Философия, ее предмет и место в системе культуры. Философия, ее предмет и место в системе культуры.. Философия, ее предмет и место в системе культуры. Основной вопрос философии. Функции философии
Скачать 58.86 Kb.
|
1.Философия, ее предмет и место в системе культуры. Основной вопрос философии. Функции философии. В истории философии существует множество подходов к определению предмета философии. Величайший мыслитель древней Греции Сократ считал философию - великим искусством самопознания человеком самого себя. Георг Гегель немецкий философ считал, предмет философии – это мышление о всеобщем бытии и познании. «Везде и всегда, к какому бы направлению ни принадлежала бы философская система, - она задачей своей имела не то или другое частное, дробное или одностороннее знание, но мировоззрение, понимание мира, нас самих и наших к нему отношений в целом. Ее задача – такое понимание, которым определяется и ценность и всего нашего специального знания, и смысл, и достоинство нашей жизни и деятельности». «Философия нации и единство мировоззрения». Автор: Астафьев П.Е. Философия в отличие от других наук, религии, искусства не ограничивается одним предметом и сферой деятельности и пытается охватить весь мир. Ее можно определить как специфическую форму, которая пытается различными способами охватить, описать и понять в наиболее общих чертах мирозданье и человека. Весьма своеобразно соотношение философии и культуры. Латинское слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура – это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако. Что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении. Самые насущные проблемы человечества получают в философии завершающую интерпретацию. Актуальная философия – это пиковые достижения культуры, которая по своим интерпретационным возможностям превосходила бы философию. Разумеется, достижения философии не имеют смысла вне ее союза с разнообразными науками, искусствами, практическими действиями людей. Заметим, что философия обладает не только спецификой, но и самостоятельностью. Иммануил Кантсумел сформулировать выразительно и кратко, следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек? Основной вопрос философии – вопрос о соотношении бытия и мышления. Существует две стороны основного вопроса философии, над решением которых размышляют философы – онтологическая и гносеологическая. Онтологическая сторона вопроса. Имеется две точки зрения на онтологическую проблему решения основного вопроса философии, разделившие философов на две категории – идеалисты и материалисты. Первые утверждали, что природу и все материальное бытие было порождено духовными сущностями, вторые напротив, были уверены, что первичным являются природа и материя. Следует, что философы, размышляя над вопросом первичности, решают не вопрос о том, что появилось или возникло раньше – материя или сознание, а вопрос их соотношения – как они между собой соотносятся, что является первичным по отношению друг к другу. Идеалисты и материалисты по-разному понимают онтологическое отношение между миром и сознанием. Существует три варианта решения первой стороны вопроса (монистическая философия): материализм, субъективный и объективный идеализм. Материализм. Внешний мир существует вне зависимости от нашего духа, сознания и мышления и является первичным по отношению к ним. Зарождение материализма произошло в Древнем мире. На протяжении своего развития одна форма сменяла другую – от натуралистического материализма античности до механистической формы Нового времени и диалектической формы в 19-20 вв. Представители механистического материализма: Ф.Бэкон, Гоббс, Гольбах и др. В соответствии с этой формой материальный мир – механизм, в котором все необходимо, обусловлено и имеет причину. Однако это касается только природы, но не общества, в котором, по мнению материалистов, действуют принципы морали, а не механические причины. Современная форма материализма – диалектическая. Основоположники: К. Маркс и Ф. Энгельс. Субъективный идеализм. Внешний мир – продукт деятельности человеческого сознания и существует благодаря ему. Среди представителей субъективного идеализма такие философы как Беркли , Фихте и др. Суть субъективного идеализма состоит в утверждении, что мир таков, каким мы его представляем. Все, что мы наблюдаем в мире –лишь совокупность наших ощущений. Все воспринимаемые качества относительны: один и предмет может казаться то большим, то маленьким – в зависимости от расстояния до него. Известный тезис Джорджа Беркли: «существовать – значит быть воспринимаемым», подразумевающий, что бытие – это то, что воспринимается через различные человеческие ощущения, а об объективном существовании вещей нельзя даже рассуждать. Объективный идеализм. Представители объективного идеализма считают, что существует высший разум, благодаря которому появился мир вещей и человеческое сознание. В различных философских учениях этот разум (высшее духовное начало) имеет разное имя: Дух, Идея, Брахман т.п. Поскольку этот мировой разум существует вне зависимости от человеческого сознания, отсюда и название – объективный идеализм. Представители этого направления: в Европе – Платон, Фома Аквинский, Гегель, ортодоксальные даршаны – в Индии. Данные направления относятся к монистической философии (монизм). Гносеологическая сторона вопроса. На вопрос о возможностях человеческого мышления познать окружающий мир также существуют различные ответы и точки зрения. Наибольшая часть людей, в том числе и философов, отвечают утвердительно на этот вопрос: «мир познаваем», что называется гносеологическим оптимизмом или гностицизм. Однако существует категория философов, которые утверждают об ограниченности человеческого познания мира и невозможности его достоверного познания. Для такой позиции существует общеупотребительный термин – «агностицизм». В античности агностицизм был представлен в форме скептицизма. Скептики размышляли над вопросом природы вещей, отношения человека к ним и последствия этого отношения к ним. Философы утверждали, что природа вещей нам неизвестна, а относиться к вещам следует скептически, избегая категорических суждений. Это повлечет за собой невозмутимость и счастье. Представители скептицизма эпохи Возрождения: М. Монтень, П.