Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия истории

  • Основные подходы

  • Глобально-формационный

  • Новая наука истории

  • Синергетический

  • Теория общественно-экономических формаций К. Маркса

  • Философский смысл социального равенства и социального неравенства

  • Вопросы соц.философия. вопросы соц философия. Философские концепции личности


    Скачать 38.48 Kb.
    НазваниеФилософские концепции личности
    АнкорВопросы соц.философия
    Дата12.05.2022
    Размер38.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавопросы соц философия.docx
    ТипДокументы
    #523916

    1. Философские концепции личности

    В философии личность рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей общественных отношений, деятельности и общения людей.

    Человек — это индивид в единстве социальных природных, материальных, духовных, психических и физических признаков.

    Под индивидом понимается отдельный представитель чел. рода, носитель всех основных его антропологических и социальных признаков. Это продукт природной эволюции и общест. отношений.

    Личность — это человек, у которого ярко выражен социальный аспект человеческой многогранности, его социальная сущность. Это человек, имеющий определенное мировоззрение, нравственные позиции, высокий уровень культуры гражданскую зрелость, осознающий свои права и обязанности.

    Индивидуальность личности выражается прежде всего в его индивидуальных признаках, поведении, общении, деятельности, особенностях мышления и поведения, мировоззрении, темперамента и т.д.

    Эти основные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность лежат а основе философской концепции личности. Она включает в себя: определение личности, изучение возникновения человека и общества, анализ содержания и структуры личности, диалектику личности и общества, объяснение социального статуса личности, смысла ее жизни, соотношение смерти и бессмертия.

    Личность есть выражение общественных отношений, субъект и объект познания, она преобразует себя и мир, личность является совокупностью прав и обязанностей, различных социальных норм. Личностные качества человека напрямую зависят от образа жизни, условий жизни и степени ее зависимости от внешних проявлений природы. Философия видит в личности главное достижение земной цивилизации, ее основной смысл и заботу.

    В концептуальном анализе личности можно выделить четыре основные подхода: сущностной, содержательный, структурный и типологический.

    Сущностной подход выражает процесс социализации личности, его психическое и физическое развитие Формирование личности - это процесс социализации индивида, сопровождающийся типизацией личности и формированием внутреннего облика. Стержнем личности является самосознание, самооценка и саморегуляция, - эти свойства помогают сложить специфические черты личности.

    Социальность личности — это степень вовлечения человека в общественную жизнь общества. Она выражается в совокупности социальных качеств личности: экономических, политических, правовых, нравственных, духовных и др. Конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. Исходный момент социологических исследований личности состоит е анализе не индивидуальных особенностей человека, а в сумме тех социальных ролей, которые он выполняет.

    В содержательном плане личность представляет собой совокупность всех ее свойств и сторон, физических, духовного мира, психических и социальных черт, проявляющихся во взаимоотношении с обществом, между культурой личности и общества.

    Содержание личности - это конкретизация общественных отношений во внутреннем мире данного индивида. в его сознании, мировоззрении и социальных качествах.

    Структурно личность представляет систему элементов содержанием которой являются: духовный мир личности, ее социально-ролевый комплекс, природные качества. Каждый из этих элементов имеет свою микроструктуру. В совокупности они образуют целостность, которая характеризует взаимоотношение личности с системой общ. отношений.

    В основе типологического определения личности стоит идея о том, что ее формирование есть процесс усвоения элементов окружающей природной и социальной среды. В качестве основных соц. типов личности выделяются: социально-классовые, соц. профессиональные и национально-этнические.
    Философия истории

    Философия истории — это специальный раздел философии, отвечающий на вопросы о закономерностях и смысле исторического процесса, о способах реализации человеческих сил в истории, о путях обретения человеческого единства.

    Можно выделить несколько этапов в развитии философии истории: Античность; Средние века; Новое время.

    Античность. Уже мыслители античного времени стремились упорядочить исторические знания, периодизацию истории и постичь её направленность. Относительно рождения философии истории как самостоятельной науки и первых ее авторов существуют разнообразные точки зрения. Французский философ Жозеф Эрнест Ренан пальму первенства отдаёт пророку Даниилу, автору описания смены четырёх монархий, долгое время служившего источником вдохновения для христианских писателей и основой истории народов Европы времён Средневековья. Другим «отцом» философии истории часто называют Аристотеля.

