Главная страница
Навигация по странице:

  • «Кандид»

  • Для поэтики таких произведений характерно следующее

  • "Персидские письма"

  • Доклад, тема 5. Философский роман в культуре просвещения


    Скачать 15.47 Kb.
    НазваниеФилософский роман в культуре просвещения
    Дата30.10.2022
    Размер15.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад, тема 5.docx
    ТипУтопия
    #762655

    Философский роман в культуре просвещения


    Философский романхудожественное произведение в романной форме, иллюстрирующее те или иные философские концепции. Термин получил распространение в XX веке. Философским романом иногда называют произведения, написанные в жанре утопии или антиутопии. Это происходит благодаря особенному концептуальному рассмотрению в утопиях или антиутопиях тех или иных явлений общественной жизни, философскому анализу всего общества в целом, а также проблемам исторического развития общества.

    Философский роман как таковой возник в Западной Европе в век Просвещения, когда были созданы такие классические образцы жанра, как «Кандид» (1759) Вольтера или «Племянник Рамо». Издание романов французского философа Руссо «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль» (1762) окончательно определило значение этого жанра в литературе.

    Для культуры французского Просвещения характерен феномен органического единства философии и литературы, выразившийся в том, крупнейшие французские философы этой эпохи были одновременно выдающимися писателями.

    Для поэтики таких произведений характерно следующее:

    -         принципиальная условность;

    -         экспериментальность сюжетных эпизодов;

    -          введение фантастических образов и ситуаций;

    -         параболичность художественной мысли;

    -          парадоксы.

    Французская философия XVIII века поставила в центр антропологические и социально-политические проблемы. Французские философы сознательно использовали литературу как средство воспитания и пропаганды. Проблема просветительских и воспитательных целей художественного слова в XVIII веке стоит в центре литературных дискуссий.

    Французскому философскому роману 18 века свойственна тенденция к пародированию известных устоявшихся жанров. Чаще всего пародируются романы путешествий ("Персидские письма" Монтескье, "Простодушный" Вольтера), любовно-авантюрные романы ("Кандид" Вольтера). Вместе с тем создаются и новые жанровые формы, в частности роман-диалог ("Племянник Рамо", "Жак-фаталист" Дидро, "Философия в будуаре" маркиза де Сада).

    Философские романы XVIII века обнаруживают общую ориентацию на притчевую форму повествования, где в центре - история, рассказанная для иллюстрации и подтверждения или, напротив, разоблачения определенной философской идеи.

    "Персидские письма" Монтескье принято считать началом истории французского философского романа XVIII века. Монтескье сознательно избрал эпистолярную форму романа, в ту пору еще не имеющую жанрового канона. Эта форма привлекала Монтескье прежде всего своей относительной свободой. Философствование здесь предстает как элемент, чуждый традиционному роману, существующий вне сюжета и вне персонажей. Развитие героев в романе Монтескье предстает прежде всего как развитие их идей.

    Тенденции философского жанра можно обнаружить в психологических и нравоописательных романах этой эпохи, где решающую роль начинают играть персонажи-идеологи, своего рода философы-развратители (маркиза де Мертей в "Опасных связях" Шодерло де Лакло). Это определяет концепцию подобных персонажей, которые проецируют собственные идеи на действительность.

    Французский философский роман был создан философами и поэтому стал формой представления их собственных теорий и систем.


    написать администратору сайта