социальная антропология. Феминизм политический и культурный аспекты
Скачать 36.99 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЗабГУ») Факультет социологический Кафедра философии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Социальная антропология» на тему: Феминизм: политический и культурный аспекты. Выполнил: ст. гр. ТБ(бтп)с -20 Проверила: Чита 2022 Содержание 1.Введение……………………………………………………………………... 2. Первая волна феминизма ………………………………………………….. 3. Вторая волна феминизма…………………………………………………... 4. Первая женщина в области медицинских наук…………………………… 5.Заключение…………………………………………………………………… 6.Список источников………………………………………………………….. Введение. Тема феминизма, возникшая еще в XVIII веке, остается достаточно актуальной и в нынешнее время. Так как и сейчас женщинам достаточно часто приходится сталкивать с проблемой не равенство. При приеме на работу, работодатели больше предпочтение отдают лицам мужского пола, аргументируют это тем, что делать ставку на работника который через несколько месяцев может уйти в декретный отпуск, просто не выгодно. А о появление женщин в военной сфере не может быть и речи, так как это мужское дело, хотя есть девушки, у которых физическая подготовка в разы лучше, чем у некоторых представителей мужского населения. Цель моей работы рассмотреть как зародился феминизм, и политический и культурный аспекты как женщины во всем мире на протяжение многих столетий боролись за свои права. Первая волна феминизма. Первый женские движения за свои права дотируются в XVIII веке. Принято считать, что феминизм зародился на фоне буржуазных революций, провозглашавших лозунг «Свобода, равенство, братство!» Идея всеобщего равенства заставила женщин задуматься над своим положением в обществе, свою зависимость от мужчины первые феминистки нашли, как и в правовой, так и в социально-экономической сфере. На этом фоне начали организоваться женские клубы, первые во Франции позднее и в других странах, которые в своих декларация и петициях требовали от правительства улучшения положения женщин в обществе. Первая женщина, которая громко заявила, о правах женщин была Олимпии де Гуж из-под ее пера в 1791 году выходит «Декларация прав женщины и гражданки» в ней она утверждала, что женская половина общества лишена привилегий, которые доступны мужчинам, и поэтому не может быть достигнуто действительное равенство в обществе. Это являлась свои образным ответом на знаменитую «Декларацию прав гражданина» где не слово не сказано, распространяются ли права человека на женщину. Ей же принадлежит и знаменитая фраза «Если женщина может взойти на эшафот, она имеет права взойти на трибуну». Позднее в 1793 году она будет арестована и отправлена на гильотину, и в это же время принимается декрет о закрытие всех женских клубов. А в 1795 правительство Франции постановляет запрет на участие женщин в политических собраниях, более того женщинам запрещается собираться группами в общественных местах. Таким образом, во Франции завершается женская революция за права. Однако это не положило конец женским движениям, так как к этому времени идея о равенстве полов распространилась по Европе. В Англии это идея была подхвачена известной писательницей Мэри Уолстонкрафт. Она считала, что в справедливом обществе дискриминация по половому признаку не должна существовать и должна быть ликвидирована. Её концепция основывались на либеральных взглядах своего времени, когда равенство понималась как равенство перед законом. В условиях, когда законодательство и судебная система были полностью основаны на идеи подчинения женщины, требование о равенстве мужчин и женщин перед законом оказалось исключительно прогрессивным. Аргументация Мэри Уолстонкрафт породила три основных требования: первое – женщины должны иметь экономическую независимость; втрое – они должны иметь равные юридические и гражданские права с мужчинами; третье – женщины должны получать такое же образование, что и мужчины. Эти требования стали основополагающими для женского движения XIX века. В России феминистское движение начинается в 1860-е годы. Первыми представительницами этого движения были жительницы столичных городов, предстательницы обеспеченных слоев. Идеи женской самостоятельности глубоко проникли в российское общественно сознание, породив женские трудовые объединения, организации взаимопомощи, движения за допуск женщин в университеты. Однако ни одна из возникших женских организаций не ставила, да и не могла поставить вопрос о политических правах женщин, поскольку в самодержавной России политически бесправными были все слои населения, и в этом