Главная страница

Немецкая классическая философия. Философия Людвига Фейербаха


Скачать 1.32 Mb.
НазваниеФилософия Людвига Фейербаха
АнкорНемецкая классическая философия
Дата27.12.2020
Размер1.32 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлаНемецкая классическая философия.ppt
ТипПрезентация
#164756

Презентация на тему: «Философия Людвига Фейербаха»


Презентацию подготовил студент Социально-теологического факультета имени митрополита Московского и Коломенского Макария(Булгакова) НИУБелГУ

Студент группы№87001701

Тимофеев Тимофей Аркадьевич

Людвиг Фейербах


Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция — Демокрит и Эпикур; Англия нового времени - Бэкон, Локк; Франция - просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречия­ми, находились под сильным влиянием теологии, искали ком­промисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

Работы Фейербах

  • Первой значительной философской работой Людвига Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (первый том, 1833). Здесь ещё ясно чувствуется влияние гегельянства, однако уже зарождается главный для Фейербаха вопрос – об отношении философии к религии. Первый том «Истории новой философии» позже был дополнен двумя другими, посвящёнными Лейбницу(1837) и Пьеру Бейлю (1838). Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже отвергается, как и в ранней анонимной работе Фейербаха «Мысли о смерти и бессмертии» (1830). Когда имя её автора стало известным, Фейербах навсегда потерял возможность быть профессором. В томе, посвящённом Бейлю, Фейербах открыто склоняется к атеизму и начинает формулировать главные основы своей психологической трактовки религии. Он подробно излагает её в двух своих последующих известных работах: «Философия и христианство» (1839) и «Сущность христианства» (1841). В сочинениях более позднего периода: «Необходимость реформы философии», «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1845) и «Чтения о сущности религии» (1851) Людвиг Фейербах еще более радикально развивает сенсуализм, натурализм и антропологизм. Он уже склоняется к материализму (его известное изречение «человек есть то, что он ест»), к которому вместе с ним и независимо от него склонились и многие другие представители левого гегельянства.

Основные черты философии Фейербаха


Полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от мно­говекового религиозного влияния

Попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы

Материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека

Большой интерес к социально-политическим вопросам

Убеждение в познаваемости окружающего мира. Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой

Критика идеалистической философии Людвигом Фейербахом


Отвергает идею тождества бытия и мышления

Не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и первопричины материального мира

Логически доказывает невозможность отчуждения превращения абсолютной идеи в материальный мир

Не признает единства философии и религии

Отвергает диалектику

Идеи теории антропологического материализма

  •  Единственно существующими реальностями являются природа и человек;
  • • Человек является частью природы;
  • • Человек есть единство материального и духовного;
  • • Человек должен стать главным интересом философии;
  • • Идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
  • • Бога как отдельной и самостоятельной реальности не суще­ствует; Бог — плод воображения человека;
  • • Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;
  • • Все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи

Природа человека

  • Своим долгом он считал разрешение проблемы о подлинной природе человека и его пути к счастью. Посвятив свою философию разрешению этой проблемы, Фейербах сделал ее центральной проблемой человека и придал ей антропологический характер. Главное место в этой философии занимали вопросы, важные для каждого человека:жизнь, любовь, счастье, смерть и надежда на бессмертие.
  • Эта особенность материализма Фейербаха стала объектом различных интерпретаций. Некоторые превращали его в позитивиста (А. Шмидт, Г. Арон). Э. Фромм считал его учение манифестом «Философии жизни» и предтечей фрейдизма. Материализм Фейербаха делали и богоискательством и предэкзистенциализмом Кьеркегора или утверждали как исходную точку отсчета всего «новейшего гуманизма». Однако действительным достижением философии Фейербаха была не ее антропологическая окраска, а материализм, который он восстановил в своих правах в Германии. Не было бы природы, писал он, никогда логика, эта непорочная дева, не произвела бы ее из себя. Порвав с идеализмом Гегеля, Фейербах отказался от его реализма понятий и обратился к рассмотрению конкретных, единичных и индивидуальных вещей и процессов. Он убедительно критиковал механицизм в понимании родовой сущности человека картезианцев, Ламетри и Гольбаха, что является основанием к достаточно относительному его причислению к представителям механистического материализма. Фейербах смог тонко почувствовать и натурфилософскую диалектику Лейбница, проявляя к ней определенную приверженноть. Порвав с учением Гегеля, он не отвергал диалектики межлюдских отношений.

