Главная страница
Навигация по странице:

  • 2

  • Методологическая

  • Гносеологическая

  • Аксиологическая

  • Воспитательно-гуманитарная

  • Прогностическая

  • 5

  • ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ФИЛОСОФИЯ. Философия это предельно обобщенное


    Скачать 37.92 Kb.
    НазваниеФилософия это предельно обобщенное
    Дата19.01.2023
    Размер37.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ФИЛОСОФИЯ.docx
    ТипДокументы
    #893903

    1. Философия — это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.
    Философское мировоззрение — это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки. Их специфика — в том, что они позволяют предельно широко, в рамках определенной цивилизации, воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной цивилизации ценностями.
    Философия разрабатывается отдельными людьми, но не является их произволом и капризом. «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, — отмечает Гегель, — каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли».
    Аристотель называл философию «главной и главенствующей наукой, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить». Для Сенеки философия основное средство развития гражданских качеств личности, нравственно-духовной доблести и интеллектуальной силы. 
    При всем преувеличении значимости философии в жизни общества и Аристотель, и Сенека правильно отмечали лидирующее положение философской мысли в духовной культуре, а замечания Сенеки о нравственной пользе философии сохраняют свое значение и по сей день.
    Не будучи оракулом, философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях, Так было на всех крутых поворотах истории, во все переломные исторические эпохи. К этому сводится задача и современной философии.
    Исследуя мир в целом и положение человека в нем, философия выполняет мировоззренческую функцию, Общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку? Каким должен быть сам человек, чтобы соответствовать миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить? Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни, понимает ли он ее ценность?
    Отвечая на эти вопросы, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения, Она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека. К таким мировоззренческим принципам относятся утверждения: Мир «не создан никем из богов, никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем»; «Мир не бессмыслен и абсурден, но находится в бессмысленном состоянии»; и т. д.

    Мировоззренческие принципы различаются как идеалистические и материалистические в зависимости оттого, что в них ставится на первое место: сознание или материя. Их же можно классифицировать как диалектические и антидиалектические в зависимости от того, признается в них развитие или отрицается.

    Мировоззренческие принципы тесно связаны с практической жизнью, с жизненными установками познающего человека. Так мировоззренческий принцип: «Бога нет, все дозволено» оправдывает бесчеловечность и аморализм, беззаконие и преступность. Утверждение «Ничто в мире не совершается помимо воли богов» порождает безволие, примиренческое отношение к происходящему. Леворадикальный лозунг: «Кто был никем, тот станет всем» опасен произволом в социально-культурном отношении. Овладение достижениями мировой культуры — длительный процесс, и чудес здесь не бывает.

    Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе.

    2,


    Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.

    В состав философии входят:

    • теоретическая философия (систематическая философия);

    • социальная философия;

    • этика;

    • эстетика;

    • логика;

    • история философии.

    Основными частями теоретической философии выступают:

    • онтология — учение о бытии;

    • гносеология — учение о познании;

    • диалектика — учение о развитии

    • аксиология (теория ценностей);

    • герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).

    Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.

    Функции философии

    Мировоззренческая функция  способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. (источник)

    • Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

    • Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

    • Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

    • Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

    • Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого  axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца  XIX – начала ХХ вв. и др.).

    • Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

    • Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

    • Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

    Философия, как правило, рассматривается в качестве теоретического ядра мировоззрения. Ее своеобразие познается в сравнении с мифологией, религией, искусством и наукой по следующим критериям:

    • что изучает;

    • как сочетает разум и чувства;

    • каковы средства выражения;

    • что источник;

    • сколь критична;

    Философия, как религия, стремится познать выходящее за пределы эмпирики, но якобы критична ко всему, а не догматична. Философия целостна, как мифология, но рациональна. Философия авторски своеобразна, как искусство, но выражает себя понятиями-категориями. Философия абстрактна, критична и понятийна, как наука, но всеохватна и познает фундаментальный (недоступный научному опыту) смысл бытия.

