Главная страница

Ответы Вовы. Философия как мировоззрение. Дофилософские типы мировоззрения. Специфика философского знания


Скачать 41.49 Kb.
НазваниеФилософия как мировоззрение. Дофилософские типы мировоззрения. Специфика философского знания
Дата14.01.2020
Размер41.49 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы Вовы.docx
ТипДокументы
#103934

  1. Философия как мировоззрение. Дофилософские типы мировоззрения. Специфика философского знания.

Мировоззрение - общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др.

Мифология— это фантастическое объяснение реальности.

Ее сущность в том, что человек, не умея объяснить окружающую действительность каким-то другим образом, придумывает это объяснение и верит ему как истине. При этом человек не видит разницы между реальностью и выдумкой. Для него все есть реальность. Именно из мифологии (такого понимания мира) выросло все остальное  религия, наука, философия.

Религия -мировоззрение, когда в сознании людей мир раздваивается на земной и неземной (потусторонний, сверхъестественный). Как и мифология, она обращается к фантазии, чувствам людей и основана на вере, а не на знании. Однако, в отличие от мифа, религия: 1) не смешивает земное и небесное, разводя их на два противоположных полюса, а Бог стоит над природой и вне природы.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:имеет очень много общего с научным знанием — предмет,методы, логико-понятийный аппарат;однако не является научным знанием в чистом виде.
2. Определение предмета философии. Функции философии.

Предмет философии. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

• диалектика (учение о закономерностях и развитии);

• социальная философия

Функции философии:

Мировоззренческая функцияспособствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем

Познавательная - состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире

Гносеологическая одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности

Прогностическая функция - формулировка гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира.

Социальная функция - объяснение социального бытия и способствовать его материальному и духовному изменению.

Идеологическая

Воспитательная

3.Милетская школа натурфилософии (Фалес,АнаксимандриАнаксимен). Проблема первоначала в античной философии (пифагорейцы, Гераклит).

Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и в Древнем Риме с VI в. до н. э. по VI в. н. э (Натурфилософия, классическая античная философия, философия эллинистов)

Уже в самой ранней древнегреческой философии появились сторонники материализма и идеализма. Основной спор между ними шел о проблеме первоначала мира. Традиционно считается, что создателями древнегреческой философии являются три мыслителя, жившие в Милете в VII-VI веках до нашей эры – ФалесАнаксимандр и Анаксимен (материалисты). Главная их заслуга состояла в постановке вопроса о единой первооснове мира. Основой всего сущего Фалес считал воду. Анаксимандр - апейрон (беспредельное). Анаксимен – воздух. Гераклит – огонь.

Пифагорейская школа.Основатель – Пифагор (идеалист). Первоначалом мира являются числа, количественные отношения. (объективный идеализм). Пифагор впервые назвал себя философом.

4. Элейская школа философии. Учение Парменида о Бытии. Апории Зенона. Атомизм Левкиппа-Демокрита.

Элейская школа - одна из основных раннегреческих философских школ. Главные представители школы Ксенофан, Парменид, Зенон. Главенствующей мыслью концепции элеатов стало понятие бытия. Благодаря этому они заложили основы древнегреческой онтологии.

Понятие «бытие» введено греч. Философом Парменидом. Он утверждал, что истинное бытие существует, оно непрерывно, небытия нет.

Атомы, согласно Демокриту, материальны, они неделимы.  Душа человека,по Демокриту, тоже состоит из атомов. Мир не создан богами, а существует вечно, что в нём всё движется и превращается из одного состояния в другое благодаря соединению и разъединению атомов.

Апори́и Зено́на (от др.-греч. ἀπορία «трудность») — парадоксальные рассуждения на тему о движении и множестве.

Деление пополам

Движущееся тело никогда не достигнет конца пути, потому что оно сначала должно дойти до середины пути, потом до середины оставшегося пути, потом опять до середины остатка и т. Д

Ахиллес и черепаха

Быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать медлительной черепахи, если в начале движения она находится на некотором расстоянии впереди Ахиллеса: пока Ахиллес достигнет черты, с которой стартовала черепаха, она сама проползет на некоторое расстояние, пусть и меньшее; пока Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха продвинется еще дальше, и т. д

5.Гуманистическое начало в философии софистов. Проблема познания в софистической философии. Философия Сократа.

Софисты: в корне меняют предмет исследования: они переключаются на проблему человека. Впервые разделили законы природы и законы, созданные обществом.

