Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 Глава. Такаши Мураками: личность художника и особенности использования арт-менеджмента в продвижении предметов искусств

  • Заключение Список литературы Приложение Введение Актуальность темы выпускной квалификационной работы

  • Историографическую базу исследования

  • Целью выпускной квалификационной работы

  • Структура выпускной квалификационной работы

  • 1.2 Арт-менеджмент в системе продвижения современного искусства

  • Арт менеджмент Такеши Мураками. ВКР Арт-менеджмент как инструмент продвижения новых явлений совр. Введение 1 Глава. Использование артменеджмента для продвижения новых явлений в искусстве


    Скачать 56 Kb.
    НазваниеВведение 1 Глава. Использование артменеджмента для продвижения новых явлений в искусстве
    АнкорАрт менеджмент Такеши Мураками
    Дата13.09.2022
    Размер56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВКР Арт-менеджмент как инструмент продвижения новых явлений совр.docx
    ТипДокументы
    #674188

    Арт-менеджмент как инструмент продвижения новых явлений современного искусства на примере работ Такаши Мураками.
    Введение

    1 Глава. Использование арт-менеджмента для продвижения новых явлений в искусстве

    1.1 Понятие Арт-менеджмента: сущность, направление и особенности, проблемы и перспективы

    1.2 Арт-менеджмент в системе продвижения современного искусства

    2 Глава. Такаши Мураками: личность художника и особенности использования арт-менеджмента в продвижении предметов искусств

    2.1 Творческий путь Такаши Мураками

    2.2 Особенности продвижения искусства Такаши Мураками: проблемы и перспективы

    Заключение

    Список литературы

    Приложение

    Введение

    Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена растущим интересом к сфере арт-бизнеса и к особенностям развития современного искусства посредствам новых подходов к его продвижению. Как отмечают некоторые российские исследователи, в частности Г.Н. Новикова, В.М. Чижиков, В.В Чижиков, арт-менеджмент является на сегодняшний момент одним из самых актуальных направлений коммерческой деятельности в сфере культуры и искусства. Сегодня учреждения культуры сталкиваются с серьезными дилеммами во многих аспектах своего управления. За последние десятилетия появилась новая фигура — арт-менеджер. Представьте, что вы каждый день ходите на работу, чтобы связать артистов с публикой, видение с реальностью, а деньги с миссией. Это то, что делают менеджеры в сфере искусства, ведь именно они играют важную роль в преобразовании умов, жизней и сообществ посредством творческого самовыражения.

    Каждый раз, когда заходит речь об отношениях художников и арт-рынка, мы неизбежно сталкиваемся с двумя взаимоисключающими положениями, одно из которых гласит, что подлинное искусство и подлинные художники не должны ориентироваться на коммерческую выгоду и даже смотреть в эту сторону, а второе — что без арт-рынка не может функционировать то самое «подлинное искусство». Разберемся, что именно в мировой арт-системе происходит сейчас, как художники и рынок взаимодействуют друг с другом. Для этого необходимо сфокусироваться на паре элементов этой системы: на появившихся в последнее время онлайн-школах, предлагающих различные курсы для художников и интересующихся искусством, и на маркетинге художников, обычно именуемым (само)продвижением.

    Историографическую базу исследования содержат труды таких отечественных ученых в области управления сферой культуры в современных экономических и социальных условиях, как: Алексеевский В. С., Булавина Д. М., Грачев В. И., Драгичевич-Шешич М., Командышко Е. Ф., Островский М. В., Суминова Т. М. и т. д. Об особенностях арт-менеджмента в условиях современности, его инструментарии и методах, а также будущем развитии сферы управления был написан труд Роберта Салмона – лидера европейского арт-бизнеса, внесшего фундаментальный вклад в изучение управления, как науки. Широкий диапазон проблем, касающихся функционирования культуры в современном обществе, освещается в работах авторов, формирующих современное представление о культуре как факторе социально-культурной регуляции общественной жизни и формирования культурных компетенции личности: М. Б. Гнедовского, К. Эрли и Э. Мосаковски, Б. С. Ерасова, Т.А. Колосовская, А. Я. Флиера и др.

    Выпускная квалификационная работа представляет собой анализ особенностей арт-менеджмента в системе продвижения новых объектов современного искусства творчества художника Такаши Мураками. Как представитель корпоративных художественных искусств, он пользуется поддержкой в ​​мире арт-бизнеса, но подвергается критике со стороны многих людей. В качестве исследовательского инструмента используется теория мира искусства американского социолога Говарда Беккера, позволяющая заметить, что создание Мураками и его арт-рынка — это не рост гения, а результат коллективного сотрудничества. Основываясь на данных о торговле произведениями искусства за два десятилетия, Мураками создал свой уникальный бренды суперфлэт и и отаку. Эти понятия брендов, наряду с интернализацией и внешним маркетингом, в итоге дали Мураками двойную идентичность в восточном и западном мире. Такаши Мураками, который проводит ярмарку Geisai с 2002 года и основал Kaikai Kiki в 2006 году, влил новую кровь в мир искусства, нарушив правила рынка арт-бизнеса1. Каждый шаг его искусства был тщательно продуман, что показывает, что процесс художественной трансформации не достигается в одночасье, а постепенно выстраивается и стабилизируется. Все эти факторы являются актуальными для дальнейшего изучения Арт-менеджмента, как инструмента продвижения новых явлений современного искусства2. У Такаши Мураками одна из самых обширных практик в современном искусстве. С помощью Kaikai Kiki, всемирной студии рабочих и начинающих художников, расположенной в Токио, известный японский художник создает огромное количество работ, которые отсылают к традициям аниме и манги его родной страны. Распространенным мотивом являются массы ярких цветов с улыбающимися лицами, а также сплющенные мультяшные фигуры, которые одновременно создают очаровательный и сбивающий с толку эффект.

    Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей продвижения представителя современного искусства Такаши Мураками посредством арт-менеджмента Исходя из цели сформулированы и решены следующие задачи:

    • Рассмотреть понятие арт-менеджмента, его особенности и направления;

    • Изучить развитие арт-менеджмента в продвижении современного искусства;

    • Дать характеристику творческому пути Такаши Мураками и его становлению всемирно известным художником;

    • Изучить особенности арт-менеджмента Такаши Мураками, а также рассмотреть проблемы и перспективы данного направления продвижения современного искусства.

    В качестве объекта выпускной квалификационной работы выступает арт-менеджмент в системе продвижения новых объектов современного искусства

    Предмет исследования – творчество Такаши Мураками в системе арт-менеджмента

    Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, а также приложения.

    1 Глава. Использование арт-менеджмента для продвижения новых явлений в искусстве

    1.1 Понятие Арт-менеджмента: сущность, направление и особенности, проблемы и перспективы

    Минимализм и поп-арт, два основных направления в искусстве начала 1960-х годов, дают представление о различных направлениях искусства конца 20-го и начала 21-го века. Оба стиля отвергли устоявшиеся представления об эстетических качествах искусства и потребности в оригинальности. Минималистские объекты — это простые геометрические формы, часто изготовленные из промышленных процессов и материалов, в которых отсутствуют детали поверхности, выразительные маркировки и какой-либо различимый смысл. Арт-объекты черпали свое вдохновение из непритязательных источников, таких как комиксы и реклама. Как и в минимализме, использование коммерческих техник устраняло эмоциональное содержание, подразумеваемое индивидуальным подходом художника, что было важно для предыдущего поколения художников. В результате оба движения фактически размыли грань, отделяющую изобразительное искусство от более обыденных аспектов жизни, и заставили зрителя пересмотреть место и цель искусства в мире.

    Арт-менеджмент после своего появления в 1960-х годах стал более сложным понятием, чем кажется на первый взгляд. Если первоначально внимание часто было сосредоточено на поддержке выдающихся некоммерческих художественных организаций при получении государственных субсидий, то теперь он включает дополнительные коммерческие организации, работающие в творческой индустрии. Цель художественных организаций переносится на бизнес-корпорации.

    Менеджмент в сфере искусства, официально оформленный в рамках высшего образования, является результатом опыта художественных организаций в Соединенных Штатах в 1960-е годы.

    Отныне, арт-менеджмент — это построение равновесия между творчеством и бизнесом, определение компромиссов между бесценным искусством и адекватной рыночной ценой, которую потенциальные покупатели готовы заплатить продавцу.

    Определение управления искусством: это применение пяти традиционных функций управления — планирования, организации, старания, надзора и контроля — для облегчения производства исполнительских или изобразительных искусств и представления работ художников публике. Администрирование и содействие творческому процессу и его донесению до аудитории характерны как для общественных, некоммерческих художественных организаций (например, некоммерческих театров, симфонических оркестров, оперных трупп, танцевальных коллективов, музеев, общественного вещания и центров исполнительских искусств), так и для частных коммерческих организаций (например, коммерческие театры, частные галереи, кино, телевидение и видео). Арт-менеджмент — это сфера, в которой работают творческие люди. Арт-менеджер работает именно в этой сфере; именно арт-менеджер позволяет искусству происходить на определенном уровне. Арт-менеджмент объединяет в себе разные направления менеджмента, в том числе: планирование, маркетинг, финансы, экономику, организацию, кадровое обеспечение и групповую динамику.

    Управление искусством сочетает в себе множество задач, таких как руководство, финансирование, планирование, организация, распространение и маркетинг культурных услуг и товаров. Таким образом, это не узкое направление менеджмента; это всеобъемлющая сфера.

    Почему арт-менеджмент был выделен в отдельную дисциплину? Ответ прост: потому что многие страны обнаружили, что искусство стало бизнесом, и многие люди могут найти деньги в арт-бизнесе. Также стало ясно, что в художественных организациях существует своя специфическая система управления и необходимо создавать новые подходы к управлению искусством3.

    Что такое искусство?! Это одна из форм общественного сознания, художественного отражения действительности и обмена духовной информацией. Искусство — это творчество; он создает новые связи, новые композиции. Есть ли в этих занятиях какая-то цель, или это просто удовольствие от создания новых и порой странных художественных образов?! Некоторые думают, что искусство — это игра. Поскольку искусство – это творчество, безусловно, в нем есть элементы игры и чувства свободы4.

    Понятно, что искусство основано на чувствах человека и этими чувствами нужно управлять. Фактом также является и то, что на арт-рынке много арт-организаций. Развитие социальных сетей открывало новых художников, усиливало конкуренцию в арт-пространстве. Именно поэтому арт-менеджмент стал важным направлением в современном мире. Популярная музыка, опера, театр, танцевальные компании, фестивали, телевидение, медиакомпании, индустрия моды, кино и звукозаписывающая индустрия нуждаются в менеджерах, которые помогут выполнить основную цель бизнеса.

