Главная страница
Навигация по странице:

  • Френсис Бэкон (1561 – 1626)

  • Основное сочинение Бэкона – “Новый Органон”. В нем он попытался создать новый научный метод, дедуктивной логике Аристотеля противопоставил индуктивную логику.

  • Дедукция — движение от общего к частному.

  • Бэкон считал, что у людей много предрассудков и заблуждений. Эти предрассудки он классифицировал, выдвинув теорию четырех идолов (призраков) разума.

  • Томас Гоббс(1588-1679)

  • Основные сочинения: “О теле”, “О человеке”, “О гражданине”, “Левиафан” (это библейское чудовище, с которым Гоббс сравнивал государство).

  • Как и Бэкон, Гоббс был эмпириком, считал, что в основе знаний лежит опыт, т. е. непосредственный чувственный контакт с окружающим миром. Взгляды Гоббса

  • Гоббс один из первых рассмотрел проблему общественного договора.

  • Взгляды Локка

  • Спиноза (Spinoza, dEspinosa) Бенедикт (Барух) (1632–1677) – нидерландский философ-материалист

  • Философия Магист Сарсекова Б.. Философские правовые взгляды Ф. Бэкона, Т. Гоббса,Дж. Локка, Б. Спиноза


    Скачать 1.27 Mb.
    НазваниеФилософские правовые взгляды Ф. Бэкона, Т. Гоббса,Дж. Локка, Б. Спиноза
    Дата14.04.2021
    Размер1.27 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаФилософия Магист Сарсекова Б..pptx
    ТипДокументы
    #194657

    Философские правовые взгляды Ф.Бэкона, Т.Гоббса,Дж.Локка, Б.Спиноза

    План 1. Философские правовые взляды Ф.Бэкона. 2. Философские правовые взляды Т.Гоббса. 3. Философские правовые взляды Дж. Локка. 4. Философские правовые взляды Б.Спиноза.

    Френсис Бэкон (1561 – 1626)


    Родоначальник английского эмпиризма, известен прежде всего как философ, одержимый идеей практического использования-применения знаний. “Scientia est potentia” (“Знание — сила”) — провозглашал он. Этим подчеркивалась практическая направленность научного знания, то, что оно увеличивает могущество человека. Схоластическое же знание, с точки зрения Бэкона, на самом деле не знание. Он противопоставил свою философию средневековой схоластике. (В самом деле, его девиз “Знание — сила” находится в явном противоречии со знаменитым высказыванием библейского проповедника “во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь” — Екклесиаст, 2, 18).

    Взгляды Ф.Бэкона

    • Основное сочинение Бэкона – “Новый Органон”. В нем он попытался создать новый научный метод, дедуктивной логике Аристотеля противопоставил индуктивную логику.
    • Дедукция — движение от общего к частному.
    • Бэкон предложил противоположный ход — мы идем к общему знанию через частное, путем наблюдения и эксперимента.

    Взгляды Бэкона

    • Бэкон считал, что у людей много предрассудков и заблуждений. Эти предрассудки он классифицировал, выдвинув теорию четырех идолов (призраков) разума.
    • 1. Идолы Рода или Племени. Призрак рода присущ самой природе человека. Уже с рождения человек обречен на то, что все вещи он рассматривает субъективно, через призму самого себя. К призракам рода относятся антропоморфизм, оживотворение природы или гилозоизм (мир – живой организм). Это выражалось в том, что в природе все действует в соответствии с какими-то целями, конечными причинами. Люди наделяли природные объекты функцией целеполагания.
    • 2. Идолы Пещеры свойственны только отдельным индивидуумам. Они рождаются из индивидуальных особенностей человека. Каждый человек имеет свою отдельную пещеру. Он выдает свою личную интерпретацию за то, что существует на самом деле. Бэкон говорил, что у человеческого ума есть крылья, но неплохо бы к ним привязать гири, чтобы человек приземлялся и вставал на почву фактов.

    Взгляды Бэкона

    • 3. Идолы Площади или Рынка рождаются в речевом общении людей, в процессе которого люди воображают, что их разум повелевает словами. Люди часто не понимают друг друга из-за того, что вкладывают в слова разный смысл. Идолы Площади препятствуют взаимоотношению людей.
    • 4. Идолы Театра или Теорий порождаются слепой верой в авторитеты, особенно в традиционные философские системы или религиозные доктрины. У Бэкона есть термин “философский театр”. Люди принимают мысль старого философа за истину без анализа, без исследования.

    Методы познания Ф. Бэкона

    • Связывает с результатом деятельности:
    • Паука, который выводит истины из себя, что приводит к пренебрежению фактами, субъективизм.
    • Муравья, собирающему факты, но не умение их обобщать, узкий эмпиризм.
    • Пчелы, собирающей опытный материал и перерабатывая его в продукт полезный для других.
    • Метод пчелы Бэкон связывает с познанием природы вещей.
    Каким образом следует познавать вещи? - необходимо начинать с выделения в вещи элементарных форм, познавая сопоставляем их с фактами и данными опыта. (экспериментальное естествознание) Путь истинного познания - индукция (наведение). Особенность данного метода – анализ, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познав первичные элементы, мы можем познать тайну природы (материи). Ф.Бэкон.

    Томас Гоббс(1588-1679)


    Томас Гоббс – английский мыслитель, последовательный материалист.

    Человеческую душу он понимал как какое-то материальное тело, как совокупность легких, невидимых частиц.

    Основные сочинения: “О теле”, “О человеке”, “О гражданине”, “Левиафан” (это библейское чудовище, с которым Гоббс сравнивал государство).

    Гоббс оставил после себя систематическое учение, в котором рассматривал все разделы философии: о мире, природе, о человеке и обществе.

