Главная страница

эссе 1. Философия всеединства общая характеристика


Скачать 22.77 Kb.
НазваниеФилософия всеединства общая характеристика
Дата17.09.2020
Размер22.77 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэссе 1.docx
ТипДокументы
#138345

Философия всеединства: общая характеристика.
Для того, чтобы начать характеристику философии всеединства, в начале важно определить, что это такое с теоретической точки зрения.

Философия всеединства – это  философское учение (идея, принцип), которое раскрывает внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопро­никновения и раздельности составляющих его элемен­тов, их тождественности друг другу и целому при со­хранении их качественности и специфичности.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона дает иную формулировку этого определения, как единство всего, которое принимается в двух главных смыслах: отрицательном или отвлеченном и положительном или конкретном. В первом смысле единство полагается в том, что обще всему существующему, причем, по различию философских точек зрения, это общее является различным: так, для материализма оно есть материя, для последовательного идеализма – самораскрывающаяся логическая идея и т.д. Во втором, положительном смысле отношение единого начала ко всему понимается как отношение всеобъемлющего духовно органического целого к живым членам и элементам, в нем находящимся.

Говоря о философии всеединства с исторической точки зрения, то уже в античности складывается представление о философии как знании о всех вещах и необходимости установления «первых начал» в качестве вечных, неизменных оснований сущего, посредством которых оно может быть понято или из которых оно может быть дедуцировано. Одна из самых ранних философских проблем, поставленных досократиками, проблема «единого и многого», предполагала не только их взаимосвязь, но и возможность объяснения «многого» из «единого» и сведения всего к «единому». Таким «единым», которое объясняет «многое», у пифагорейцев стало число, у Гераклита Эфесского - учение о Логосе.

Далее можно проследить развитие философии всеединства и в философии средних веков, к примеру, в сочинения Экхарта (средневековый немецкий теолог и философ), понимание Бога как Единого, он писал в работе «Deus unus est» (Бог Един), что в «понятии единого как единицы есть все», также на рубеже средних веков и эпохи Возрождения, было разработано учение о всеединстве на основе концепций абсолюта и единства противоположностей Николаем Кузанским.

Философы нового времени также развивали философию всеединства. К примеру, проблематику «единого» и «всеединого» в Боге развивал Б. Спиноза в учении о существовании одной субстанции, которую он именовал «Богом или природой». Понимая субстанцию в качестве причины конечных вещей - «субстанция первее своих состояний» - и различая Бога, или природу порождающую, от природы порожденной - творения, Спиноза писал: «Все, что только существует, существует в Боге, и без Бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемо». Видный немецкий философ И. Кант в своей работе «О форме и началах мира чувственного и умопостигаемого», также рассматривал всеединство как «соединение абсолютно всех сопринадлежных частей» и, увязывая понимание всеединства с проблемой «абсолютнойцелостности», отмечал сложность задачи, к-рая «при тщательном обсуждении составляет тяжелый крест для философа». Трудность этой задачи заключалась в том, что в отличие от своих многочисленных предшественников Кант считал невозможным «объективное», т. е. независимое от субъекта, понимание В. и пытался обосновать его субъективно, на основе принципа трансцендентального субъекта.

Конечно, философия всеединства развивалась и в русской философии. Обращаясь к литературе В. Акулина «Философия всеединства: от Соловьева к Флоренскому», можно рассмотреть историческое развитие философии всеединства в России. Так, временем возникновения философии всеединства можно считать последнюю четверть 19 века, а датой 1874 год, т.е. год защиты и опубликования В.С. Соловьевым магистерской диссертации «Кризис западной философии (против позитивистов)».

Стоит отметить, что время возникновения и отчасти развития философии всеединства совпадает со временем утверждения капиталистических отношений в России. Философия всеединства явилась одним из направлений русской общественной мысли, отражавших изменения, связанные с отменой крепостничества, и преобразования в социальном, экономическом и культурном развитии страны.

Философия В. С. Соловьева опирается на идею всеединства, исходя из которой, все находится во всем – и это стало той необходимой основой для объединения всех философских направлений в единую структуру.

Концепция о всеединстве Соловьева разработана с позиции учения о бытие и жизни, в которую входит вся человеческая и вся космическая сфера, как элементы общей и непоколебимой целостной системы.

В основу теории о всеединстве, в различных направлениях заложены: 

  1. онтология – преодоление дуализма материй и духа, видение взаимопроникновения тел, совместно с их полным отождествлением.

  2. гносеология – воссоздание цельных знаний.

  3. этика – утверждение единой для всех абсолютной морали.

  4. религия – обоснование необходимости в объединении всех христианских церквей для создания единой Вселенской церкви.

  5. история – представление о единстве и целостности всего человеческого общества в стремлении воссоединиться с Богом. 

Из всего вышесказанного можно сделать выводы:

1. Просматривая историю возникновения, невольно задумываешься о том, что вопрос единства волновал людей на протяжении всех исторических периодов и каждый понимал вопрос единства, исходя из различных направлений деятельности, взглядов в целом, в какой-то степени в меру своего мышления, бытия, а также связывая это с религиозной точкой зрения.

2. Общим во всех трудах различных философов, в различные этапы времени остается – единство, которое заключается в представлении мира, человека, а также сферы сверхбытия в виде единого, органического целого.



написать администратору сайта