«Против дуализма тела и души»

  • У Фейербаха есть произведение под названием “Против дуализма тела и души ...” Он считал, что в человеке нет такого дуализма, эти надумано. Человек богат различными проявлениями его природы” В теории познания Фейербах – сенсуалист, поскольку он полагал, что реальность дана нам в ощущениях. Новая философия, писал он, рассматривает бытие с точки зрения ощущаемого объекта, “каково оно для нас”. “Бытие есть тайна созерцания, ощущения, любви”. Можно привести еще одно из известных высказываний философа на этот счет: “Если вы хотите улучшить людей, то сделайте их счастливыми, если же вы хотите сделать их счастливыми, то ступайте к источникам всякого счастья, всех радостей – к чувствам”

Проблема Бога в философии Людвига Фейербаха . Основные положения

  • Бога как самостоятельной реальности нет;
  • • Бог — порождение сознания человека;
  • • Религия — глубоко разработанная мифологически-фантасти­ческая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;
  • • Распространение религии стало возможным благодаря неве­жеству человека, его тяжелым жизненным условиям;
  • • Корни религии — в чувстве бессилия человека перед внеш­ним миром, его зависимости от него и незащищенности;
  • • Мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты;
  • • Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;
  • • Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек.

Социально-политические взгляды Фейербаха

  • Человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;
  • • Полнокровная реализация человеком своего "Я" возможно только во взаимодействии с "Ты" (то есть другими людьми) — человек может жить только в обществе;
  • • Основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;
  • • Данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах;
  • • Необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;
  • • Смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью

Религия как процесс отчуждения человеческой сущности

  • Критика религии составляет, пожалуй, сильнейшую сторону теоретического мышления философа. Религия, по Фейербаху, представляет собой совокупность фантастических образов несуществующего. Она плод невежества. Однако в отличие от материалистов XVIII в. Фейербах видит основную причину существования религиозных верований не в обмане темного народа корыстными церковниками, а в самой природе человека, в своеобразии условий его жизни. Подлинный источник религиозной веры — чувства зависимости, бессилия, несвободы, которые испытывает человек перед лицом неподвластных ему стихий.
  • При этом для объяснения религиозного феномена Фейербах использует столь популярное в немецкой философии понятие «отчуждение». Религия ведь есть не что иное, как отчуждение от человека или, точнее, перенесение самых обычных человеческих свойств на природу. Природа становится обожествленной, потому что силой религиозной фантазии приобретает способности, свойственные человеку.

Философия Человека

  • Вместо христианства и философии гегелевского типа Фейербах предложил программу "философии Человека". Согласно его концепции, Человек – высшее в ценностном отношении, абсолютная ценность. Отдельный человек вовсе не есть вместилище всех человеческих достоинств, – но Человек как таковой бесконечно добр, мудр, всемогущ. Его свойства – это он сам, а без них, т.е. без моральных качеств доброты, мудрости, могущества Человека вовсе нет. В человеке – все ценно. Его физическая, эмоциональная, психологическая жизнь нисколько не менее важны, чем разум. Очень важно, далее, что человек живет в естественном контакте с природой. Природа внешняя близка природе самого человека, она ему соответствует. Сущность человеческая вполне гармонично являет себя в человеческом существовании. Тут нет конфликта – жизнь природы, условия бытия не чужды человеческой сущности, между ними – глубокое единство.

Этические воззрения

  • В этике Фейербах также занимал позицию абстрактного этического гуманизма. Он горячо защищал этику Канта, резко выступал против религиозных доктрин морали и стремился свое учение обосновать на принципах биопсихического чувства. Именно голос чувства Фейербах считал первым категорическим императивом. Он ориентировал свою этику на оправдание, возвеличивание, прославление и обожествление порывов человека к полному счастью. Поэтому его религия оказалась религией половой любви, главным тезисом которой стал тезис «человек человеку бог». Фейербах утверждал принцип разумного эгоизма, перетолковывая при этом эгоизм как альтруизм. Логика его суждений в этом отношении была такова. Добро, говорил он, это то, что удовлетворяет эгоизм всех людей, зло приносит удовлетворение только какой-то их кучке. «Эгоизм» как этическая категория представляет собой чувство любви к себе, естественно перерастающее в любовь к другим людям, так как, по мнению Фейербаха, люди «жаждут товарищеского счастья».Фейербах называл свою философию «философией будущего», потому что искренне верил в это будущее, считал возможным устранение несчастий людей и видел в философии инструмент, который способен решить эту проблему. Его критика религии ускорила теоретическое становление Маркса и Энгельса

Заключение

  • В заключение следует отметить, что, хотя Фейербах и не смог объяснить царившие в современном ему обществе социальное неравенство, классовую борьбу, он велик своей страстной защитой материализма, смелой критикой идеализма и религии, борьбой против агностицизма, верой в мощь, силу человеческого разума, обращением к человеку как основанию человеческого бытия и к гуманистическим средствам реализации его личности. Философские взгляды Фейербаха оказали огромное влияние на современников. Под влиянием Фейербаха Маркс и Энгельс отошли от гегельянства, а в последствии включили его взгляды в состав своих философских мыслей. Под влиянием Фейербаха формировалось мировоззрение русских (Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев) и украинских (Т.Г.Шевченко, Иван Франко, Леся Украинка) революционных демократов. Значительное положительное влияние оказала философия Фейербаха на мировоззрение ученых, в особенности на величайших биологов второй половины 19 века (Чарльз Дарвин, Йоган Мюллер, Дюбуа Раймон, Гельмгольц, Илья Мечников, Томас Гексли).


написать администратору сайта