Главная страница

Билет 1,2. Основные направления и школы философии


Скачать 27.39 Kb.
НазваниеОсновные направления и школы философии
Дата24.12.2019
Размер27.39 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБилет 1,2.docx
ТипДокументы
#101950

Билет №1

  1. Основные направления и школы философии.

К настоящему времени философия прошла в своем развитии свыше двух тысяч лет, за которые сформировалось множество направлений и школ, отстаивающих свою оригинальную позицию по вопросам познаваемости мира, человека, общества, культуры. К историческим типам философии относят: античную, средневековую, философию эпохи Возрождения и Просвещения, философию Нового времени, Немецкую классическую философию, неклассическую философию и постнеклассическую.

Античная философия представлена такими направлениями и школами, как ионийская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.), италийская (Пифагорейский союз, школа элеатов и Эмпедокл), атомистическая философия Левкиппа и Демокрита, софистика (Протагор, Горгий), философия Сократа и сократические школы (Антисфен, Аристипп, Диоген Синопский и др.), философское учение Платона, философская система Аристотеля и эллинистическая философия (эпикурейцы, скептики, стоики). Генезис античной философии восходит к проблеме поиска первопричины мира и места человека в нем, затем движется по пути логической формы познания, ее этического и политического значения, и в заключении определяется вопросами смысла жизни и достижения счастья. На всех этапах античная философия стремилась к предельной свободе духа.

Средневековая философия превратилась в инструмент религиозных споров о христологии (учении о человеческой и божественной сущности Христа), эсхатологии (учении о конце истории и Страшном Суде), креационизме (учении о творении мира Богом) и получила официальное признание в определении тринитарной (Отец, Сын, Святой Дух) божественной сущности. Основной задачей философии в это время становится обоснование религиозных догматов, как-то: доказательство существования Бога, доказательство бессмертия души, оправдание Бога за существование зла в мире и др. В истории средневековой философии отмечают два периода и соответствующие им направления - патристику (учение отцов церкви), включающую в себя школы гностицизма, манихейства, апологетики, богословское наследие Аврелия Августина и схоластику (учение монастырских школ), когда, собственно, философия служила теологии в поиске рациональных путей истинности доказательств Бога и веры через спор об универсалиях (номинализм и реализм).

В эпоху Возрождения философы снова возвращаются к «исследованию человеческого, в противоположность схоластическому «исследованию божественного», и потому зовут себя «гуманистами» (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Марсилио Фичино, Пьетро Помпанацци и др.). Философия в ту эпоху проникается духом эмпиризма и натурализма (Николай Кузанский, Бернардино Телезио, Джордано Бруно) - уважением к человеческим чувствам, доверием к чувственному опыту и потребности научного постижения природы. Получают развитие социальные (утопические) теории (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), призванные правовым путем обеспечить человеку счастье в государстве (Никколо Макиавелли, Жан Боден).

В Новое время получают развитие такие направления философской мысли как: эмпиризм, рационализм, сенсуализм, каждое из которых отстаивает правоту собственного взгляда по вопросу об истинном источнике знаний - опыте, разуме, чувствах. Партию эмпириков возглавил Фрэнсис Бэкон, считавший, что всякое знание начинается с чувственных восприятий, и что «самое лучшее из всех доказательств есть опыт», препятствующий ошибкам в познании. Главой рационалистов, стал Ренe Декарт, утверждавший, что истинное знание начинается не с чувственных данных, а с интуитивно ясных понятий и аксиом, как в математике, исходящих из субстанции «мыслящей», мир же «протяженных», т.е. физических вещей устроен подобно механизму. Между этими мирами (субстанциями) существует тесная связь, поскольку «мыслить» и «существовать», означает одно и тоже. Сенсуалисты (Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Давид Юм) были сторонниками правоты чувственного постижения мира, который дан человеку в потоке «ассоциаций» и до конца непознаваем.

Немецкая классическая философия является вершиной систематизаций своего времени, благодаря чему философия обретает сложную структуру знаний о бытии, познании, мышлении, человеке, ценностях, обществе, культуре, истории. Начало новой реформе философского знания положил Иммануил Кант, избравший критический метод для объяснения основ разумной деятельности человека, и сформулировавший три важнейших вопроса в прагматической антропологии: «чего я хочу?», «отчего это зависит?», «к чему это ведет?», определяющие максимы для мыслителя: «думать самому», «мыслить себя на месте любого другого» и «всегда мыслить в согласии с самим собой». Такой способ вопрошания о возможности был ключевым в его учении о трансцендентальных сущностях. Антропологическое направление в немецкой классической философии получило развитие в трудах Фихте и Шеллинга. Философская систематизация Гегеля основывается на диалектическом учении, раскрытом в трактате «Феноменология духа» и очерке «Наука логика». Философия (точнее, логика), по мнению Гегеля, есть поступательное развитие «абсолютного духа», который через нее познает самое себя. Диалектический метод заключается в способности мышления выделять тезис (представлять предмет в реальности таким, каков он есть), затем ставить по отношению к нему антитезис (открывать накопившийся опыт, противоречащий исходному знанию о предмете) и в заключении объединять их (примирив знание и незнание о предмете). Таков путь диалектического развития духа, который воплощен в различных формах познающего разума: религии, науке, философии.