    3, Космоцентризм древнегреческой философии кратко можно описать как поклонение космическому пространству. С него началось развитие других школ и теорий в Греции. На начальном этапе особенности античной философии, идея космизма сохраняли в себе мифологические элементы. Многие философы старались доказать свои суждения, отходя от привычной мифологической направленности.

    Космоцентризм греческой философии – это теория, полагающая, что мир имел единое начало, это была естественная стихия – воздух, огонь, или вода. По мнению некоторых, источником формирования мира являлись числа. 

    Космоцентризм – основные понятия


    Космоцентризм ранней греческой философии базируется на суждениях о первичном зарождении природы на Земле. Взгляды многих мыслителей формировались под влиянием специфического греческого мировоззрения. Ключевые аспекты космоцентризма:

    • Природа являет собой красоту;

    • Вместе дедукция и индукция – это важный аспект космического пространства;

    • Функциональность. Ключевой целью было оказание помощи обществу, поиск ответов на главные вопросы: бытие, человек, природа, мир;

    • Охват всего космоса совместно с человеческим миром.

    Космоцентризм основывался на преклонении, страхе перед космосом. Это тьма, которая может поглотить непокорных греков. Люди интересовались, откуда взялся материальный мир, почему происходят различные явления природы

    • Познание возможно с помощью абстрактного мышления. Для работы мыслей необходимо пространство. Чувственные концепты отсутствуют;

    • Изучение логических операций, предполагающих абстрагирование, синтез, анализ и обобщение поможет освоить первоначало;

    Космоцентризм ранней греческой философии кратко


    Космоцентризм позволил значительно повысить интеллектуальный уровень греков. Он базируется на специфических вопросах мировоззренческого типа. Это помогло древнегреческой философии успешно развиваться, позже сыграло значительную роль в формировании суждений мировой, европейской науки.

    Космос воспринимался целым миром, связанным со Вселенной и Землей. Начальная философия изучает, откуда появились солнце, планета, деревья и прочие детали окружающего мира. 

    Объектами античных учений стали природа и космос. С течением времени они перестали задумываться о первоначальном ее появлении. Философы спорили, откуда произошел мир – из огня, воздуха, воды или других стихий. Рассуждения о природе помогли перейти к изучению человечества. После основной темой греков стал Бог. 
    4 V—IV вв. до н.э. стали временем расцвета классической античной философии. Это было время появления оригинальных философских учений, значительная роль среди них принадлежала учению софистов и Сократа. СОФИСТЫ-Термин «софист» в переводе с древнегреческого означает «мудрец», «знаток». Данное определение закрепилось за представителями философской школы, занимавшихся преподаванием ораторского искусства, красноречия и искусства ведения спора. Принято выделять: старших софистов: Протагор, Горгий, Гипий, Продик и т.д. (вторая половина V в. до н.э.) младших софистов: Ликофрон, Алкидамант и др. (первая половина IV в. до н.э.) Основные черты философии софистов: релятивизм: все в мире относительно, в том числе добро и зло; субъективизм: человек – мера всех вещей, истина для всех понятий и явлений; отрицание объективных явлений; скептицизм и нигилизм: критическое отношение к традициям, нормам, в том числе и нормам морали, которые также считались условными и относительными. Критика Софисты подвергались критике уже в античную эпоху за то, что, во-первых, превратили свою философию в источник заработка, давая платные уроки; во-вторых, следовали не принципам истины и логики, а обучали эффективному использованию различных уловок и приемов – софизмов – для того, чтобы сбить оппонента с толку и победить в споре. Таким образом, мудрость не была истинной. Их интересовала не истина сама по себе, а выгода от доказательства нужного положения — в суде, на собрании, в споре. Поэтому в последующем слово «софист» стало приобретать негативный оттенок. Сократ К числу софистов принято относить выдающегося древнегреческого философа – Сократа, но его учение во многом отличалось от учения софистов: основной метод сократовской философии – «майевтика» - поиск истины путем цепочки логических умозаключений; задача философа – не дать человеку готовую истину, а помочь ему самому прийти к этой истине; истина достигалась в процессе диалога или дискуссии в форме «вопроса-ответа». К концу диалога должно было достигаться определение истины, как не противоречащей самой себе. Проявлялось это в том, что оппонент приходил к противоречию себе и исходным тезисам, на что и обращал внимание Сократ. Подобный подход назывался диалектикой. Этика Сократа Важнейшей частью философии Сократа была этика – учение о нормах морали. В отличие от софистов Сократ решил — и словом и делом — учить людей «добродетели как таковой», безотносительно к софистическим частностям и условностям. В центр своей философии Сократ поставил тему человека, проблемы добра и зла, жизни и смерти, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. В его этике добродетель тесно связана с познанием. Сократ учил, что деятельность человека всецело определяется его понятиями о благе, о доблести, о справедливости и целями, которые вытекают из этих понятий. Сущностью человека Сократ видел в его душе. Душа человека, по Сократу, — это в первую очередь разум, соединенный с нравственностью. Если человеку ведомо, что есть добро, то он не может совершать зло, так как знанием предполагается нравственность. Освобождаясь от незнания и неведения с помощью философии, человек освобождается и от зла. Образ жизни Сократа, политические и нравственные коллизии его судьбы, популярный стиль философствования, гражданское мужество и доблесть, трагический конец — окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Под влиянием его учения сложилось несколько «сократических» школ, среди которых была и знаменитая Академия Платона.