Сократ — самый знаменитый древнегреческий философ, считался мудрейшим человеком своего времени. Сократ критиковал натурфилософию: если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась? Сократ считал, что узнать истину можно при помощи диалога, который должен состоять из двух частей: ирония и майевтика. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины

6.Онтологическое учение Платона. Миф о пещере. Гносеологическая теория Платона. Платоновская концепция государства

Платон считал, что подлинное бытие принадлежит лишь миру идей. Идеи вечны и неизменны. Возможно, каждая материальная вещь обладает своей идеей, которая представляет из себя вещь в своем совершенстве. Например, для всех стульев есть идея Стула, для всех людей есть идея Человека, для всех круглых предметов есть идея Круглости, и т.д. В идее вещи воплощены только существенные признаки вещи, без которых исчезает сама вещь. Например, существенным свойством стула является его способность быть опорой при сидении. Количество ножек, окраска, материал – все это несущественные признаки, если только они не влияют на свойство стула служить опорой. 

Миф о пещере — В этой притче Платон обращает внимание на то, что познание и понимание сущности вещей не даётся само собой, а требует труда и усилий. Поэтому его идеальным городом могут править только философы — те, кто проник в сущность идей. Начало мифа – это описание места действия: «подземное жилище, наподобие пещеры». Там находятся люди в крепких оковах, что не позволяют им обернуться к свету или оглянутся по сторонам. Эти люди видят только то, что прямо перед ними. Они находятся лицом от огня и света, который он дает. Рядом проходит стена, за которой другие, свободные люди несут разные вещи: статуи, предметы обихода и роскоши. Люди, что являются узниками пещеры, видят не сами предметы, а лишь их тени. Они рассматривают их, дают названия, но их настоящий вид, цвет, сама суть предметов им недоступны. Так же и звуки, которые они могут услышать, заключенные в оковы люди ошибочно приписывают теням. Они не видят истинных предметов, а лишь тени и свое представление о них.

Платоновская концепция государства. По мнению Платона, в любом государстве необходимо разделение труда, поэтому каждый человек должен заниматься своим делом или ремеслом и не лезть в чужие дела[2]. При этом в государстве должны быть и земледельцы, и строители, и ремесленники, и воины, чтобы защищать государство от внешних и внутренних врагов. При этом если человек имеет задатки к земледелию, то он не способен воевать и не способен этому научиться никогда, он будет заниматься земледелием всю свою жизнь.

Гносеологическая теория Платона. Платон утверждал, что наши чувства ни в какой мере не дают нам верного представления или знания о мире. Истинное бытие (идеи) постигается лишь разумом.

7. Философия Аристотеля. Проблемы познания в его философии, логика. Учение о материи и форме. Политические идеи.

Аристотель высоко ценил Платона, но он рано обнаружил слабые места в учении своего учителя. Ему приписывают слова: "Платон мне друг, но истина дороже". Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона. Аристотель считал, что материя - это первичная реальность, которая непротиворечива и неизменна. Материей называется тот материал, из которого или состоит, или возникает какая-либо из вещей. Так, например, материей горшка является глина. Форма выполняет роль признака. Благодаря ей образуется конкретный предмет. Материя и форма - начало всех вещей.

Логика Аристотеля – это основное орудие человеческого разума, которое дает истинное представление о действительности. К основным формам мышления логика Аристотеля относит суждение, понятие и умозаключение.

Политические идеи. Классификация форм государства проводится по двум критериям: - по числу правящих (один, немногие и большинство) и по достигаемым целям (общее благо и личная выгода). Отсюда выделены три «правильные» формы: монархия, аристократия и полития и три «неправильные»: тирания, олигархия и демократия.

Политические симпатии Аристотеля на стороне политии - смешанной форме, возникающей из сочетания демократии и олигархии. Полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что гарантирует «самодостаточность» семей и ослабляет противоречие между богатством и бедностью. Право философ разделяет на естественное и условное. Естественное право то, которое не нуждается в законодательном закреплении, оно всеми признано. Условное право, т.е. нормы, установленные людьми, в форме законов и соглашений.

8. Философские школы эллинизма. Этическая философия эпикуреизма. Развитие атомизма. Этические концепции стоиков и киников.

Философия эллинистов возникла во времена деятельности Александра Македонского. Эллинистическая философия исследует вопросы общества и человеческой природы. В эллинистической философии можно выделить 5 школ/направлений: Кинизм, Скептицизм, Эпикуреизм, Стоицизм, Неоплатонизм.

Наибольшую известность приобрела этика Эпикура. Он считал, что главной целью философии необходимость достижения человеком счастливой жизни. Но человек боится смерти, судьбы, загробной жизни, страданий. Для того, чтобы стать счастливым, по мнению Эпикура, человек должен побороть страх перед смертью, быть уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями

Эпикурейское учение о природе основано на атомизме Демокрита и призвано освободить человека от главного источника его беспокойства - страха перед богами. Все существующее состоит из атомов и пустоты, в которой они движутся. После смерти человек просто распадается на атомы, поэтому боги не могут его покарать за проступки в течение жизни.