    Арт-менеджер должен изучать, исследовать и принимать решения, как действовать, если какая-либо из этих сред оказывает негативное влияние на организацию. Каждая арт-организация и арт-менеджер должны уметь быстро адаптироваться и вносить изменения во внутреннюю повестку дня организации, а также использовать внешние обстоятельства в свою пользу5.

    Арт-менеджеры должны знать как можно больше о людях, которые затрачивают усилия, чтобы пойти на шоу или выставку, или которые оказывают организации финансовую поддержку6.

    Сегодня можно сказать, что у людей нестабильный интерес к искусству. Например, в Грузии многие арт-проекты, арт-события не вызывают особого интереса в обществе. Этому есть много причин: плохая экономическая ситуация, интернет-зависимость людей, конкурентная среда и т. д. В этом случае развитие арт-менеджмента имеет жизненно важное значение. Сегодня перед арт-менеджерами стоит непростая миссия; они должны объединить искусство и публику. Эффективные менеджеры должны иметь как можно больше информации о внешней среде. В современном мире собирать информацию несложно, однако менеджеры не до конца понимают, как ее правильно использовать.

    Художественный менеджер — хорошо зарекомендовавшее себя имя в искусстве, но должность арт-менеджера появилась совсем недавно. Эта функция управления не изменилась за последние годы, но изменились требования к этим лицам. Первым примером управления эффективностью были публичные собрания, связанные с религиозными обрядами в ранних обществах. Эти представления «управлялись» священником и были вплетены в ткань общества. Театральные атрибуты костюмов, драматические декорации, музыка, движение и т. д. — все это поддерживало и усиливало воздействие события.

    Таким образом, роль арт-менеджмента проявилась еще в ранний период и после разработки новых систем управления оказала влияние на художественные организации. Невозможно управлять любой организацией без какой-либо руководящей структуры. Чтобы организации заняли свою нишу в обществе, им необходимо правильно распределять человеческие и материальные ресурсы, проводить исследования арт-рынка, адаптироваться к изменяющейся среде, внедрять здоровую внутреннюю среду и развивать определенную систему управления, которая создает художественные организации. Сильная художественная организация свидетельствует о развитии и самобытности государства, общества и нации.

    Галереи современного искусства — это малые и средние компании, основным видом деятельности которых является продажа произведений современного искусства. Арт-рынок, на котором они работают, имеет свои правила и особенности. Данные международного арт-рынка свидетельствуют о том, что эта область обладает удивительной способностью восстанавливаться после кризиса, реагируя гораздо лучше, чем другие сектора экономики. Рынок искусства, особенно современного искусства, является перспективным рынком с постоянным ростом оборота и расширением его масштабов за счет развивающихся стран, таких как Китай, Япония, Индия, США и Объединенные Арабские Эмираты. Во многих странах налоговое бремя рассматривается как основная причина трудностей в этом секторе. По этой причине исследовательская работа сосредоточена на изучении бизнес-модели галерей современного искусства, анализе существующего положения и намечании некоторых возможных будущих изменений.
    1.2 Арт-менеджмент в системе продвижения современного искусства
    Менеджмент в искусстве должен быть инструментом, а не целью; методом, а не абсолютом; эмпирическое правилом, а не каменной табличкой; системой анализа, а не панацеей от всех проблем. Если его применять без разбора, он угрожает захлестнуть ту самую деятельность, для поддержки которой он явно предназначен. Это слуга, а не хозяин. Это необходимая часть жизни современного искусства, но сама по себе она недостаточна для того, чтобы позволить создавать великое и хорошо продающееся искусство. Один из старейших подходов к управлению искусством сосредоточен исключительно на технологических процессах производства произведений искусства, особенно когда речь идет о совместной работе (например, в театре и кино). В этом случае обучение приближается к более чисто профессиональной, профессиональной подготовке, но возводится в более высокий академический разряд внутри вузов. В таком обучении основное внимание уделяется даже мельчайшим деталям процессов техник, которым необходимо обучать, хотя обычно оно сосредоточено только на одной художественной дисциплине (например, на курсах театральной постановки) и обучении только ремеслу этой конкретной художественной дисциплины. Эти практики более типичны для Центральной и Восточной Европы, но также встречаются в Соединенных Штатах, Соединенном Королевстве и в других странах, где преподавательский состав, скорее всего, практики с мест; часто им не хватает академического и педагогического опыта в области управления искусством или любой другой области. Дело в том, что креативность и инновации (как единое понятие) — одно из самых последних увлечений бизнеса и управления искусством. Тем не менее, дебаты и исследования, изучающие предпринимательство в искусстве, связь между искусством и инновациями или творчеством, а также основную роль арт-менеджера, становятся все ближе к сути этой области. Эта основная суть включает в себя попытку защитить роль искусства в обществе, переопределить его актуальность для новой эпохи и не допустить, чтобы оно стало слишком эфемерной частью нашей жизни7.

