Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия и наука, черты сходства и различия. Особенности философского знания.

  • Проблема происхождения философии.

  • Предмет и функции философии. Проблема многообразия философского знания.

  • Специфика философских проблем. Типы философских проблем.

  • Возникновение и становление философии. Периодизация развития философии.

  • Билеты по философии. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества


    Скачать 58.69 Kb.
    НазваниеФилософия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества
    АнкорБилеты по философии.docx
    Дата26.09.2018
    Размер58.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты по философии.docx
    ТипДокументы
    #25135
    страница1 из 3
      1   2   3

    1. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества.

    Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, а внутри неё, в отличие от натуралистской формы, – имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

    Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе “мир – человек”.

    Кант определил кратко и четко круг философских проблем:

    - Что я могу знать?

    - Что я должен знать?

    - На что я смею надеяться?

    - Что такое человек?

    Типы философских проблем:

    - Онтологический;

    - Гносеологический;

    - Аксиологический;

    - Праксиологический;

    - Антропологический.

    Философия утверждает свое высокое назначение – обеспечивать свободу человеческого духа. Стремление к самостоятельному поиску, которое во все времена отличало философию, не может позволить ей превратиться в собрание застывших догм. Целостность философии состоит в сочетании знания и нравственного помысла. Свободная философская мысль не обещает однозначные ответы на сиюминутные вопросы, не сулит чудесной формулы, дарующей истину в последней инстанции. “Философское вопрошание” обеспечивает постоянную свободу и независимость мышления, угрожает идеологии тоталитарных режимов и религиозному фанатизму.


    1. Философия и наука, черты сходства и различия. Особенности философского знания.

    Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические. Считается, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, числа научных работников удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет. А в развитии науки чередуются нормальные и революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к изменению ее структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации.

    Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. К ее основным исторически сложившимся разделам относятся онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык.

    Сходства. Философия – это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и в гуманитарных областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может изменяться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий, возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет – она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается.

    Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового. Говорят, что философия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается не только эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, хотя и типизированных образах. Так что философ пользуется и прямым наблюдением.

    Различия. В центре философии стоит человек, мир как таковой её интересует гораздо меньше. Философия рассматривает мир как “обитель” человека. “Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека”. Следовательно, философия познает мир через “призму” человеческих потребностей, интересов предпочтений целей, ценностей и идеалов.

    Познавая и понимая мир, она пытается дать ответы на вопросы: “Почему?” и “Для чего?”, то есть вскрыть смыслы и значения всего существующего и происходящего. При этом философия использует не только рациональные, научные средства и методы, но и ненаучные, художественные образы мифологию метафорический язык и пр. В этом плане философия сходна с искусством. Философ, как и художник, в значительной мере не только “отражает” мир, но и “творит” “конструирует” его. Придает ему какие-либо новые свойства, смыслы предлагает людям своё видение действительности, ориентирует общественное сознание на грядущие изменения.


    1. Проблема происхождения философии.

    Мифогенная концепция. Основным видом предфилософского мировоззрения была мифология, тесно связанная с религиозными представлениями. Мифология была наивной

    попыткой объяснить различные явления, исходя из относительно скудного уровня знаний об окружающем мире. В мифологии уже сильна была тенденция к поиску ответа на вопрос: «Почему? По какой причине нечто происходит, существует?». Как правило, все процессы и явления объяснялись действием персонифицированных в качестве богов и духов сил природы (анимизм). Природа как бы очеловечивалась в сознании людей.

    Мифологическое объяснение следовало просто усвоить, поскольку оно передавалось по традиции, и не оспаривать его истинность. Как правило, мифы повествовали о сакральных (священных) временах, объектах и силах, которые оказывали преобладающее влияние на происхождение и устройство мироздания. Сакральному противопоставлялось профанное, т.е. обыденное, повседневное, несвященное. От сказок мифы отличались тем, что к ним было принципиально иное отношение как к серьёзному знанию о священном, в то время как сказки слагались ради забавы – доверия к излагаемому в сказках не испытывали.