Киники— одна из философских школ Древней Греции. Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген. Главная цель кинического учения —философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

• возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

• добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

• отсутствие постоянного места жительства, скитания;

• паразитический образ жизни, попрошайничество;

• предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков. Основная идея философской школы стоиков —освобождение от влияния внешнего мира.Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию.

9. Философия западноевропейского Средневековья. Особенности патристической философии. Личность и Бог в философии Августина Аврелия.

Западноевропейское средневековье охватывает период с V по XIII века. Философия западноевропейского средневековья основана на христианстве. Священная книга христианства - Библия. Бог в христианстве един в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын и Святой дух.

Основной идеей средневековья является теоцентризм, т.е. источником мироздания и всего сущего является Бог. В средневековой философии можно выделить два этапа ее становления - патристику и схоластику.

Патристика - совокупность религиозно-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства. Средневековая патристика освещает такие проблемы: отношение разума и веры, сущность Бога, свобода человека, происхождение добра и зла. Известный представитель патристики - крупнейший христианский мыслитель Августин Аврелий.

Учение о Боге и мире. Бог рассматривается им как начало всего сущего, как единственная причина возникновения вещей. Бог вечен и неизменен, он есть нечто постоянное.

Учение о душе. Душа, по августину, есть только у человека – это ставит его выше всех живых существ. Душа бессмертна.

10. Особенности схоластической философии. Реализм и номинализм в средневековой философии. Философские концепции Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского. Их доказательство бытия Бога.

Схоластика («школьная философия») стремилась сделать христианское вероучение популярным и доступным для широких слоев населения. Проблема первая – соотношение знания и веры. Эти противоположные понятия взаимно исключают друг друга.

Номинализм и реализм - противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Реализм - направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование.

Номинализм - направление в ср.фил-ии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. В противоположность реализму номиналисты утверждали, что реально сущ-ют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами.

Ансельм Кентерберийский считал веру основой рационального знания.

Вывел бытие Бога из самого понятия Бога (онтологическое доказательство бытия Бога).

Все ограничено и имеет некий верхний предел. Это и есть Бог.

Бог как совершенство.Бог превосходит по величине все мыслимое. Значит он существует вне нас и вне этого мира

Ф.Аквинский - система доказательств существования Бога:

1)все, что движется, имеет источник движения , значит, существует первоисточник движения – Бог;

2)каждое явление имеет причину, следовательно, существует первопричина всех вещей и явлений – Бог;

4)во всем существуют степени качеств, следовательно, должна существовать наивысшая степень совершенства – Бог;

5)все в мире имеет цель, значит, существует нечто, направляющее все вещи к цели – Бог.

11. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения. Коперниканская революция (Коперник, Галилей, Бруно). Проблема познания в философии Н.Кузанского.

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIVXVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал.

С Возрождением связывают формирование гуманистического мировоззрения, провозгласившего в качестве высшей ценности человека, его достоинство, свободу и права. Философия возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, то есть в центре философии – проблема человека, как самоценного существа. Творческим началом мира по-прежнему считался Бог. Поэтому смысл философии состоял в раскрытии гармоничного единства Божественного и человеческого, а не в их противопоставлении.

Гуманизм - понимание человека не как пассивного продукта творения Бога, а как личности, способной самосовершенствоваться.

Пантеизм - учение, отождествляющее Бога и природу (мир).

Под копе́рниканской револю́цией понимается смена парадигм с модели мироздания Птолемея, которая постулировала, что Земля является центром вселенной, на гелиоцентрическую модель с Солнцем в центре нашей солнечной системы. Это событие стало одной из стартовых точек начала научной революции XVI столетия.

Джордано Бруно развил и углубил философские идеи Коперника. Бруно поддерживает идею бесконечности мира.

Г. Галилей осуществил поддержку идей Коперника и теоретически, и практически. Он стремился установить новые физические принципы и законы, которые опровергли бы возражения против этой спорной в то время теории

Одно из центральных мест в философии Кузанского занимает учение о Боге. В соответствии с философией этого периода Кузанский утверждает, что Бог играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Развивая свое представление о человеке, Николай Кузанский пишет о том, что весь мир имеет "трехсложное" строение: "малый мир" - это сам человек; "большой мир" - универсум, вселенная; "максимальный мир" - Бог, божественный максимум.

12. Идеи гуманизма эпохи Возрождения. Природа и человек в натурфилософии эпохи Возрождения.

