Главная страница
Навигация по странице:

  • Гуманизм эпохи Возрождения

  • Учение гуманистов закладывает несколько принципиальных идей

  • Натурфилософия эпохи Возрождения

  • Джордано Бруно (1648-1600)

  • Социалистические утопии Т. Мора и Т. Компанеллы

  • Томмазо Кампанелла (1568- 1639).

  • Социальная философия Н. Макиавелли

  • Медицина Парацельса, Везалия

  • Андреас Везалий (годы жизни 1514 – 1564)

  • Философия Эпохи Возрождения_Шукайло Англелина_213пед. Философия эпохи Возрождения Возрождение


    Скачать 27.93 Kb.
    НазваниеФилософия эпохи Возрождения Возрождение
    Дата10.11.2021
    Размер27.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия Эпохи Возрождения_Шукайло Англелина_213пед.docx
    ТипДокументы
    #268431

    Философия эпохи Возрождения

    1. Возрождение – это эпоха величайшего культурного переворота, иначе ее называют Ренессансом, и она охватывает период с XIV по XVI века. Эта эпоха оказала огромное влияние на все развитие человеческой цивилизации и становления культурной и социальной жизни общества.

    Характеристика эпохи Возрождения:

    Выделяют следующие периоды этой эпохи:

    1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век) – тесно связан со средневековьем, с византийскими, романскими и готическими традициями.

    2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)-стремительно развивается искусство.

    3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века) – это время самого яркого развития Возрождения.  В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II.

    4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века) - в это время происходит затмение и появление новой художественно культуры. Время развития маньеризма – нервного искусства, вследствие различных кризисов.

    В это время происходит:

    • Быстрый экономический рост Европы с XIII века - повсеместное развитие денежного хозяйства, возрастающая потребность в расширении торговли заставляют средневекового человека искать морские пути сообщения с Востоком. (Колумб открывает новый материк в 1492 г., Бальбоа в 1513 г. находит сухопутный переход к Тихому океану);

    • Развитие городов: они становятся центрами ремесла и торговли, которые имеют качественно другую организацию и управление по сравнению со средневековым городом. Отличие заключалось в том, что политическая и экономическая власть перешла от церковных служителей к богатым купцам, гражданским землевладельцам, что расширяло свободу и давало возможности дальнейшего развития общества.

    • Открытия и технические изобретения: были открыты компас, рисовальные и измерительные приборы, порох, телескоп, книгопечатание, часы, подзорные трубы, самопрялка, доменное производство. Стало цениться знание, добываемое из опыта, потому что оно меняло жизнь человека и способствовало его благополучию.

    Человек утверждается в собственных силах, собственной значимости. Философская мысль создает новую картину мира, тяготея к отрицанию Божественного творения, к отождествлению Бога и природы (пантеизм), природы и человека, человек олицетворяет собой творческое начало. Его творчество – это синтез, воплощение идеи творца: в технических мастерских делаются научные открытия, создаются произведения искусства. Человек в этой философии – в центре мира, в отличие от средневековой – теоцентрической и античной – космоцентрической философии.

    Таким образом, чертами и характеристиками философии Возрождения являются:

    • гуманизм XIV-XV вв.;

    • религиозная революция (Реформация XVI - нач. XVII в.)

    • неоплатонизм и натурфилософия XV – нач. XVII в.;

    • появление социально-утопических учений (XV - XVII вв.)



