Эллинизм. Философия эпохи эллинизма
Скачать 81.5 Kb.
|
Тема: «Философия эпохи эллинизма» Содержание Введение 3 1. Философия школ эпохи эллинизма 4 Заключение 11 Список используемой литературы 12 ВведениеВ конце VI в. до н. э. усиливаются признаки кризиса греческой рабовладельческой демократии. Перед лицом бесчисленных социальных бед, политических потрясений, войн, нарастающей политической неустойчивости и незащищенности населения, его социальной дифференциации, которые усилились с распадом державы Александра Македонского, этот кризис нашел свое выражение в духовной жизни, вообще, и отразился на развитии философии, в частности. Глубокие изменения в понимании целей и задач философии нашли выражение в четырех своих течениях: кинизме; скептицизме; эпикуреизме; стоицизме. Взгляды представителей этих течений рассматриваются во многих историко-философских трудах. Особенность античной философии эпохи, начавшейся с распадом державы Александра Македонского, заключается в том, что интерес ее представителей постепенно перемещается от традиционных для древнегреческой классики научных проблем к вопросам устройства человека в мире, т. е. к вопросам этики. Философствование, уменьшая опору на науку, все более и более утрачивает защищенность со стороны усиливающегося давления на него мистики. Особенно заметной экспансия языческо-античного и религиозного мистицизма становится в императорском Риме. Удивительно здесь то, что угасание интереса к некоторым традиционным философским проблемам шло одновременно с расцветом некоторых прикладных наук и интенсивной изобретательской деятельностью. В области этики философам эпохи эллинизма и в следующие за ней времена удалось достичь значительных высот. Это позволяет в целом оценивать философию данной эпохи как значительный шаг на пути ее развития. 1. Философия школ эпохи эллинизмаФилософия киников возникла еще до века эллинизма. Основал ее ученик Сократа Антисфен, который был лет на двадцать старше Платона. Однако эта философия предвосхитила настроение философских школ собственно эллинистического периода, оказав на них влияние. Она была очень популярна в эллинистическом мире, поэтому может быть рассмотрена в ряду собственно эллинистических философских школ1. Антисфен был во многих отношениях замечательной фигурой и чем-то напоминал Льва Толстого. Сын афинянина и фракийской рабыни, будучи по закону неполноправным, Антисфен до смерти Сократа жил в аристократическом кругу своих товарищей и не проявлял особых признаков неортодоксальности. Но в какой-то момент он стал презирать вещи, которые ценил раньше. Ему ничего не было нужно кроме простой добродетели. Он связался с рабочим людом и одевался, как они2. Он стал проповедовать, учить на улицах, говорить языком, понятным для малообразованных людей. Он видел счастье в добродетели, но саму добродетель понимал оригинально. По мнению Антисфена, добродетельные поступки не должны опираться на признанные в обществе нормы. Он верил в возврат к природе и с большим упорством проводил это верование в жизнь. Не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака, ни установленной религии. Добродетель - это жизнь, освобожденная от потребностей и желаний, претензий на материальное и иное благополучие. Он не был аскетом в полном смысле слова, но презирал роскошь и все культурные, то есть искусственные наслаждения. Он учил, что мудрец никогда не порабощается игу наслаждения и чтит единую бессмертную царицу – свободу. Причем существенным содержанием обладает только внутренняя свобода, свобода духа. Она дает радость и счастье, делает человека неуязвимым, ограждая от ударов судьбы. Культура – источник несвободы, поэтому от нее следует освободиться. Славу Антисфена превзошел его ученик Диоген. Он, освобождаясь от пут культуры, решил жить как собака, и поэтому его назвали «киником”, что означает собачий. Его поведение объяснимо: ведь есть физиологические потребности, от которых мы не можем освободиться, и реализовывать их нужно самым простым, собачим способом. Диоген отверг все условности, касающиеся и религии, и манер, и одежды, и пищи, и приличий. Он жил в огромном кувшине, какие употреблялись в первобытные