    Конечно же, основным вопросом, который должна была объяснить мифология, был вопрос о происхождении мира. Следовательно, большое место в общем своде мифов составляют так наз. космогонические мифы, повествующие о происхождении мира, богов и людей. Боги, как правило, не существовали извечно, а появлялись в результате соединения мировых стихий или первоначал, то есть они моложе мироздания вообще. Таким образом, мифология уже в глубокой древности ставила основные мировоззренческие вопросы о происхождении и бытии мира, что позже было позаимствовано философией. Мифологией же была задана и тенденция к объяснению всего сущего, поиску причины.

    Концепция «качественного скачка» интересна, оригинальна и даже нова тем, что останавливает свое внимание именно на внутреннем существе философского знания, которое несводимо ни к каким предпосылкам, которое ниоткуда невозможно вывести, как только из самой философии. Философия породила саму себя в акте духовного познания и самопознания, она – совершенно суверенная, автономная область знания, знания предвечного,

    ибо его неспособна постичь ни мифология, ни наука, ни религия. Философия возникает сразу и как бы вдруг, разорвав все путы мифологического, научного, поэтического, эпического и какого угодно иного вида

    знания. Но хотя философия возникает вдруг и сразу, она не сразу и не вдруг приходит к своему самосознанию, она не сразу обнаруживает себя в своей первозданной чистоте. В истории античной философии она как бы идет от себя к себе, выражаясь терминологией Гегеля, от в себе бытия к для себя бытия.

    Весьма популярной является точка зрения немецкого философа Карла Ясперса, связывающего возникновение философии с введённым им понятием «осевое время», под которым он имел в виду период 800 – 200 гг. до н.э. В «осевое время», согласно Ясперсу, расширились мировоззренческие горизонты человечества, люди научились выделять себя из мироздания, задумываться о смысле своего существования. «Осевое время» – период, которому человечество обязано открытием духовного мира личности, появлением развитых религиозных систем и философии. Как писал Ясперс: «В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью». Деятельность Будды, Лао-Цзы и Конфуция, Фалеса и Пифагора разворачивалась именно в «осевое время», благодаря их деятельности и возникла философия в разных странах независимо друг от друга.

    Гносеогенная концепция. Ее сторонниками являются, например, Богданов и Спенсер. Эта концепция восходит к просветительскому рационализму, склонному отождествлять философию с научным рационализмом вообще. Как концепция возникновения философии она была оформлена позитивистами, а потому сводила философию к науке (теоретическому естествознанию). С точки зрения этой концепции философия возникает скорее не из мифа, а из эмпирического знания, которое сначала накапливалось в рамках мифа, а потом, по мере того, как оно аккумулировалось, стало мифу противоречить, и в конце концов эмансипировалось, став философией, и тем самым победило миф как более примитивную форму познания мира. То есть философия возникла тогда, когда натурфилософы стали объяснять явления природы через комбинации стихий, а не через деятельность богов.

    Недостаток (внутренний) гносеогенной концепции в том, что ей не удается выстроить генетическую цепочку, хотя она на это и претендует. Как объяснить умозрительный характер философии, который никак не вытекает из опыта? Из прикладных знаний (а только такие и были) никак не может возникнуть сам принцип общей теории (тем более, стремящейся говорить о первоначалах). Таким образом, генезисной цепочки не получилось, и это такой недостаток, который грозит обернуться провалом всей концепции.

    В самом деле, есть ли прямая преемственность между эмпирическим опытом и философской рефлексией? Возможны ли причинно–следственные связи от пранауки к философии? Если науку понимать в европейском смысле, то этот тезис следует перевернуть: только философская рефлексия может пересмотреть опыт и из прикладных знаний сделать науку, что и случилось в Греции. Таким образом, философия сама является фактором появления науки.

    1. Предмет и функции философии. Проблема многообразия философского знания.

    Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Таким образом, главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.

    Философия по сравнению с естественными науками является многофункциональным предметом и в этой связи возникают трудности с определением предмета философии.

    1)общенаучная функция (в рамках философии создаются базисные, т.е. философия — есть наука о всеобщем.);

    2)методологическая функция (философия является всеобщим теоретическим базисом для всех остальных наук);

    3)социальная функция (в рамках философии исследуются всеобщие закономерности развития общества как целостной системы);

    4)нормативная функция (в рамках философии создаются этические теории, т.е. философия является и этикой);

    5)мировоззренческая функция (философия является теоретическим мировоззрением в отличие от других типов мировоззрения).

