Мыслимость развития в различных вариантах пантеизма. Мыслимость развития в различных вариантах пантеизма
Скачать 14.31 Kb.
|
Мыслимость развития в различных вариантах пантеизма. Николай Кузанский и Бенедикт Спиноза по-разному описывали возможности развития пантеизма, тем не менее, в их текстах отмечаются схожие мысли при описании различных вариантов пантеизма. Для начала обратимся к тексту Николая Кузанского: он демонстрирует идеи пантеизма через призму максимума, где максимум – это Бог. Максимум является основанием всех вещей и содержит в себе все, вплоть до абсолютного минимума, который так же сам по себе является максимумом. Существует только одно основание всего все вещи, как и атрибуты вещей по-разному к нему причастны. Никакая вещь не пребывает сама в себе помимо максимума, также как и всякая вещь содержится в своем основании, а ее основание – это и есть максимум. Таким образом, максимум полностью содержит в себе мир вещей, их основания и атрибуты, максимум является сутью вещей в мире и их содержанием. Максимум является и мерой всех вещей, каким бы образом они ни были к нему причастны. Николай Кузанский наглядным образом демонстрирует в своем описании такую форму максимума как бесконечная линия. Бесконечная линия, в свою очередь, замыкается в треугольник и только в него. Сакральная форма треугольника такова, что она заключает в себе форму Троицы, а такая троичность, в свою очередь, символизирует единство. Таким образом, бесконечная линия максимума образует треугольник (Троицу) и является триединой сущностью, эта сущность и есть не что иное как Троица, а Троица не что иное как единство. Как безусловным является существование максимума, так безусловно и его единство, помимо этого же безусловно и то, что максимум троичен таким образом, каким истина троичности не противоречит простейшему единству. Второй путь развития пантеизма по мысли Николая Кузанского: максимальный, бесконечный круг. Круг – фигура, совершенная по единству и его простоте. Как указывалось раннее, троичность – это единство, соответственно, может быть представлена и в виде круга. Всякая теология имеет характер круга и опирается на него определенным образом. К примеру, утверждая, что высшая истина есть высшая справедливость, мы также можем утвердить и то, что высшая справедливость есть высшая истина – утверждение верным образом замкнулось в форму круга. Бенедикт Спиноза в своем тексте указывал на существование вечной истины, единой субстанции, единой сущности этой субстанции. Он также утверждает, что возможна только одна субстанция одной природы и через призму своих утверждений указывает на вариацию развития пантеизма. Нет другой субстанции кроме Бога, Бог – это субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает бесконечную и вечную сущность. Кроме Бога другой субстанции нет и не может быть, поскольку существование иной субстанции определенным образом зависело бы от существования Бога, Бог обуславливал бы ее существование, она не была бы автономно отделена от него и потому являлась бы его частью. По мысли Спинозы, Бог является причиной всех вещей, их первопричиной и причиной сам по себе, а не по случайности. Кузанский видит в Боге и его сущности вечную истину, постигаемую ученым незнанием, Спиноза также заключает вечную и абсолютную истину в существовании Бога, в этом схожи их варианты развития пантеизма, пути его движения. |