отношении женщины были вполне равны мужчинам. Основной задачей и причиной споров являлась право женщины на развод и раздельное проживание жен с мужьями. Значительны собственнические права женщин давали им возможность делать пожертвования, основать женские кооперативы, самостоятельно решать, на что потратить богатство. Вторая половина XIX века – эпоха зарождения женского предпринимательства в России. Так, например Сёстры Трубниковы, которые основали в Петербурге издательство, книжный магазин и швейную мастерскую для женщин. Феминистское движение в России не было и не могло быть массовым, оно не располагало своими представителями в государственных организациях, не имело возможности оказать влияние на власть. Так в 1881 году вмести со многими общественными объединениями, запрещаются и женские организации. В ХIХ веке феминистские требования наиболее широкое распространение получили в США, где происходили социальные реформы, которые заставили женщин задуматься о своем положении и о своем статусе в обществе. Американские феминистки принимали активное участие в ожесточенной борьбе за отмену рабства. В 1830-1950 гг. женщины участвовали во многих общественных движениях за отмену рабства и тысячами подписывались под петициями. Однако вскоре женщины заметили, что даже для своих союзников - мужчин в этой борьбе, они не являются равноправными личностями. Особенно это стало очевидно на Всемирном конгрессе противников рабства, состоявшемся в Лондоне в 1840 г., когда из зала заседаний были выдворены все женщины-делегатки. Позже одна из основательниц американского женского движения Элизабет Кэди Стэнтон отмечала, что эта дискриминация по половому признаку на лондонском форуме реформаторов «подтолкнула многих женщин к новому образу мыслей и действий». В 1848 г. по инициативе Э. Кэди Стэнтон в городе Сенека Фоллз (штат Нью-Йорк) был созван первый в мировой истории Конвент по правам женщин, на котором собралось около трехсот мужчин и женщин. Опираясь на американскую «Декларацию независимости», Элизабет Кэди Стэнтон подготовила «Декларацию чувств» и представила ее собравшимся. Декларация гласила: «Все мужчины и женщины рождены равными. Господь наделил их определенными неотъемлемыми правами: к таковым относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». Помимо декларации, на собрании в Сенека Фоллз были приняты одиннадцать резолюций с требованием равноправия женщин в сфере ремесел, торговли, профессий, публичных выступлений, чтения проповедей. Отдельная резолюция требовала предоставления женщинам права голоса. Созыв Конвента в Сенека Фоллз считается началом формирования организованного женского движения в Соединенных Штатах, а «Декларация чувств» стала одним из основных теоретических документов феминизма. В результате первой волны феминизма можно отметить, что положение женщин в обществе улучшилось. В начале XX века заметин значительный прогресс в области гражданского законодательства, профессиональной деятельности, положения в семье. Женщины повсеместно были допущены в университеты, было признано их право на труд и допуск к профессиям, улучшился их имущественно–правовой статус, было либерализовано семейно-брачное законодательство, в ряде стран, как например Великобритания, женщины получили право участвовать в органах местного самоуправления, появились прецеденты предоставления женщинам парламентского права голоса. Первым государством в мире, представившим женщинам равные с мужчинами избирательные права, стала Новая Зеландия (1893), а затем Австралия (1902) и Финляндия (1906), Норвегия (1913). Вторая волна феминизма. Вторая волна феминизма. В 60–70-е гг. ХХ в. начинается новый подъем феминистского движения. Толчок к новому взлету феминизма вновь был дан в Соединенных Штатах. Также как и первая волна американского феминизма, его вторая волна зародилась под влиянием борьбы чернокожего населения за гражданские права. Большое влияние на феминизм новой волны также оказали антивоенное, и студенческое движения и различные леворадикальные теории, получившие в это время большое распространение. «Феминизм новой волны сделал общую тему правовой дискриминации и социально-политического равенства центральной темой 60-70-х гг.» В США идеологически и стратегически движение было разделено на две ветви: движение за права женщин и женское освободительное движение. Первая ветвь продолжала традиции старого либерального феминизма и выступала за политические реформы, а также за использование тактики давления на правительство с целью проведения реформ. Самой влиятельной организацией этой ветви была возникшая в 