времена для погребения. Он заявлял о своем братстве не только со всем человечеством, но и с животными3. Диоген не был циником в современном смысле слова, циником, отвергающим культуру тогда, когда им это выгодно. Он пламенно стремился к добродетели, в сравнении с которой все земные блага ничего не стоят. Он, как учил Антисфен, искал добродетель и моральную свободу в освобождении от желаний, ибо считал, что только безразличие к благам, которыми одаривает нас фортуна (удача), позволяет освободиться от страха их потерять. Несмотря на то, что философы-киники были людьми энергичными, теория их носила утешающий характер. Она могла привлечь потерпевшего крушение в жизни, облегчала жизнь бедным и обездоленным, доказывая, что богатство и культура не приносят счастье. Учение киников не рассчитано на то, чтобы развивать искусство и науки, дело управления государством или другую полезную деятельность, за исключением протеста против цивилизованного зла. Особое место в философии эллинизма принадлежит учению скептиков, ибо скепсис проникает и в другие теории эллинистического мира. Родоначальником скептицизма был Пиррон (365-275 до н.э.). Скептицизм, сомнение в отношении чувственного познания волновал греческую философию уже начиная с ранней стадии развития [см. философские учения Парменида, софистов и Платона]. Пиррон не только сформулировал и систематизировал старые сомнения, но добавил моральный и логический скептицизм к скептицизму в области чувств. На этой основе философ пытается решить важнейшую для практической философии проблему об условиях возможности счастья. Счастье, по Пиррону, может состоять в невозмутимом спокойствии и отсутствии страданий. Желающий его достигнуть должен, прежде всего, ответить на три вопроса: из чего состоят вещи, как мы должны к ним относиться и какую выгоду получим из нашего к ним отношения4. На первый вопрос, согласно скептическому отношению к чувственному и рациональному познанию, мы не можем дать определенного ответа. На последующие два - тоже, поскольку они связаны с первым. Исходя из этого, истинно философский способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Выгодой же, проистекающей от воздержания от всяких суждений, будет невозмутимость или безмятежность, в которой скептицизм и видит высшую степень блаженства для философа. Человеку «практическому” следует знать, что не может быть рациональных оснований для того, чтобы предпочитать один порядок действия другому. На практике это означало, что надо подчиняться обычаям какой бы то ни было страны, если ты в ней живешь. Данная жизненная установка удобна для обывателя, ведь нельзя даже доказать, что существующий порядок вещей неверный. Скептическая концепция Пиррона была подхвачена платоновской академией, продолжавшей существовать после смерти Платона. Платон, конечно, не был скептиком, поскольку доказывал постоянство сверхчувственного интеллектуального мира. Но его философия была многосторонней и Аркесилаю удалось перестроить ее на скептический лад. Он воспользовался тем, что многие диалоги Платона не содержат положительного заключения и могут вызвать сомнение в возможности положительного решения обсуждаемой проблемы. Если диалектику подобных диалогов рассматривать как цель, а не как средство поиска истины, то их можно трактовать как скептические. Аркесилай использовал скептицизм и как педагогический прием. Он не утверждал никаких тезисов, но опровергал любой, который выдвигал ученик. Иногда он выдвигал два противоположных положения и последовательно показывал, как можно спорить в пользу каждого из них. Такой метод может выучить ловкости мышления и привить безразличие к истине. Академия была скептической около двух столетий. Скептики ополчились против верования в божество, магию, астрологию, которые все более и более распространялись. Аргументы, которые они при этом выдвигали, используются и поныне5. Академики развили положительную доктрину о степенях вероятности. По их мнению, хотя наше чувство уверенности не может быть каким-то образом доказано, одни вещи кажутся нам более истинными, чем другие. Вероятность должна руководить нами на практике, ибо благоразумие требует действовать