Главная страница
Навигация по странице:

  • Название секции

  • Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема « Просветительская деятельность Петра Первого» Классы : 7-8 Цели

  • Средства, используемые на уроке

  • Ход занятия 1.Организационный момент. Проблемная ситуация

  • 2. Просветительская деятельность Петра - основной этап урока.

  • 2 группа. Повышение грамотности

  • 3группа . Развитие театра, музея

  • 4 группа .Первое печатное издание

  • 3.Рассказ учителя. Церковная реформа 1701-1722 гг.

  • 4. Обобщение и систематизация материала 1.

  • Почему вы считаете

  • 5. Подведение итогов урока. Рефлексия

  • Рождественские чтения. Выступление на чтения Мячева О.А. Фио Мячева Ольга Александровна оо маоу Саранинская сош


    Скачать 31.84 Kb.
    НазваниеФио Мячева Ольга Александровна оо маоу Саранинская сош
    АнкорРождественские чтения
    Дата13.11.2022
    Размер31.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВыступление на чтения Мячева О.А.docx
    ТипДокументы
    #785964


    ФИО : Мячева Ольга Александровна

    ОО: МАОУ « Саранинская СОШ»

    Должность : учитель истории и обществознания

    Название секции: Церковь и российское общество в 17-18 вв. Секулярный мир и религиозность

    Тема выступления : Просветительская деятельность Петра Великого.

    Изменения, произошедшие в стране за последние два с половиной десятилетия, смена системы социальных отношений обусловили кризис в духовной жизни нашей страны.  Этот кризис отразился и на сознании современной молодёжи – снизился статус высших человеческих ценностей. Такие понятия как: честь, совесть, патриотизм, духовность и душевность -для молодого поколения не более чем пустые слова. Во многом это объясняется существенной деформацией, сложившейся прежде системы воспитания.

    В   настоящее   время   наблюдается   утрата   духовной   ориентации   в   обществе.   И   от   этого   страдает   в   первую   очередь    молодое   поколение,   дети.   В   этих   обстоятельствах   особенно   ясной   становится   роль   школы   как   гаранта   мира   и   общественной   нравственности.

    Сегодня,   когда   обществу   требуется   человек   с   возросшим   чувством   собственного   достоинства,   раскрепощённый,   с   высоким   уровнем  самосознания,   педагогический   коллектив   обозначил   приоритетной   проблему   духовно -нравственного   воспитания.  

    Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.

    На уроках истории и обществознания много тем ,направленных на духовное развитие личности ученика. Одной из таких тем является и тема «Просветительская деятельность Петра Великого.» (8 класс)
    При Алексее Михайловиче начинает зарождаться секуляризм, легализовавший культурный поворот в сторону Запада; Петр I доводит это осторожное западничество до полного принятия идеологии европеизма.

    Идей европеизма выступает культ знания, просвещения, свободного от догм и регламентаций религии. Просвещение понималось как "выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине".Петр I делает все, чтобы отделиться от прошлого, разорвать путы старомосковских отношений и утвердить новые формы жизни, новое светское культуротворчество.

    Петр I и сам верил в великое предназначение России и всячески заботился о ее возвышении. В первую очередь он взялся за расцерковление гражданской жизни. Хотя Петр I понимал, насколько важна религия в общении с массами, его бесконечно возмущало засилье духовенства в общественной и государственной жизни.

    Секуляризационная деятельность Петра I разворачивалась в разных направлениях. Первой открытой демонстрацией разрыва со стариной явился перенос по указу от 20 декабря 1699 г. начала года с 1 сентября на 1 января.

    Объективно тот же секуляристский смысл имела и книгоиздательская реформа. До Петра I существовала только церковная печать, возникшая еще во времена Ивана Грозного. Все выходившие тогда издания предназначались исключительно для религиозного употребления - от первой «Псалтыри» Ивана Федорова до «Кормчей» и «Скрижалей» патриарха Никона.

    Петр I своим указом от 1 января 1708 г. вводит новую азбуку и новый шрифт для печатания "разного звания гражданских книг", т. е. литературы светского, прежде всего научного, содержания. За короткое время создается обширная учебная литература - от астрономии и истории до фортификации и кораблестроения.

    Методическая разработка внеклассного мероприятия

    Тема « Просветительская деятельность Петра Первого»

    Классы : 7-8

    Цели:

    - Формирование у обучающихся знаний о деятельности Петра I;

    - Воспитание учеников на примере жизни выдающегося царя - Петра I.