    Предпринимательство как процесс можно разделить на три типа: индивидуальное, внутрипредпринимательское (внутри организации) и организационное. Все три типа тесно связаны со сферой управления искусством. Индивидуальное предпринимательство является распространенным стилем из-за характера некоторых художественных дисциплин (изобразительное искусство, дизайн) и тенденции объединять художника и арт-менеджера в одном лице (многие отдельные художники в конечном итоге сами управляют своей карьерой). Организационное предпринимательство связано со всеми синкретическими художественными дисциплинами (театр, кино), тогда как внутрипредпринимательский стиль может подходить для крупных культурных и художественных организаций, таких как музеи и культурные центры, которые также могут способствовать и поддерживать частично независимые подразделения. Развивая свою идею культурного предпринимательства, Хагурт указывает на связь между процессом разработки стратегии и предпринимательским стилем, подходящим для культурно-художественного сектора. Об этом свидетельствует то значение, которое мыслители общего менеджмента придают предпринимательскому стилю как одной из основных характеристик художественного лидерства. Что еще более важно в контексте искусства, так это то, что успешный предприниматель также требует эмоциональной приверженности. Вовлеченный социальный процесс является одним из основных направлений предпринимательства, а межличностный интеллект является очень важным компонентом. Харизматическое лидерство, цели, ставшие идеологией, персонализированный набор, ритуалы и символы вместо правил и процедур признаются практикой инновационной организации. В то время как обычное руководство рассматривает эти методы как серьезную угрозу стабильности организации, в мире управления искусством они могут быть важным отличием, связывающим организацию с идеей институционализации харизм. И все же воспринятое в эпоху Возрождения представление о художнике как об индивидуальном творческом работнике, выполняющем какую-то надчеловеческую творческую задачу, остается распространенным и сегодня. Даже в этом случае невозможно абстрагировать художественное творчество от социального, экономического и политического контекста. Инновация представляет собой новую идею, которая может быть рекомбинацией старых идей, схемой, бросающей вызов нынешнему порядку, формулой или уникальным подходом, который воспринимается участниками как новый. Это связано прежде всего на организационном уровне. Напротив, креативность считается качеством, выраженным на индивидуальном уровне, поэтому одна организация может быть инновационной, например, поддерживая креативность среди своих членов или сотрудников. Фактически системы культурного производства характеризуются постоянным и всепроникающим напряжением между инновациями и контролем8.

    Разнообразие, возникающая стратегия, фактическое отсутствие планирования и неуклонное ослабление прямой управленческой власти над операциями — все это связано с творчеством, но эти теории редко рассматриваются как уместные в контексте программ управления искусством, потому что в качестве источника они используют учебные программы по управлению бизнесом. Стремясь снизить риск, управление бизнесом не отводит этим теориям значительной роли. Вместо этого к ним относятся как к исключениям — пути, по которому идут сумасшедшие авантюристы, где успех — это возможность, а не необходимость.

    Менеджмент в сфере искусства — это не только управление; это прежде всего искусство. Следует следовать «синдрому Януса» взгляда в обе стороны, но взгляды на управленческие и экономические аспекты этой области — это нечто общее, что есть у арт-менеджеров и генеральных менеджеров, в то время как взгляды на художественные, эстетические и социальные аспекты являются главными. главный фактор, который отличает управление искусством от области общего управления. В отчете Interarts Foundation за 2000 год первой обязательной областью программ обучения менеджменту в сфере культуры являются художественные навыки, за которыми следуют культурные/технические, профессиональные/плановые, организационные, тимбилдинговые/рекламные и коммуникативные навыки. Акцент на художественном знании в качестве основного направления важен, если управление искусством не должно быть просто случаем «менеджмента плюс искусство», как обсуждалось выше. Синкретические художественные дисциплины, даже те, которые считались сугубо индивидуальными с точки зрения программ художественных вузов, нуждаются в художественных коллективах. В последние годы междисциплинарные художественные практики, как правило, предусматривают тесное сотрудничество между командами, состоящими из разных типов художников, менеджеров, техников и дизайнеров (например, композитор и режиссер Хайнер Геббельс в театре; молодые кинорежиссеры, такие как Кристиан Мунгиу и Стефан Арсеньевич, работающие в системе европейских копродукций). Эта тенденция ставит под сомнение мнение о том, что художественное образование предназначено только для художников, и порывает с ренессансным представлением об одиноких отдельных художниках как о вдохновленных Богом лидерах и творцах искусства. Что касается академических программ, то должны быть поставлены четкие цели по обучению администраторов (исполнителей) или менеджеров (независимых лидеров) либо в области управления искусством (отраслевые организации культуры), либо управления культурой (междисциплинарные формы деятельности). До сих пор в этой области успешно обучались администраторы, а подготовка менеджеров улучшается благодаря текущим образовательным реформам на европейском уровне. Однако образование менеджеров в сфере искусства и культуры требует гораздо более широкого подхода в контексте современных вызовов.

    Менеджмент искусств часто воспринимается как новая площадка для распространения управленческой мысли, и эта точка зрения особенно распространена в сфере менеджмента. При таком подходе искусство рассматривается как слаборазвитая в управленческом отношении область, которой было бы полезно обогатиться импортом управленческих знаний и методов. Эта точка зрения, очевидно, ставит под сомнение специфику управления искусством и ставит под сомнение научную легитимность исследований в этой области. С другой стороны, импульсом многих людей в искусстве часто является отказ от управленческих подходов. Такое отношение приводит к другому типу трудностей в легитимации деятельности, на этот раз на этической или идеологической основе.