Бейль. Представители агностицизма Нового времени: Юм и Кант. В некоторых современных направлениях философии проявляются элементы агностицизма. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения. 1. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, принципах взаимодействия с окружающим миром. 2. Методологическая - вырабатывает основные методы познания окружающей реальности. 3. Мыслительно-теоретическая философия учит концептуально мыслить и трактовать. 4. Гносеологическая — это познавательная функция философии. 5. Критическая философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. 6. Аксиологическая философия учит оценке вещей, с точки зрения различных ценностей. 7. Социальная функция философии пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества. 8. Воспитательно-гуманитарная философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали. 9. Прогностическая - философские знаний об окружающем мире и человеке, познавательных процессов человечества и общества. 10. Общекультурная — функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества. 11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений. 2. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия, наука). Философское мировоззрение, его особенности. Мировоззрение по значению – это взгляд человека на мир. Сводится к знанию человека о мире. Задача формирования мировоззрения сводится к знанию. Человек не только мыслящее, но и чувствующее существо. Кроме этого, мифологическое мировоззрение – результат игры воображения, поэтому не может быть сведено к знанию. Проблема – что считать мировоззрением. Если это только знание, то остается только философское мировоззрение. Мировоззрение – это система предельно широких представлений и знаний человека о мире, об отношении к миру, другим людям, самому себе, о месте и роли человека в этом мире, основных принципах бытия и сознания, общения, идеалов и т. д. Мировоззренческое знание касается мира в целом и его сторон. Мировоззренческое знание можно отделить от немировоззренческого – степенью общности. Сводить мировоззрение только к знанию нельзя, поэтому следует различать основные блоки мировоззрения: чувственно-эмоциональный блок, интеллектуальный блок (знания о человеке), ценностный блок (шкала ценностей), поведенческий блок (программа действий). Мировоззрение нужно рассматривать под углом зрения мироощущения, мировосприятия, миропереживания и миропонимания. Эти блоки взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимопроникают друг в друга. Ценности связаны с проблемой интересов. Необходимо рассматривать связь между знаниями и ценностями, так как интересы также должны являться объектом изучения. Каждый человек без исключения нуждается, в собственном мировоззрении. Они могут быть мифологические, религиозные. В истории человечества выделяются три формы мировоззрения: 1.мифология 2. религия 3. философия Мифология как мировоззрение. Мифология - форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и мистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: происхождение Вселенной, Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; отсутствие абстрактных размышлений; практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач; однообразие и поверхность мифологических сюжетов. Религия как мировоззрение. Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует, что и миф: происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле; объяснение природных явлений; поступки, судьбы человечества; нравственно-этические проблемы. Основными мировыми религиями являются: христианство, ислам, буддизм. Мифологическое мировоззрение характерно для первобытного сознания, перехода от него к рабовладельческому обществу. Основная функция – объяснение. Главная особенность – олицетворение, очеловечивание. Понимание мира происходит через человеческий опыт, представление. Синкретизм – слитность, недифференцированность различных элементов мифологического мировоззрения. Из него развивается религиозное мировоззрение. Третий момент – игра воображения. Образность мифологии. Отсюда недостаток логических, справедливых черт мировоззрения. Существуют и другие взгляды на религию. Некоторые считают, что религия возникла в связи с возникновением табу или запретов на что-либо. Некоторые считают, что возникали священные элементы, другие рассматривают религию как связь. Религия – вера в сверхъестественное и поклонение ему. В общем виде для религии характерно удвоение мира на сверхъестественный и естественный и подчинение второго первому. Функция объяснения отходит на второй план, а на первом – культ. Всякая религия является фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые принимают форму внеземных сил. Кроме этого наличие общественных отношений, связанных с удовлетворением религиозных потребностей, внецерковных организаций, партий, образовательной структуры, религиозных СМИ. Религия – это элемент надстройки, социальный институт. Философское мировоззрение существует параллельно с религиозным мировоззрением, но религиозные мировоззрения сейчас монотеистические. Философия существует как альтернатива религиозному