    В античности уже возникли прогрессистские представления, согласно которым развитие человечества шло от звериного образа жизни к цивилизованному. Подобная идея прослеживается у Демокрита. Однако «естественнонаучные» демифологизирующие воззрения были маргинальны для того времени и пригодились лишь в позднее Просвещение при создании материалистами теории прогресса. Схожая идея прослеживается в поэме философа Тита Лукреция Кара «О природе вещей». В ней говорится о начальном зверином состоянии человечества, и о выходе людей из него.

    Средние века. Христианство предложило первую настоящую историософическую идею. Впервые было введено понятие равенства людей перед Богом и общей судьбы народов мира. Конкретное историческое событие приобретало значение только по отношению к большему событию или большей цели, достижение которой влечёт прекращение исторического процесса. В христианской традиции таким событием стал Судный день, являющийся финалом человеческой истории и придающий потенциальный смысл всем частным событиям. Однако в христианской эсхатологии отрицается всякая ценность мирской истории человечества, и поэтому подлинной философии истории здесь никогда не было, а были только догматика и история церкви. Мышление основано на переплетении античной всеобщей истории и библейско-церковной истории, созданной Евсевием, Юлием Африканом, Иеронимом и Августином. В те же рамки были введены и хроники самого Средневековья.

    Новое время. Разложение схоластики породило секуляризованный рационализм, который преобразовал античную онтологию в естественнонаучно-математическую метафизику законов природы. Историки, освобождённые от власти церковных догм, разрушали догматы католицизма. Лишь мавристская филология дала основанную на источниках и свободную от интересов историю как результат настоящей монашеской аскезы. Философы в своих системах предоставляли место истории лишь в приложениях, где выражались личные взгляды на жизнь или подчиняли эту науку рационализму и механистическим воззрениям. Из этого возникает суррогат, который предшествует философии истории, современное светское естественное право. В результате Великих географических открытий в поле зрения европейцев попали туземные народы с их «первобытным» образом жизни, что побудило к сравнению их с древними германцами, описанными Тацитом, скифами Геродота и с самими древними греками. Из этой программы сравнения выросла философия истории эпохи Просвещения, позднее поставившая перед всемирной историей цель в виде идеи прогресса человечества. Против просветительской цели цивилизации и теории прогресса резко выступил Руссо, который отрицал всякую ценность истории. Его колебания между идеалами примитивной начальной стадии и полной демократией, завершающей историю, дали импульс дальнейшему развитию философии истории. Этот импульс усиливался Французской революцией, которая основывалась на идеях Руссо и принудила человечество к большему осмыслению истории. Философия истории вышла из противопоставления идеям Французской революции.

    Основные подходы Среди подходов к развитию философии истории на современном этапе можно выделить основные: Формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и другие); Глобально-формационный (Ю. И. Семёнов); Цивилизационный (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер Ш. Айзенштадт, Д. М. Бондаренко, Б. С. Ерасов, С. А. Нефёдов, И. В. Следзевский, Г. В. Алексушин); Новая наука истории (М. Блок, Л. Февр, Ж. Ле Гофф, Ф. Бродель и другие) Мир-системный (И. Валлерстайн, М. А. Чешков, А. Гундер Франк, С. Амин, Дж. Арриги, К. Чейз-Данн, Л. Е. Гринин Т. дус Сантус, Дж. Абу-Лутход, А. И. Фурсов, А. В. Коротаев и другие) Синергетический (И. Пригожин, С. П. Курдюмов, Г. Хакен, Г. Г. Малинецкий, Л. И. Бородкин, С. П. Капица, П. В. Турчин, А. П. Назаретян и другие).
    Русская идея: история осмысления

    Общее определение Итак, в общепринятом смысле, русская идея - это совокупность определений, которые выражают особенности исторического образования и особенное призвание нашего народа. Этот термин является основой философии отечественной народности. Русская национальная идея также играет роль своеобразной призмы, через которую видят мир наши писатели, поэты, художники и мыслители. Русская идея - это, скорее, метафора или некий символ, который стал отображением всего, что связано с нашей народностью в мировом контексте на протяжении веков.

    Первые весьма завуалированные и размытые упоминания об идеях русского народа зародились в трудах монаха Фиолефея в 16-м столетии. Он стал автором знаменитейшей концепции "Москва - третий Рим", которая обсуждается в обществе до сих пор. Филофей присудил столь громкое звание княжеству Московскому в период его процветания, а именно с момента начала правления Иоанна III. Всех князей, которые занимали свою верховную должность, сторонники концепта считали наследниками византийских и римских императоров. Согласно трудам монаха, все идеи русской культуры на тот момент возвышались над идеями остальных существующих народностей. Так из Московского княжества хотели сделать сверх-государство, популяризовав всю его атрибутику и наследие обычного, простого народа.