согласно наиболее вероятной из возможных гипотез. Скептицизм оказал влияние на европейскую философию да и на культуру в целом. Например, в Англии, он стал, пожалуй, одной из черт национального характера. В этом направлении привлекает антидогматизм. Однако, как заметил Бертран Рассел, скептицизм, как философия, является не просто сомнением, а догматическим сомнением. Человек науки говорит: «Я думаю, что дело обстоит так-то и так-то, но я в этом не уверен. Я не знаю каково оно, но надеюсь узнать”. Философ-скептик говорит: «Никто не знает и никто никогда не узнает”. Именно этот элемент догматизма делает систему уязвимой6. Доктрина эпикурейцев раз и навсегда была определена в общих чертах основателем данной философской школы - Эпикуром (341-271 до н.э.). Философское учение Эпикура предназначено было для поддержания удовольствия. Это и будет счастьем. Эпикур различал три вида удовольствий: природные и необходимые для жизни; природные, но для жизни не необходимые; не необходимые для жизни и неприродные. Мудрец должен стремится только к первым и воздерживаться от всех остальных. Но и первые удовольствия, которые должны достигаться определенным образом, Эпикур разделяет удовольствия на динамические и статические. Динамические наслаждения состоят в достижении желанной цели, причем предшествующее этому желание и действие должно сопровождаться страданиями. Статическое наслаждение – состояние равновесия, отсутствие желаний. Утоление голода – наслаждение динамическое. Состояние сытого человека – наслаждение статическое7. Из двух типов наслаждений Эпикур предпочитает добиваться второго, поскольку оно не содержит страданий. Мы стремимся к тихой радости, а не к бурным страстям, поэтому можно наслаждаться, поддерживая состояние отсутствия голода с помощью хлеба и воды, поэтому жизнь в уединении, вдалеке от общественных дел – идеал. Симпатия, которую испытываешь к друзьям, предпочтительнее любви – одного из самых динамических наслаждений. Без дружбы же невозможно наслаждение, поскольку без нее мы не можем жить без страха; она возникает из нужды в помощи. Удовольствию может помешать страдание, но если оно остро, оно коротко, а если длительно, то его можно переносить с помощью умственной дисциплины и привычки думать о приятных вещах. Главную опасность для человеческого счастья представляет страх. Эпикур утверждает, что два величайших источника страха - религия и боязнь смерти - связаны между собой, поскольку религия поддерживает взгляд на мертвых, как на несчастных (напомним, что дело происходит в дохристианскую эпоху). Религия, таким образом, не утешение, а то, что мешает утешению. Сверхъестественное вмешательство в дела природы казалось Эпикуру источником ужаса, а бессмертие - разрушением надежды навсегда избавиться от страданий и боли. Взамен религии он предлагает философскую теорию, которая может утешить человека. Его учение о бытии во многом сходно с классической теорией атомизма. Он следовал Демокриту в том, что мир состоит из атомов и пустоты, но не верил, как Демокрит, в то, что атомы всегда «подчиняются законам природы» в своем движении. Атомы у Эпикура имели вес и постоянно падали вниз. Однако какой-то атом, побуждаемый чем-то вроде свободы воли и слегка отклоняясь от прямого пути вниз, тем самым вступал в столкновение с другим атомом. Начиная с этого момента происходит развитие вихрей, а далее все как у Демокрита. Экстраполируя (перенося) идею отклонения атома на социальный мир, Эпикур обосновывал свою этическую доктрину, полагающую в качестве идеала уход мудреца из «жизненного потока». Эпикур считал, что душа материальна и состоит из частиц. Атомы души распределены по всему телу. Ощущение происходит от тонких нитей, выбрасываемых телами и двигающихся, пока они не прикоснуться к атомам души. Эти нити могут сохраняться и тогда, когда тела, из которых они первоначально возникли, уже разложились. Этим объясняются сны. Со смертью душа распадается, и ее атомы теряют способность к ощущению. Поэтому «смерть не имеет отношения к снам». Эпикур был сенсуалистом, то есть полагал, что все, ощущаемое нами истинно. Ошибки возникают из-за неправильной оценки ощущений. Главной же