    Наконец, становление арт-менеджмента как дисциплины сталкивается с двойным дефицитом легитимности, застрявшим между противоположными возражениями, возникающими, с одной стороны, в сфере искусства, а с другой — в сфере менеджмента. Столкнувшись с такой ситуацией, исследователи управления искусством могут попытаться узаконить или оправдать свою деятельность, заняв оборонительную позицию. Или, с другой стороны, они могут занять более наступательную позицию, изучая исследования в области управления искусством, чтобы определить вклад управления искусством в общее управление, тем самым демонстрируя, что обмены между этими областями не являются только односторонними.

    Согласно теории управления, существует пять основных функций управления: планирование, организация, укомплектование персоналом, руководство и контроль. Гениальный американский управленец Питер Друкер с помощью подхода, основанного на бизнес-целях, выделил четыре основные функции управления, мы адаптировали эти под систему управления арт-бизнесом9:

    • постановка целей организации арт события;

    • организация арт мероприятия;

    • мотивация и общение;

    • измерение и оценка результатов прошедшего события.

    Джеральд Коул, напротив, видит только четыре подпроцесса управления:

    • планирование,

    • организация,

    • мотивация

    • контроль10.

    Планирование в эпоху современного искусства должно быть динамичным и гибким. Его могут дополнительно усложнить и затруднить непредсказуемость самого художественного производства, многочисленные импровизации в работе, характерные для художественной индустрии, а также влияние человеческого фактора. С другой стороны, планирование в культуре служит для предвидения будущих задач и мероприятий, классифицированных по этапам и процедурам, для определения необходимых кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов. Все это достигается без проникновения в художественную область, за исключением гибкого планирования периода, в течение которого будут выполняться определенные художественные действия. Планирование следует начинать с подготовки к составлению плана проекта, со стратегического плана, а затем переходить к созданию конкретного производственного плана как синтеза всех организационных, технико-технологических, кадровых, хозяйственных и других мероприятий, необходимых для его выполнения. Здесь может оказаться эффективным разделить производственный план на более мелкие планы, такие как планы частичного производства, план закупок, план размещения, план продвижения и т. д. В процессе планирования (а затем и мониторинга) менеджер использует различные техники, находящиеся в его/ее распоряжении; наиболее часто используются гантограммы, наглядно представляющие временной план реализации конкретной деятельности. Наконец, планирование в культуре и искусстве — дело непростое, отчасти из-за значительного влияния субъективных факторов на самих творцов и характер художественного произведения, отчасти из-за меняющегося характера аудитории как потребителей. Планирование необходимо на всех уровнях деятельности и во всех организационных секторах. Это задача всех менеджеров культурной организации, которая требует от них определенного уровня знаний и компетентности. Однако это не является обычной практикой, например, в России. При определении планов арт-менеджеры часто избегают обычной процедуры; они не ставят долгосрочных целей, им не удается проанализировать реальные возможности, потенциал и препятствия, им не удается проанализировать окружающую среду и внешние воздействия, изучить альтернативы. Особенно не хватает подробного анализа необходимых и имеющихся ресурсов, прежде всего финансовых.

    Организация деятельности – это совокупность действий, направленных на установление функциональных связей между составляющими процесса для достижения поставленных целей. Это включает в себя делегирование работы и точное определение отдельных задач, методов работы, полномочий и ответственности, с которыми непосредственно связаны организация и планирование, хотя однажды созданная организация не считается вечной. Таким образом, все ресурсы задействуются, а отношения между деятельностью и людьми определяются таким образом, чтобы они действовали как единое целое11.

    Эта институциональная модель имеет определенные преимущества, например, прямое управление и контроль над работой должностных лиц. Однако у него есть и многочисленные недостатки: дублирование ресурсов, неэффективная горизонтальная коммуникация и, самое главное, слишком высокие затраты на содержание производства. Современный европейский опыт является гораздо лучшим решением в случае художественная индустрия. Это проектная организация с матричной организационной структурой, позволяющей объединять в сеть все функциональные подразделения и работать в команде при выполнении художественных проектов12. Организации с матричной структурой существуют до тех пор, пока длится сам проект, тогда как функциональные подразделения перемещаются на уровень проекта с частью своих ресурсов и возвращаются на свои соответствующие институциональные позиции после завершения проекта. Дивизиональная организационная структура не является ни гибкой, ни рациональной, в то время как организации современного искусства нуждаются в концепции, которая характеризуется возможностью оперативных изменений, работой управленческой команды, открытостью новым идеям и интерактивными отношениями с клиентами13. Поэтому переход от институциональной к проектной логике является одним из начальных шагов реформирования модели культурной индустрии в странах Восточной Европы. Один тип организации направлен на создание эффективной системы и взаимодействие ее компонентов, где Менеджер проекта, следуя принципам управления проектами и матричной организационной структуры, распределяет рабочие места по организационным секторам (вертикальная структура) и конкретным должностным лицам (горизонтальная структура). Организация производства в организациях культуры и искусства лучше всего иллюстрируется определением, которое описывает способность к организации как «умение заставлять простых людей достигать необычных результатов». Первые две функции управления должны воплотиться в жизнь и выполняться на практике, поскольку без людей не бывает управления. Это функция привлечения, отбора, обучения, распределения, замены, оценки и вознаграждения персонала. Существуют некоторые особенности управления человеческими ресурсами в творческих организациях, потому что человеческие ресурсы должны надлежащим образом планироваться и управляться. Некоторые из специфических особенностей человеческих ресурсов - разнообразие характеров команд, высокая специализация художественного сектора; особенное требование состоит в том, что художественная организация должна быть гибкой и проектно-ориентированной и т. д. Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что сфера культуры особенно чувствительна, когда речь идет об уровне кадровой политики. Правильная постановка художественных задач имеет решающее значение для успеха любого произведения искусства.