    Задачи:

    1. Способствовать формированию представления о значении Петра I в просветительской жизни России как выдающемся императоре XVII - XVIII веков.

    2. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к духовно-нравственным ценностям народов Российской Федерации, историческим и национально-культурным традициям;

    3. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

    4. Способствовать организации духовно-нравственного развития и во

    Планируемые результаты:

    Личностные

    Воспитание само- и взаимоуважения

    Развитие сотрудничества при работе в парах

    Воспитание интереса к истории как к науке

    Метапредметные

    Работать с учебной и внешкольной информацией

    Собирать и фиксировать информацию, выделяя главную, и второстепенную

    Определять свою роль в учебной группе

    Предметные

    Систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе

    Объяснить причины и следствия ключевых событий церковной реформы

    Дать оценку церковной реформе и личности самого ПетраI
    Средства, используемые на уроке:

    - текстовый раздаточный материал; средства наглядности (портрет Петра I); технические средства обучения (интерактивная доска)

    При изучении используются технологии или элементы:

    -проблемного обучения;

    -критического мышления;

    -дифференцированного обучения;

    -информационно- коммуникативного обучения.

    Ход занятия

    1.Организационный момент. Проблемная ситуация

    - О ком говорится в стихотворных строках:

    «Великий Петр, царь — реформатор, Строитель, плотник, мореход. С его на троне воцаренья ,Россия славный путь ведет…»

    - В стихотворении говорится о царе-реформаторе.

    - А что такое реформа?

    -Как вы понимаете это высказывание: « Голова человеку нужна не токмо шапку носить , а ум-разум копить!»

    - Мы можем записать тему урока (Просветительская деятельность Петра1)

    2. Просветительская деятельность Петра - основной этап урока.

    - Реформы, проводимые царем в области просвещения, называют «культурной революцией». Почему?

    -На данный вопрос мы с вами попытаемся ответить в конце нашего занятия.

    Работа в группах.

    Ученики получают раздаточный материал - текст с информацией. Каждая группа получает разный текст. Детям необходимо проработать материал в группе. Потом каждая группа представляет свой материал. После этого группы задают друг другу вопросы по выслушанной информации)

    1группа . Образование

    Получение образования стало обязательным для людей всех сословий.

    У русских людей того времени было свое понятие воспитания, образование могли получить лишь дети высокопоставленных чиновников. Петр же решил изменить сложившееся положение вещей. В 1701 году Петр Алексеевич распорядился открыть в Москве школу математических и навигационных наук. С 1701 по 1721 год были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить, созданные указом 1714 года, цифирные школы в провинциальных городах, призванные "детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии". Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721. Также при Петре I начался эксперимент по отправлению молодых россиян на учебу за границу, однако эксперимент оказался не вполне удачным.

    Кроме того Петр собирался ввести в России обязательное начальное образование, которое должно было быть бесплатным, но это начинание сочли невыгодным для экономики страны - рабочие и ремесленники не хотели лишаться учеников и подмастерьев, которые тратили бы значительное время на образование.

    2 группа. Повышение грамотности

    В 1710 году Петр задумался об упрощении книгопечатания. Одним из важнейших нововведений Петра стал так называемый "гражданский шрифт", который упростил написание и чтение. Таким образом Петр стремился обучить грамоте своих подданных. С помощью нового шрифта Петр упростил язык, он был противоположностью славяно-сербского церковного языка, считавшегося до того момента официальным. Именно ради изобретения нового упрощенного шрифта Петр распорядился открыть в Амстердаме русскую типографию, в ее втором отделении и был применен новый шрифт - для напечатания учебника геометрии, а затем и перевода немецкого руководства для приветствий.

    Также Петр был заинтересован в создании подобия исторического архива или библиотеки для систематизации всех исторических знаний - в 1720 году он указал, чтобы из хранилищ монастырей были изъяты исторические грамоты, старинные рукописи и книги, их переписали, потом оригиналы вернули обратно.

    В 1714 году в Петербурге была основана первая в России публичная библиотека. В её состав вошло книжное собрание русских царей из Московского Кремля, издания, подаренные Петру иностранцами, конфискованные у опальных дворян. В петровское время появилось немало личных библиотек.
    3группа . Развитие театра, музея

    Одним из средств достижения умов своих подданных, проще говоря - пропаганды, Петр Алексеевич считал театр. О театре допетровских времен известно мало. До XVII века все театральные постановки в России носили исключительно религиозный характер, увидеть их можно было в монастырях, а позднее в одном из госпиталей Киева. В 1672 году (год рождения Петра) театр впервые допустили ко двору. Актеры были из Германии, но они начали выступать при условии, что наберут себе русских учеников. Петр же решил показать театр народу и распорядился проводить театральные постановки на Красной площади, зрителями которых были простые люди.