    5 Великий древнегреческий мыслитель Платон является основоположником одного из двух главных направлений в философии - идеализма. Платон родился в знатной семье, достаточно богатого рода в 427 г. до н. э. на острове Эгина, входившем в Афинское государство, а умер в 347 г. до н. э. в Афинах. Настоящее имя философа- Аристокл. Слово "Платон" в переводе с греческого означает "широкий", "обширный". В начале своего жизненного пути Платон был учеником и последователем Сократа с 407 до 399 г. до н.э. Платон много путешествовал по своей стране и другим странам. После смерти Сократа более 10 лет Платон провел в путешествиях. Во время своих путешествий Платон посещал Сицилию, где правил Дионисий старший. Платон поделился с правителем своими представлениями по поводу социального и государственного устройства, за что был отдан в рабство, откуда был выкуплен своими друзьями. Много лет спустя уже на закате своих лет Платон вновь посетил Сицилию, где правил Дионисий младший и снова оказался на невольничьем рынке, откуда вновь его выкупили друзья.

    Большинство произведений Платона сохранились до наших дней. Диалоги Платона отличаются легкостью слога и прекрасным языком, даже в наши дни мы восхищаемся культурой языка и мышления произведений Платона. Это настоящий памятник литературы и философской мысли. Его произведения написаны в форме монолога ("Апология Сократа"), а остальные в форме диалогов (более 30). К ним относится " Лахес ", " Протагор ", " Гиппий Меньший ", " Горгий ", " Кратил ", " Гиппий Больший " (в котором впервые появляется термины эйдос и идея ), начало " Государство ", " Менон ". " Пир ", " Федр ", " Федон ". Более поздние диалоги - " Софист ", " Парменид ", "Тимей". Самое позднее произведение называется " Законы ".

    Главным героем всех произведений является Сократ, за исключением последнего.

    Онтология. Главной характеристикой философии Платона является идеалистическое решение основного вопроса философии. Если с трудов софистов и Сократа начинается, классический период античной философии, то в трудах Платона и его ученика Аристотеля философская мысль Древней Греции достигает расцвета. Как мы помним по философии Древнего Востока, идеалистическое разрешение основного вопроса философии говорит о зрелости философской мысли. Однако в отношении теории развития идеалистическая концепция Платона носит метафизический характер. Платон относится к явлениям природы, как к отдельным, изолированным друг от друга и неизменным явлениям. Это метафизический аспект его философский концепции оказался недостаточно перспективным.