деятельностью логического мышления он считал индукцию, обобщение. Несмотря на эти, безусловно благоприятные, философские предпосылки научной деятельности, эпикурейцы ничего не внесли в развитие естественных наук8. Вероятно, Эпикур интересовался наукой лишь как средством, дающим объяснение действиям, приписываемым богам. Он не стремился к научной истине, объясняя природу. Если, например, существует много возможностей естественных объяснений явлений, то, по Эпикуру, незачем пытаться найти единственно правильное, то есть истинное. Фазы луны, к примеру, можно объяснить многими способами, каждый из них, если обходиться без богов, столь же хорош, как и другой9. ЗаключениеИтак, знакомство с античной философией показывает, что философия — это, по существу, первая осознанная форма деятельности человека на том этапе его развития, когда начинают формироваться культурные сообщества людей. Разнообразие, глубину и масштабность философских исканий, во многом определивших дальнейшее развитие человеческой цивилизации, можно, по-видимому, объяснить следующими факторами. Во-первых, разработка идей о сущности мира, мироздания в целом, отношении природы и познания, имела жизненно важное значение для становления культурного человека. Важно было разобраться в том мире, который окружал человека, в той общественной сфере, в которой он жил, с тем, чтобы определить, осмыслить целесообразность и смысл человеческой жизни, найти наиболее приемлемые формы общественных отношений и своего существования. Сама человеческая жизнь, общественное существование людей с необходимостью ставили перед мыслителями эти вопросы, и поиск ответов на них в значительной степени предопределял смысл человеческого существования и его дальнейшее развитие. Во-вторых, философия — важная сфера умственной деятельности человека. Заниматься ею было наиболее престижно, и талантливые люди стремились быть философами. Все это в совокупности способствовало притоку в философию самых способных умов того времени. Третьим условием, обеспечившим взлет философской мысли, стала относительная свобода деятельности философов. Четвертым фактором и, возможно, решающим, было отсутствие единого политического, социального или религиозного мировоззрения, которые силой или же своей творческой мощью подавляли бы философские воззрения античных мыслителей. Как известно, религиозная жизнь того времени характеризовалась язычеством, многобожием, т. е. господствовал политеизм. Все перечисленные факторы обеспечивали, на наш взгляд, небывалый взлет античной философии и ее огромное влияние на последующее развитие всех сфер человеческой деятельности. Список используемой литературыЗападная философия XIX века [Текст]: учебник / [В. В. Васильев и др.]; под ред. А. Ф. Зотова; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Философский фак., Каф. истории зарубежной философии. - 2-е изд. - Москва: Проспект, 2015. - 502, [2] c. История философии: вызовы XXI века [Текст] / Российская акад. наук, Ин-т философии; [отв. ред. Н. В. Мотрошилова]. - Москва: Канон+, 2014. - 367 с. История и философия науки [Текст]: хрестоматия / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т», Каф. философии; [сост.: А. Ю. Григоренко и др.]; под ред. А. Ю. Григоренко, с. И. Тягунова. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2015. - 232 с. Касьян, А. А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / Касьян А. А., Сулима И. И., Пушкин С. Н.; ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина», Каф. философии и теологии. - Нижний Новгород: НГПУ, 2014. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Михайлов, К. А. Философия [Текст]: фундаментальный курс живой и свободной философии с галереей портретов около 400 великих философов, ученых, творцов; экскурсией по философской Кунсткамере, тематическими подборками цитат величайших умов человечества, коллекцией лучших образцов философского юмора, а также Практикумом (тестами, занимательными, развивающими и познавательными задачами, головоломками) / К. А. Михайлов, М. В. Грачёв. - Москва: Акад. проект, 2014. - [1092] с. Новая философская энциклопедия [Текст]: [В четырех томах] / Российская Академия наук. Институт философии, Национальный общественно-научный фонд. - 2014 – 1999 с. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник для вузов. / А.Г. Спиркин - М.: Норма, 2014. – 320 с. Черданцева, И. В. Пролегомены к пониманию человека в философии [Текст]: (монография) / Черданцева И. В., Алтайский ин-т труда и права (фил.) Образовательного учреждения профсоюзов высш. проф. образования «Акад. труда и соц. отношений». - Барнаул: Концепт, 2014. - 166 с. Философия [Текст]: учебник / А. Е. Лукьянов, В. И. Григорьев, А. В. Пименов и др.; Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. - М.: ТОН/TONE, 2014. - 431 с. Философия [Текст]: учебное пособие для поступающих в аспирантуру / [С. С. Гусев и др.; редкол.: Ефимов Ю. И. (отв. ред.), Мангасарян В. Н., Москвитин В. А.]; Санкт-Петербургский нац. исслед. акад. ун-т Российской акад. наук, Санкт-Петербургская каф. философии. - Санкт-Петербург: Изд-во РГХА, 2015. - 186, [1] с. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / Касьян А. А. [и др.; отв. ред. Шапошников Л. Е.]; ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина», Каф. философии и теологии. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Философия [Текст]: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности и направлению подготовки «Юриспруденция» / [Н. Ф. Бучило и др.]; под общ. ред. Л. А. Деминой. - Москва: Проспект, 2014. - 358 с. Философия. Основные идеи и принципы [Текст]: популярный очерк / А. И. Ракитов [и др.]; [под общ. ред. А. И. Ракитова]. - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 367, [1] с. 1 История и философия науки [Текст]: хрестоматия / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т», Каф. философии; [сост.: А. Ю. Григоренко и др.]; под ред. А. Ю. Григоренко, с. И. Тягунова. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2015, с. 34. 2 Касьян, А. А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / Касьян А. А., Сулима И. И., Пушкин С. Н.; ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина», Каф. философии и теологии. - Нижний Новгород: НГПУ, 2014. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 3 Философия [Текст]: учебное пособие для поступающих в аспирантуру / [С. С. Гусев и др.; редкол.: Ефимов Ю. И. (отв. ред.), Мангасарян В. Н., Москвитин В. А.]; Санкт-Петербургский нац. исслед. акад. ун-т Российской акад. наук, Санкт-Петербургская каф. философии. - Санкт-Петербург: Изд-во РГХА, 2015, с. 34. 4 Касьян, А. А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / Касьян А. А., Сулима И. И., Пушкин С. Н.; ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина», Каф. философии и теологии. - Нижний Новгород: НГПУ, 2014. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 5 История и философия науки [Текст]: хрестоматия / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т», Каф. философии; [сост.: А. Ю. Григоренко и др.]; под ред. А. Ю. Григоренко, с. И. Тягунова. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2015, с. 36. 6 Философия [Текст]: учебное пособие для поступающих в аспирантуру / [С. С. Гусев и др.; редкол.: Ефимов Ю. И. (отв. ред.), Мангасарян В. Н., Москвитин В. А.]; Санкт-Петербургский нац. исслед. акад. ун-т Российской акад. наук, Санкт-Петербургская каф. философии. - Санкт-Петербург: Изд-во РГХА, 2015, с. 45. 7 История и философия науки [Текст]: хрестоматия / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т», Каф. философии; [сост.: А. Ю. Григоренко и др.]; под ред. А. Ю. Григоренко, с. И. Тягунова. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2015, с. 40. 8 Касьян, А. А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / Касьян А. А., Сулима И. И., Пушкин С. Н.; ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина», Каф. философии и теологии. - Нижний Новгород: НГПУ, 2014. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 9 Философия [Текст]: учебное пособие для поступающих в аспирантуру / [С. С. Гусев и др.; редкол.: Ефимов Ю. И. (отв. ред.), Мангасарян В. Н., Москвитин В. А.]; Санкт-Петербургский нац. исслед. акад. ун-т Российской акад. наук, Санкт-Петербургская каф. философии. - Санкт-Петербург: Изд-во РГХА, 2015, с. 49. |