1964г. Национальная организация женщин (НОЖ). НОЖ выступала за запрет штатам и судам всех инстанций использовать половые различия в качестве основы конструирования правовых норм. Во многом результатом ее деятельности стало реформирование американской правовой системы в 1960 – 1970-х гг., что привело к отмене юридических ограничений прав граждан по признаку пола. Одновременно существенно изменилось социально-экономическое положение американок. Вторая ветвь движения – «радикальный, левый, часто социалистический феминизм, который отрицал идею равенства с мужчинами. В его рамках считалось, что политические реформы никогда не освободят женщин, главный акцент должен быть сделан на женщинах, а не на государстве. Цель движения – изменить способ мысли и действия, переоценить женскую суть, а не адаптировать женщину к мужским ценностям». Участницы этого движения считали, что женщины как группа имеют свои специфические интересы, за которые они должны бороться вместе, независимо от социальной или расовой принадлежности. Основной ареной борьбы становились личные изменения. Эта ветвь движения действовала больше на местном уровне. По мнению его участниц, изменение общества женщины должны начать с себя. Эта ветвь состояла из множества групп (так называемые «группы пробуждения сознания»), в которых не было лидера и четкой структуры. Несколько позднее, в рамках этого направления, были созданы кризисные центры для жертв изнасилования, приюты для женщин, терпящих насилие в семье, медицинские клиники, женские центры, издательские кооперативы, центры по оказанию юридических услуг, службы по найму на работу, женские кафе и рестораны, женские театральные группы, художественные галереи, «освободительные школы», книжные магазины, магазины по продаже ремесленных изделий и сеть «женских исследований». Все это способствовало объединению женщин и возникновению в США специфической женской субкультуры. Опыт радикальных феминисток в США впоследствии широко использовался и в других странах и в некоторых из них стал частью социальной политики государства. Первая женщина в области медицинских наук. Надежда Суслова была первой женщиной в мире, защитившая докторскую работу в области медицинской науки. Во имя идеалов свободы, равенства и образования, она решает продемонстрировать всему миру, что женщина способна достигнуть высоких квалификаций в области медицины. И это ей удаётся пройдя не малые трудности. В начале Надежда Суслова посещает, посещала с 1861 г. Медицинско-хирургическую академию в Санкт-Петербурге в качестве вольнослушательницы, и одновременно в частном порядке готовилась к сдаче экзамена на аттестат зрелости экстерном в мужской гимназии, поскольку только это давало право поступать в высшее учебное заведение. В 1862 г. она не только отлично сдала экзамен, но и опубликовала научную работу в одном из специальных медицинских журналов, которая была переведена на немецкий язык. Но тут она сталкивается с тем, что в России появляется запрет посещать женщинам русские университеты, из-за этого Суслова принимает решение в 1865г. отправится в Цюрих, чтобы продолжить там изучение медицины. Там она подала прошение о зачислении студенткой, но сенат не торопился с принятием решения, но ей разрешалось временно посещать университетские занятия. Когда Суслова подала заявку на сдачу государственных экзаменов, администрация университета после пристального изучения устава о высшем образовании, в котором не было ни разрешения, ни запрета на женское образование, дала положительный ответ. После подготовительных работ под руководством Сеченова в Граце русская студентка в 1986 г. представила в Цюрихский университет для защиты диссертацию «К вопросу о физиологии лимфатических узлов». День защиты – 14 декабря 1867 г. – вошел в историю университета как большое событие. Суслова защищала свою работу без каких-либо льгот для иностранной слушательницы. Суслова блестяще отстояла, свои тезисы и добилась докторской степени «по медицине, хирургии и родовспоможению». От имени факультета докторский диплом вручил ей заведующий кафедрой хирургии профессор Э. Розе. Выражая признание ее достижений, он нашел сердечные и ободряющие слова. При этом он открыто высказал мнение по женскому вопросу: поскольку в настоящее время, сказал он, рабство исчезло во всем мире, он хотел бы надеяться, что наступит конец и порабощению женского пола. К 1868 г. Н. Суслова вернулась в Россию. Здесь она не могла заниматься профессиональной деятельностью до тех пор, пока государство не признает ее диплом действительным. Первое ее прошение, поданное в Медико-хирургическую академию, было отклонено. Благодаря стараниям председателя медицинского совета Е.