С середины ХIХ века наступает время неклассической философии, а с середины ХХ века - постнеклассической философии, связанное с изменением ее предмета и задач. Каждое из направлений неклассической философии, по-разному решает вопрос ее самоопределения. Марксистская философия основывается на материалистическом понимании объективного хода развития истории и общества, законы которого открывает философия. Позитивизм исходит из методологической роли философии. Феноменология рассматривает философию как учение о реальности, доступной исключительно нашему сознанию, открывающему мир в интенциональности (направленности) на предметы. Экзистенциализм как философия существования учит о пограничной ситуации в бытии человека, в которой мир внешних вещей соприкасается с нашим сознанием. Философия психоанализа является учением о роли бессознательного в жизни человека как индивидуального и коллективного субъекта. Структурализм и лингвистическая философия утверждают языковую реальность мира как единственно доступную мышлению. Постмодернизм рассматривают, и как эпоху упадка и деградации культуры, и как декаданс классической философии, построенной на ценностях логоса. Отказ от логических способов познания совершился в пользу доречевых смыслов, обнаруживаемых при деконструкции текста (языка вообще) и предшествующих акту мышления как такового. В целом постмодернизм иронически свел к абсурду философский рационализм, показав тотальность «смерти» прежних ценностей человека, основанных на разуме.

  1. Понятие «социальная стратификация», многообразие стратов в обществе.

Под социально-стратификационной структурой общества обычно понимается многомерное, иерархически организованное социальное пространство, в котором люди различаются (группируются) в зависимости от степени обладания власти, собственностью, социального статуса и соответствующих ценностных ориентаций.

Каждая страта включает только тех людей, кто имеют приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. Неравенство расстояний между статусами — основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки:

- доход;- власть;- образование;- престиж.

Причин возникновения стратификации обнаружено несколько, например, на основе социального пола (гендера), различие между этническими и расовыми группами.

В племенном обществе социальная дифференциация построена на гендере (гендер - социальный пол) и возрасте. В Индии стратификация подразумевает кастовое деление населения, которое не учитывает отношение к собственности. Представители высших каст не обязательно живут лучше представителей других каст, в том числе низших, которые остаются, пусть и мелкими, но собственниками (за исключением неприкасаемых). В феодальной Европе стратификация основывалась больше на социальных факторах (благородство происхождения, дарованные привилегии, статусные полномочия), нежели на владении средствами производства. Аристократ оставался аристократом даже тогда, когда переставал быть собственником.

Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

Рабство. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних греков, и у древних римлян, и у древних африканцев. Наименее рабство было распространено у кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.

Касты. В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным, то есть базой кастовой системы является предписанный статус. Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия – браки в рамках собственной группы – и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Сословия. Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например в Японии. Ее основная характеристика – наличие нескольких (обычно трех) стабильных социальных слоев, к которым индивиды принадлежат по происхождению и переход к которым очень затруднен, хотя в исключительных случаях возможен. В основе сословной системы были не религиозные установления, как в кастовом обществе, а правовая организация общества, предусматривавшая наследование титулов и статусов. Различные сословия отличались друг от друга по образу жизни, уровню образования, традиционному воспитанию, культуре, принятым нормам поведения.

Классы. Классовая система базируется на деньгах и материальной собственности. Принадлежность к классу определяется при рождении -

Индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.

Таким образом, можно сделать вывод, что системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и сословиях, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей настоль ко незыблемые, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открытая.

Системы социальной стратификации можно классифицировать на открытые и закрытые.

В открытых системах индивидам достаточно легко изменить свой социальный статус. открытость системы означает возможность для любого члена общества подниматься или опускаться по социальной лестнице в соответствии со своими способностями и усилиями. В таких системах достигнутый статус значит ничуть не меньше, чем предписанный человеку от рождения.

Закрытые системы стратификации, наоборот, предполагают безусловный примат приписанного статуса. В них индивиду очень сложно, почти невозможно изменить статус, полученный в силу происхождения. Такие системы свойственны традиционным обществам, особенно в прошлом.

  1. Укажите, какие из нижеприведенных положений относятся к формам представительной демократии, а какие – к непосредственной?

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам ис­полнительной и судебной власти, которые призваны выражать инте­ресы различных классов, социальных групп, слоев, политических пар­тий и общественных организаций (г,е)

Непосредственная демократия позволяет осуществлять власть самим наро­дом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосред­ственная, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, ми­тинги и демонстрации, всенародные обсуждения (а,б,в,д)

Билет №2

  1. Философская мысль в Древней Индии. Основные Идеи Брахманизма.

Самые древние из изученных на сегодняшний день — это философские изыскания Древней Индии. Их зарождение относят ко II тысячелетию до н.э. Основаны эти учения были на изучении окружающего мира, человеческих отношений, всего того, что связано с природой существования человеческого тела и его души.