    1. Гуманизм эпохи Возрождения

    Гуманизм – это философско-этическая позиция в центре которой находится человек, его естественные права, свободы, ценности, идеалы, которая направлена на всестороннее совершенствование человека при его жизни и в рамках его жизни.
    Гуманизм зарождается в богатых городах северной Италии, таких как Милан, Флоренция, Венеция, мощных торговых и культурных центрах, обладающих вековыми традициями и независимых от феодалов и церкви. Вместе с тем деятели раннего гуманизма, такие как Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Дж. Боккачо в своих произведениях не стремятся отринуть или разрушить христианское мировоззрение, напротив, признавая авторитет божественного, они лишь ставят перед собой цель выявить специфику человеческого, посмотреть на человека как на личность, посмотреть на него не с точки зрения высших божественных принципов, но глазами другого человека, исходя из его потребностей, целей, ценностей, желаний.
    Гуманизм эпохи Возрождения антропоцентричен, его главной ценностью является человек, человеческая жизнь. При этом мыслители гуманисты формируют моральный облик идеального человека и задают ему достаточно высокую планку.

    Гуманисты считали, что христианские формулы и догматы можно представить миру в чистом стиле античности. Для них сочетание христианских святых и имён языческих богов не казалось странным, это понималось как вопрос формы, а не замены содержания. Гуманисты славили земную красоту в противовес средневековому аскетизму с его утвержджением, что земная жизнь есть жизнь "смрадная", а человеческая плоть жалка и постыдна, и в этом они, конечно же, возрождали идеалы античного мира. Но эпоха Возрождения этим не ограничилась. Если в античном искусстве человек, пусть и прекрасный физически, представлялся лишь игрушкой рока и богов, то эпоха Возрождения возвеличивает человека, возности его на беспримерно высокий пьедестал.
    Учение гуманистов закладывает несколько принципиальных идей:

    • Представление о естественных правах человека на жизнь, свободу, собственность и т.д., как заложенных в его природу, неотъемлемых;

    • Представление о равенстве всех людей вне зависимости от их происхождение, разрушение сословной системы;

    • Представление о доброй, созидательной природе человека, в противовес христианскому пониманию природы человека как грешной и испорченной;

    • Представление об обществе как естественно возникшем единстве людей, необходимой среде существования человека.



    1. Натурфилософия эпохи Возрождения

    Переходный период от теоцентризма к пантеизму способствовал развитию идей натурфилософии. Именно в этот период появилось новое понимание Бога и природы. Бог – это что-то внутреннее, принадлежащее миру, а природа – это определённая субстанция, которая существует и реально, и потенциально, при этом соединяет в себе материю и форму.

    Ярким представителем натурфилософии эпохи Возрождения стал Бернандино Телезио (1509-1583). Он является основателем академии в Неаполе (Academia Telesiam). И всё это для того, чтобы изучать природу, основываясь на её законах. Ключевой труд Телезио – "О природе вещей согласно её собственным началам". Главная особенность этого сочинения в том, что оно написано с позиции гилозоизма. Имеются в виду представления о том, что всё материальное имеет душу. Его учение о "живой материи" гласит о том, что любой предмет и вещь внутри себя кроет духовную причину, которая соединяет её с всеобщим живым пластом субстанций. Прибегал в своих суждениях Телезио и к алхимии. Так он трактовал чувственную сторону всеобщего познания. Говоря о том, что чувства и разум не имеют чёткой границы между собой. А скорее наблюдение за фикциями естественных процессов непротиворечиво возводит к усвоению духовных начал.

    Джордано Бруно (1648-1600), итальянский священник и монах Доминикского ордена. Его натурфилософия основывалась на учении пантеизма. Относил себя к числу радикальных вольнодумцев, более того активно отвергал ортодоксальные идеи христианства. Основой его учения были пантеистические мысли о том, что Бог и мир бесконечны. Принципиальное различие Бога и мира Бруно отрицал и полностью исключал.

    Одним из самых ключевых трудов в области естествознания Дж. Бруно было учение о бесконечной Вселенной "О бесконечности, Вселенной и мирах". Его теория по космологии не была похожа на средневековые или античные представления. В античные времена и Средневековье учёные полагали, что у космоса есть конец. Вселенная в представлениях Бруно не имеет конца и предела. Он не ограничивается представлениями о космосе, которые были характерными до него. Он смело выдвигает мнение о том, что из-за своей бесконечности Вселенных может быть бесконечное множество подобно нашей. Кроме того, он выдвинул неоспоримый аргумент о том, что конечный мир ограничивается конечным благом, а бесконечный мир есть бесконечное благо.




