Классика обществоведческой мысли. К. Маркс, Ф. Энгельс. Классика обществоведческой мысли К. Маркс, Ф. Энгельс Карл Маркс (18181883)
Скачать 149.55 Kb.
|
Классика обществоведческой мысли: К. Маркс, Ф. ЭнгельсКарл Маркс (1818-1883)Вклад К. Маркса в науку об обществеСторонник экономического детерминизма; В своём труде «К критике политической экономии» рассматривал проблемы буржуазной экономики; Совместно с Ф. Энгельсом является автором формационного подхода к развитию общества – теории исторического развития, основанной на законе отрицания отрицания, но предлагающей в качестве стадий исторического развития общественно-экономические формации. Экономический детерминизмДетерминизм – учение о взаимосвязи и причинности всех явлений; Экономический детерминизм предполагает, что все явления обусловлены экономикой; Согласно, К. Марксу, все общественные отношения определяются экономической сферой; Экономические отношения – это базис, а все остальные сферы отношений - надстройка; Таким образом, все сферы общественных отношений производны от экономических. Материальное производствоСогласно К. Марксу, материальное производство – основа всей человеческой деятельности; Средства производства – это совокупность средств труда и предметов труда; Средство труда – то, чем человек воздействует на предмет труда; Предмет труда – вещь или комплекс вещей, которые подвергаются воздействию человека в процессе производства. Способ производстваСпособ производства – это совокупность производительных сил и производственных отношений; Производительные силы - средства производства и люди, занятые на производстве; Производственные отношения - совокупность материальных, не зависящих от сознания людей, экономических отношений, в которые люди вступают между собой в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. ЭксплуатацияБуржуазное (капиталистическое) общество связано с эксплуатацией в ходе материального производства; Производственные отношения неравные, так как люди, непосредственно работающие на производстве, отторгнуты от собственности на средства производства; Таким образом, собственность на средства производства принадлежит капиталистам (буржуазии), а непосредственно реализуют производство рабочие (пролетариат); Подобная ситуация ущемляет права рабочих и приводит к социальной несправедливости; Следовательно, возникает антагонизм (непримиримое противостояние) между буржуазией и пролетариатом. Фридрих Энгельс (1820-1895)Вклад Ф. Энгельса в науку об обществеВ своём труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс разрабатывает материалистическую теорию происхождения государства; Он рассматривает особенности родовой и соседской общины, а также предпосылки образования государства; Согласно Ф. Энгельсу, возникновение государства связано с возникновением частной собственности и появлением эксплуатации. Для родовой общины были характерны внутриобщинные брачные связи (эндогамный брак) и отсутствие устойчивых институтов семьи и брака; Как следствие, не существовало системы наследования, и не происходило накопление собственности; Частной собственности не существовало, а индивидуальная собственность уничтожалась после смерти владельца или переходила общине. При этом власть в родовой общине носила потестарный характер: т.е. не существовало устойчивых элит или единообразного механизма передачи власти. К власти приходил тот человек или группа людей, которые были наиболее необходимы для общины в конкретный момент; Рабовладение было развито в форме рабства иноплеменников. Рабства соплеменников не существовало, так как вся община представляла собой единый род. Постепенно начинается разложение родовой общины; Браки начинают принимать экзогамный характер (т.е. браки с членами других общин), на эндогамные браки накладывается табу; Появляется устойчивый институт брака и, как следствие, институт наследования; Начинается накопление имущества, происходит социальное расслоение, и появляется частная собственность. Возникает соседская община. Ячейкой соседской общины является большая патриархальная семья; Таким образом, власть утрачивает потестарный характер, и приобретает патриархальный характер, т.