    Нужно сказать, что такое радикальное развитие русской идеи стало хорошим оплотом для формирования дальнейшего народного самосознания. Период существования Московского княжества также называют "Золотым веком русской святости", так как именно тогда религия в нашей стране достигла своего пика, а с ней тесно была переплетена культурная жизнь. Все это сформировало так называемый русский каталог идей, в основе которых лежала религия.

    История русской идеи продолжилась только три века спустя. Народ стоял на пороге чего-то нового, каждый чувствовал, что былой, привычный ритм жизни нужно менять. После эпохального восстания декабристов в 1825 году ключевые вопросы русской национальной идеи снова поднял Петр Чаадаев в своих знаменитых "Философских записках". Он первый решил не просто описать, так сказать, в двух измерениях сущность и особенности нашего народа, а задумался о его предназначении и призвании. Важным моментом является то, что Чаадаев оценивал обособленность русского народа от всех остальных исключительно в негативном ключе. Однако со временем он понял, что истинная русская идея - это ни хорошо, ни плохо, это нужно принимать как данность и пытаться всячески понять свою самобытность. "Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку. Мы - народ исключительный.

    Относительно самого Чаадаева можно сказать следующее. Он был под постоянным прицелом у царской полиции, так как своими антимонархичными трудами и весьма дерзкими рассуждениями изрядно злил на тот момент правящего Николая Первого. Несмотря на все это, его эссе публиковались в журналах и выпускались в качестве мемуаров; широкие массы людей имели возможность ознакомиться с суждениями столь свободно мыслящего автора. Именно благодаря Чаадаеву, можно сказать, появилась русская идея в России, так как люди начали один за другим задумываться о том, кто они в этом мире, что им предначертано и как им жить дальше.

    Вскорости появилась русская идея и в русской литературе. Впервые употребил этот термин "душа" всех отечественных писателей - Федор Достоевский, который уж точно знал, какова наша страна и ее народ на самом деле. Гениальному автору принадлежат следующие слова, написанные им в 1861 году: "Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях". Конечно же, Достоевский не формирует четкого определения данному термину, а преподносит его в контексте, как бы ссылаясь на эти слова как на само собой разумеющееся. Но именно в творениях этого автора мы видим наше бытие, наших людей, их обычаи и нравы такими, какие они есть на самом деле. В романах Достоевского четко сформулирована русская идея 19 века, которая, как оказалось в дальнейшем, является не только символом того времени, а вечным знаменем России. -

    В 1888 году Европа, а впоследствии и весь мир впервые узнали о том, что это такое и что вообще существует русская идея. Соловьев Владимир - отечественный публицист, философ, мыслитель и поэт опубликовал статью, которая так и называлась - "Русская идея". Свои соображения на этот счет он преподнес через призму религии, опять-таки подняв вопрос о предназначении наших людей. Вот одна из ключевых цитат этого автора: "Национальная идея - это не то, что нация думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности". Именно "Русская идея" Соловьева стала причиной межнациональных дискуссий на данную тематику. На международном уровне, в сообществе мыслителей и философов, стали подниматься вопросы о том, насколько непосредственно российская культура и история повлияли на развитие Запада и Востока. А также в какой степени наша народность смогла впитать традиции иных этносов, которые стали оплотом для создания чего-то нового.

    Сам Владимир Соловьев определяет развитие русской идеи по трем простым принципам: Принцип первый - центростремительный, подавляющий всякое разнообразие. Эта черта заимствована у Востока. Второй принцип - центробежный, который дает свободу индивидуализму, эгоизму и анархии. Черта заимствована у Запада. Третий принцип - славянство как носитель двух предыдущих крайностей, как "губка", которая впитала от Запада и Востока только самое лучшее и синтезировала это в нечто новое. По мнению мыслителя, именно Россия должна заложить основы всемирной теократии, основанной на принципах, описанных выше.

