемского, Достоевского, Лескова, Чехова, Толстого, не заменит никакой экран или компьютер... Без книги человек становится духовным инвалидом...» Произведения современных детских писателей направлены на духовно-нравственное воспитание и развитие маленького читателя. Они воспитывают в детях самые лучшие качества: доброту, сострадание, сочувствие, терпимость, силу характера, мужество, умение дружить, защищать слабых и маленьких. Список литературы Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. Учебник для вузов - 4 изд.: Высшее профессиональное образование. Издательство: "Академия/ Academia", 2007. – 576 с. Добрые сказки / Департамент образования города Москвы. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 120 с - http://znanium.com/bookread.php?book=362247 Камалова Л.А. Детский фольклор: Методическое пособие для студентов высш. пед. учебных заведений по специальности "Педагогика и методика начального образования", по направлению "Педагогическое образование" профиля "Начальное образование" (бакалавр). - Казань: ТГГПУ, 2011. - 150 с. Камалова Л.А. Детская литература: Учебная хрестоматия для студентов педагогических вузов по направлению 050100.62 "Педагогическое образование" профиля "Начальное образование" (бакалавр), по специальности 050708.65 - "Педагогика и методика начального образования" /Авт.-сост. Л.А.Камалова. - Казань: КФУ,2013. - 370 с. Библиотека детской литературы: http://chitaem.com/ 6.Тюшина, Екатерина Писатели нашего детства: обзор отечественной литературы для юных читателей // Библиотека. - 2015.- № 2. – С. 31- 41http://internetenok.narod.ru/ss.htm Лучшие детские сайты: http://nashidetochki.narod.ru/ Сайт посвящен детским книгам: http://www.parfenov.org/booklist/ 1001 Сказка.com: http://www.1001skazka.com/ . |