    Арт-менеджмент в большинстве случаев, не уделяет должного внимания кадровой политике, за исключением области распределения творческих ролей и задач14. Так, работа отделов кадров часто ограничивается ведением кадрового учета и отслеживанием данных в сфере трудовых отношений. Если рекрутинг ведется незапланированно и непрофессионально, что является довольно распространенной практикой в ​наши дни и, разумеется, это отрицательно сказывается как на художественном исполнении, измеряемом отношением публики и критиков, так и на доходах и общих результатах бизнеса15. Кроме того, первый шаг в предстоящей реформе культурной системы и должен быть связан с самой кадровой политикой. Это делается для того, чтобы в будущем, по крайней мере в случае с художниками, трудовые договоры были заключены на определенный срок или путем закрытия отдельных авторских, исполнительских или иных договоров на конкретный проект. Это привело бы к значительному сокращению бюджетных средств на валовой заработок работников, тем самым большая часть средств учредителя остается направленной на художественное производство. Закон «О культуре» (не реформирующийся с октября 1992 г.) устанавливает предпосылки для рационализации численности работников творческих организаций на основе срочных трудовых договоров по проектам на срок до трех лет с возможностью продления16. Такая рационализация численности работников не означает, что художественные организации потеряют постоянные коллективы. Даже без постоянного трудового договора художники могут привлекаться на определенные сезоны, к одному или нескольким проектам, контракт может продлеваться в зависимости от их творческой репутации и потребностей организации. Необходимо эффективно использовать человеческие ресурсы, направлять и координировать персонал в выполнении им соответствующих поставленных задач, что включает двустороннюю связь между менеджером и сотрудниками, мотивацию сотрудников с постоянным мониторингом и оценкой результатов работы, обучение и развитие сотрудников, а также постоянное принятие решений на всех этапах и аспектах руководства17. Качество решений можно измерить их функциональностью (приносят ли они желаемый результат) и эффективностью реализации усилий, приложенных для достижения цели (затраченных времени, денег и человеческого труда). Только правильное решение и его эффективная реализация могут привести к положительным результатам18.

    Для принятия качественного решения необходимы не идеальные люди, а дополняющая друг друга команда. Для выполнения решения должно быть единство интересов между людьми, формальный авторитет, сила и влияние, основанное на профессиональной компетентности19. Менеджеры организаций культуры и искусства основывают свои стратегические и операционные решения на выполнении заявления о миссии, и эти организационные ценности и стратегическая ориентация влияют на производительность фирмы. Менеджмент требует, чтобы менеджер сотрудничал со всеми людьми, вовлеченными в художественные проекты, имея в виду структуру и сложность каждого выступления. В силу различных особенностей художественной практики и особенностей самих художников успех зависит от лидерских качеств управленческого персонала – в первую очередь продюсера, топ-менеджера, руководителя отдела. Далее, существенную роль в достижении успеха играют функциональные подразделения, которые направляют и координируют выполнение конкретных задач, назначают задания, определяют способ их выполнения, контролируют выполнение и при необходимости принимают соответствующие меры20. Бирнс однажды сказал: «Наши обязанности как арт-менеджеров в некоммерческом секторе пугают. Внутренне нам поручено создать атмосферу, в которой художники могли бы развиваться и реализовывать свое видение с помощью ресурсов, которые в противном случае были бы недоступны — или, по крайней мере, значительно уменьшились бы, — если бы они были предоставлены давлению традиционной системы свободного рынка. Последней функцией управления является контроль, сложный и длительный процесс, который включает в себя большое количество действий, направленных на анализ и проверку того, идет ли исполнение по плану, выявление возможных отклонений и устранение их по ходу дела. Все субсидируемые учреждения культуры во всем мире, некоторые из которых находятся в частной собственности, находятся под надзором. Это связано с необходимостью контроля за расходованием финансовых средств во время реализации программы и другой деятельности с целью защиты интересов учредителя, общественного сообщества и сотрудников (представители которых являются членами советов директоров).

    Учитывая позицию компетентных представителей управления искусством и профессиональной экономической общественности, можно сделать вывод, что развитие организаций культуры и искусства зависит от экономического развития и воли общества к развитию этих организаций. Соответственно, проблемы в индустрии культуры связаны с финансированием, управлением и организацией работы, а также с отсутствием долгосрочного плана развития. Однако, если общество решит, что искусство для него важно, государство может способствовать развитию культуры и искусства, финансируя его. Стратегическое планирование организаций искусства и культуры представляет собой процесс согласования функций управления и искусства с учетом взаимосвязи между ними. В большинстве случаев эти организации проектно-ориентированы. Из-за отсутствия финансирования предпринимательство становится все более важным для организаций искусства и культуры. Пренебрежение современным менеджментом в организациях искусства приводит к убыточности бизнеса, неэкономному использованию имеющихся ресурсов и относительно скромным художественным результатам по сравнению с тем, что можно достичь при имеющихся кадровых, материальных и финансовых ресурсах. Наоборот, реализация управленческих функций может обеспечить более эффективное и результативное ведение бизнеса, экономическую и финансовую устойчивость художественных организаций, быструю организационно-техническую модернизацию, кадровое и художественное развитие, более высокие творческие достижения в культурной сфере и художественное производство21.