    Платон воспринимал материальный окружающий нас мир как "тень". Материальный мир производный от мира идей. Мир идей - это объективно существующая, независимая от материи идеалистическая реальность. Такая позиция делает философскую концепцию Платона объективным идеализмом.

    Идея в философии Платона - это подлинная сущность. Все предметы в материальном мире, воспринимаемые человеком есть лишь тени идей объективной идеалистической реальности. Таким образом, Платон разграничивал Мир идей, кажущееся бытие и материю. Предметы в кажущемся бытии (т.е. том бытии, которое воспринимает человек) - это соединение идеи, существующей в идеальном мире и материи.

    Платон выделял иерархию в мире идей. Главная идея - это Бог. Эта идея главенствует над всеми другими идеями. На следующей степени стоят идеи благакрасоты и добра. Таким образом, идеи блага, красоты и добра - это основные идеи, которые стоят на вершине иерархии идеалистической философии Платона. Эти идеи не уничтожимы и не изменны. Они существуют вне времени. Но полностью выстроить иерархию идей у мыслителя не получилось, так как чувственное бытие слишком сложно, и нелегко воссоздать все взаимоотношения вещей в некой иерархической пирамиде.

    Следовательно, истинный подлинный мир - это мир идей. Наш мир, доступный для восприятия человека - это лишь кажущийся мир. Таким образом, существует вечный конфликт между миром идей и материей, между бытием и небытием. В царстве идей также существует конфликт бытия и не-бытия. Таким образом, в идеальный мир идей Платон вводит диалектическое развитие. Введение идеи Бога делает философию Платона персонифицированным идеализмом. Платон первый разделил философские концепции на материалистические и идеалистические. Материалистические концепции объясняют первооснову мира через стихийные начала -огонь, землю, воду, воздух. Идеалисты признают первичность идеи, души и мышления по отношению к материальному миру и природе. Философия Платона была не просто идеализмом, но воинствующим объективным персонифицированным идеализмом. Платон считал, что не только материалистические течения в философии неверными, но и что они подлежат запрету, так как вводят людей в заблуждение. Самым большим невежеством Платон считал отрицание существования Богов. Такие люди, по мнению Платона должны быть заключены в тюрьму, а после смерти их тела должны быть выброшены за пределы государства.

    Платон говорил, что существует 3 степени атеизма:

    • Непризнание существования богов

    • Признание невмешательства богов в человеческое существование

    • Убеждение в том, что путем религиозных манипуляций (жертвоприношений и пр.), человек может умилостивить богов

    Таким образом, подлинное истинное бытие, по мнению Платона - это мир идей. Это бытие постигается только рациональным способом. Идеальное сущее состоит из множества идей - эйдосов ( (перевод. идея - внешний вид, наружность, тип, вид, род, форма). Эйдосы составляют умопостигаемое духовное множество. Эти идеи неизменны и вечны, неуничтожимы и несотворимы.

    Основы идеалистической философии Платона:

    • Гносеологическая. Платон разделил понятие и мышление человека, которые вырабатывает определения и понятия. Эти понятия и определения Платон назвал - эйдосами, которые, по его мнению, составляют идеальное бытие. Платон был последователем и учеником Сократа. Сократ говорил, что знать - значит иметь определение. В философии Платона носителями определений и понятий являются идеи.

    • Онтологическая. Окружающий мир, который человек воспринимает своими органами чувств Платон называет кажущимся бытием. В этом кажущемся бытии одни вещи рождаются другими. Платон постулировал идею о том, что предметы кажущегося материального мира порождаются в соответствии с идеей идеального мира - эйдосом. Таким образом, материальные вещи есть слепок с мира идей.