    Суть труда Бердяева. Русская идея для данного автора, как и для его предшественника Соловьева, является вопросом глобальным. Бердяев раскрывает его через Бога и религию, но при этом делает также огромную ставку на самосознание российских людей. Автор утверждает, что народ русский не любит того устройства, которое свойственно этому миру, и всячески его отвергает. А устремлен он к созданию некого Града Грядущего, Нового Иерусалима, который сплотит все расы, объединит людей всей планеты и станет воплощением Духа Святаго. Все это и есть тот самый замысел Божий, то самое предназначение и идея, которую несет в себе русский народ и земля, на которой он живет. Именно Россия, находясь одновременно и на Западе, и на Востоке, сможет стать вратами в новую эру и в новый мир.

    Развернуто, в виде труда или книги, или же кратко о русской идее высказывались многие отечественные мыслители. Среди них особого внимания заслуживают слова Ивана Ильина, который был яростным противником Советской власти и полагал, что этот режим правления подавляет суть и предназначение русского народа. Стоит отметить, что, в отличие от Соловьева и Бердяева, Ильин не предлагает рассматривать все аспекты бытия и культуры, а формирует образ народного единства, выбирая лишь самое светлое и самое лучшее из того, что ему присуще. Высказывания этого философа можно процитировать: "Русская идея - это то, что уже нашему народу присуще, то, в чем он прав пред лицом Божьим и то, чем он самобытен и выделяется среди других народностей. Вместе с тем это указывает на нашу историческую задачу и предначертанный путь. Это все то, что нам нужно перенимать у предков и передавать своим детям, то, что нужно растить и развивать во всех сферах бытия - в культуре, повседневной жизни, религии, искусстве и законах. Русская идея - это нечто живое, простое и творческое. Она воплотила в себе самые знаменательные времена для нашей страны, нашла свое отображение в самых знатных людях и их не менее весомых поступках".

    можно сформулировать так называемый каталог идей на русском языке, о русском народе и о русской земле, который берет свое начало у истоков формирования государства и заканчивается новейшим временем.

    Любовь к Родине, которая идет рука об руку с патриотизмом.

    Историческая миссия государства Российского и его предназначение. Возрождение понятия "Москва - Третий Рим", а также утверждение о том, что русский народ - это мессия.

    Особенности исторического пути России, пересечение с другими культурами и народностями и синтез традиций.

    Специфика бытия российского народа или, как говорится, "русская душа". Ценности, которые присущи этой "душе", национальные и общечеловеческие.

    Роль государства и интеллигенции в формировании основ бытия.

    Получается, что русская идея - это неразрывный круг, который включает в себя все аспекты из жизни нашей страны. Начинается он у подножия, то есть в быту и повседневной жизни любого простого человека. А заканчивается в правящей верхушке и приближенным к ней. Именно взаимоотношения этих двух, так сказать, прослоек, а также нить религии, которой пронизана вся история народа, формируют то самое самосознание и место, которое Россия занимает в мире.


    Теория общественно-экономических формаций К. Маркса

    Формационный подход – это общественно-философская теория рассматривающая процесс развития общества с позиции анализа процессов его материального производства, а также общественных отношений, выстраиваемых вокруг него.

    Теория общественно-экономических формаций была разработана К. Марксом и Ф. Энгельсом, с использованием материалистической диалектики, как метода анализа общественно-исторических процессов. В отличие от других теорий общественного развития (идеалистической диалектики Гегеля , цивилизационных подходов) формационная теория опирается на полностью материалистическое понимание как самого общества, так и исторического процесса, равно как и критериев его развития, которые становятся конкретно-измеряемыми величинами.

    Формационная теория понимает общество как совокупность общественных отношений, которые возникают между людьми в процессе их совместной деятельности и закрепляются во времени, образуя общественные институты. При этом в обществе выделяется две глобальные структурные единицы, к которым сводятся все существующие общественные отношения:

    Базис,

    Надстройка.

    Базис представляет собой совокупность общественных отношений и процессов сосредоточенных вокруг материального производства. Маркс и Энгельс справедливо указывают, что без материального производства ни одно общество существовать не может, а его остановка неизменно привела бы к гибели общества как такового. Надстройка является совокупностью политических, религиозных и культурных институтов, которые закрепляют определенное распределение ролей в обществе, соответствующее уровню развития базиса. Маркс и Энгельс выделяют два принципиальных социальных слоя в обществе, которые называют классами – это класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых. Различия между данными классами заключаются в их отношении к средствам производства. В то время как класс эксплуататоров обладает правом собственности на средства производства и получает благодаря пользованию этим правом прибавочный доход, эксплуатируемый класс вынужден обменивать свой труд на возможность использовать средства производства, и производить материальная блага как для собственного пользования, так и для обеспечения эксплуататоров.