    Список литературы


    1. Алексеевский, B.C. Социокультурная концепция общей теории менеджмента/ B.C. Алексеевский // Менеджмент в России и за рубежом, 2004.- № 2.- С. 21–35.

    2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А.Ариарский.– 2-е изд., испр. и доп.– СПб.: Издательство «ЭГО», 2001.– 288 с.

    3. Артюх А. Пожар уже начался. О менеджмент-культуре / А. Артюх, Д. Комм // Искусство кино. – 2008. - № 6. – С. 53-63.

    4. Бабков В.А. Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт. Как покупать и продавать искусство. - М., 2013 г.

    5. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М., 1994. С. 8-9.

    6. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: Учеб.пособие / Н.П.Беляцкий, С.Е.Велесько, П.Ройш.–Мн.: Книжный Дом;Экоперспектива, 2005.– 352 с.

    7. Булавина Д. М. Управление сферой культуры в современных экономических условиях // Вестн. Башкирского ун-та. – 2006. – Т.11, № 3. – С. 139-140.

    8. Бурдье, П. Рынок символической продукции / П. Бурдье. // Вопросы социологии, 1993.-- № 1. 

    9. Валугова Д.Д., Березнина Т.Е., Кислякова Н.А. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов. / Под. ред. Д.Д. Валугова. М.: Высшая школа, 2001.367 с.

    10. Гальчук Л.М. Основы кросс-культурной коммуникации и менеджмента: практический курс: учеб, пособие [Текст] / Л.М. Гальчук. — М.: Вузов, учеб.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.

    11. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010.530 с.

    12. Грачев В. И. Коммуникативные культурфеномены и парадоксы современного российского арт-менеджмента // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2006. - № 1. - С. 81-86.

    13. Дафт, Р.Л. Менеджмент/ Р.Л. Дафт. – СПб.: Питер, 2012.–832 с.

    14. Драгичевич-Шешич, М. Культура: менеджмент, анимация, марке-тинг/М.Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович .—Новосибирск, 2017. 

    15. Драгичевич–Шешич, М. Маркетинг организаций культуры / Арт–менед-жер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2020. – № 1. – С.27– 28.

    16. Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке/ П Друкер. –М.: Вильямс, 2000. – 282с.

    17. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учебник [Текст] / А.Д. Жарков. — М.: МГУКИ, 2012.

    18. Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учебное пособие / Е.И. Жданова, С.В.Иванов, Н.В.Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.

    19. Кезин, А.В. Менеджмент: Методологическая культура/А.В. Кезин.- М.: Гардарики, 2001.- 269 с.

    20. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник/ Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д..– М.: МГУКИ, 2004.– 436с. 

    21. Колбер, Ф. Арт–менеджмент – наука третьего тысячелетия / Ф. Колбер, И.Эврар / Арт-менеджер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2002. – № 3. – С.3 –7.

    22. Колбер, Ф. Маркетинг культуры и искусства/Ф.Колбер / Пер. с англ. Л.Мочалова.; Под редакцией М.Наймарк. – СПб.: Издатель Васин А.И., 2004.– 256 с.

    23. Командышко Е. Ф. Развитие культурно-творческой инициативы студентов вуза в условиях освоения арт-менеджмента // Педагогика искусства. – 2009. - № 2. – С. 88-97.

    24. Командышко Е.Ф. Арт-менеджмент в вопросах и ответах: учебно-ме-тодич. пособие [Текст] / Е.Ф. Командышко. — М.: Военный университет, 2012.

    25. Командышко Е.Ф. Специфика технологий арт-менеджмента в подготовке будущих специалистов социально-культурной деятельности [Текст] / Е.Ф. Командышко // Вестник Военного университета. — 2011,-№2.-С. 49-54.

    26. Корнеева, С.М. Музыкальный менеджмент: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности”Музыкальный менеджмент”/ С.М.Корнеева.—М.:ЮНИТИ-ДАНА,2006.—303 с.

    27. Косолапов М. Искусство как бизнес-проект // Деловые люди. – 2007. - № 3. - С. 112-115.

    28. Костылев С.В. Технологии арт-менеджмента в структуре социокультурного технологического комплекса [Текст] / С.В. Костылев // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. — 2014. -№ 1. - С. 212-219.

    29. Луков В. А. Социальное проектирование / В. А.Луков.-- М.: Флинта : Социум, 2003.

    30. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Эффективный менеджмент. М.: Высшая школа, 2005.555 с.

    31. Малинин Е.Д. Организационная культура и эффективность бизнеса: учеб, пособие [Текст] / Е.Д. Малинин. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Модэк, 2004.

    32. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования/А.П. Марков, Г.М.Бирженюк: Учебное пособие.-- Санкт-Петербург, 1997.

    33. Морозов А.В. Социальное проектирование в социальной работе: учеб, пособие [Текст] / А.В. Морозов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.