е. к власти приходит старший (обычно старший мужчина в роду); Все социальные отношения начинают определяться старшинством; Все более младшие члены рода (по возрасту, статусу, полу) отстраняются от власти и попадают под абсолютную власть старшего. Так как члены общины уже не являются родственниками, то между ними возникают неравные экономические отношения; В частности, одни члены соседской общины могут попасть в долговую зависимость к другим членам соседской общины, и тогда возникает рабство соплеменников; Рабовладельцы желают сохранить своих рабов и свои привилегии, и для этого захватывают власть, образуя устойчивый государственный аппарат и провозглашая своё право на легитимное применение насилия (государственного принуждения). Так возникает государство. Государство и эксплуатацияТаким образом, государство имеет классовую сущность и защищает интересы правящего класса; Государство поддерживает эксплуатацию, так как оно было создано именно с этой целью; Следовательно, для государства характерен постоянный антагонизм между классом эксплуататоров и классом эксплуатируемых; Антагонизм между классами сохраняется, пока сохраняется эксплуатация; Для преодоления антагонизма и эксплуатации необходимо разрушить государство. Формационный подход к развитию обществаФормационный подходФормационный подход к развитию общества разработан в рамках марксизма на основе трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других теоретиков; Формационный подход опирается на методологию Г. Гегеля. В частности, на закон отрицания отрицания (предполагающий развитие общества по спирали) и на закон перехода количественных изменений в качественные; Формационный подходОднако, в отличие от Г. Гегеля, представители формационного подхода считают, что стадии развития общества определяются способом производства; Стадии развития общества, определяемые способом производства, называются общественно-экономические формации; Выделяется пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. К. Маркскоммунистическая стадиясоциалистическаяформациякапиталистическаяформацияантагонистические феодальная формациярабовладельческаяформацияпервобытнообщиннаяформацияПервобытнообщинная формацияДля первобытнообщинной формации характерно следующее:- отсутствие государства;- отсутствие эксплуатации;отсутствие частной собственности; экономическое и политическое равенство; отсутствие антагонизма; низкий уровень развития производительных сил. Рабовладельческая формацияРабовладельческое государство - это наиболее ранняя форма государства; В рабовладельческом государстве происходит эксплуатация рабов рабовладельцами (антагонизм между рабами и рабовладельцами); При этом рабы не только отчуждены от собственности на средства производства, но и отчуждены от собственной личности; Рабовладельцы владеют как средствами производства, так и рабами, которые не считаются людьми, а считаются средствами производства. Феодальная формацияПосле разрушения рабовладельческого общества (согласно формационному подходу, это разрушение происходит насильственным путём) формируется феодальное государство; В феодальном государстве происходит эксплуатация феодалами крестьян (антагонизм между феодалами и крестьянами); Крестьяне лично свободны, но зависимы экономически; Крестьяне отчуждены от собственности на средства производства (от земли); Крестьяне не имеют права собственности на землю, их земля принадлежит феодалу; Для владения собственной землей крестьяне вынуждены работать на земле феодала (барщина) и выплачивать налог (оброк); При этом государство защищает интересы феодалов. Феодальное государство разрушается в результате буржуазной революции; К власти приходит буржуазия (капиталисты) и формирует капиталистическое государство; В капиталистическом государстве происходит эксплуатация капиталистами рабочих (пролетариата); Рабочие формально лично и экономически свободны, то, тем не менее, отчуждены от собственности на средства производства. Несмотря на личную и экономическую свободу рабочих, эксплуатация возрастает, так как буржуазия получает прибавочный продукт, который расходует не на улучшение жизни рабочих, а на увеличение производства; Кроме того, в отличие от рабов и крестьян, рабочие обладают гражданскими правами и, следовательно, способны объединяться для защиты своих прав. Социалистическая формацияКапиталистическая формация разрушается в результате деятельности международного рабочего движения и социалистической революции; Возникает социалистическая формация. В её рамках должны быть уничтожена эксплуатация, государство, а также должны быть созданы условия для наступления финальной стадии общественного развития – коммунизма. КоммунизмДля коммунизма характерно следующее:- отсутствие государства;- отсутствие эксплуатации;отсутствие частной собственности; экономическое и политическое равенство; отсутствие антагонизма; высокий уровень развития производительных сил. ВыводТаким образом, коммунизм является явным аналогом первобытнообщинной формации, но на высоком уровне развития производительных сил; Следовательно, история развивается по спирали: производственные отношения сделали полный круг и вернулись к началу, в то же время производительные силы значительно возросли в результате исторического развития в ходе трёх антагонистических формаций (рабовладельческой, феодальной и капиталистической); Коммунистическая стадия развития общества является идеальной (не существует в реальности). |