С Возрождением связывают формирование гуманистического мировоззрения, провозгласившего в качестве высшей ценности человека, его достоинство, свободу и права. Философия возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, то есть в центре философии – проблема человека, как самоценного существа. Творческим началом мира по-прежнему считался Бог. Поэтому смысл философии состоял в раскрытии гармоничного единства Божественного и человеческого, а не в их противопоставлении.

Гуманизм - понимание человека не как пассивного продукта творения Бога, а как личности, способной самосовершенствоваться.

На основе крупнейших открытий и технологического прогресса в эпоху возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Она носила пантеистический характер, т.е отождествляла понятия бога и природы. Подобную философию развивали Николай Кузанский и Джордано Бруно. Центральная идея Бруно - тезис о бесконечной вселенной. Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Натурфилософия имеет антисхоластическую направленность. Николай Кузанский пишет о том, что весь мир имеет "трехсложное" строение: "малый мир" - это сам человек; "большой мир" - универсум, вселенная; "максимальный мир" - Бог, божественный максимум.

13. Философия Нового времени. Эмпиризм Ф.Бэкона, Дж. Локка. Теория идолов, индуктивный метод в философии Ф.Бэкона. Философская концепция Т.Гоббса.

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVIIXVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием. Философия этого периода поставила в центр осмысления проблему метода познания, исходя из того, что знаний бесконечно много, а метод их достижения должен быть единым. В Новое время философами были научно сформулированы два основных научных метода (эмпирический и рационалистический, или индуктивный и дедуктивный) Основателем философии Нового времени считается великий французский математик Рене Декарт.

Родоначальником эмпиризма был Ф.Бэкон. Эмпиризм – направление философской мысли, считающее источником знания опыт, прежде всего, научно организованный опыт или эксперимент. Бэкон полагал, что для получения достоверного знания необходим особый эмпирический метод, основанный на индукции (от частного к общему). Он писал, что всякое познание должно опираться на опыт – результаты наблюдения и эксперимента. Оно должно двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям.

Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного - чистая доска . Локк утверждал: если бы идеи были врожденными, они были бы известны одинаково как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному человеку.

Фрэнсис Бэкон выделяет причины, которые препятствуют человеку и человечеству получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет «призраками» (или «идолами») и определяет четыре их разновидности: идолы рода, пещеры, рынки и таетра.

Идолы рода и идолы пещеры — врожденные заблуждения людей

Идолы рынка и идолы театра — приобретенные заблуждения

Гоббс был систематизатором бэконовского материализма. Мир, по его мнению, есть совокупность тел. Ничего бестелесного не существует.

Познание, по Гоббсу, осуществляется посредством идей. Источником идей могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Мир – это единая материальная субстанция, и никакой другой не существует. Что касается бога, его познать невозможно. Поэтому никто, в т.ч философия, судить о нём не могут. Религия относится к вере.

14. Рационализм Нового времени. Принцип сомнения и дедукции в философии Р.Декарта. Субъективный идеализм Дж. Беркли.

Рационализмнаправление в Философии, согласно которому основой познания является разум. Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания. Философское знание должно выводиться из разума и обосновываться им, т.к. чувственный опыт ненадежен. Декарт разрабатывает дедуктивный метод научного познания. (Дедукция – это метод познания, основанный на движении мысли от общего к частному)

По Декарту, метод дедукции должен быть основан на следующих основных правилах:

1) Не принимать за истинное то, что неясно и неочевидно;

2) Делить исследуемый вопрос на простые элементы для лучшего понимания;

3) Идти в рассуждениях от простого к сложному;

4) Систематизировать сведения, чтобы получить максимально полное представление о предмете.
Учение, созданное Беркли это - субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души» («умы»). То есть любой предмет – книга, яблоко, дом, стол - существует только потому, что он воспринимается субъектом познания (человеком) чувственно. "Существовать – значит быть воспринимаемым"
15.Проблемы познания в философии И.Канта. Вещь в себе. Учение И.Канта об антиномиях.

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант. Человек, этика и право— вот главные темы философского учения Канта.  Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике.

Кант впервые задается вопросом о границах человеческого познания. По его мнению, все предметы и явления («вещи») делятся на два класса. Первый класс он называет «вещи в себе». Вещи в себе - это предметы и явления, существующие независимо от нашего сознания и вызывающие наши ощущения. О том, что находится за пределами нашего сознания, мы ничего определенного сказать не можем. 

Важное значение для философии и формирующейся науки имело учение Канта об антиномиях. Антиномии – это исключающие друг друга, но равно доказуемые суждения. Он полагал, что попытки разума выйти за пределы чувственного опыта и познать "вещи в себе" приводят его к противоречиям, к антиномиям чистого разума. (например, "мир конечен - мир бесконечен").