    34. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб, пособие [Текст] / Г.Н. Новикова. — М.: МГУКИ, 2010.

    35. Новикова, Г.Н. Социокультурные концепции управления в арт—менеджменте / Г.Н. Новикова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2005.- № 2.

    36. Осипова Е.А. Связи с общественностью в социальной сфере. Ценностно-ориентированный подход к РR-практике [Текст] / Осипова Е.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015.

    37. Островский М. В. Искусство как бизнес // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2007. - № 5. - С. 31-35.

    38. Парная И. В. Введение в экономику культуры: учеб, пособие [Текст] / И.В. Чарная. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: МГУКИ, 2010.

    39. Переверзев М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб, пособие [Текст] /М.П. Переверзев, Т.В. Косцов; под ред. М.П. Переверзева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

    40. Романова А. Появятся арт-менеджеры - заработает рынок // Художественный Совет. - 2009. - № 4. - С. 10-12.

    41. Салмон, Р. Будущее менеджмента/ Р.Сайлмон / Под ред. Е.В.Минеевой.– СПб.: Питер, 2020, 298 с.

    42. Суминова Т. Н. Арт-менеджер как интеллектуальный ресурс / Капитал экономики сферы культуры и искусства // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2008. - № 3. - С. 98-102.

    43. Суминова Т. Н. Продюсер: сущность и специфика социокультурного феномена // Там же. – 2009. - № 5. – С. 92-98.

    44. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. /Г.Л.Тульчинский. – СПб.: Издательство “Лань”, 2001. – 384 с.

    45. Управление проектами. Зарубежный опыт / Под. ред. В.Д. Шапиро. — СПб.: ДваТрИ, 1993.

    46. Хоннев А.В., Клаус И.Г. Поп-арт. / Под ред. Уты-Гросенин. М.: Арт-родник, 2018. 310 с.

    47. Ципнина Ю.А. Менеджмент.М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2013.439 с.

    48. Чижиков В.М. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник [Текст] / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. — М.: МГУКИ, 2008.

    49. Чижиков, В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие/ В.М. Чижиков, В.В. Чижиков..-- М.: МГУКИ, 2003.- 382 с.


    1 Хоннев А.В., Клаус И.Г. Поп-арт. / Под ред. Уты-Гросенин. М.: Арт-родник, 2018. 310 с.

    2 Островский М. В. Искусство как бизнес // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2007. - № 5. - С. 31-35.

    3 Гальчук Л.М. Основы кросс-культурной коммуникации и менеджмента: практический курс: учеб, пособие [Текст] / Л.М. Гальчук. — М.: Вузов, учеб.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.

    4 Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке/ П Друкер. –М.: Вильямс, 2000. – 282с.

    5 Драгичевич–Шешич, М. Маркетинг организаций культуры / Арт–менед-жер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2020. – № 1. – С.27– 28.

    6 Драгичевич-Шешич, М. Культура: менеджмент, анимация, марке-тинг/М.Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович .—Новосибирск, 2017. 

    7 Новикова, Г.Н. Социокультурные концепции управления в арт—менеджменте / Г.Н. Новикова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2005.- № 2.

    8 Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник/ Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д..– М.: МГУКИ, 2004.– 436с. 

    9 Романова А. Появятся арт-менеджеры - заработает рынок // Художественный Совет. - 2009. - № 4. - С. 10-12.

    10 Командышко Е.Ф. Специфика технологий арт-менеджмента в подготовке будущих специалистов социально-культурной деятельности [Текст] / Е.Ф. Командышко // Вестник Военного университета. — 2011,-№2.-С. 49-54.

    11 Управление проектами. Зарубежный опыт / Под. ред. В.Д. Шапиро. — СПб.: ДваТрИ, 1993.

    12 Дафт, Р.Л. Менеджмент/ Р.Л. Дафт. – СПб.: Питер, 2012.–832 с.

    13 Переверзев М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб, пособие [Текст] /М.П. Переверзев, Т.В. Косцов; под ред. М.П. Переверзева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

    14 Булавина Д. М. Управление сферой культуры в современных экономических условиях // Вестн. Башкирского ун-та. – 2006. – Т.11, № 3. – С. 139-140.

    15 Костылев С.В. Технологии арт-менеджмента в структуре социокультурного технологического комплекса [Текст] / С.В. Костылев // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. — 2014. -№ 1. - С. 212-219.

    16 Командышко Е.Ф. Арт-менеджмент в вопросах и ответах: учебно-ме-тодич. пособие [Текст] / Е.Ф. Командышко. — М.: Военный университет, 2012.

    17 Чижиков, В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие/ В.М. Чижиков, В.В. Чижиков..-- М.: МГУКИ, 2003.- 382 с.

    18 Осипова Е.А. Связи с общественностью в социальной сфере. Ценностно-ориентированный подход к РR-практике [Текст] / Осипова Е.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015.

    19 Суминова Т. Н. Продюсер: сущность и специфика социокультурного феномена // Там же. – 2009. - № 5. – С. 92-98.

    20 Управление проектами. Зарубежный опыт / Под. ред. В.Д. Шапиро. — СПб.: ДваТрИ, 1993.

    21 Суминова Т. Н. Арт-менеджер как интеллектуальный ресурс / Капитал экономики сферы культуры и искусства // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2008. - № 3. - С. 98-102.


    написать администратору сайта