    Так как существует пирамида идей, то существуют взаимоотношения между ними. Это есть отношения соподчинения. Идеи соотносятся друг с другом на основе понятий более общего и более частного. Одна идея более конкретная, другая более общая, следовательно, первая будет подчиняться второй. Однако, идеи - это лишь образцы, по которым строитcя материальный мир. Для того, чтобы было возможно чувственное воспринимаемое бытие Платон вводит понятие хораХора в переводе с греческого - материя, материальная субстанция. Материя и идея - это два рода сущего. Материя есть потенциальный источник многообразия чувственного кажущегося бытия. Эйдос - это пассивное начало мироздания. Хора обладает пластикой и динамикой, она может принять любую форму. Так, изначально существует идея стола, например, потом эта идея соединяется с материей - хорой, которая принимает соответствующую форму стола. Однако, важно отметить, что хора - это только материальная субстанция, источник физической материи. Сама физическая материя состоит из 4 основных стихийных первоэлементов, хорошо известных философии древней Греции - огонь, воздух, земля, вода. Однако, и эти первоэлементы существуют только потому, что в идеальном мире есть эйдосы, воплощающие идею воды, огня, воздуха, земли. Физическая материя может изменяться, уничтожаться, пропадать и возникать. Мир эйдосов неизменен и вечен.

    Философской иллюстрацией концепции Платона является миф о Пещере, который Платон использовал для обоснования своего учения. Платон говорил, что материалисты, утверждающие, что в основе нашего мира лежит материя и есть лишь чувственно-воспринимаемые предметы, подобны человеку, сидящему в пещере. Этот человек сидит спиной к выходу пещеры, в который проходит слабый свет. На стене пещеры человек видит, как проходят тени. Материалисты верят, что тени на стенах пещер - есть подлинное бытие. Однако, эти тени лишь отбрасываются подлинным бытием, которое находится вне стен этой пещеры. Таким образом, сама пещера есть кажущееся бытие, тени на стенах пещеры - это образцы идей, а вот то, что отбрасывает эти тени и есть сами эйдосы. Платон сравнивает большинство людей с узниками пещеры, которые верят в чувственное материальное бытие и не хотят выбраться из пещеры, чтобы познать эйдосы. Философов и мудрецов Платон сравнивает со свободными разумными людьми, которые выбрались из пещеры и узрели подлинный идеальный мир идей.

    Миф о пещере Платон приводит для психологического доказательства своей концепции.

    Таким образом, Платон сравнивает мир чувственно-воспринимаемых идей с миром теней, а идеи - отбрасывают эти тени и являются образцами вещей.

    Платон выделяет несколько родов сущего. Самым высшим является Бог, далее идет мировая душа, затем идеи, и только потом хора и материальные вещи, которая она образует. Платон вводит понятие мировой души для того, чтобы обосновать движение. Ведь хора и эйдосы - пассивные начала, следовательно, необходим источник движения. Этим источником движения и активности в космосе в философии Платона стала мировая душа.

    Функции мировой души:

    • источник движения,

    • источник одушевленности тел,

    • источник сознания и познания

    При этом мировая душа причастна как к миру эйдосов, так и миру материальных вещей. Для того, чтобы это было возможно, мировая душа состоит из противоположностей - тождественного (воплощение идей) и иного (воплощение хоры). Мировая душа есть причина как внешнего движения, так и внутреннего движения. Следовательно, иное познает вещи, а тождественное познает идеи.

    Высшим родом сущего является Бог. Бог в философии Платона - это и творец хоры и творец эйдосов. Платон вводит понятие Демиург (перевод. - устроитель, ремесленник, архитектор мира). Демиург создатель мироздания. Платон говорит, что было время, когда не существовало космоса и даже самого времени. Демиург сотворил и космос, и время, а также других богов.

    Следовательно, каждый род сущего выполняет определенную роль в мироздании. Так Бог был создателем и материи, идей, и мировой души. Идеи являются прообразами вещей, мировая душа выполняет роль активного начала, которая приводит в движение хору и эйдосы, хора есть источник многообразия материального мира, наконец, чувственно воспринимаемы вещи и составляют окружающий мир.

