Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат По дисциплине«Основы философии»ТЕМА«Философия в системе культуры»

  • Проверил

  • - Как дух соотносится с материей - Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы - Конечен или бесконечен мир

  • - Что есть истина и заблуждение

  • 2 Философия в системе культуры

  • Философия в системе культуры. Философия в системе культуры


    Скачать 67.5 Kb.
    НазваниеФилософия в системе культуры
    Дата21.03.2022
    Размер67.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия в системе культуры.doc
    ТипРеферат
    #407956


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

    государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    Архангельской области

    «Котласский транспортный техникум»
    отделение заочного обучения

    Реферат

    По дисциплине
    «Основы философии»

    ТЕМА

    «Философия в системе культуры»

    Выполнил студент 2 курса заочной формы обучения группы №ОПТ 23

    Курицын Кирилл Сергеевич
    Проверил: преподаватель

    Белозёрова Т.М.


    Вычегодский

    2019

    Содержание

    Введение 3

    1 История, основные проблемы и функции философии 4

    Заключение 11

    Список используемой литературы 12


    Введение


    В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

    Слово "философия" – греческого происхождения и буквально означает "любовь к мудрости". Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

    Целью данной работы является изучение философии в системе культуры.

    Основными задачами являются исследование истории, основных проблем философии и её места в системе культуры.

    Теоретической базой являются труды Фролова И.Т., Алексеева П.В., Фирсова А.В. и других.

    1 История, основные проблемы и функции философии


    Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции.

    Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон.

    Вследствие неразвитости наук собственно философские проблемы вплетались во всю совокупность знаний, и только позднее из нерасчлененных знаний выделяются математика, астрономия, медицина, затем механика, химия, биология, юриспруденция и другие специальные науки.

    Философия все больше превращается в систему общих знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке. Вместе с тем, происходит дифференциация внутри самой философии, формируются относительно самостоятельные ее разделы: онтология - учение о бытии и его сущности; гносеология - учение о познании; логика - учение о мышлении, его законах и формах; этика - учение о морали; эстетика - учение о прекрасном в жизни и искусстве; социальная философия - учение о человеческом обществе; история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

    В современной философской литературе формулируются такие проблемы:


    - Как дух соотносится с материей?


    - Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы?


    - Конечен или бесконечен мир?


    - В каком направлении развивается Вселенная?


    - Что такое человек, и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира?


    - Что такое добро и зло?


    - Что есть истина и заблуждение?

    - В каком направлении, по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? и др [3, с. 69].

    Как и во всех частных науках, проблема в философии – есть логическая форма познания. Проблема – это вопрос, являющийся органической частью познавательной поисковой ситуации, когда имеют место поиски новых явлений, процессов, структур. Проблемы бывают реальные и мнимые, вечные и преходящие, существенные и несущественные и т.д. Что касается философских проблем, то все они выражают и представляют специфический предмет философии, можно сказать, что они его отражают и его спецификой обусловлены.

    Всеобщее в системе «мир - человек» составляющее, предмет философского познания и является предметным основанием проблем философии.

    Проблемы философского мировоззрения охватывают весь мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом.

    Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение [5, С. 201]. Принято выделять следующие функции философии:

    • мировоззренческую;

    • методологическую;

    • мыслительно-теоретическую;

    • гносеологическую;

    • критическую;

    • аксиологическую;

    • социальную;

    • воспитательно-гуманитарную;

    • прогностическую.

    Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

    Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

    Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

    Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

    Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

    Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

    Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

    Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

    Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

    Из вышеизложенного можно сделать вывод, что философия все больше превращается в систему общих знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

    2 Философия в системе культуры

    Каковы же функции философии в сложном комплексе культуры? Прежде всего, философская мысль выявляет основополагающие идеи, представления, схемы действия и др., на которых базируется общественно-историческая жизнь людей. Их характеризуют, как наиболее общие формы человеческого опыта, или универсалии культуры.

    Важное место среди них занимают категории – понятия, отражающие самые общие градации вещей, типы их свойств, отношений. В своей совокупности они образуют сложную, разветвленную систему взаимосвязей (концептуальные "сетки"), задающих возможные формы, способы действия человеческого ума [2, с. 96].