    Диалектика производственных сил и отношений Движущей силой общества, согласно формационной теории выступает диалектический характер материального производства, которые диктует диалектические взаимоотношения между классами общества. Важнейшими элементами материального производства выступают производительные силы и отношения.

    Производительные силы представляют собой совокупность всех тех трудовых усилий, навыков и способов производства, технологий, а также средств производства, т.е. инструментов, благодаря которым процесс материального производства осуществляется непосредственно. Производительные силы находятся в постоянном развитии, благодаря совершенствованию навыков труда, выработки новых приемов, которые передаются из поколения в поколения, внедрения технологических новшеств и научных изобретений.

    Производственные отношения включают в себя все те общественные отношения которые складываются вокруг материального производства, от самих трудовых отношений, процессов управления и администрирования, обмена и распределения произведенных благ и безусловно отношений собственности как по отношению к средствам производства, так и к производимым продуктам. В отличие от производительных сил отношения склонны к консервации, т.е. сложившись в определенный момент, они поддерживают получившуюся социальную систему без учета и даже вопреки развитию производительных сил.

    Данное противоречие и служит источником социальных преобразований в обществе. Когда развитие производительных сил достигает своего предела в рамках определенной общественно-экономической формации, в обществе обостряются социальные, классовые конфликты, обусловленные консервативностью производственных отношений. Как результат обществе претерпевает революционные изменения в ходе которых существующая надстройка, в первую очередь политическая система, полностью демонтируется и на ее месте возникает новая, закрепляющая новое распределение производственных сил и отношения. Новая формация наследует определенные черты старой, а также закладывает черты будущих формаций. В ее рамках производительные силы продолжают свой рост в рамках запаса прочности сложившийся системы. Формации

    Формация – это конкретный тип общества, существующий в определенный исторический период и характеризующийся специфическим способом производства. В рамках теории Маркс выделял пять основных формаций:

    Первобытнообщинную,

    Рабовладельческую,

    Феодальную,

    Капиталистическую,

    Коммунистическую.

    Первобытнообщинная и коммунистическая формации относятся Марксом к числу неантагонистических – в них отсутствует классовое деление общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. На первобытном этапе каждый член племени в равной степени участвует в процессе производства, не отчужден от продуктов своего труда, а их распределение осуществляется по справедливому принципу. Однако по мере совершенствования техники труда, орудий труда, а также численного роста племени, расширения зоны его географического обитания и контактов с другими племенами количество производимых благ начинает превышать собственные потребности племени. Как результат внутри племени начинаются процессы расслоения, преобразования родовой общины в соседскую, кроме того племя может позволить прокормить дополнительных работников, например, рабов, захваченных во время войны. В рабовладельческой формации уже присутствуют классы –рабовладельцы и рабы, однако со временем соотношение затрат на содержание рабов и производительность их труда приводит к тому, что труд лично-свободных крестьян становится более выгодным. На обломках рабовладельческих государств формируются феодальные общества. Однако развитие науки, внедрение машинных способов производства, расширение географии существования обществ влекут за собой новые изменения. Земля перестает быть главным и единственным средством производства, на ее место приходит капитал, который сосредоточен в руках нового класса. В ходе буржуазных революций на смены феодальным приходят капиталистические формации
    Философский смысл социального равенства и социального неравенства

    СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО - понятие, обозначающее одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным социальным классам и группам. Идея СР. как принципа организации общества в различные исторические эпохи понималась по-разному.

    Философия античного мира, начиная с Платона, пыталась разрешить проблему выбора между равенством и сословными привилегиями через формулу «Каждому свое»: равенство в рамках каждого сословия и неравенство сословий между собой.