    Пётр во время заграничных путешествий накупил в Европе массу всяких редкостей и диковин.

    Всё это в 1714 г. положило начало первому российскому музею – Кунсткамере. Коллекция пополнялась также отечественными редкостями.
    4 группа .Первое печатное издание

    Так же при Петре в 1703 году вышло первое российское печатное издание - газета "Ведомости". Петр был автором многих ее статей, а ее первым редактором стал директор московского Печатного двора Федор Поликарпович Поликарпов-Орлов. Первый номер газеты содержал скорее статистическую информацию о положении дел в стране. В газете, например, сообщалось, что "Повелением его Императорского Величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штурманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют".

    Учитель делает вывод о работе групп.
    3.Рассказ учителя. Церковная реформа 1701-1722 гг.

    Церковная реформа — комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами. Одним из главнейших преобразований стала фактическая ликвидация должности Патриарха и утверждение 25 января 1721 года нового высшего церковного органа — Святейшего правительствующего Синода, или Духовной Коллегии.

    Причины и предпосылки реформы

    -Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.

    -Чрезмерный авторитет церкви — Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей, это не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный властитель.

    -Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.

    Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.

    Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.

    Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.

    В 1700 году – назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола». Целью было – не допустить избрания нового Патриарха после смерти Патриарха Адриана. Царь лично назначил на новую должность митрополита Стефана Яворского.

    24 января 1701 секуляризация (изъятие в государственный оборот) церковных и монастырских крестьян и земель. Ликвидация финансовой автономии церкви. Увеличение эффективности использования земель и налоговых поступлений в государственную казну. Церковные крестьяне и земли были переданы в управление к восстановленному Монастырскому приказу, доходы перечислялись в казну из которой по строго установленным штатам выплачивались оклады прежним владельцам (монастырям и церквям).

    30 декабря 1701 года – уменьшение числа монахов и запрет на строительство новых монастырей.

    Суть и значение церковной реформы Петра I

    Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д.

    Создание Духовной Коллегии, или Святейшего Синода

    Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства.

    Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви

    Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.

    Итоги и результаты реформы Церкви

    -Фактически была ликвидирована должность Патриарха;

    -Церковь начала терять финансовую и административную автономию;

    -Снижено количество монахов и монастырей;

    -Увеличено число налогов, поступающих в казну;

    -Стали производиться рекрутские наборы из церковных крестьян.

    4. Обобщение и систематизация материала

    1. Методический приём - Таблица «тонких» и «толстых» вопросов («тонкий» вопрос не требует развёрнутого ответа, нужен однозначный ответ, «толстый» вопрос предполагают полный, развёрнутый ответ)

    Вопрос «тонкий»

    Вопрос «толстый»

    Кто разработал шрифт для гражданской азбуки?

    Когда возникла первая публичная библиотека? 1714г

    Мог ли царь приглашать иностранцев на государственную службу?

    Как называлась первая печатная газета?


    Дайте объяснение, почему царь заботился о дворянском образовании?

    почему вы думаете...

    Почему вы считаете, что развитию просвещения способствовало издательское дело?

    В чём различие новых школ от тех, что были в России раньше?

    Какие изменения произошли в церкви при Петре Великом


    Составление кластера:

    ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕТРА I

    5. Подведение итогов урока. Рефлексия

    Вопрос учителя:

    - Реформы, проводимые царем в области просвещения, называют «культурной революцией». Почему?

    Оцените свою работу на уроке:

    -Я научился…

    -Я узнал…

    - Мне предстоит узнать…
    Вывод: Отношение исследователей к реформах просвещения , церковной реформе, проведенным Петром I, не одинаково. Данная тема вызывает разногласия среди ученых.

    Наша история – и в дни подъема, и в годину бед – наш общий драгоценный опыт. Извлечь из него уроки, научить детей бережно относиться к наследию предков, но при этом трезво, осознанно смотреть в будущее и строить свою жизнь в настоящем, согласно духовности и нравственности . В этом и состоит наша задача- учителя, воспитателя, наставника.


    написать администратору сайта