    Космогония. Задачу натурфилософии Платон видел не только в объяснении взаимосвязи между вещами окружающего мира, но и в том, чтобы объяснить целевую причину сотворения мира. Т.е. натурофилософия должна была ответить на вопрос, какова была цель сотворения космоса, и почему он устроен именно таким образом. Как уже отмечалось выше, создателем космоса в философии Платона является Бог Демиург. Космос был создан в соответствии с идеей космоса, которой обладал Демиург ввиду естественной необходимости - хоры. Следовательно, хора есть материальная необходимость, а идея - прообраз космоса. При этом хора есть источник физической материи. А физическая материя состоит из мельчайших материальных частиц определенной формы.

    Платон в лучших традициях древнегреческой философии придерживался идеи объективно существующего чувственно-материального космоса. Космос был для Платона одухотворенным живым бытием, который обладал душой и умом. Космос имеет свои пределы и является замкнутым. Вокруг него пустота.

    Мировая душа осуществляет как внешнее движение (движение звезд, находящейся за пределами солнечной системы), так и внутреннее движение (движение Земли, Луны, планет и Солнца).

    С помощью иного душа познает хору (материю), а с помощью смеси тождественного-иного - вещи.

    Гносеология. Платон отрывает чувственное познание от рационального, как это делали еще представители элиты. С помощью чувственного познания можно узнать кажущееся бытие, т.е. наш материальный мир. Истинное бытие - мир идей - не поддается чувственному познанию.

    Истинное познание в философии Платона - это познание рациональное.

    Платон разработал теорию воспоминания (анамнезиса), что является наиболее интересной идеей в его гносеологии. Как представитель идеализма Платон признавал наличие бессмертной души в человеке. Платон считал, что до того как воплотиться в человеческом теле, человеческая душа обитала в мире идей. Таким образом, душа воспринимала идеи, когда она еще не была соединена с человеческим телом. Когда душа попадает в тело, то она забывает то, что она видела в мире идей. Но у души есть способность припоминания. Воспоминания души тем сильнее, чем больше душа отстраняется от тела. Таким образом, вершина познания есть полное припоминание идеального мира идей. Платон считал, что вещи могут способствовать припоминанию, так как они есть слепок с идей, но основное средство познания - это диалектическое припоминание. Таким образом Платон постулирует идею врожденности знания.

    Платон определяет следующие научные дисциплины: арифметика, геометрия, музыка, стереометрия, астрономия (наука о космосе).

    Платон выделил 3 ступени знания:

    1. абсолютно достоверное знание - это знание, которое душа получила, когда была в мире идей, до воплощения в теле

    2. менее достоверное знание- это научное знание, получено за счет научного обоснования и доказательств

    3. физическое знание - чувственное познание

    6 Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.). Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой.

    Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. 

    Краткие выводы, сделанные Аристотелем:

    • все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

    • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

    • реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

    • потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;

    • высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

    Классификация философии, данная Аристотелем

    • теоретическая, изучающая проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);

    • практическая – о деятельности человека, устройстве государства;

    • поэтическую,

    • считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

    Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия

    Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).

    Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

    • сущность (субстанция);

    • количество;

    • качество;

    • отношение;

    • место;

    • время;

    • положение;

    • состояние;

    • действие;

    • страдание.

    Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

    Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

    По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличие единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле: ведь ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Есть причина, сама себя обусловливающая, ни отчего не зависящая: причина всех причин. Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить абсолютного начала всякого движения. Этим началом является божество как общемировая сверхчувственная субстанция.

    Проблема души и человека в философии Аристотеля

    Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:

    • растительная душа;

    • животная душа;

    • разумная душа.

    Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

    Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

    Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

    • по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

    • отличается от животных наличием мышления и разума;

    • имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

    Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

    Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

    Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие — к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках» — «добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

    Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.

    Классификация Аристотеля форм государства

    Аристотель выделяет шесть типов государства:

    • монархия;

    • тирания;

    • аристократия;

    • крайняя олигархия;

    • охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

    • полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

    Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

    Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

    Историческое значение философии Аристотеля

    Он:

    • внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

    • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

    • выделил 10 философских категорий;

    • дал определение бытия через категории;

    • определил сущность материи;

    • выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;

    • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).

    7


    написать администратору сайта