    1. Наука эпохи Возрождения

    Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

    Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка. В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний.

    НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ  (1401-1464) –  богослов, который разрабатывал математику и естествознание. Основой науки он считал математику. Учение о противоположностях обосновывает посредством математики – окружность с бесконечным радиусом превращается в прямую. В космологии считал, что Земля не является центром мира. Мир бесконечен, поскольку бесконечен воплощенный в нем Бог. Но бесконечность можно познать разумом как совпадение минимума и максимума. Отсюда его жизненное кредо – Бог – это абсолютным максимум, человек – абсолютный минимум.

    ИСААК НЬЮТОН (1642-1727) - английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории. Идеи Ньютона, опиравшиеся на математическую физику и эксперимент, определили направление развития естествознания на многие десятилетия вперед.

    ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600) – один из активных сторонников гипотезы Коперника. Он дал философское обоснование взглядам Коперника и сделал следующий шаг в его развитии, отказавшись от идеи конечности Вселенной. Согласно Бруно, у Вселенной нет центра вообще. Она бесконечна и состоит из множества миров, подобных нашему. Причем многие из бесчисленного количества миров, считал он, обитаемы. За свои убеждения Дж. Бруно поплатился жизнью. Как еретик, он был сожжен на костре.

    1. Социалистические утопии Т. Мора и Т. Компанеллы

    Утопический социализм - теории о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества, которые исходили не из познания законов общественного развития и его движущих сил, a представляли собой чисто логические, умозрительные модели некоего общества будущего. 

    Томас Мор (1478-1535) – английский мыслитель и политический деятель. Свои научные занятия он совмещает с юридической деятельностью, занимает ряд государственных постов, в 1529 году становится канцлером Англии. Всемирную известность принес Мору его трактат «Книжечка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства на острове Утопия» (1516 г.), содержащий описание идеального, справедливого, бесклассового строя фантастического острова Утопия (с греческого утопия – это место, которого нет).

    Причину страданий народа Мор видит в существовании частной собственности и господстве частного интереса. Идеальное же государство основано на общности имуществ. Труд в нем составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращен до 6 часов, наиболее тяжелые работы выполняют преступники. Целью коммунистического общества утопийцев являются не только материальные блага, но прежде всего – свободное развитие человеческой личности. Свободное время после труда предоставляется личному усмотрению каждого для духовного развития, занятия наукой или другой полезной для общества деятельностью. Мор не видел пути осуществления этого идеала, так как был противником народных движений, видя в них разрушающее начало и анархию.

    Другой представитель возрожденческого утопизма – Томмазо Кампанелла (1568- 1639). В своем трактате «Город Солнца» (1602 г.) он выдвигает идеал и программу всеобщего социального преобразования, основанного на отмене частной собственности и эксплуатации, на реализации царства божьего на земле. В отличие от Мора он полностью убежден в возможности реализации этого переворота силой массового восстания. В 1598 г. Кампанелла становится во главе заговора в Калабрии против испанцев. После поражения заговора он был схвачен и осужден на пожизненное заключение. За время почти 27-летнего пребывания в тюрьме он создал десятки сочинений, в том числе и свою утопию. Существенный пункт его программы – всемирное объединение людей, в котором он видит залог избавления человечества от войн, голода, эпидемий.

    При всей исторической ограниченности коммунистического («казарменного» типа) идеала утопистов Возрождения достоянием последующих веков оказалась мысль гуманистов о справедливом общественном устройстве, упразднении частной собственности как источника угнетения народа, о важной роли науки и просвещения в жизни народа, о прекращении войн и установлении мира.