Джайни́зм – древняя  религия, появившаяся в Индии приблизительно в

VI веке до н.э. Основателем учения считается кшатрий Вардхамана или

Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется джиной. В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 4.9 миллионов приверженцев в Индии, а также успешно растущими сообществами из иммигрантов в Северной Америке, Западной Европе, на Дальнем Востоке, в Австралии и других частях мира.

Будди́зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Будда Гаутама. В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Аджи́вика , философско-аскетическое движение в Древней Индии, предшествующее скорее всего буддизму и джайнизму. Адживики представляли собой организацию блуждающих странников (паривраджаки — «бродяга» или шраманы «скиталец»), верящих в то, что человеческая судьба не зависит от действий человека, а определена строгим внеличностным космическим законом — нияти (ограничение).

ЕЕ история начинается с Вед(“ведение,знание”), возникших, по видемому, между 1-2 тысячилетиями до н.э. .Веды состоят из 4 сборников гимнов, песнопений, магич.заклинаний, молитв и т. п(санхиты, брахманы, араняки и упанишады).Собственно полное воззрение Др.Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые проблески фил.подхода прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов. По форме Упанишады обычно представляют диалог мудреца-учителя с учеником, либо с человеком ищущим истину. Среди многих вопросов о природе, человеке и познании в Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Центральный вопрос в теории познания Упанишад-разделение знания на 2 вида: низшее и высшее. Низшее зн-е- это знаниее эмпирической действительности, которое считается з-ем отрывочным, фрагментарным=>неистинным. Высшее зн-е –это зн-е духовного абсолюта, которое рассматривается как восприятие бытия в его целостности и главным средством приобретением которого служит мистическая интуиция; Именно это зн-е дает власть над миром.

  1. Власть, как социально-политическое явление.

По своей природе и происхождению власть – социальное явление. Она складывается и существует в различных сферах общественной жизни в разных формах: экономическое или информационное господство, правовое принуждение.

Власть различается по объему (от семейной до государственной), по объекту (личная власть, власть в группе, политическая власть), по характеру реализации (бюрократическая, демократическая, деспотическая). М. Вебер говорил о таких видах власти, как власть отца над детьми, власть «денежного мешка», юридическая, духовная, экономическая и другие виды власти. Таким образом, общество в целом – это система властных отношений (социальных, экономических, политических, культурно-информационных).

Власть как социальное явление многомерна и изучается разными науками. Понятие власти – центральное в политологии. Власть – выражение объективной потребности каждого общества в саморегуляции и организации. Являясь основанием социального бытия, власть поддерживает целостность и единство общества, координирует, упорядочивает общественные процессы в условиях демографической, экономической, а затем и политической стратификации. В любом обществе всегда имеются различные индивидуальные и групповые интересы, которые сталкиваются между собой. Тем самым усиливается социальная напряженность и возникает потребность в соподчинении интересов, в регуляции процессов их реализации, в сохранении социального порядка и целостности. Эта потребность является общей для различных типов обществ и социальных групп. Не случайно властные определения политики отражают ее сущность.

Таким образом, свойствами власти являются: всеобщность (охватывает все виды человеческого общения), инклюзивность (проникает во все сферы или подсистемы социума, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов). Глубинным источником власти, основой подчинения одного индивида другому является как социальное (экономическое, статусное), так и естественное (интеллектуальное, физическое) неравенство.

Политическая власть – это способность проводить свою волю в политике и в правовых нормах, несмотря на сопротивление. В отношениях власти выделяют два аспекта: конфликтный и целевой. Они соответствуют двум основным способам реализации властных отношений: принуждению и побуждению к действию. Особую роль в осуществлении властных отношений играют принуждение и насилие в обыденном понимании власть зачастую ассоциируется с принуждением, насилием, диктатом. Но политологи изучая власть, доказывают, что властный феномен порожден обществом во имя общества. Анализ конкретных политических систем свидетельствует: разгул неконтролируемого насилия, преобладание принуждения – это не причина, а следствие определенного типа власти. Конфликтный аспект власти обусловлен несовпадением социальных интересов и асимметрией властных ресурсов (господство – подчинение). Но власть содержит механизм не только обострения, но и согласования социальных конфликтов, который позволяет принимать решения, регулирующие развитие социальной группы, общества в конфликтной ситуации. Если конфликтный аспект обусловлен противоречиями социальных интересов, то целевой – целостностью социальных общностей. «Власть для» – это способность выполнять определенные функции в пользу всей социальной системы.

Выделяют три аспекта политической власти: директивный – власть понимается как господство, означающее закрепление отношений «приказ – подчинение»; функциональный – власть рассматривается как способность реализации функции общественного управления; коммуникативный аспект – механизмы реализации власти через общение, через определенный язык, который принят обеими сторонами властных отношений.

  1. Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь».

    Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади».
    Прокомментируйте эти платоновские слова. Каким образом в них выражена
    основная мысль его учения?


Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.


написать администратору сайта