    В христианской философии средневековой Европы равенство являлось религиозной нормой, определяющей отношение людей к Богу (»перед Богом все равны») и не имеющей никакого отношения к сословному неравенству в обществе. Все эти философско-эти-ческие взгляды на проблему заслуг и вознаграждения отражали социально-политическую специфику сословно-кастовых обществ:

    1) наследственность привилегий или бесправия;

    2) религиозно-юридический характер общественной дифференциации. Но уже в социальных утопиях Возрождения и в философии Просвещения идея СР. приобретает светский характер, ставится вопрос о природном равенстве людей. В период становления буржуазного общества этот тезис взяли на вооружение прогрессивные идеологи, и феодально-сословному миропорядку были противопоставлены идеи «свободы, равенства и братства». Произошла настоящая революция во взглядах людей на содержание принципа «каждому по делам его»: оценка заслуг и, соответственно, распределение благ определялись уже не принадлежностью индивида к той или иной группе, а его личными свойствами и заслугами. Эти идеи отразились в «Декларации прав человека и гражданина» во Франции и в петровской «Табели о рангах» в России. Грань между группами (сословиями и классами) теперь стала только фактической, а не юридической. Главный упор делался на равенство всех граждан перед законом в плане равенства гражданских свобод и формально равных возможностей преуспеть (»идеал равенства шансов», выдвинутый буржуазными революциями в Европе).

    Идея СР. постепенно приобретает форму принципа «каждому по его капиталу». Капитал, обладание им становится одновременно и главным условием неравенства, при котором люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж. В 19 в. многие социальные философы, начиная с Сен-Симона, Токвиля с его знаменитой книгой «Демократия в Америке», стали указывать на явную тенденцию к значительному возрастанию равенства на более высоких уровнях индустриального развития. Так, Токвиль писал, что процесс уравнения идет в Европе уже 700 лет и достижение политического равенства является первой фазой всемирной демократической революции, за которой последует и экономическая революция, когда встанет вопрос о собственности. Он первым обратил внимание на такие дилеммы демократии, как равенство и свобода, равенство и справедливость: «Мы не можем помешать равенству, не от нас зависит, к чему оно приведет - к свободе или рабству, к варварству или просвещению, к нищете или процветанию».

    Эту же тенденцию отмечал и Сорокин, указывая, что процесс уравнения идет в мировом масштабе два последних века, хотя он далеко еще не закончен, и 20 в. выдвинул политические, экономические и социальные теории, проходящие под знаком «трудовых», где идея социального равенства воплощается в формуле «каждому по степени его личного социально полезного труда».

    Современные социальные концепции, затрагивающие проблему СР. и неравенства, достаточно условно можно разделить на два направления:

    1) концепции, которые отстаивают тезис, что неравенство - естественный способ выживания общества - теории функционализма (Дюркгейм, К. Дэвис, В. Мур и др.), теория статусных групп М. Вебера и др.;

    2) концепции, в которых утверждается, что возможно установить СР. и уничтожить или свести к минимуму экономическое неравенство путем социальных революций или на основе реорганизации экономической и социальных систем. К ним относятся теория классов Маркса, различные социал-демократические теории (демократический, этический, кооперативный социализм и т.д.), теории «социального государства».

    Уже китайская философия, стоявшая на позиции «приспособления к миру», а потому акцентировавшая свое внимание на социально-этических проблемах, не могла обойти вниманием и вопрос о социальном равенстве и неравенстве.

    Позиция крупнейшего античного мыслителя Аристотеля по поводу социального равенства и неравенства, изложенная в трактате «Политика», может показаться созвучной как позиции Конфуция, так и реалиям жизни современного западного общества. Поэтому, нужно иметь ввиду – Аристотель пишет о полноправных гражданах греческих городов-государств, составлявших всего несколько процентов их населения, и считает, что «одни люди по природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо.

    В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посередине между теми и другими. Так как, по общепринятому, умеренность и середина – наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше

    Предметом специального философского рассмотрения проблема социального равенства и неравенства становится только в эпоху Просвещения. Самое известное произведение этого периода, посвященное данной проблеме, – трактат «Об общественном договоре» Жана Жака Руссо.

    Первоначальное соглашение не только не уничтожает естественное равенство людей, а напротив, заменяет равенством как личностей и перед законом все то неравенство, которое внесла природа в их физическое равенство; и хотя люди могут быть неравны по силе или способностям, они становятся все равными в результате соглашения и по праву <…>.

    Что касается до равенства, то под этим словом не следует понимать, что все должны обладать властью и богатством в совершенно одинаковой мере; но, что касается до власти, – она должна быть такой, чтобы она не могла превратиться ни в какое насилие и всегда должна осуществляться по праву положения в обществе и в силу законов; а что до богатства, – ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один – быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать: это предполагает в том, что касается до знатных и богатых, ограничение размеров их имущества и влияния, что же касается до людей малых – умерение скаредности и алчности.