    Как и Бэкон, Гоббс был эмпириком, считал, что в основе знаний лежит опыт, т. е. непосредственный чувственный контакт с окружающим миром.

    Взгляды Гоббса

    • Гоббс один из первых рассмотрел проблему общественного договора.
    • Он считал, что люди конфликтуют друг с другом по своему естественному состоянию. Это он сказал: “Война всех против всех”. Чтобы люди перестали конфликтовать, убивать друг друга, они должны были договориться, заключить общественный договор. Вот в результате общественного договора и возникло государство – институт, призванный гармонизировать человеческие отношения.
    • Как философ-эмпирик, Гоббс понимал нравственность в духе индивидуализма. Он утверждал, что “золотое правило поведения” является законом всех людей, основой нравственности. Гоббс — автор правовой по существу формулировки золотого правила
    • "Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе».

    Джон Локк (1632 – 1704)

    • Английский философ-просветитель, самый видный представитель эмпиризма и сенсуализма. Он придерживался формулы: “Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах”

    Взгляды Локка

    • Локк выдвинул теорию “чистой доски” (tabula rasa лат.) — чистая, неисписанная доска, каковой, по мнению Локка и всех сенсуалистов, является душа до всякого опыта.
    • Локк способствовал развитию направления, которое считает, что человека формируют обстоятельства и что, изменив обстоятельства, можно изменить самого человека. Процесс воспитания и образования может целиком переделать его. Положительная сторона этого учения состоит в том, что общество настраивается на конструктивный деловой лад, что человек может повлиять на свою жизнь, на судьбу. Человек становится самим собой в процессе воспитания, под влиянием социальной среды. Негативная сторона заключается в переоценке влияния социальной среды, условий, обстоятельств жизни человека.

    Взгляды Локка

    • Локк был отцом либерализма, произвел настоящую революцию в области политического мышления. Он считал, что права человека естественны и неотчуждаемы; человек по своей природе — свободное существо; свобода одного человека, если и ограничивается, то только свободой другого человека.
    • Локк выдвинул идею разделения властей (на законодательную, исполнительную). Он считал, что государственная власть не должна быть безграничной. Ограничить ее можно только разделением на три ветви власти. В истории политических идей это самая мощная идея.

    Локк в цитатах

    • "Верный признак невоспитанного человека — не думать о том, что нравится или не нравится тем, в обществе которых он находится«
    • "В человеке плохо воспитанном, отвага становится грубостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью«
    • "Стыд — это беспокойство души при мысли о том, что совершено нечто такое, что способно уменьшить уважение к нам со стороны других«
    • "Гимнастика удлиняет молодость человека"
    • Спиноза (Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632–1677) – нидерландский философ-материалист

    ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ БЕНЕДИКТА СПИНОЗЫ

    • Одним из первых оппонентов Декарта был голландский мыслитель Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677).
    • Спиноза родился в Амстердаме, в состоятельной семье испанских евреев. Учился в еврейской религиозной школе, где освоил древнееврейский язык, глубоко изучил Библию и Талмуд. Посещал также школу Франциска Ван ден Эндена, последователя Дж. Бруно. Через него Спиноза сошелся с республиканцами и христианскими сектантами. В 1656 г. Спиноза был отлучен, проклят и изгнан из еврейской общины. Он уезжает в деревню, начинает трудом зарабатывать на жизнь. В 1669 г. перебирается в Гаагу - резиденцию республиканского правительства.
    •  В 1670 г. анонимно публикуется "Богословско-политический трактат" Спинозы, вызвавший ожесточенную полемику, в 1677 г. - основной труд ученого - "Этика". После смерти Спинозы выходят также его работы "Политический трактат" и "Переписка". Лишь в начале XIX в. его сочинения были изданы легально.
    • Так же как и Декарт, Спиноза был представителем рационалистического подхода в европейской философии. Не отвергая роль опытного знания, он причислял его к области мнения, говорил о его субъективности, обманчивости, ошибочности.
    • Чувственные данные могут быть получены как в личном опыте индивида, так и от других индивидов, которые также опираются на чувственный опыт. Спиноза критически оценивает эти источники знания. Он выступает против поспешных обобщений, абстрактных заключений. Особенно резко он оценивает реализм, онтологизирующий универсалии и объявляющий их сущностями.
    • Человек у Спинозы - один из конечных модусов, объединяющий в себе два атрибута субстанции - мыслящую и телесную субстанции. Преодолению дуализма Декарта способствует выдвинутая Спинозой концепция психофизического параллелизма: связь идей та же, что и связь вещей; мышление человека не противоречит тому, что происходит в природе. Отсюда логически вытекает вывод о телесно-духовном единстве человека.
    • Спиноза выделяет и причину дуализма Декарта - механицизм его воззрений, понимание организма как машинообразного устройства, ограничивающее возможности телесной детерминации психических явлений. То есть человек предстает в учении Спинозы как целостное существо.
    • Особый интерес для психологии представляет теория аффектов (страстей) Спинозы, рассматриваемых им как побудительные силы человеческого поведения
    • Так же как и Декарт, Спиноза был представителем рационалистического подхода в европейской философии. Не отвергая роль опытного знания, он причислял его к области мнения, говорил о его субъективности, обманчивости, ошибочности.
    • Чувственные данные могут быть получены как в личном опыте индивида, так и от других индивидов, которые также опираются на чувственный опыт. Спиноза критически оценивает эти источники знания. Он выступает против поспешных обобщений, абстрактных заключений. Особенно резко он оценивает реализм, онтологизирующий универсалии и объявляющий их сущностями.

    Подготовила: Сарсекова Б.


    Спасибо за внимание.


    написать администратору сайта