    Развернутая система философского знания включает:

    1)Учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации – это онтология (ontos – бытие).

    2)Учение о человеке, его природе и организации его деятельности – это антропология (antropos – человек).

    3)Учение о познании, его основаниях, возможностях и границах – это гносеология.

    4)Учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом – это социальная философия.

    5)Учение о природе ценностей – это аксиология.

    К комплексу общего философского знания примыкают конкретные философские науки:

    1)Этика – учение о нравственности.

    2)Эстетика – учение о прекрасном, о художественном творчестве.

    3)Логика – учение о правилах мышления.

    4)Религия.

    Особая область – история философии, т.к. большинство философских проблем рассматривается в контексте предшествующего опыта их решения.

    Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно. Кроме того, в отдельные периоды истории культуры разные разделы поочередно выходят на первый план.

    Понимание отношения человека к миру, общих законов реальности, собственной жизненной позиции может достигаться различными способами. Именно поэтому говорят об уровнях философского мышления, различающихся по степеням абстрактности и форме изложения. Обыденная философия на уровне практического мышления – это осознание принципов своей жизни, как проявления фундаментальных ценностей.


    1. Специфика философских проблем. Типы философских проблем.

    Особенность проблем философского мировоззрения (в сравнении с проблемами частных наук) – их “вечность”. В частных науках проблема подобна задаче, которая возникает после выполнения предыдущей задачи. Теоретическая механика XX в. не занимается проблемами времен Ньютона: они решены, т.е. уже не являются проблемами. Это проблема “мир в целом”, проблема человека, смысла жизни, свободы, взаимоотношения философии и культуры, философии и естествознания и др. Философия, отмечал B. И. Вернадский, “постоянно касается таких вечных вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово”.

    Вечность проблем философии не означает их принципиальной нерешаемости. Они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне научного знания, уровне развития общества, да и в зависимости от способностей самих философов. Как справедливо замечает У.Дж. Рапапорт, неверно измерять прогресс в философии, успешность мышления, исходя из числа решенных проблем; в философии прогресс не столь очевиден, как, например, в физике; прогресс в философии реализуется в развитии мысли одного и того же философа, школы, ориентации; прогресс в том, что так или иначе выявляются тупиковые пути, в том, что становится ясно, какие предпосылки необходимо принять, чтобы лучше осмыслить проблему.

    Итак, специфика проблем философии состоит в том, что значительная их часть является постоянно воспроизводимой на новой основе и в этом смысле “вечными”.

    Типы философских проблем:

    1)Онтологический;

    2)Гносеологический;

    3)Аксиологический;

    4)Праксиологический;

    5)Антропологический.


    1. Возникновение и становление философии. Периодизация развития философии.

    2. Понятие «бытие». Многообразие форма бытия.

    Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория “бытия”. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Для философского мышления с самого начала его зарождения

    размышления о бытии представляют собой серьёзную проблему, ибо бытие чувственно воспринимаемого мира далеко не очевидно.

    Все конкретные предметы, окружающие человека не вечны, они возникают и исчезают, уходя тем самым в “небытие”.

    Понятие “бытие” сходно, однопорядково с такими понятиями как “действительность”, “реальность”, “существование” и в некоторых контекстах могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование. Существуют (находятся в бытии) не только предметы природы, но и мысли, разные психические состояния, бред, сновидения и т.п.

    По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний, или материальный природный мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека.

    Оба этих мира – мир сознания и мир природы – могут характеризоваться понятием бытия, но способы их существования различны. Физический, материальный, природный мир (как мир) существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов.

    В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:

    1)Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:

    а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;

    б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.

    2)Бытие человека, в котором можно выделить:

    а) бытие человека в мире вещей;

    б) специфически человеческое бытие;

    3)Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

    а) индивидуализированное духовное;

    б) объективированное духовное;

    4)Бытие социального:

    а) бытие индивида;

    б) бытие общества.


    1.   1   2   3


    написать администратору сайта