    Говорят, что такое равенство – химера, плод мудрствования, не могущие осуществиться на практике. Но если зло неизбежно, то разве из этого следует, что его не надо, по меньшей мере, ограничивать. Именно потому, что сила вещей всегда стремится уничтожить равенство, сила законов всегда и должна стремится сохранять его.

    Позиция Фридриха Ницше по вопросу о социальном равенстве и неравенстве была обусловлена его «философией жизни» и знаменитым учением о Сверхчеловеке, в которых возвышение одних людей над другими признавалось естественным и положительным.

    Николай Александрович Бердяев (1874–1948) – один из самых известных представителей русской классической философии, высланный в 1922 г. из страны, был очевидцем самой масштабной за всю историю человечества попытки построения общества на принципе всеобщего равенства. Отсюда – его негативное отношение к этому принципу, которое он высказывает в ряде открытых писем большевикам, собранных вскоре в книгу «Философия неравенства».

    Неравенство есть основа всякого космического строя и лада, есть оправдание самого существования человеческой личности и источник всякого творческого движения в мире. Всякое рождение света во тьме есть возникновение неравенства. Всякое творческое движение есть возникновение неравенства, возвышение, выделение качеств из бескачественной массы. Само богорождение есть извечное неравенство. От неравенства родился и мир, и космос. От неравенства родился и человек. Абсолютное равенство оставило бы бытие в нераскрытом состоянии, в безразличии, т. е. в небытии.

    Питирим Александрович Сорокин также был активным деятелем революционных событий 1917 года. Через несколько лет после своей вынужденной эмиграции из России (1922) он в работе «Проблема социального равенства» дал собственную оценку проблемы равенства и неравенства и возможных путей ее решения.

    Не вдаваясь в детали, социальное равенство можно мыслить двояко: в смысле Абсолютного равенства Одного индивида другому во всех отношениях: и в смысле прав и обязанностей, и в смысле умственном, нравственном, экономическом и т. д…

    При последовательном проведении равенства этого типа не должно быть терпимо никакое неравенство в каком бы то ни было отношении. Идеалом его является стрижка всех людей под одну машинку и посильное стремление сделать их совершенно сходными друг с другом, своего рода стереотипными изданиями с одного и того же экземпляра… При таком понимании равенства не было бы места на жизненном пиру ни Сократу, ни Христу, ни Ньютону, ни Канту, ни Леонардо, ни Микеланджело, ни кому бы то ни было из великих. Царили бы одни посредственности и невежды. Иными словами, мораль этого равенства является раздачей премий невежеству, болезни, преступности и т. д. и ведет к полному застою культуры и ее приобретений.

    Сказанного достаточно, чтобы отбросить это понимание социального равенства. Оно утопично, неосуществимо, ретроградно и социально вредно.

    Но тогда остается одна возможность: равенство приходится понимать уже не в смысле тождества, а в смысле Пропорциональности социальных благ заслугам того или иного индивида. Согласно этой формуле пропорциональности, права на социальные блага (богатство, любовь, слава, уважение и т. д.) не могут и не должны быть равны у простого маляра и Рембранта, у рядового работника науки и гения, у чернорабочего и Эдиссона и т. д. и т. п. «Каждому – по заслугам», «каждому – по мере выявленных сил и способностей», «каждому по мере таланта» – вот краткие формулы, выдвигаемые этой концепцией равенства…

    Подход к проблеме социального равенства и неравенства известного немецкого философа, представителя религиозного направления в экзистенциализме Карла Ясперса (1883–1969), изложенный им в работе «Философская вера», Представляет, скорее, не позицию экзистенциализма, а позицию христианской религии. Вместе с тем, он показывает, почему даже фактическое отсутствие равенства в обществе не может уничтожить этот идеал.

    Идея равенства всех людей совершенно очевидно неверна, поскольку речь идет о характере и способности людей в качестве доступных психологическому исследованию существ, но она неверна и как реальность общественного порядка, в котором в лучшем случае могут быть равны шансы и равное право перед законом.

    Интересный взгляд на характер социального равенства в западном обществе I половины – середины ХХ в. предлагает испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстание масс».

    Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – это совокупность лиц, выделенных особыми качествами; масса – не выделенных ничем. Речь, следовательно, идет не только и не столько о «рабочей массе». «Масса» – это «средний человек». Таким образом, чисто количественное определение – множество – переходит в качественное. Это – совместное качество, ничейное и отчуждаемое, это человек в той мере, в какой он не отличается от остальных, а повторяет общий тип…


    написать администратору сайта