В. Пеликана, в конце концов, был найден компромисс. Сусловой разрешили сдать дополнительные экзамены и защитить свою докторскую степень, после чего медицинским советом ей предоставлено право свободно практикующего врача и право на занесение в соответствующий профессиональный регистр. В 1872 г. Суслова вела свою практику. Суслова продолжала врачебную практику до 1889 г. как гинеколог и педиатр, а также помогая при родах. Остаток своей жизни (она умерла 20.04 1918 г.) Надежда Суслова провела в сельском имении своего второго мужа гистолога А.Е. Голубева, под Алуштой в Крыму. Там она продолжала врачебную практику, принимая больных в собственном доме. У местного населения она пользовалась большим уважением, особенно потому, что бесплатно лечила неимущих татарских женщин. Финансовое положение позволяло чете Голубевых также заниматься благотворительностью: они пожертвовали крупную сумму на строительство гимназии в Алуште и поддерживали пострадавших в результате русско-японской войны. На собственные средства Суслова устроила в своем имении школу для нуждающихся детей. И наконец, Суслова открыла в Нальчике, у подножия Кавказских гор, санаторий для неимущих пациентов. Заключение. В заключение хотелось бы сказать, что феминистское движение имеет длительную историю, на протяжении которой долгое время женщины боролись свои гражданские и политические права, преодолевая всевозможные трудности и камни преткновения с правительством и обществом. И это постепенно дало огромные результаты сейчас женщины есть в политики и науки, а когда то у женщины не было не права голосовать не возможности получать высшие образование. На примере такой яркой личности как Надежда Прокопьевна Суслова мы можем увидеть, как легко ей довались знание в области науки, но как тяжело ей пришлось добиваться пропуска в университет и с каким трудом она защитила свои знания в области медицинской науки. Все это говорит не равенстве женщин и мужчин в науки в то время, и благодаря такие женщинам как Надежда Суслова эта ситуация изменилась. В настоящее время феминизм остается значительным социальным движением, достигшим наибольших успехов в области культуры. В центре внимания феминизма во всех его формах остается сохраняющееся гендерное неравенство женщин. Прежде всего, надо сказать о том, что феминизм вызывает существенные изменения в жизни женщины, во всем, что имеет отношение к ее социальному статусу, ее месту в обществе. Феминизм как идеология и политическая практика за период своего существования испытал немало как спадов, так и подъемов. Однако сейчас даже в развитых странах остается прежний порядок доминирования мужчин, где они занимают высокие должности в кабинетах власти. Женщины как социальная группа продолжают отрабатывать больше часов, чем мужчины, и получать значительно меньшую зарплату. Для этого очень важным является укрепление влияния женского движения внутри страны, широкая известность лидеров движения, инициативность женских организаций. Все вышеизложенное показывает, что перед феминистским движением стоит задача добиться фактического равенства мужчин и женщин. Очевидно, что ярче всего равенство проявляется в политической и культурной сферах. Ясно, что экономика также играет важную роль, однако социокультурная составляющая позволяет говорить более конкретно о специфике феминизма в разных странах. Многолетний опыт показывает, что подлинное равноправие мужчин и женщин возможно только в условиях социального правового государства. Список использованной литературы. 1. Попкова Л. Н. Влияние женского движения на изменение социально-правового статуса женщин США в ХIХ-ХХ вв. // Гендерная реконструкция политических систем / Ред.-сост. Н. М. Степанова, Е. В. Кочкина. СПб.: Алетейя, 2004. 2. Пушкарева Н. Л. Русская женщина и современность: Два века изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой 1800 – 2000 // Материалы к библиографии. М.: Ладомир, 2002. 3. Темкина А. А. Женское движение как общественное: история и теория. // Гендерная реконструкция политических систем / Ред.-сост. Н. М. Степанова, Е. В. Кочкина. СПб.: Алетейя, 2004. 4. Власова О.И. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. N2., 2008 5. Бианка Пиетров-Эннкер. Женщины в интеллектуальных профессиях // «Новые люди» России. М., РГГУ, 2005 6. Школьников И. А. Теория и практика английского феминизма (работы Дж. С. Милля, Гарриет Тейлор и Хелен Тейлор) // Женский вопрос в контексте национальной культуры. Материалы международной научной конференции. СПб., 2000. |