    1. Социальная философия Н. Макиавелли (1469-1527)

    Главное в государстве - человек. Макиавелли провозглашает новый для политики лозунг: "Политика для политики". Основные идеи:

    политический реализм - нужно анализировать реальность, а не должное состояние. Именно такой анализ может дать практический результат.

    антропологический пессимизм - человек не хорош, не плох, но скорее тяготеет к плохому. По своей природе он склонен к отрицательным поступкам, жестокость, алчность.

    Новая концепция государя. Понятие "добродетели государя", отличается от понятия средник веков (смирение, вера). Добродетели: сила, здоровье, энергия. Способность к предвидению. Возможность принуждать других, воля. Государь должен уметь использовать любые средства для блага государства "Цель оправдывает средства". Главная цель деятельности государя - благополучие государства, для этого необходима сильная государственная власть. Главные чувства граждан к государю - уважение и страх. Чтобы удержать власть, государь должен быть жестоким. Макиавелли длит людей на 1 группы: 1. слабые (подчиняются судьбе). 2. добродетельные, способные противостоять судьбе (занимают гос. посты, управляют другими людьми). Идеальное государство - республика, в основе которой свобода граждан и обычай.

    Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

    • человек обладает изначально злой природой;

    • движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

    • совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

    • для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;

    • правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

    • правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);

    • ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

    • в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

    Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

    1. Медицина Парацельса, Везалия

    Парацельс был не только врачом, но и биологом, алхимиком, философом, борцом против схоластики. Главная универсальная наука для него является медицина, источником и опорой которой является теология, философия, астрономия и алхимия. Философии придавал большое значение, видел в ней источник более совершенного познания, доказывал, что опыт является основным средством познания. Он считал, что всякая вещь содержит в себе жизненную силу, в которой спрятан ключ к природе, и тот кто познает его, тот обретет способ магически воздействовать на природу и преобразовывать её. Искусство врачевания зависит от усвоения этого способа. Это значит, что воздействуя на одну вещь, мы можем повлиять на другие вещи. Заслуга Парацельса в том, что он освободил медицину от суеверий и мистики, соединил медицину с химией, вводит ряд химических веществ в медицинскую практику. Пытался понять процессы, происходящие в организме, например, химические процессы (то, чем занимается современная биохимия).

    Андреас Везалий (годы жизни 1514 – 1564) был знаменитым врачом Средневековья. Он является  основоположником анатомии и в историю медицины критических состояний вошел как автор первого письменного описания операции трахеостомии, которую он выполнил в ходе эксперимента на животном с целью искусственной вентиляции легких в 1543 году.

    В 1543 году Андреас Везалий издал свой знаменитый труд под названием «О строении человеческого тела». Книга содержала не только текст, но демонстративные картинки. Но самое главное, что в труде врач указал и исправил больше 200 ошибок известного в то время ученого Галена, авторитет которого после этого сильно пострадал. Именно работа «О строении человеческого тела» положила начало развитию современной анатомии. 

    Вклад в анатомию состоял главным образом в том, что он составил анатомическую терминологию на латыни. Ученый из терминологии убрал все слова, которые остались из времен Средневековья, и минимизировал все термины греческого происхождения. Медик также описал методику вываривания костей, чтобы получить качественный скелет для изучения. Он сумел создать фундамент для развития хирургии и анатомии в дальнейшем. Его графические методы опровергли взаимосвязь медицины с астрологией. Все исследования Везалия базировались на вскрытиях умерших людей, что ранее очень сильно критиковалось церковью. 

    Андреас Везалий был первым человеком, который описал аневризму. Также он возвратил забытый метод врачевателя Гиппократа – метод дренирования эмфиземы грудной клетки. Еще в студенческие годы ученый описал бедренную кость и открыл семенные сосуды. Вот еще пример того, что сделал Андреас Везалий для науки, а точнее для анатомической терминологии: ввел в нее такие новые слова как хоана, наковальня во внутреннем ухе, альвеола, митральный клапан сердца.


    написать администратору сайта