    Такие понятия: вещь, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина – следствие, случайное – необходимое, часть – целое, элемент – структура и др., приложимы к любым явлениям. Или, по крайней мере, к обширному кругу явлений (природа, общество и др.). Например, ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись без понятия причины[4, с. 114].

    Подобные понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Потому их и относят к предельным основаниям, универсальным формам (или "условиям возможности" культуры).

    Классическая мысль от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятие философии с учением о категориях. Эта тематика не утратила своего значения и сейчас. В схеме "ромашка" сердцевина соответствует общему понятийному аппарату философии – системе категорий. На деле, в действии – это весьма подвижная система связей базовых понятий, применение которых подчиняется своей логике, регулируется четкими правилами. Исследование и освоение категорий, пожалуй, по праву называют в наше время "философской грамматикой" (Л. Витгенштейн).

    Многие века, философы считали категории вечными формами "чистого" разума. Культурологический подход выявил иную картину: категории формируются исторически по мере развития человеческого мышления и воплощаются в структурах речи, в работе языка. Обращаясь к языку, как культурно-историческому образованию, анализируя формы высказываний и действий людей, философы выявляют наиболее общие ("предельные") основания речевого мышления и практики, и их своеобразие в разных типах языков и культур. В комплексе самых общих оснований культуры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных частей (природа, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие образы трансформируются в философское учение о бытии – онтологию (от греч. on (ontos) – сущее и logos – слово, понятие, учение). Кроме того, теоретическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека – практические, познавательные и ценностные. Отсюда и название соответствующих разделов философии:

    - праксиология (от греч. praktikos - деятельный),

    - эпистемология (от греч. episteme - знание);

    - аксиология (от греч. axios - ценный) [6].

    Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие универсалии. Они всегда относятся к конкретным историческим типам культур, а вместе с тем принадлежат и человечеству, всемирной истории в целом.

    На особый теоретический язык в философии переводятся также идеи, рождаемые в политическом, юридическом, нравственном, религиозном, художественном, техническом и других формах сознания. Усилиями философского интеллекта осуществляется также теоретическое обобщение, синтез многообразных систем повседневных, практических знаний, а с возникновением, развитием науки – нарастающих массивов научного знания. Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление – необходимое условие гармоничной и сбалансированной мироориентации. Так, полноценная политика должна быть согласована с наукой и нравственностью, с опытом истории. Она немыслима без правового обоснования, гуманистических ориентиров, вне учета национального, религиозного и другого своеобразия стран и народов, наконец, без опоры на ценности здравого смысла. К ним приходится сегодня обращаться при обсуждении важнейших политических проблем. Мироориентация, соответствующая интересам человека, человечества в целом, требует интеграции всех основных ценностей культуры. Их согласование невозможно без универсального мышления, которому посильна та сложная духовная работа, которую в человеческой культуре взяла на себя философия.

    Таким образом, анализ важнейших функций философии в системе культуры (вместо попыток абстрактно вникнуть в суть данного понятия) показывает, что культурно-исторический подход внес заметные изменения в представления о предмете, целях, способах и результатах философской деятельности, а это не могло не сказаться и на понимании характера философских проблем.

    Заключение


    Каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот "интеграл", строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п. Ее задача — не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

    Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика); о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия истории); учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология); теорию познания (гносеология); проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии.

    Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии — таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.

    Список используемой литературы


    1. Введение в философию: учебное пособие для вузов/авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е издание переработанное и дополненное – М.: Республика 2016. – 544 с.

    2. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М., 2013. – 314 с.

    3. Основы современной философии. Учебник под ред. М.Н. Росенко. СПб.: издательство «Лань», 2015. – 801 с.

    4. Алексеев П.В. Философия: учебник. – М.: ТЕИС, 2015. – 663 с.

    5. История философии для студентов вузов. Фирсов А.В. изд. 3-е, Ростов Н/Д.: Феникс, 2016. – 504 с.

    6. Лисичкина О. И., Котлярова В. В. Проблемы современной философии как науки // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 634-635. — URL https://moluch.ru/archive/100/22456/ (дата обращения: 26.11.2019).


    написать администратору сайта