16. Учение о диалектике (Гегель, Маркс).

 Диалектика – это учение о наиболее общих законах изменений и развития в природе, обществе и мышлении. Гегель говорил, что наш мир находится в постоянном процессе становления и обновления (если что-то уничтожается, то что-то новое возникает, развитие идет по спирали и все возвращается. по мнению Гегеля, следует говорить: «Бог созидается», а не «Бог существует».  Противоречащие друг другу понятия мыслятся вместе в третьем, более широком и богатом, в развитии которого они составляют только моменты. Но новое высшее понятие в свою очередь оказывается противоречащим другому понятию и эта противоречивость опять должна быть преодолена -  в этом и состоит суть диалектики Гегеля.

Диалектика Маркса, как и диалектика Гегеля, выражает законы развития природы и общества. На основе диалектики Маркс создаёт исторический метод познания. Основной принцип его диалектики - бесконечность развития. 

17. Философский иррационализм 19 в. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Философия жизни Ф. Ницше.

Иррационалисты считают, что подлинное знание о мире человек может получить с помощью интуиции или инстинкта. Разум, рассудок, интеллект, с точки зрения этих философов, не дают истинного знания, напротив, являются препятствиями для постижения истины.

Волюнтаризм – это направление в иррационализме, согласно которому в основе мира и человека лежит не разум, а воля.

Воля лежит в основе мироздания. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным и жалким ни было его существование. Шопенгауэр рассматривает эту волю как настоящее зло, ответственное за страдания, которые неизбежно сопровождают жизнь.

Волюнтаристические идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше. Ницше выделяет несколько видов воли человека: «воля к жизни»; воля внутри самого человека («внутренний стержень»); «воля к власти».

"Воля к власти" выступает у Ницше движущим началом мира. «Воля к власти» в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе «воля к власти» близка к инстинкту самосохранения,

18. Постклассическая философия. Философия прагматизма. Феноменология. Герменевтика.

Постклассическая философия XIX века – этап развития философской мысли, непосредственно предшествующий современной философии.

Одной из основных характеристик этого периода философии стал иррационализм – представление о том, что решающий фактор в познании, поведении людей, мировоззрении и истории не разум, не рациональное начало, а иррациональное (бессознательное).

Центральными аспектами духовной жизни становятся воля, чувство, интуиция, бессознательное, воображение, инстинкт и т. п. Представители иррационализма – А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.

Прагматизм – американское философское течение (греч. pragma — дело, действие). Основы концепции прагматизма были заложены американским философом Чарлзом Пирсом

Чтобы быть полезной, философия должна превратиться в науку, объясняющую человеческое действие. Действие - это главная форма жизнедеятельности человека.

Феноменология (учение о феноменах) — одно из наиболее оригинальных и значительных направлений в философии XX в. основоположником феноменологии как самостоятельного учения является Э. Гуссерль

Феномен - явление, постмгаемое органами чувств

Гуссерль провозгласил тезис: "Назад, к самим вещам". Феноменологи придерживаются идеи, что сознание должно изучать вещь или явление без проникновения в его строение или функции.

Философская герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени греческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми. Существовать — значит быть понятым. Это главная идея науки. Она занимается поиском ответов на вопросы о понимании.

Начала формироваться в XIX веке. Ее основоположник — Шлейермахер, настаивал на необходимости погружаться в текст, чтобы понимать его как сам автор, а возможно и лучше, чем автор.

19. Позитивизм: этапы развития, эволюция идей (постпозитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм). Принцип верификации. Теория научных революций Т.Куна.

Позитивизм направление философии, выступающее за то, чтобы философия опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты, опираться на научный метод. Основателем позитивизма считается Огюст Конт.

Этапы позитивизма:

  1. 30-40 гг. XIX в.: возникновение и оформление позитивизма Конта

  2.  Возник неопозитивизм;

  3. Постпозитивизм. Поппер.

  4. 70-80 гг. XIX в. Мах, Авенариус. Позитивизм эмпириокритиков

Позитивизм. Конт попытался обосновать свое учение законами трех стадий развития интеллекта. Согласно этому закону к научному знанию относится только то, что может быть подтверждено наблюдениями

Неопозитивизм. Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации – сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) – верификации не подлежат, а, следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии.

Т. Кун представил историю науки как чередование нормальной науки и научных революций (смена парадигм). Парадигма - фундаментальная научная установка. (Напимер, геоцентрической системы мира на гелтоцентрическую).


написать администратору сайта