мировоззрению. Нельзя считать, что за мифологическим мировоззрением возникло религиозное, а за ним возникло философское мировоззрение. Предпосылки возникновения философского мировоззрения: прибавочный продукт, военнопленные стали рабами для производства прибавочного продукта, развитие производственных отношений, ослабевание родовых связей и замена их на экономические, производственные отношения, специализация, разделение труда, что повлекло возникновение обмена. В процессе обмена возникло имущественное неравенство. Происходило перемешивание людей из разных территорий, племен и т. д., сравнение одних с другими, происходило накопление знаний, рос интеллект. Философия и наука выступали как синонимы. В античности начался процесс внутренней дифференциации философии. По Аристотелю: Первая философия – учение о сущем, основных принципах бытия и познания, учение о категориях. Вторая философия – это общая картина природы, математика и астрономия. Третья философия – впоследствии – частные науки (физика, этика, политика и т. д.). Главная идея – человек должен непосредственно общаться с богом. Посредник, церковь, не нужен. Эта борьба способствовала освобождению науки и философии от религии. Начинается отпочкование частных наук от философии. Философия стала и мировоззрением и наукой. Предметом стали наиболее общие закономерности, связи и отношения, основные принципы бытия и познания. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической законностью. Источники: Лекция 1: Философия в системе культуры Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.:Гардарики,2001 Введение в философию: Учебное пособие для вузов. Автор. коллектив: Фролов И. Т и др.- 3-е изд., перераб. и доп. Философский словарь: Аксиология(от греч. ἀξία – ценность и λόγος – учение) – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Бытие (греч. ousia; лат. esse) — философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них смысловыми оттенками. Гносеология [от греч. gnosis – знание и logos – учение] Наука об источниках и границах человеческого познания; то же, что теория познания. Гуманизм (лат. humanitas — человечность) — мировоззрение антропоцентризма перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. Термин был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нит-хаммером в 1808. Диалектика - философская концептуализация развития, понятого, как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и — соответственно — конституирующаяся в историко-философской традиции, как в качестве теории, так и в качестве метода. Исходно, в античности — искусство вести беседу, спор; философский диалог, противостоящий риторике и софистике. Идеал (лат. idealis от греч. ἰδέα — образ, идея) — высшая ценность, наилучшее, завершённое состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал); высшая степень нравственного представления о благом и должном (аксиологический идеал); совершенство в отношениях между людьми (этический идеал); наиболее совершенное устройство общества (социальный идеал). Идеология (от греч. ῞ιδέα – идея, представление и λόγος – слово, учение) – система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики – классов, наций, общества, политических партий, общественных движений – и выступает формой санкционирования или существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии), или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движений). Идеология и форма общественного сознания – составная часть культуры, духовного производства. Категории (от греч. κατηγορία – высказывание; лат. praedicamenta) – фундаментальные понятия, формы мысли, типы связи субъекта и предиката в суждении, устойчивые способы предицирования, существующие в языке, составляющие условия возможности опытного знания и имеющие априорное значение в качестве универсалий и предельных понятий. Метод (от греч. μέθοδος – путь исследования, познания, теория, учение – в широком смысле сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решения некоторых задач. Методология учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека. Мировоззрение система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксиологических установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира. Мифология (от греч. μῦθος– предание, сказание и λόγος – слово, понятие, учение) – форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности, характерный для ранних этапов развития общества. Мифология ориентирована на преодоление фундаментальных антиномий человеческого существования, на гармонизацию общества, личности и природы. Онтология(от греч. ὄν, род. падеж ὄντος – сущее и λόγος – слово, понятие, учение) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Метафизика (греч. – μετὰ τὰ φυσικά – то, что после физики) – философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия. Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – философское направление, утверждающее, что мир состоит из многих принципиально различных, независимых и несводимых друг к другу субстанций, первоначал, первосущностей. Объективныйто, что существует независимо от индивидуального сознания; прежде всего это физические вещи и события в пространстве и времени; другие люди, их действия и состояния сознания; собственное тело индивида. Субъективный то, что характеризует субъект или же производно от субъекта и его деятельности. Теоцентризм (греч. theos – бог + centrum – центр) – одна из культурных тенденций европейского средневековья, согласно которой бог объявляется центром всего сущего, он творец всех видимых форм. Этика (греч. ἠϑικά, от ηϑικός – относящийся к нраву, характеру; лат. ethica) – практическая философия, наука о морали (нравственности). |